Огни салонов так заманчиво горят
Как автодилеры играют на психологии покупателей
В декабре люди, решившие приобрести автомобиль, занимают выжидательную позицию. После наступления нового года можно будет купить более «свежую» по документам машину – это важно, например, при ее дальнейшей перепродаже. Впрочем, данное обстоятельство далеко не единственный фактор, влияющий на активность посещения автосалонов.
Автомобиль – товар далеко не первой необходимости. Тем не менее этот рынок чутко реагирует на состояние экономики и общее настроение в обществе. Состояние нестабильности и тревоги в социуме – один из главных факторов, влияющих на активность покупателей машин.
В этом году продажи автомобилей все время шли по нарастающей. Спад случился в сентябре – октябре. В прежние годы автомобили раскупались в этот период особенно активно. Как считают в представительстве General Motors в России, после трагических событий в Беслане людям было не до посещения автосалонов. Аналогичным образом, заметим, отреагировал рынок и на захват заложников в театральном центре на Дубровке в октябре 2002 года.
Впрочем, быстрорастущему автомобильному рынку не потребовалось много времени для восстановления. В ноябре продажи автомобилей снова стали бить рекорды.
Топ-модели доступны
По данным компании PricewaterhouseCoopers, общий прирост продаж автомобилей в России за 2003 – 2004 годы в денежном исчислении составил $7,2 млрд и достиг почти $18 млрд. Как считает Стенли Рут, партнер PWС, по темпам роста оборотов в автомобильном бизнесе Россия уступает лишь Китаю. В то же время количество проданных автомобилей за два года увеличилось лишь на 13% – с 1,4 млн до 1,6 млн. Из этого факта следует, что россияне стали отдавать предпочтение более дорогим иномаркам – почти 90% прироста объема продаж в 2003 – 2004 годах было обеспечено иностранными брэндами, что в денежном выражении составляет $6,4 млрд.
При этом «иномарочный» бум трудно объяснить исключительно ростом доходов населения. В 2004 году рост рынка автомобилей в денежном выражении составил 35%, а величина реальных доходов населения в среднем увеличилась лишь на 9,7 –10,5%. Подобная нестыковка объясняется не только все возрастающей разницей в зарплатах между Москвой, Санкт-Петербургом (основных потребителей иномарок) и провинцией. В этом году резко возросла активность и производителей, и продавцов автомобилей.
В компании «Карнэт-2000» (дистрибутор марки Hyundai, которая лидирует среди иномарок – на ее долю приходится 14% рынка) считают, что одна из основных причин, способствующих привлечению покупателей в автосалоны, – доступность кредитных программ. В настоящее время, по данным PWC, с помощью банковского кредита покупается до 30% новых автомобилей.
В соответствии с тенденцией «Карнэт-2000» выстраивает свою предновогоднюю стратегию стимулирования продаж: в дилерских центрах Hyundai в Москве и Санкт-Петербурге совместно с ММБ объявлена специальная кредитная программа для автомобилей Elantra и Matrix (Elantra предлагается в кредит по ставке от 3,49%, а Matrix – от 4,26%). Похожую кампанию развернуло и представительство BMW в России. Оно предлагает приобрести автомобили BMW 3-й серии по ставке от 6,9% годовых в долларах США. До сих пор стандартной ставкой по автомобильным кредитам считались 9% годовых.
Как отмечает Стенли Рут, к важнейшим факторам, повлиявшим на продажи автомобилей, относится колебание курса валют. Нестабильность доллара заставляет людей, хранящих свои сбережения в американской валюте, вкладывать деньги в крупные покупки. Автомобиль – наиболее удобная с этой точки зрения инвестиция. В такой ситуации, естественно, выигрывают производители, играющие в «долларовой зоне»: корейские и японские марки, Opel (подразделение американской General Motors).
Пытаясь выровнять ситуацию, большинство продавцов европейских автомобилей переписали свои ценники из евро в доллары. В некоторых случаях (как, например со Skoda) это привело к реальному снижению стоимости машин. В других – как, например, у дилеров Audi – изменение эквивалента условной единицы имело чисто психологический характер, а фактические цены при этом оставались прежними.
В любом случае дилеры стараются максимально использовать трепетное отношение своих потенциальных клиентов к колебанию курсов валют. Так российское представительство DaimlerChrysler в предновогоднюю пору установило фиксированный курс на все модели Chrysler и Jeep. С 1 ноября по 31 декабря 2004 года цены на автомобили этих марок зафиксированы в долларовом эквиваленте по курсу 1 евро = $1,25. Представительство Peugeot поступило еще более радикально и стало объявлять цены на автомобили в рублях.
Не надо скидок
По данным американской ассоциации дилеров AIDA, в 2004 году общая величина скидок, которые предоставили своим покупателям производители автомобилей на местном рынке, достигнет рекордных $60 млрд. Это на $10 млрд больше, чем в предыдущем году. Лидирует по величине предоставляемых скидок GM: поддерживая продажи, он «прощает» американским покупателям в среднем по $4973 за машину. На втором месте Ford: средняя скидка на автомобиль – $4861, далее следует Chrysler – $4738. Самые большие скидки из японских компаний у Nissan – $2044 за проданную машину. Honda спонсирует покупку своих моделей в среднем на $783, а Toyota – на $747.
О подобной щедрости российским покупателям автомобилей мечтать не приходится. Скидки объявляют, как правило, до или сразу после рождественских праздников для того, чтобы избавиться от складских запасов перед появлением новых автомобилей. В этом году одним из самых примечательных предложений на рынке стали скидки на автомобили Opel, достигающие 10% от стоимости модели.
Между тем, как показывает статистика продаж, растущий автомобильный рынок в принципе в скидках не нуждается. Продажи в гораздо большей степени стимулирует появление у дилеров новых моделей, особенно иномарок, собранных местными автопроизводителями. Например, благодаря организации производства BMW 5-й серии на заводе «Автотор» в Калининграде эта модель лидирует по продажам в сегменте престижных автомобилей бизнес-класса (с марта текущего года было произведено более 1500 экземпляров данной модели). Полностью выполняет свои планы по сбыту модели Focus и завод Ford во Всеволожске.
Салоны-новоселы
Уходящий год был отмечен настоящим бумом новоселий дилерских центров – в Москве заработало не меньше двух десятков новых автосалонов: крупный дилерский центр построил холдинг Rolf на Ленинградском шоссе в Химках, группа компаний «Пеликан-Авто» открыла крупнейший в Европе дилерский центр Nissan, первый в России автомобильный молл начал работать на Каширском шоссе…
Дилеры выходят из «тыла» на «передовую» – на первые линии главных городских магистралей. Самый свежий пример – открытие ведущим московским розничным продавцом Audi Автоспеццентром Ауди на Таганке филиала на Варшавском шоссе. (Прежде Автоспеццентр имел лишь одну розничную точку далеко не на самом видном месте – на задворках Микояновского мясокомбината).
Огни автосалонов в Москве становятся все ярче и их все больше. Грамотно подсвеченные иномарки за стеклянной витриной притягивают покупателей. Сделать правильный выбор потребителю становится сложнее. И все же результаты продаж азиатских производителей автомобилей (главным образом Hyundai и Toyota) показывают, что главным критерием при покупке автомобиля остается соотношение цены и качества самого продукта, а не маркетинговые придумки автомобильных торговцев.
Без пробуксовки
Динамика российского рынка автомобилей
Категория автомобилей |
Кол-во а/м, тыс. шт. |
Объем продаж, $ млрд |
2004 |
2003 |
2002 |
2004 |
2003 |
2002 |
Российские автомобили |
880 |
870 |
842 |
5,2 |
4,3 |
3,7 |
Иномарки местного производства |
120 |
54 |
11 |
1,7 |
0,6 |
0,1 |
Импорт новых автомобилей |
280 |
164 |
117 |
7,5 |
4,4 |
2,7 |
Импорт подержанных автомобилей |
317 |
400 |
447 |
3,6 |
4,0 |
4,2 |
Итого |
1597 |
1488 |
1417 |
17,9 |
13,3 |
10,7 |
Источник: Госкомстат, ГТК, АСМ-холдинг, РОАД, оценки PriceWaterhouseCoopers
Игорь Комаров
23.12.2004
журнал Компания