Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Самурай Младенцев

Гендиректор «Нижфарма» принимает решения за семь вздохов

В конце января станет ясно, состоится ли покупка 97% акций «Нижфарма» немецкой компанией Stada. Гендиректор и один из акционеров нижегородского предприятия Андрей Младенцев останется у руля в любом случае. Менеджер, в юности занимавшийся айкидо, рассчитывает по максимуму использовать силу будущего партнера.

До того как Андрей Младенцев открыл для себя, что на ноутбуке можно работать в автомобильной пробке, он водил сам. Теперь ездит по городу с шофером. «Первый раз мы были просто в шоке, когда получили от него сообщение минут через пятнадцать после отъезда из офиса. Все знали, что он быстрый, но не вездесущий же, при всей харизматичности. Потом к посланиям из машины привыкли», – рассказывает один из менеджеров «Нижфарма». Сотрудники характеризуют гендиректора как трудоголика, который сам признает, что «трудоголизм» – диагноз.

Обычный рабочий день Андрея Младенцева начинается в 9 утра и заканчивается в 21.00. Он работает даже в поезде Нижний Новгород-Москва. «Только в последний раз сосед по купе возмущенно спросил, не собрался ли я работать всю ночь», – рассказывает Младенцев. Кстати, глава «Нижфарма» предпочитает поезд опять же из желания не тратить время попусту. Младенцев считает железную дорогу наиболее вероятным способом добраться из точки А в точку Б, поскольку трижды столкнулся с переносом авиарейса. Правильно строить бизнес Младенцев стремится опять же из желания иметь больше свободного времени. Ему 36, а он пока сумел реализовать себя только в радиофизике, на фондовом рынке и в фармацевтике.

Без лирики

В детстве Младенцев мечтал стать физиком, увлекался сборкой телевизоров, приемников, магнитофонов. В итоге легко поступил на радиофизический факультет Нижегородского университета, где, кстати, на несколько курсов старше учился будущий местный губернатор Борис Немцов. Закончив университет с красным дипломом, Андрей собирался посвятить себя науке. Темой фликкер-шумов, которые по одной из теорий являются особенностью всех систем, далеких от равновесия, в то время в Союзе занимались всего двое – он и его научный руководитель. Прямая дорога вела младшего научного сотрудника в Кембридж.

Младенцев же предпочел сменить сферу деятельности – узнав в 1992 году о подборе менеджеров в только что созданный Нижегородский Банкирский Дом (НБД), который возглавил ближайший сподвижник Немцова Борис Бревнов, Андрей засел в университетской библиотеке. Правда, на этот раз не над иностранными текстами о вариациях напряженности геомагнитного поля. Проштудировав все, что смог найти о фондовом рынке, Младенцев победил в конкурсе на должность начальника отдела ценных бумаг, оказавшись в эпицентре начавшейся вскоре нижегородской приватизации. В его непосредственные обязанности входило как банковское и депозитарное обслуживание клиентов, так и представление их интересов.

Участие в приватизации «Нижфарма» для Младенцева было лишь одной из нескольких десятков сделок, осуществленных в интересах клиентов. В 1995 году группа компаний «Промис», выкупившая акции фармзавода на чековом аукционе, наняла его отстаивать свои интересы (новых хозяев не пускали на предприятие). Акционеры знали менеджера по другим проектам – с его помощью они ранее выкупали акции шиноремонтного предприятия, комбината белковых концентратов, арзамасского завода пивных бутылок (все эти активы были впоследствии проданы – блокпакет удалось консолидировать лишь в «Нижфарме»).

Незадолго до схватки за «Нижфарм» Младенцев схлестнулся с представителями «Альфа-Капитала» на макаронной фабрике «Вермани». «Там было несколько групп акционеров, у всех разные интересы. Мы не смогли получить большинство в совете директоров, я, например, баллотировался, но не прошел. Когда впервые пришел на встречу к гендиректору «Нижфарма», у него на столе лежала вырезка из «Комсомолки» про конфликт на макаронной фабрике. Он открытым текстом говорил – «и тут проиграете», – вспоминает Младенцев. – Кстати, чуть позже продавался еще пакет акций фабрики «Вермани», и мы выиграли борьбу за нее. Это чистой воды профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг».

Младенцев утверждает, что, несмотря на хорошее знакомство с губернатором (Немцов, в команде которого было много выходцев из научной физической среды, знал его по рынку ценных бумаг и даже звал в 1993-м разрабатывать программу жилищных займов), административные рычаги в конфликте задействованы не были – он сумел справиться с помощью логики и убеждения. 28 января 1995 года «Промис» одержал победу, получив большинство в совете директоров «Нижфарма». Одним из членов вновь избранного органа управления стал Андрей. Он вспоминает, что в той ситуации сильно пригодился опыт, полученный на рынке ценных бумаг. Как и на Заволжском моторном или Борском стекольном заводах, Младенцеву пришлось в интересах акционеров согласовывать общую позицию с другими заинтересованными группами (среди акционеров «Нижфарма» помимо «Промиса» оказались государство и трудовой коллектив, владеющие контрольным пакетом, строительная компания «Ространсстрой»). Общую цель удалось сформулировать достаточно быстро – повысить стоимость акций, увеличив капитализацию актива.

Младенцев уверяет, что секрет его успехов – в концентрации усилий. Оставив из-за нехватки времени начатые еще в университете занятия айкидо, он не изменил восточной философии. «Главное в айкидо – иметь дух бойца и внутренний стержень, – говорит управленец. – А еще у самурая должна быть хорошая реакция. Благодаря этому жизненному принципу я часто оказывался быстрее других. В бизнесе реакция очень помогает – улавливаешь дыхание, видишь, когда взгляд стекленеет. Токарь должен разбираться в металлах, а директор – в людях».

ЕБРР на пути самурая

В 1997 году члены совета директоров «Нижфарма» осознали, что для дальнейшего развития предприятия им не хватает профессионализма, и начали искать стратегического партнера. Сначала рассматривался вариант профильного инвестора. Швейцарская «Санофи Синтелабо» изъявляла желание приобрести акции, но «Нижфарм» предложение не устроило. После тех переговоров стало ясно, что иностранному фармпроизводителю на тот момент нижегородский завод может быть интересен исключительно как средство продвижения на российский рынок, а не как самостоятельное предприятие.

Тогда акционеры переключились на поиски инвестора финансового. Контрагентом по сделке стал малозаметный тогда (по сравнению с той же «Тройкой-Диалог») на российском рынке «Райффайзенбанк Австрия». Младенцев вспоминает, что на встречу от «Райффайзена» приехал Алексей Блохин, который заставил поверить в то, что именно они смогут сделать все хорошо. «Люди работают с людьми, а не организации с организациями, – делится убеждениями Младенцев. – Сделка с ЕБРР была сложной, у нас много раз опускались руки, но Блохин хотел довести ее до конца и заставлял двигаться дальше».

В 1998 году амбициозный радиофизик баллотировался в нижегородское Законодательное собрание, но не прошел на выборах. Тогда, видимо, он и решил сконцентрировать все силы и энергию на «Нижфарме». Первым результатом стало рекордно быстрое для провинциальной компании завершение сделки с ЕБРР, несмотря на ряд неожиданно возникших препятствий. После подписания предварительного соглашения с ЕБРР в России случился финансовый кризис. Отстаивавший сделку с «Нижфармом» директор фонда Quadriga Capital, управляющего инвестициями ЕБРР в России, Вольфганг Энглер неожиданно умер, а его место занял Райнхард Коляйк, который вел себя на переговорах достаточно жестко. Тем не менее ЕБРР все-таки вошел в состав акционеров «Нижфарма», получив 25% акций за $10 млн.

Немалую роль в этом, кроме целеустремленности Блохина и готовности Quadriga Capital к рискам, сыграл и опыт Младенцева. Понятный иностранным инвесторам язык он освоил за пять лет до этого, когда еще в НБД первый раз общался с ЕБРР по поводу совместной деятельности в банковском секторе. В процессе подготовки к сделке, например, акционеры «Нижфарма» выработали долгосрочную стратегию развития предприятия, провели юридический и экологический аудит.

После появления европейцев в совете директоров, Андрей Младенцев занял кресло гендиректора. 1999 год ушел на формирование новой команды. Вместе с представителем от ЕБРР Кендриком Уайтом Младенцев приехал в Москву для личных собеседований с претендентами на ключевые для компании позиции директоров по HR, маркетингу, продажам (благодаря кризису 1998 года профессионалов, желающих работать в Нижнем, оказалось достаточно много). В первый же московский визит Младенцев нашел HR-директора Олега Крылова с опытом работы в ирландской телекоммуникационной компании и в РВВК, который организовал на предприятии работу с персоналом. Маркетинг возглавил Александр Андреев из Danone (был у него опыт и в фармацевтике – «Берлин-Хеми»). Андреев ушел затем в «Отечественные лекарства», но Младенцев вспоминает его добрым словом – он создал с нуля департамент маркетинга и начал продвижение продуктов «Нижфарма».

Весь 2000 год ушел на реконструкцию производства и модернизацию оборудования. Одновременно стали вводить международную систему качества ISO и стандарты GMP. Кроме чистых цехов, куда можно зайти только после полного переодевания и душа, о стандартах напоминают и развешанные возле всех лифтов в офисе листовки «Политика качества». «Не знаю, кто говорит, что ЕБРР в качестве акционера увеличивает бюрократию в организации, – говорит Младенцев. – Лично мне они сами в какой-то момент сказали: зачем ты плодишь столько документов? Но потом «оправдали» – документооборот увеличился в связи с переходом на стандарты ISO и GMP. Мы четко знали, что хотим получить от стратегического партнера – возможность по-новому взглянуть на бизнес, правильно сформулировать задачи и сделать предприятие инвестиционно привлекательным. Все это мы и получили».

Три года назад компания бросила все силы на превращение из зацикленной на производстве в маркетингово-ориентированную. Открылся московский офис, увеличилось количество медицинских представителей в регионах. В 2003 году, следуя философии гендиректора, компания сконцентрировалась на развитии ключевых позиций. Весь ассортимент разделили на четыре приоритетных группы (например, гастроэнтерология, гинекология) и для продвижения каждой создали специализированные подразделения – бизнес-юниты.

Оборот «Нижфарма» с $18 млн в 1999 году вырос к 2003 году до $46 млн, а Младенцев стал одним из самых авторитетных менеджеров в фармацевтике. Предприятие, где ему принадлежит 7,4% акций, входит в пятерку крупнейших в стране фармпроизводителей. «В течение 2002 – 2003 годов мы наблюдали активное построение личного брэнда Андрея Младенцева как успешного, молодого и энергичного менеджера и продвижение корпоративного брэнда «Нижфарм», – комментирует Герман Иноземцев, директор по маркетингу компании «Верофарм». – Думаю, что немаловажную роль в построении и продвижении брэнда компании и ее генерального директора сыграли талант и серьезный подход Андрея к делу. Мне не раз приходилось участвовать в качестве спикера в тех же конференциях, что и Младенцев, и каждый раз поражал его глубокий подход к подготовке. Он, например, единственный, кто заранее писал тезисы на небольших карточках и просматривал их перед выступлением, а иногда и в ходе него. Все, естественно, знают, что такая техника подготовки очень полезна, но немногие пользуются ею. Мне кажется, что так же серьезно Андрей подходит и к другим аспектам своей менеджерской деятельности».

Заложник темпа

В офисном здании «Нижфарма» двери лифта закрываются быстро. Младенцев, правда, отрицает свою к этому причастность, но признается, что каждый раз, поднимаясь к себе в кабинет на шестом этаже, считает в лифте секунды и раздражается, когда кто-то на промежуточных этажах нажимает обе кнопки, а потом тратит время пассажиров, спрашивая: «Вверх или вниз?» «Каждый сам выбирает темп, который может себе обеспечить. Я склонен к напряженному темпу, – говорит гендиректор «Нижфарма». – Но я заложник этого темпа – успев отправить 50 сообщений по электронной почте, вынужден потом читать 50 ответов».

Младенцев не забывает о физике и периодически занимается выведением новых формул. Он считает, что если найдет ту или иную закономерность, то сможет формализовать еще больше бизнес-процессов, и тогда будет тратить меньше личного времени на менеджерские решения.

Если ему требуется более 30 секунд на понимание служебного документа, он возвращает его на доработку – значит, что-то не так в форме и, скорее всего, в содержании тоже. На телефонный разговор он отводит не более пяти минут, на обед – не больше пятнадцати. «Я даже сменил стиль питания ради сохранения темпа. За 15 минут я укладываюсь, если ем рис с овощами. Теперь это мое постоянное меню». Перейдя на рис, гендиректор «Нижфарма» похудел на 15 кг и сильно расстроил поваров заводской столовой. Они только недавно окончательно отказались от попыток накормить его котлетами и чем-то вкусным. Однообразие Младенцева не пугает. Он говорит, что мог бы всю жизнь проходить в одинаковых костюмах.

По поводу организации отпуска во всем доверяется жене – она представляет несколько вариантов с бюджетами, а он быстро принимает окончательное решение. «Я не знаю, гдедолжен быть послезавтра. Каждое утро помощники дают мне график, как актеру дают текст роли, и я ему следую. В командировочной папке есть специальные кармашки для билетов, если надо ехать в командировку. Стараюсь организовать работу так, чтобы никто не заметил, если я заболею или уйду в отпуск. Пока не получается. Я не тот человек, который заставляет людей работать. Но заставляю их работать эффективнее – снижать объем непроизводительного времени», – утверждает Младенцев.

Например, он отменил еженедельное правление, на которое собирались 13 человек из нижегородского и московского офисов. Теперь правление проводится раз в месяц, но в расширенном составе – кроме прежних тринадцати участников на нем присутствуют 34 руководителя подразделений. Все они отчитываются о проделанной за месяц работе в форме стандартных презентаций в Power Point – Младенцев нашел еще один способ сэкономить время.

Младенцев промоутировал и идею горизонтального общения между разными департаментами, чтобы меньше расходовать время топ-менеджеров. Были разработаны и типовые договоры, позволяющие сократить процедуру согласований. Программу стороннего маркетингового агентства по проведению исследований рынка по настоянию гендиректора интегрировали во внутреннюю информационную систему, что позволяет оперировать маркетинговыми данными в режиме on-line.

Затронули поиски лишних секунд и производство. Раньше промежуточные анализы делали на каждом этапе прохождения продукции от сырья до склада. Результатов некоторых – например, микробиологических – ждали до 5 дней. Проанализировав процессы и выявив те, по которым никогда не было нареканий, от части анализов на предприятии отказались. Процесс изготовления препаратов ускорился, складские остатки оказались на 20% ниже заложенного в бюджете плана.

31 января 2005 года решится, состоится ли сделка по продаже компании Младенцева немецкой Stada (в ноябре та заявила о своем намерении купить 97% акций «Нижфарма»). В сравнении с ситуацией 1997 года, нижегородцам есть, что предложить профильному стратегу. «Нижфарм» хорошо вписывается в корпоративную стратегию, – утверждает глава представительства STADA Pharma Intenational GmbH в России Владимир Мигель. – Компанию отличают наличие сильных брэндов непатентованных препаратов (основные из них – «Витапрост», «Хондроксид», «Эссливер форте», «Симерид». – Прим. «Ко»), успешная система продаж, производство, соответствующее стандартам GMP». Нынешних собственников в этой сделке интересует интеграция в мировую фарминдустрию. «Наша мечта – вместо нынешних 100 препаратов выпускать 20, но чтобы все знали, что никто в мире не делает их лучше нас», – говорит Андрей.

Одно плохо в предстоящей сделке – немцы хотели бы видеть доказавшего свою эффективность Младенцева по-прежнему во главе компании. А это значит, что у него снова не будет времени, чтобы вернуться к занятиям айкидо и музицированию. Иногда, правда, он успевает играть и при нынешней загрузке. Дома есть полупрофессиональный синтезатор, баян. «У меня большая коллекция музыки от классики до психоделиктранса. Как только появится время, хочу разучить то, чего не успел. Таривердиева, например. Есть и мысли по поводу написания своей музыки – техно очень легко декомпозируется, я вижу принципы ее построения. Один из моих сокурсников, кстати, уехал в Швецию и сейчас записывает свои диски. Может, и я к этому приду. Естественно, оставшись при этом в России».

Резюме Андрея Младенцева:

Возраст: 36

Образование: радиофизический факультет Нижегородского государственного университета, в настоящее время – программа PMBA в школе IEDC Bled School of Management (Словения)

Профессиональный опыт:

1999-настоящее время: генеральный директор «Нижфарма»

1995 – член совета директоров «Нижфарма», с 1996-го – председатель совета директоров

1994-1998: генеральный директор Регионального Депозитария Нижегородской области

1992-1994: начальник отдела ценных бумаг в Нижегородском Банкирском Доме

Личная информация: женат, две дочери


Ирина Телицына
24.12.2004  журнал Компания

24.12.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов