Какой он, настоящий Бренд-менеджер?
Лариса Ларина
"Это необычный человек, и он должен появиться по-особенному", -
говорилось в добром старом фильме про капитана Гранта. На океанские просторы
современного рынка капитаны гранты выходят по-особенному - поднимая над
груженным товаром кораблем гордый флаг бренда. В плавании они должны видеть
перспективу и держать курс твердой рукой. Работа шаг за шагом.
Ирина Жданова, бренд-менеджер памперсов компании Procter&Gamble, приходит
на работу в восемь часов утра, бывает, что и раньше: "До десяти только и можно
заняться делами. Потом начнется череда совещаний и переговоров", комментирует
она.
Профессия бренд-менеджера родилась в Procter&Gamble в 1930-е годы. У этой
мировой корпорации много так называемых зонтичных брендов. Надо было, чтобы
линии не соперничали друг с другом, а развивались каждая в своей нише, имели
собственную идеологию. Вот и закрепили за брендами управляющих.
"Моя работа начинается с того, что меня вызывает директор по маркетингу, мой
непосредственный начальник, и просит составить план продвижения на рынке нового
товара, - рассказывает Ирина Жданова. - Первый шаг - потребительские
исследования. Это и фокус-группы, когда волонтеры отвечают на вопросы. Их бывает
от 80 до 600, и разговоры один на один. Иногда мы проводим с человеком,
представляющим нашу потребительскую группу, целый день и четко фиксируем его
распорядок, то, как он ведет себя в быту. Исследования длятся от недели до
двух-трех месяцев. Полученные количественные и качественные данные
бренд-менеджер должен проанализировать, чтобы составить максимально полный
портрет потребителя. Например, для внедрения памперсов на Украине мы провели
колоссальную подготовительную работу: узнали, в каком возрасте женщины обычно
рожают детей, как ухаживают за ними, к кому обращаются за помощью, кому
доверяют. И мы отказались от рекламной идеи сравнивать памперсы с марлей. Куда
лучше работало сравнение разных видов памперсов, подробно рассказали, из чего
памперсы состоят. На постсоветском пространстве много людей с техническим
образованием, они доверяют товару, лишь когда понимают, как он устроен
изнутри".
Бренд-менеджер опирается в своей работе как на логические выводы, основанные
на исследованиях рынка, так и на собственную интуицию. Именно бренд-менеджер
формулирует задачи рекламистам в так называемом креативном брифе - пресс-релизе
для специалистов: ситуация на рынке, стратегия бренда, его потенциальный
покупатель и те мысли, чувства, к которым должна реклама апеллировать. Там же
указывается вид желаемой рекламы - телевизионный ролик, городской праздник или
просветительская программа в школе. Брифы рассылаются в рекламные агентства -
последние в ответ шлют свои предложения. Бренд-менеджер их комментирует,
обсуждает с начальством и выбирает лучшего исполнителя. "Цену рекламной кампании
мы обычно закладываем в бриф, - продолжает Ирина Жданова. - Здорово, когда
рекламисты приносят предложение на $200 тыс., но если у меня бюджет $50 тыс., я
все равно от него откажусь. С другой стороны, мы стараемся не ограничивать
фантазию креативщиков, они иногда находят нестандартные решения. Порой, имея
совершенно гениальное предложение, мы просчитываем его стоимость и идем к нашему
генеральному менеджеру просить дополнительных денег".
После того как товар появился на рынке, бренд-менеджер должен обеспечить ему
системную поддержку: сюда входит и реклама, и всевозможные акции типа бесплатной
раздачи образцов и почтовой рассылки буклетов.
Еще одна задача бренд-менеджера - поддержание оптимального по цене и качеству
ассортимента, отслеживание поведения на рынке конкурентов, в которых явно не
дремлют их коллеги. Наконец, он контролирует, чтобы в собственной компании
сотрудники других отделов уделяли его бренду не пять минут в день, а столько
времени, сколько необходимо для успеха.
Бренд как портрет его
капитанов
Преимущества брендов очевидны: они резко повышают капиталоемкость компании.
Есть даже международная табель о рангах мировых брендов. По нему марка Coca-Cola
стоит порядка $12 млрд.
На рынке бренд - это знак качества. Покупатель обычно выбирает известную ему
марку, а это значит, что летят вверх объемы продаж. Поэтому и говорят, что бренд
помогает делать деньги из воздуха - из репутации. Сколько бы ни говорили, что
мотоциклы Harley-Davidson по качеству хуже японских, но стоят они при этом почти
в два раза дороже. Поклонники Harley-Davidson покупают не только качество, но и
стиль жизни: имидж, образ, впечатление, которое они производят на окружающих -
"крутизна", романтика, рок-культура в сочетании с демонстрацией собственных
высоких доходов.
Константин Самойлов работает в компании "Трансмаркет". Он уже два года
отвечает за пивную марку "Золотая бочка", очень успешный сегодня бренд.
"Успешная раскрутка бренда зависит от многих обстоятельств: бюджета, креативных
способностей рекламистов. Но мне кажется, что в конечном итоге успех
определяется личностью бренд-менеджера, его творческим потенциалом. Он - лидер
команды. Нехаризматичный человек не может создать успешную торговую марку. Бренд
- это образ, слепок тех людей, которые его делают".
Над пивом "Золотая бочка", надо полагать, трудился спаянный коллектив, если
всем вариантам названия и слоганов они предпочли именно этот - "Надо чаще
встречаться!". Лозунг, по мнению экспертов, удачен потому, что апеллирует к
вечной ценности - дружбе. Такая устойчивая ассоциация может надолго обеспечить
пиву конкурентное преимущество. ...Компьютерная марка Genius iRU, как и пиво
"Золотая бочка", получила приз в конкурсе "Бренд 2001 года". Ее слоган -
"Компьютер для всех, кто думает по-русски".
Ап в России - рыжий
Есть ли разница в работе бренд-менеджера русской и западной компаний? Самая
существенная: у русских обычно меньше рекламные бюджеты.
"Отечественные корпорации отличает от западных то, что все изобретают сами, -
говорит Ирина Жданова. - Нет наработок, знаний, стандартов, на которые можно
опереться. Многое делается интуитивно. На раннем этапе бизнеса это нормально, но
потом требуются знания. Есть некоторые законы в раскрутке бренда, которые обойти
невозможно. Я сама долгое время считала, что брендинг, реклама - это прежде
всего здравый смысл. И только когда мне в руки попали очень хорошие книги по
маркетингу, поняла, что это все-таки еще и наука. Чтобы успешно раскрутить
марку, надо иметь серьезную академическую подготовку". Хороший пример русской
компании, умеющей создавать марки, - корпорация "Вимм-Билль-Данн". Раскрутку
напитка "Рыжий Ап" специалисты уже назвали классикой жанра. Вначале был придуман
тизер - дразнилка: по всему городу расклеили билборды "Кто такой Рыжий Ап?".
Затем мощнейшая телевизионная реклама. Параллельно проводились елки для малышей
в супермаркетах. Компания просчитала своих потребителей - это дети от 4 до 12
лет, а значит, и их родители - и смогла установить с теми и другими
эмоциональную связь. Но назвать работу "Вимм-Билль-Данн" чисто русским путем
нельзя: компания как раз работает по западным стандартам.
Кто вы, мастера
продаж?
Какими навыками надо обладать, чтобы стать бренд-менеджером? Во-первых,
неплохо иметь образование. Необязательно экономическое, можно по профилю:
техническое - если речь идет о компьютерах или "технолога продуктов питания" -
когда создается новый бренд шоколадных конфет. Например, Константин Самойлов из
"Трансмаркета" окончил Институт (ныне Государственный университет) управления в
Москве и Лондонскую школу экономики. После чего работал в отделах маркетинга
крупных международных компаний, в частности, в Pepsi и "Филипп Моррис".
Во-вторых, надо быть чрезвычайно коммуникативным, так как работа
подразумевает постоянное общение с большим количеством людей. Сергей Савушкин,
управляющий подразделения безрецептурных препаратов компании F.Hoffmann-La Roche
Ltd.: "Бренд-менеджер - это человек, сочетающий аналитические и творческие
способности, одновременно умеющий поторговаться с рекламным агентством за скидки
и "быть своим" для креативных людей". Впрочем, есть и свои издержки: "Обычно от
меня требуется согласовать проект на всех инстанциях, а это четыре ступеньки
вверх. На это уходит много времени", - констатирует Иван Врублевский,
бренд-менеджер компании "Компьтерный мир".
В-третьих, необходима высокая ответственность, ведь речь идет всегда о
долгосрочном, рассчитанном на несколько лет проекте: "Это специалист с
внутренней дисциплиной, соблюдающий dead lines. Человек с достаточно высоким
уровнем культуры, конечно, - образование, словарный запас, правильная речь,
интересующийся искусством, чувствующий потребности и мотивации потребителей.
Человек, умеющий рискнуть, так как никакое маркетинговое исследование никогда не
даст окончательного ответа, что будет правильно, а что неважно воспринято
потребителем. И честный. Нельзя подтасовывать факты для оправдания своей идеи,
ведь доступ к первичным результатам исследования только у него", - считает
Сергей Савушкин.
На поприще брендинга преуспевают жизнерадостные, энергичные люди с железным
характером, которые могут направить работу большой команды к единой цели:
"Бренд-менеджер должен знать производство, достоинства и недостатки
ассортимента, который уже есть. Он должен обладать интуицией: предчувствовать,
что именно будет востребовано рынком, и одновременно здраво оценивать
возможности производства. Высший пилотаж - когда предлагается идея, не требующая
больших вложений, но которая безошибочно попадает в десятку. Как случилось у нас
с шоколадом "Красный Октябрь", - говорит Ольга Мартынова, начальник службы
маркетинга фабрики "Красный Октябрь".
"Бренд-менеджером может быть только самостоятельный, инициативный, творческий
человек, умеющий работать в команде и не паникующий в трудных ситуациях, который
может выполнять несколько дел одновременно, с чувством юмора, коммуникабельный,
- убеждена Наталья Голоскокова, бренд-менеджер ЭКЗ "Лебедянский".
Средний возраст бренд-менеджеров 28-36 лет: "Слишком молодой специалист на
такие позиции не подойдет. Потому что одно дело - сказать, что завтра наша марка
станет номер один в мире. А если это неосуществимо?! Человек должен реально
оценивать свои силы, возможности компании и бренда", - обосновывает возрастной
ценз Сергей Алексеев, компания "Бюрократ", руководитель направления "Компьютеры
Genius".
Профессия требует "опытного человека с божьей искоркой, лучше уже успешно
поработавшего в отделе сбыта или маркетинга на низовых должностях, например,
торговым представителем или ассистентом в отделе маркетинга, проявившим
способность подняться над обстоятельствами задумывавшегося, почему один товар
продавался лучше, чем другой и выдававшего в связи с этим дельные предложения.
То есть инициативного, но по делу", - описывает идеального кандидата Константин
Самойлов.
Зарплата бренд-менеджера колеблется от стандартных 1100 у.е. до $2,5 тыс.
Плюс (особенно в западных фирмах) полный социальный пакет, нередко служебный
автомобиль. Могут выплачиваться ежеквартальные премии.
Перспективы роста разные: продвигать новые бренды или расширять ассортимент
уже имеющихся, уйти в совершенно новый проект или расти до начальника отдела
маркетинга. В любом случае напряженная работа гарантирована.
Наталья Голоскокова, считает одним из элементов успеха бренд-менеджера
искреннее восхищение продвигаемой продукцией: "Прежде всего я люблю соки,
которые выпускает наш завод, - "Я", "Тонус", "Фруктовый сад", "Фрутоняня".
Сложилось устойчивое мнение, что продукцию, с которой работаешь, никогда не ешь
и не пьешь - переел, надоело. О наших соках такого сказать нельзя. Когда в офис
привозят соки, выстраивается очередь, идет спор, кому сколько достанется. Также
люблю сочетание творчества и аналитической работы: постоянно нужно придумывать
что-то новое, это стимулирует мозги. Встречи с новыми людьми, море интересной
информации".
Все опрошенные нами бренд-менеджеры сходятся во мнении, что их профессия -
это перманентный вызов. Сергей Савушкин из F.Hoffmann-La Roche Ltd. ценит в
своей профессии фантастическое ощущение победы, если новый товар успешно
закрепился на рынке. До этого его вообще никто не знал, не видел, а ты этот
товар проанализировал, почувствовал его суть, придумал стратегию, тактику, план,
все организовал, запустил и поперло - продажи на миллионы долларов. Ощущение и
нужности для компании, и того, что делаешь важное для потребителя дело. Правда,
есть в его работе, считает Савушкин, и оборотная сторона: неизбежны компромиссы
- всегда не хватает денег для полноценного воплощения всего придуманного и
осуществления идеальной рекламной кампании. Необходимо время от времени
наступать на горло собственной песне - серьезно модифицировать план, в
правильности которого убежден, в связи с изменением обстоятельств на рынке и
внутри компании. В России отсутствует Кодекс маркетинговой деятельности,
которого придерживались бы добросовестные специалисты по маркетингу. Проблемы
создает бюрократически закрытый подход к созданию законов и документов,
регламентирующих маркетинговую деятельность. Есть и беда черных технологий,
которые используют конкуренты: потребитель намеренно вводится в заблуждение о
качестве продукции или получает недостоверную информацию.
"Видеть результат своего труда - билборды с рекламой нашего пива, прохожего с
бутылкой в руке или когда совершенно незнакомые мне люди в обиходе говорят "Надо
чаще встречаться!" - это все очень приятно, - говорит Константин Самойлов. -
Раскрутить бренд - все равно что вырастить и выучить
ребенка".
Журнал "Карьера" 17.01.2005
PSYCHO.RU