Все 1980-е и в начале 1990-х гг. BMW использовала самые изобретательные стратегии на рынке товаров класса люкс. С поразительной точностью она выделила социальный класс яппи (молодые щеголи-карьеристы, любящие все престижное) и стала делать для них машины их мечты: спортивные седаны, которые не слишком бросались в глаза на дороге, но могли обогнать кого угодно.
Рецепт изготовления подобных BMW был прост: знаковые 3-я, 5-я и 7-я серии седанов и купе выпускались в рамках одной дизайнерской концепции. Дизайнеры компании называли ее Eine Wurst, drei Grosse (одна сарделька, три разных размера). Бело-голубой значок BMW на капоте стал символом успеха во всем мире.
Но в конце 1990-х гг. компания почувствовала, что ценности покупателей машин высокого класса начали изменяться. Многие стали больше ценить семью и досуг. Среди новых клиентов высшего сектора рынка были стареющие бэби-бумеры, яппи, которые обзавелись семьей, и либерально настроенные профессионалы, сумевшие заработать на высоких технологиях в 1990-х гг. Исследования показали, что спортивные седаны их устраивают не полностью. Они хотели иметь более широкий выбор автомобилей с более броским дизайном, который соответствовал бы их меняющемуся образу жизни.
Выбор шире
Компания решилась на рискованный шаг: она потратила миллиарды долларов и расширила свой модельный ряд. Сейчас BMW выпускает целый спектр машин класса люкс. Она приобрела компанию Rolls Royce и снова запустила в производство Mini, культовую британскую машину 1960-х гг. Она начала выпускать под торговой маркой BMW внедорожники, а также автомобили с откидным верхом, родстеры и совсем недавно компактные машины.
В то же время BMW полностью изменила дизайн 3-й, 5-й и 7-й серий. Почувствовав, что единая удлиненная форма всем наскучила, компания разработала индивидуальный дизайн с отточенными изгибами для каждой модели и начинила машины суперсовременной электроникой. Новые 5-я и 7-я серии продаются уже несколько лет. Переоборудованная 3-я серия появится на рынке в этом году.
Мы должны были что-то изменить, говорит Гельмут Панке, 56-летний гендиректор BMW. Если бы компания продолжала идти проторенной дорогой и продавала бы все те же три почти идентичных седана, мы бы зашли в тупик как брэнд и как компания.
За последние четыре года, пока продажи большинства крупных автопроизводителей оставались на одном уровне, объем продаж BMW вырос на 34%. И все же первые тревожные признаки уже появились. Сразу возник вопрос: будет ли новая стратегия успешной в долгосрочной перспективе? Новый обтекаемый стиль не понравился некоторым давним фанатам марки. Кроме того, у новых технологий есть свои изъяны. Между тем такие конкуренты компании, как GM (c брэндом Cadillac) и Nissan Motor (с брэндом Infiniti) позаимствовали у BMW ее старую стратегию и выпустили свои версии быстрых спортивных седанов. Теперь они привлекают разочарованных фанатов BMW.
В результате объемы продаж новых моделей 5-й и 7-й серий на самом большом американском рынке продолжают снижаться. Есть еще один повод для тревоги. В последние годы компания сделала то, чего как огня боятся производители товаров класса люкс. Она была вынуждена пойти на снижение цен.
Новые испытания
В этом году стратегия BMW подвергнется двум серьезным испытаниям. Весной дебютирует переделанная 3-я серия. Панке говорит, что BMW прислушалась к откликам и обещает, что 3-я серия будет сделана в более традиционном для BMW стиле, чем уже выпущенные 5-я и 7-я серии. Провал 3-й серии, короля продаж BMW и символа ее торговой марки, заставил бы компанию пересмотреть дизайнерскую концепцию. Такая неудача сотрясет BMW до самого основания, говорит Панке.
Чуть позже в этом году компания решит, стоит ли выпускать еще один новый автомобиль, который может вызвать возмущение у борцов за чистоту моделей BMW. Машина рассчитана на семь человек и похожа на минивэн, хотя Панке отказывается так ее называть. В самой компании новую модель называют Raumfunktionales Konzept (концепция функционального использования пространства). Она будет ездить как BMW, утверждает Панке.
BMW один из самых сильных брэндов в автомобильной промышленности. Тем не менее в 2003 г. компания занимала всего лишь 14-е место среди крупнейших автопроизводителей. В отличие от большинства своих конкурентов, BMW не стремится присутствовать во всех сегментах авторынка. Более того, она избегает выхода на рынок машин среднего класса и специализируется исключительно на дорогостоящих автомобилях. К примеру, модель Mini меньше по размеру Honda Civic, но стоит в США на $3000 дороже.
Подобная стратегия сделала BMW одним из самых прибыльных автопроизводителей в мире. И это несмотря на сравнительно небольшие размеры компании. В 2003 г. операционная прибыль BMW составила $3,5 млрд, что больше всех, вместе сложенных, аналогичных показателей General Motors, Ford Motor, Volkswagen и Renault.
Одно исследование на всех
BMW начала реформы после проведения в 1990-х гг. исследования, которое совместно спонсировали европейские автомобильные компании Mercedes, Volvo, Audi и сама BMW. Исследование провела Sigma, немецкая компания, которая применила новый метод прогнозирования изменений вкусов потребителей.
Sigma учитывает не только такие демографические показатели, как возраст и доход. Компания часто ведет многочасовые беседы с потребителями и фотографирует их дома и офисы, чтобы составить представление о менталитете разных покупателей. Исследование, проведенное для производителей автомобилей, выявило, что яппи 1980-1990-х гг., или так называемые социальные карьеристы, считали главным в жизни профессиональный успех. Они ставили во главу угла работу и с удовольствием выставляли напоказ нажитое богатство. Управление бумером было для них идеальным способом заявить всему миру: Вот чего я достиг!
Однако Sigma выяснила, что жизненные принципы быть алчным хорошо и посмотрите на меня стали устаревать уже в конце 1990-х гг. Для BMW это означало, что развитие компании в будущем может замедлиться, если она будет по-прежнему обслуживать только своих основных клиентов.
Sigma точно предсказала значительное расширение рынка автомобилей класса люкс. Исследовательская компания заявила, что стиль жизни яппи выходит из моды. В то же время увеличивается численность других социальных групп с совершенно иными запросами в верхнем секторе рынка. Руководствуясь данными исследования, BMW потратила миллиарды долларов на обновление своего модельного ряда. К примеру, в 1999 г. она выпустила внедорожник X5, а в 2001 новый автомобиль Mini.
Но самые большие перемены начались, когда обновлению подверглись основные модели BMW 3-я, 5-я и 7-я серии. Главный дизайнер компании и американец по происхождению Кристофер Бэнгл придал машинам футуристические очертания. Ранее он работал в Fiat и в европейском офисе Opel (подразделение General Motors). В BMW он пришел в 1992-м. Бэнгл полагает, что главная задача BMW создавать произведения искусства на колесах.
Первые результаты
Но финансовые результаты BMW на американском рынке нельзя назвать радостными. Объем продаж моделей марки BMW вырос в целом на 8% в основном благодаря новой серии внедорожников X3. Если бы не эта машина, продажи упали бы на 6%. Объем продаж обновленной 5-й серии сократился на 3%. Потребители удивительно плохо приняли автомобиль, который конкуренты обычно принимают за образец, когда разрабатывают собственные роскошные модели. Объем продаж переделанной Бэнглом 7-й серии снизился на 21%, а родстеров Z4 на 33%.
BMW столкнулась с неустойчивым спросом и была вынуждена повышать объем продаж за счет предоставления скидок. Почти весь год компания субсидировала лизинговые сделки по 3-й серии. В декабре она устроила распродажу в США, первый раз за всю историю существования компании.
Недавно BMW предложила скидку в $5000 на родстер Z4, которая предоставлялась во время специальной акции по продвижению товара, организованной American Express.
Бэнгл лишь пожимает плечами в ответ на предположение, что его дизайн отпугивает покупателей. Мы не стремимся понравиться каждому, говорит он. Некоторые клиенты остаются позади. Зато мы приобретаем новых. (WSJ, 10.01.04, Мария Подцероб)
Нил Будетт
число
Ведомости