Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Спортивный интерес

Водочные короли готовятся к покупке «Росспиртпрома»

Приватизация «Росспиртпрома» станет одним из самых интригующих событий на алкогольном рынке в этом году. Потенциальные претенденты на государственные активы уже приступили к разминке перед решающей схваткой. Победа в торгах сулит не только место на пьедестале, но и более $1 млрд призового фонда.

Весь прошлый год чиновники Минсельхоза готовили предложения по приватизации Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Росспиртпром», объединяющего более 200 ликеро-водочных и спиртовых заводов. Оборот компании не разглашается, его оценки варьируются от $1 млрд до $2,2 млрд. Летом ФГУП включили в план приватизации 2005 года, а в декабре Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом еще раз подтвердило важность денационализации предприятия в кратчайшие сроки.

Подготовку к реформе водочной индустрии вели в течение года и бизнесмены. «Этот год на рынке можно охарактеризовать как своеобразный полуфинал, – утверждает гендиректор торговой группы компаний «Кристалл-Гросс» Виктор Самойлов. – В результате года через два отрасль будет поделена между 8 – 10 основными игроками, способными создавать и продвигать национальные торговые марки». Часть будущих участников турнира уже сделала официальные заявления о желании торговаться за активы «Росспиртпрома». Об амбициях остальных можно догадаться по активизации их сотрудничества с казенными предприятиями.

Очевидно, что в финал смогут выйти лишь компании с отличной спортивной подготовкой – судейский комитет состоит из профессионалов. Алексей Гордеев, министр сельского хозяйства, чье ведомство курирует работу ФГУПа, – кандидат в мастера спорта по классической борьбе, президент Федерации дзюдо и Национального союза дзюдо. А нынешний гендиректор «Росспиртпрома» Петр Мясоедов – серебряный призер прошлогоднего европейского чемпионата по дзюдо среди мастеров.

В центре татами

Идея объединить государственные акции в водочных и спиртовых предприятиях в рамках одной управляющей компании родилась у первого президента России Бориса Ельцина еще в 1998 году. Именно тогда появился его указ об учреждении ФГУП «Росспиртпром». Реализация замысла растянулась. Только в 2000-м Владимир Путин, находясь в должности премьер-министра, подписал постановление, в соответствии с которым под управление ФГУПа перешли контрольные пакеты акций в 62 акционерных обществах и менее крупные государственные доли еще в 24 АО. В состав «Росспиртпрома» также вошли 15 филиалов (бывшие ликеро-водочные ФГУПы) и 21 «дочка» (например, хлебоприемные базы, маслозавод и даже медицинская страховая компания). По данным самого «Росспиртпрома», новая структура объединила мощности по производству 40% водки и 60% спирта в стране.

Изначально предполагалось, что создание алкогольного ФГУПа повысит эффективность работы госпредприятий и отрасли в целом. Не получилось. С 2000 года на предприятиях, управляемых «Росспиртпромом», висят долги – всего около $73 млн. Многие региональные подразделения на грани банкротства. Так, в объединении «Туласпирт», которому принадлежат восемь заводов, эта процедура была начата в августе 2002 года. Тем же летом правительство решило исправить ситуацию, заменив гендиректора «Росспиртпрома» Сергея Зивенко на генерала налоговой полиции Петра Мясоедова без особого, впрочем, финансового результата. Согласно данным ревизии, проведенной Счетной палатой в начале 2004 года, 22 из входящих в «Росспиртпром» АО обанкротились, 26 показали убытки, прибыль получили только 35.

Но даже такое хозяйство «Росспиртпрома» оценивается экспертами в круглую сумму. Как полагает глава Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин, ФГУП может стоить около $10 млрд. Правда, по мнению топ-менеджера одного из частных алкогольных предприятий, процесс продажи ФГУПа может затянуться: «Государству надо будет установить такую цену, чтобы и от имущества избавиться, и хороший доход получить».

Уже сейчас очевидно, что крупных частных инвесторов больше всего интересуют всего три актива: московский завод «Кристалл», самарский «Родник» и – несмотря на процедуру банкротства – «Туласпирт». На большинство региональных предприятий с контрольным госпакетом, по мнению Павла Шапкина из НАА, чуть ли не единственными претендентами могут оказаться местные администрации. А предприятия, где государственный пакет меньше контрольного, будут привлекательны для мажоритарных собственников. Вряд ли владельцы новосибирского «ВИНАП», например, захотят отдать в незнакомые руки 13% акций, принадлежащих сейчас «Росспиртпрому».

Первый состав

Пока только одна частная структура – S.P.I. Group – заявила о готовности купить «Росспиртпром» целиком. Но в 2002 году компания Юрия Шефлера испортила отношения с продавцом. Проиграв Минсельхозу и ФКП «Союзплодоимпорт» спор за право владения водочными марками Stolichnaya и Moskovskaya в России, она потеряла и долю на внутреннем рынке. Правда, как заявил в недавнем интервью «Ко» член совета директоров группы Андрей Скурихин, теперь компания намерена восстановить былую славу. Покупка «Росспиртпрома» ускорит решение этой задачи. Правда, если S.P.I. не добьется в этом году расположения Минсельхоза, Шефлеру позволят выкупить лишь блокирующие госпакеты в контролируемых группой предприятиях СПИ-РВВК и «Талвис». Пока же S.P.I. Group планирует запустить второй спиртзавод в Тамбове, что, по словам Скурихина, позволит группе стать первой в России по производству спирта.

Гораздо больше шансов выйти в финал при нынешнем составе судейской бригады у группы «ОСТ», основанной депутатом Госдумы Владимиром Пекаревым. Весной прошлого года ФКП «Союзплодоимпорт» с подачи Минсельхоза передала водочной компании эксклюзивное право производить в течение десяти лет экспроприированные у S.P.I. Group марки.

Однако вряд ли «ОСТ» интересуют брэнды «Росспиртпрома» (не занимается она и развитием марок, принадлежащих «Союзплодоимпорту» – это задача торговой компании «Алкомир»). У «ОСТ» есть свои сильные брэнды. Большая же часть марок, принадлежащих входящим в ФГУП предприятиям, не раскручена. Маркетинговые усилия бизнесменов более эффективны. Например, в конце 2003 года одновременно появились три водочных брэнда: «Прозрачная» и «Кристальная» от московского «Кристалла» и частная «Путинка», разливаемая там же. «Кристалл» довел реализацию своих марок за год до 50 000 дал в месяц, тогда как ежемесячные продажи «Путинки» к концу 2004-го выросли почти до 600 000 дал. «Мы не можем вкладывать столько денег, сколько инвестируют в продвижение «Путинки» ее владельцы, – объясняет рыночные результаты гендиректор «Кристалла» Александр Романов. – Чтобы раскрутить марку с нуля, нужно потратить десятки миллионов долларов, у нас просто нет таких денег».

От заводов, входящих в «Росспиртпром», компания Владимира Пекарева вряд ли откажется. В конце прошлого года топ-менеджмент группы объявил, что они намерены торговаться за активы ФГУПа. «ОСТ» готовится к привлечению крупных инвестиций и заинтересована в росте капитализации. В рамках уже начатой реструктуризации планируется вывести все непрофильные активы из состава холдинга и сосредоточиться исключительно на производстве напитков. «Мы рассчитываем пополнить уже имеющиеся производственные активы за счет приобретения новых заводов или их строительства, – делится планами группы начальник отдела инвестиций «ОСТ» Артур Мартиросов. – В том числе это могут быть спиртзаводы, к каким-то мы уже сейчас присматриваемся».

Не исключено, что активами «Росспиртпрома» заинтересуется питерский предприниматель и сенатор Александр Сабадаш. Как и руководители «ОСТ», в прошлом году владелец ТПГ «ЛИВИЗ» существенно укрепил отношения с государством: ФПК «Союзплодоимпорт» помогло аффилированным с «ЛИВИЗом» фирмам оспорить законность владения брэндом «Гжелка» (ранее принадлежащим государству, а с 2002 года – ТПГ «Кристалл», структуре бывшего главы «Росспиртпрома» Сергея Зивенко). Еще во время судебных разбирательств с Зивенко «ЛИВИЗ» начал производство водки под названием «Гжель». Ее же он собирался выпускать и на московском заводе «Кристалл», причем на «ЛИВИЗе» утверждали, что проблем с запуском производства в столице не будет. Последнее решение арбитражного суда Москвы запретило ТПГ «Кристалл» торговать «Гжелкой». Пока «ЛИВИЗ» не распространялся о своих намерениях относительно «Росспиртпрома», но вполне возможно, что, успешно выступив в одной команде с государством в деле по возврату «Гжелки», Сабадаш может оказаться полезным и в процессе приватизации ФГУПа.

Интересен «Росспиртпром» и компании депутата Госдумы Сергея Генералова, бывшего министра топлива и энергетики и совладельца группы «Промышленные инвесторы». Главный и единственный на сегодня актив его «Русского алкоголя» – завод «Топаз», в 2001 году входивший в тройку лидеров рынка, но в последнее время отстающий. Примечательно, что «Проминвесторы» приобрели завод в 2002 году, когда министр сельского хозяйства Алексей Гордеев впервые обмолвился о возможности приватизации «Росспиртпрома». Шансы Генералова на успех в состязании за государственные активы велики. Минсельхозу он не чужой – принадлежащий «Промышленным инвесторам» «Агромашхолдинг» выпускает тракторы и комбайны, о качестве которых Гордеев знает не понаслышке: в кабине «Енисея» во время визита на Красноярский завод он посидел лично. Другое дело, что, если в борьбу за «Росспиртпром» включатся более влиятельные «спортсмены», осторожный Генералов отступится – 0,5% акций ЮКОСа, приобретенные в пору его работы в компании, он продал еще в 2000 году.

Захват на удушение

Среди частников, активизировавшихся на алкогольном рынке перед приватизацией «Росспиртпрома», примечательна торговая компания «Кристалл-Гросс». На презентации группы и ее премиальной водки «Русский бриллиант» присутствовали не только региональные дистрибуторы и партнеры с московского завода «Кристалл», но и руководители «Росспиртпрома», сопровождавшие чиновников Минсельхоза.

Торговая компания Виктора Самойлова, которая еще весной прошлого года называлась просто «Гросс», прибавила к своему имени слово «Кристалл» после того, как рассталась со своим давним партнером – ТПГ «Кристалл». Возможно, компаньоны не сошлись во взглядах на бизнес-стратегию по развитию «Гжелки». Еще в марте ТПГ совместно с «Гроссом» продавала 300 000 дал в месяц. К середине года продажи сократились почти в четыре раза. «руководство ТПГ планировало серьезно развивать производство, при этом меньше внимания предполагалось уделять дистрибуции брэнда, – объясняет Самойлов.

Но на отказ «Гросса» от сотрудничества с экс-директором «Росспиртпрома» в пользу работы с нынешним руководством госпредприятия могли повлиять и судебные разбирательства вокруг «Гжелки». Самойлов не стал дожидаться их завершения и перевел производство собственных марок на московский «Кристалл». Заодно его фирма заключила договор с «Росспиртпромом» о дистрибуции части алкогольных брэндов, принадлежащих госкомпании.

«Недавно мы заменили линию розлива мощностью 6000 бутылок в час на 12-тысячную, – рассказывает о переменах в производстве после появления нового партнера гендиректор «Кристалла» Александр Романов. – На этой линии мы разливаем «Славянскую», «Оболенскую» (брэнды «Кристалл-Гросса». – Прим. «Ко»)». Эти перемены – первые шаги оптимизации производства на «Кристалле», которая пройдет в новом году и на которую госпредприятие потратит $3 – 6 млн.

Но на московском заводе у фирмы Самойлова есть серьезный соперник. Владельцы марки «Путинка», которой торгует компания «Винексим», для «Кристалла» могут оказаться более важными партнерами. Объемы производства «Путинки» на заводе почти в 2,5 раза превышают выпуск «Славянской». По информации «Ко», брэндом «Путинка» владеют частные лица, близкие к «Росспиртпрому».

Не исключено, что к тому моменту, как государство окончательно определится с механизмом продажи ФГУПа, в турнирной таблице появятся и менее известные широкой публике имена.


Марина Смовж
21.01.2005  журнал Компания

21.01.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов