Big Boss from Russia
Как управлять Восточной Европой
Благодаря «хорошим оценкам» и «примерному поведению» руководители российских компаний все чаще становятся главами штаб-квартир и получают в управление офисы в странах Восточной Европы. Но эта экспансия россиян оборачивается для них самих не только расширением полномочий и карьерным ростом, но и дополнительной головной болью. К тому же далеко не все представители некогда братских народов рады появлению русского босса.
У управляющего директора группы компаний News Outdoor (наружная реклама) Максима Ткачева всегда есть в запасе несколько анекдотов про русских. Способность к самоиронии не раз помогала ему разрядить атмосферу в зарубежных подразделениях группы. А в московской пресс-службе Xerox теперь внимательнее следят не только за правильным написанием адреса, но и за тем, в какую страну уходит e-mail. Потому что однажды, отправив в Ригу пресс-релиз о запуске новых продуктов в странах Евразии, они получили ответ из Канады, в котором тезка латвийской сотрудницы сообщала, что выход нового продукта Xerox в Европе вряд ли всерьез заинтересует жителей Канады. В московском же офисе Erich Krause (производитель канцелярских товаров) с недавних пор принимают решения, какие папочки и тетрадки будут пользоваться успехом не только в Москве, но и в Гонконге, Хельсинки и Лондоне. Эти новые обязанности появились у менеджеров в результате переноса в Москву управления подразделениями компаний в других странах.
«В Москву, в Москву!»
Причины переноса штаб-квартиры из других столиц в Москву могут быть самые разные. В одном случае, как, например, с компаний Hyundai Motor Co., дело было в изменениях на мировой политической арене. После вхождения в состав Европейского союза государств Восточной Европы Польша перешла в ведение западноевропейского управления Hyundai, и штаб-квартира центральноевропейского региона была перенесена из Варшавы в Москву. В другом случае главную роль сыграл человеческий фактор. В группе компаний News Outdoor после ухода в отставку бывшего управляющего директора (англичанина) его должность занял гражданин России и житель Москвы.
Как бы то ни было, в обоих случаях российский офис «победил» в своеобразном конкурсе на право носить гордое звание «головного», в первую очередь благодаря хорошим показателям. В настоящее время Россия входит в десятку наиболее приоритетных для Hyundai стран по объемам экспорта. По оценкам официального импортера Hyundai компании «Карнэт-2000», в этом году экспорт этих корейских машин в Россию должен превысить 24 000 автомобилей. Неудивительно, что следующим после Варшавы местом проживания и работы С.С.Чжана, главы центральноевропейской штаб-квартиры, стала Москва. Вместе с ним в столицу приехали еще два человека – кореец и поляк. Топ-менеджеры влились в коллектив российского представительства, в котором теперь работает 10 человек.
С момента основания News Outdoor в 1999 году основной задачей фирмы было развитие через поглощение компаний в разных странах. Сейчас главная цель управляющего офиса – оптимизация операционной деятельности отдельных компаний и их взаимодействия в рамках группы. «Управление компанией должно вестись из страны, где ее операционное подразделение является наиболее динамичным и успешным. В случае News Outdoor такое место – Россия. Поэтому я предложил акционерам перенести штаб-квартиру в Москву. Безусловно, дополнительным аргументом стал тот факт, что я родился, вырос и до сих пор работал в России», – говорит управляющий директор группы компаний Максим Ткачев. Теперь в России находится не только российское операционное подразделение News Outdoor, насчитывающее более 2000 человек, но и штаб-квартира группы компаний. Иностранцев в штаб-квартире только двое: финансовый директор и первый заместитель директора (chief operating officer). По словам Максима Ткачева, сейчас в Москве есть все условия для проживания и работы иностранных сотрудников, поэтому проблем с привыканием к российской специфике у них не возникло.
Представительство Xerox в странах СНГ за четыре года увеличило объем продаж в России в два с половиной раза. Хотя всего пять лет назад представительство Xerox в СНГ хотели закрыть. Тогда главе российского офиса Игорю Симонову удалось убедить руководство в том, что после дефолта бизнес все-таки сможет восстановиться. А вскоре и весь Xerox столкнулся с кризисом на технологическом рынке. Глобальные проблемы заставили компанию заняться реформами, которые привели к увеличению независимости региональных подразделений. Наиболее высокие темпы развития показал московский офис. Если в 1999 году его оборот составлял $65 млн, то в 2003-м он превысил $163 млн. Основной фактор успеха, как считают в российском Xerox, – максимальная самостоятельность, возможность не согласовывать вопросы, связанные со скидками, с маркетинговыми программами головного офиса. Штаб-квартира отметила эту бизнес-модель как наиболее подходящую для быстрорастущих рынков, и сегодня в зоне ответственности московских менеджеров Xerox находится 22 страны, а Игорь Симонов стал главой «Xerox-Евразия».
Что нам за это будет?
Как во всяком деле, изменяющем жизнь компании и ее сотрудников, в переносе штаб-квартир в Москву есть свои преимущества и недостатки. Возможность более оперативного решения и согласования важных задач особенно актуальна, когда подразделения фирмы расположены в разных часовых поясах. Еще один несомненный плюс – возможность личных контактов. «Если раньше, управляя российским подразделением, я звонил или писал своему руководителю в Лондон, то нынешний глава «News Outdoor Россия» Сергей Железняк просто заходит ко мне в соседний кабинет», – говорит Максим Ткачев. «Если принять во внимание разницу между Москвой и Сеулом в 5, а зимой в 6 часов, становится понятно, насколько эффективнее мы можем работать теперь», – добавляет менеджер по маркетингу Hyundai Motor в Центральной Европе Анна Костюхина. Несмотря на одновременный с открытием штаб-квартиры переезд в Москву новых сотрудников, их число, как правило, возрастает не пропорционально увеличившемуся объему работы. В компаниях признают, что теперь многие фактически выполняют двойную функцию, работая для России и поддерживая деятельность офисов в других странах. «После переноса в Москву евразийской штаб-квартиры работы стало ровно в два раза больше, что никак не отразилось на зарплате», – говорит один из бывших служащих «Xerox Евразия». В пресс-офисе «Xerox Евразия» не комментируют эту ситуацию, ограничившись заявлением о том, что «история развития Xerox в России подразумевала постоянный рост и новые задачи для людей. Те, кто не хотел или не мог работать в подобном темпе, давно покинули компанию». Возможность совершенствоваться и профессионально расти, учась у своих коллег из других стран, зачастую оборачивается для россиян необходимостью перенимать у них и другие привычки. Вряд ли кто-то из самых отъявленных русских трудоголиков способен сидеть в офисе до 3 – 4 часов утра, чтобы потом снова начать рабочий день в 7:30. А корейцы в Hyundai работают именно так. Несмотря на то, что пока от московских менеджеров никто не требует подобных подвигов, некоторые из них высказывают опасение, что со временем им все-таки придется поработать над своей трудоспособностью.Если функции для разных структурных единиц – российского подразделения и штаб-квартиры – выполняют одни и те же люди, есть опасность организационных и административных нестыковок. К примеру, ответственный за бизнес подразделения Global Services «Xerox Евразия» сотрудник румынского офиса Габриэль Пантелеймон функционально теперь подчиняется директору департамента Global Services в Москве, а административно – по-прежнему главе представительства в Румынии. Как замечают в компании, пока двойное подчинение не приводило к каким-либо казусам, потому что схема работы в такой ситуации ранее отработана подобными примерами в других подразделениях. Среди операционных сложностей – менее развитая по сравнению со столицами других европейских государств инфраструктура. Самолет из Москвы в Бухарест, где находится одно из подразделений News Outdoor, зимой летает один раз в неделю. Значит, туда приходится добираться либо через транзитные аэропорты, что отнимает массу времени, либо на один день, что тоже не всегда возможно. Пятый пункт Сотрудникам Erich Krause теперь нужно прогнозировать цвет, размер и форму папок или тетрадок с учетом психологических особенностей не только российских, но и зарубежных потребителей. Только в странах Латинской Америки есть папки с файлами размером между А4 и А3. Там они называются фолио. В России, в отличие от стран Запада, не пользуются большим спросом тетради с яркими цветными обложками. Наиболее популярные среди наших покупателей цвета – черный, серый, темно-синий. Но национальные различия, проявляющиеся при разработке новых продуктов, – не самое большое зло. Новым региональным руководителям пришлось освоить профессию дипломата, потому что далеко не все сотрудники иностранных офисов радостно встретили российских боссов.Не последнюю роль в этом сыграло недавнее прошлое. Среднестатистические представители когда-то братских нам народов из соцлагеря теперь априори настороженно относятся к руководителям из бывшего СССР. Так, во время первого визита Игоря Симонова в украинский офис новые подчиненные слушали его, опустив глаза. Максим Ткачев, столкнувшийся с подобным отторжением, нашел свой рецепт успеха: надо больше слушать новых подчиненных, стараться выстраивать с ними личные отношения и постоянно доказывать, что ты – нормальный человек, разбирающийся в бизнесе и старающийся помогать другим делать их работу еще лучше. Другой необходимый фактор успеха – сразу обговорить все правила игры, четко распределить полномочия. Эта нехитрая методика помогла Ткачеву справиться с симптомами «холодной войны» в большинстве подразделений. В остальных случаях действовали более радикальными методами. В польском отделении News Outdoor пришлось найти замену управляющему директору, в Румынии – всей административной команде. Правда, эти решения не имели национальной подоплеки, хотя со стороны уволенных были попытки представить все именно в таком свете. По словам Ткачева, реальные причины в обоих случаях крылись либо в несовпадении ключевых ценностей, либо в банальной некомпетентности некоторых менеджеров региональных компаний. Сейчас интеграция подразделений News Outdoor идет на уровне среднего менеджмента. Конечно, российская ИТ-команда, устанавливающая системы управления во всех отделениях группы, перед отъездом в другую страну не обязана проходить формальный тренинг по теме «Как вести себя с братскими народами». Однако генеральный менеджер считает полезным пересказать им «краткое содержание предыдущих серий» о взаимоотношениях с сотрудниками других подразделений.
Игорь Симонов в целом удовлетворен итогами «аудита» менеджмента Xerox в восточноевропейских странах. Он отмечает сильные команды в Румынии и Болгарии. «В условиях централизации у них никогда не было возможности выработать долгосрочные подходы к работе. Теперь это придется сделать», – говорит Игорь Симонов. После образования «Xerox Евразия» он собрал восточноевропейских партнеров в Москве и объяснил, что компания готова предоставить им больше свободы, но ждет увеличения доходов. «Наш план состоит из трех показателей: оборот, прибыль и количество сотрудников в компании. Эти цифры утверждаются, а все остальные решения офисы принимают самостоятельно. Не нужно просить у нас по $20 000 или $50 000 на маркетинговые программы. В каждой стране мы согласуем модели с требуемой рентабельностью. И как только цифра будет достигнута, запланированные маркетинговые бюджеты могут быть использованы», – говорит Игорь Симонов, по-прежнему настаивающий на необходимости предоставления каждому подразделению максимальной самостоятельности. Ведь именно эта стратегия помогла ему стать главой штаб-квартиры.
Алла Богданова
25.01.2005
журнал Компания
|