Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Уйти по-французски

Почему Рустам Тарико не сумел продать «Русский Стандарт»

Самая успешная банковская сделка 2004 года обернулась скандалом. Рустам Тарико – владелец банка «Русский Стандарт», лидера рынка потребительского кредитования, – решил не продавать свое детище розничному подразделению BNP Paribas – Cetelem. Французы обвиняют банкира в отступничестве и угрожают судом. Впрочем, Тарико еще сам может пожалеть о своем демарше.

Рустам Тарико всегда любил смелые эксперименты – и когда одним из первых в России стал производить элитную водку, и когда, спустя полгода после кризиса 1998-го, купил малоприметный Агрооптбанк и, снабдив его излюбленным брэндом «Русский Стандарт», занялся выдачей экспресс-кредитов населению. С продажей своего банка Тарико тоже отличился. Сначала договорился о невиданной для российского финансового института цене (Cetelem, розничное подразделение французского гиганта BNP Paribas, собиралось дать за 50-процентный пакет ЗАО «Русский Стандарт», владеющего 90% акций одноименного банка, чуть ли не $300 млн), а затем в одночасье разрушил эту сделку.

А ведь полгода назад владелец «Русского Стандарта» уверял, что цена, которую заплатят ему французы, не так важна, как те конкурентные преимущества, которые сулит банку партнерство с Cetelem. В свою очередь, директор по операционной деятельности BNP Paribas Жан Кламон объяснял покупку «Русского Стандарта» тем, что «лучше работать с банком номер один, чем с банком номер два».

В распространенном в декабре 2004 года официальном заявлении BNP Paribas обвинил противоположную сторону в невыполнении «достигнутых по сделке договоренностей» и пригрозил «защищать свои интересы в этой сделке вплоть до обращения в суд». Причем, как утверждают источники, близкие к переговорам, фатальным стал именно ценовой вопрос. Владелец «Русского Стандарта» решил, что продешевил, и запросил денег больше, чем предполагалось изначально.

Если исходить из аналогичной сделки между General Electric Consumer Finance (GECF) и компанией Delta Private Equity Partners, в августе 2004-го продавшего американской корпорации ДельтаБанк за $100 млн, действительно, можно подумать, что французы пожадничали. «Дельта», который с трудом можно назвать даже «банком номер два» на рынке потребкредитования, был куплен по цене, в 4,3 раза превышающей его капитал. В случае с «Русским Стандартом» этот коэффициент равен лишь 2. Другое дело, что щедрость GECF, судя по всему, в значительной степени была обусловлена как раз продажей «Русского Стандарта». Американцы побоялись, что быстрорастущий российский рынок потребкредитования достанется их основному конкуренту.

По оценкам старшего экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, пока только 10% россиян обращаются в банки за кредитами. Иными словами, в отличие от «перекредитованных» жителей Западной Европы, США и даже Чехии с Польшей в России есть, где развернуться. Тем более что ради приобретения нового холодильника, стиральной машины, компьютера, а подчас и мобильного телефона наши сограждане готовы выплачивать 20% годовых и больше. Чего не скажешь о корпоративных заемщиках, избалованных сравнительно недорогими ссудами на российском или международном рынках капитала.

На что клюнул галльский петух

Не случайно «Русский Стандарт», первым облюбовавший нишу экспресс-кредитования, продолжает оставаться одним из самых прибыльных российских банков. В 2003-м он заработал $76 млн, а в 2004-м – уже $250 млн, хотя год нельзя назвать удачным для банковской системы в целом.

Подобные результаты позволяют Тарико расширять региональное присутствие – за прошедший год число представительств «Русского Стандарта» увеличилось с 15 до 86 – и, несмотря на увлечение потребкредитованием крупных универсальных банков, прочно удерживать «почетное» второе место в этом секторе, уступая только традиционному розничному лидеру Сбербанку.

В самом «Русском Стандарте» собственные успехи связывают непосредственно с Тарико. «Помню, когда я работал в других банках, от принятия решения до его реализации проходили годы – никто уже не помнил, о чем было решение. А у Тарико все реализуется буквально по часам», – говорит один из сотрудников «Русского Стандарта».

Правда, стремление банкира контролировать все бизнес-процессы имеет и свою оборотную сторону. С тех пор, как в 1999-м «водочный король» купил, а затем переименовал «в честь» главного своего продукта Агрооптбанк, в этом финансовом институте сменилось два председателя правления. Первый зампред ЦБ Андрей Козлов, возглавлявший «Русский Стандарт» в 1999 – 2000 годы, похоже, не держит зла на своего бывшего работодателя. Иначе вряд ли банк Рустама Тарико одним из первых оказался бы в системе страхования вкладов. Да и Александр Зурабов, в бытность свою первым заместителем гендиректора «Аэрофлота» разрабатывавший вместе с Тарико концепцию развития «Русского Стандарта», судя по всему, исключительно по своей воле в 2000-м сложил с себя полномочия председателя совета директоров банка. При Зурабове (который одно время возглавлял даже совет директоров «Аэрофлота») крупнейший российский авиаперевозчик крайне доброжелательно относился к бизнесам Рустама Тарико. Водка «Русский Стандарт» стала фирменным напитком авиакомпании. А банк выпустил кобрэндовые бонусные карты «Аэрофлот – Русский Стандарт» и «Аэрофлот – MasterCard», предполагающие наряду с получением бонусов еще и возможность оплаты в торговых точках.

Зато Александр Григорьев, руководивший «Русским Стандартом» с 2000-го по 2001-й, после своего увольнения не только не сохранил симпатий к Тарико, но, напротив, поставил перед собой цель ослабить «стандартовские» позиции на рынке потребкредитования. Очевидно, этим обстоятельством и было обусловлено приглашение Григорьева на пост председателя правления ДельтаБанка.

Владеющая этим банком Delta Private Equity Partners (до недавнего времени – Delta Capital Management), как видно, изначально наметила перепродать его GECF. С американской корпорацией у Delta Capital давние связи. Достаточно сказать, что член совета директоров Delta Capital Дженни Брителл в 1996 – 2000 годы занимала руководящие посты в различных финансовых подразделениях и банках, принадлежащих General Electric. Да и состоявшееся в мае 2004-го назначение старшего вице-президента Delta Capital Джеймса Кука главным управляющим GECF по России тоже едва ли можно назвать случайным.

Рустам Тарико тоже не собирался оставаться в банковском бизнесе навечно. Поиск потенциальных покупателей для «Русского Стандарта» он начал чуть ли не сразу после запуска проекта. Уже в конце 2001-го в совет директоров банка вошли Майкл Фармер (один из бывших топ-менеджеров American Express, где он курировал развитие новых бизнесов) и контролер операций Cetelem в Центральной Европе Жан Люк Штайнхауслин. Не исключено, что с представителями французской компании банкир познакомился, когда в 2000 году обучался в бизнес-школе INSEAD.

Стремление Тарико максимально полно отвечать требованиям западных наблюдателей и советников только усугубило его конфликт с теми менеджерами, которые до прихода в «Русский Стандарт» уже имели опыт работы в российском банковском ритейле. Тот же Александр Григорьев, возглавляя в середине 1990-х Межкомбанк, выпускал первые в стране кредитные карты с возобновляемой кредитной линией. Игорь Липанов, которому в 2000-м было поручено развивать «пластиковую» программу «Русского Стандарта», организовывал выпуск первых отечественных Visa и Diners Club. Понятно, что их видение «стандартовского» бизнеса несколько отличалось от тех рекомендаций, которые Тарико получал из-за рубежа.

Но ради возможности продать банк западному стратегическому инвестору владелец «Русского Стандарта» готов был пожертвовать и отношениями, и репутацией («авторитарный» – не самый жесткий эпитет, применяемый по отношению к Рустаму в банковских кругах).

Усилия Тарико начали приносить первые плоды в 2003 году, когда входящая в группу Всемирного банка Международная финансовая корпорация (МФК) приобрела около 11% «Русского Стандарта». Для многих глобальных финансовых институтов участие в капитале российского банка МФК или ЕБРР является своеобразным знаком качества. Поэтому вполне логично, что спустя полтора года после МФК акционером «Русского Стандарта» стала и Cetelem.

Тарико добился своего и мог, казалось бы, спокойно заниматься любимыми яхтами, самолетами, дайвингом. Но не тут-то было.

Что фраера губит

Как поговаривают в банковских кругах, владелец «Русского Стандарта» решил, будто его банк стоит не меньше $1 млрд. Основываясь на размерах прибыли, полученной в 2004 году, Тарико потребовал от Cetelem доплатить как минимум $200 млн.

Однако скептики уверяют, что, разорвав сделку, Рустам поступил как человек, который видит ситуацию в розовом свете. «Золотые времена этого банка прошли, – уверяет один из розничных банкиров. – Его сверхприбыли были возможны только в неконкурентной ситуации. Сегодня на рынке потребкредитования появляются новые игроки, и «Русский Стандарт» неизбежно начнет терять свою долю рынка. Доходность этого бизнеса будет падать. А у банка сегодня слабая команда. И они вряд ли сумеют удачно «вырулить» из этой ситуации».

Руководитель управления маркетинга Ситибанка Михаил Бернер тоже считает, что ставки по потребительскому кредитованию неизбежно пойдут вниз. А потому выживут только те финансовые институты, которые имеют постоянный источник длинных денег. Алкогольный бизнес Рустама Тарико вряд ли потянет такую нагрузку. МФК тоже не станет инвестировать в «Русский Стандарт» сверх лимитов, отведенных на Россию в целом и на банк в частности.

Кроме того, как отмечает председатель правления банка «Союз» Стюарт Лоусон, в условиях заметного сокращения маржи, «банкам придется больше концентрироваться на высоком уровне предоставления своих услуг и инновациях, поскольку клиенты потребуют более широкой линейки продуктов». «Нужно будет особо озаботиться и качеством своих портфелей. Иначе тот финансовый институт, который показал хорошие результаты в этом году, в следующем может выглядеть достаточно бледно», – предсказывает собеседник «Ко».

Для «Русского Стандарта» все это тем более актуально на фоне наступления не испытывающих особого недостатка в ресурсах – «Хоум Кредит энд Финанс Банка» (принадлежит чешской финансовой группе PPF) и ныне опекаемого GECF ДельтаБанка.

Уже сегодня из-за активности конкурентов «Русский Стандарт» фактически ушел в нишу более крупных кредитов. Пока такой поворот для банка даже выгоден – меньше риска, меньше затрат. А огромная, накопившаяся за пять лет работы база данных по клиентам позволяет ему напрямую выходить на уже хорошо зарекомендовавших себя заемщиков.

Но вступление в силу с 1 июня 2005 года закона «О кредитных историях» и прописанная в нем обязанность банков делиться информацией о заемщиках со своими коллегами быстро лишит «Русский Стандарт» этого преимущества. Не зря до последнего времени именно этот банк был самым ярым противником создания в России кредитных бюро.

Еще один удар по «Русскому Стандарту» – недавние претензии ФАС. Антимонопольное ведомство обвиняет банк в умышленном сокрытии информации о реальных кредитных ставках, которые предстоит заплатить частным заемщикам. ФАС возбудила дело на основании двух писем, присланных клиентами «Русского Стандарта». Хотя еще год назад заместитель руководителя МАП (Министерство по антимонопольной политике – предшественник ФАС) Андрей Кашеваров заявлял, что его ведомство буквально завалено письмами граждан с обвинениями в адрес абсолютно всех банков, занимающихся экспресс-кредитованием.

«Элемент случайного совпадения претензий ФАС и переговоров между Тарико и BNP Paribas крайне мал, – считает один из инвестбанкиров. – Очевидно, что кто-то хотел сбить цену на «Русский Стандарт», что называется, «сыграть на понижение». Тем более что цена являлась предметом торга. Хочется верить, что такие солидные организации, как BNP Paribas, все-таки не пускаются «во все тяжкие». Однако при подобных сделках по продаже банков, как правило, всегда есть некие посредники».

Нестандартный подход

«Я очень дотошный человек. Люблю все просчитывать до мелочей. Прежде чем сказать «мы можем это сделать», я соберу и проверю необходимую информацию», – говорил как-то Тарико в интервью «Ко». В свою очередь, Андрей Осипов, в 1998 – 1999 годах работавший коммерческим директором российского подразделения United Distillers & Vintners, отзывается о владельце «Русского Стандарта», как о чрезвычайно сильном переговорщике. «Он искусен и последователен в отстаивании своих интересов и выработке такой позиции, которая бы его устроила. Он не стеснялся признаваться в том, что не до конца о чем-то осведомлен, и при этом быстро собирал информацию», – отмечает Осипов.

Иными словами, весьма сомнительно, что Тарико не имел представления о том, какую прибыль «Русский Стандарт» получит в 2004-м, уже летом прошлого года соглашаясь на предложенные французами условия. Зато не исключено, что банкир потерял интерес к BNP Paribas после того, как на горизонте возник новый инвестор с более заманчивыми предложениями. «Это вполне в стиле Рустама, – говорит один из его бывших сотрудников. – Он никогда не относился трепетно к уже достигнутым договоренностям и данным обещаниям. Если с тех пор, как Тарико принципиально договорился по цене своего банка с BNP Paribas, стоимость «Русского Стандарта» выросла и у Рустама появился более щедрый покупатель, – он вполне мог приостановить сделку с французами. Даже невзирая на те дополнительные затраты, которыми ему угрожает судебное разбирательство с BNP Paribas».

Другое дело, что перспектива тяжбы с французами может охладить пыл претендента на «Русский Стандарт». Особенно, если таковым является транснациональная корпорация. Поэтому выдвигаемая некоторыми аналитиками версия о том, что дорогу BNP Paribas перешла General Electric, едва ли имеет право на существование. Хотя недавнюю отставку Александра Григорьева с поста председателя правления ДельтаБанка при желании можно было бы истолковать как демарш, вызванный намерением главного акционера этого банка вступить в альянс еще и с «ненавистным» Тарико.

Российские бизнесмены в этом плане не слишком щепетильны. Не исключено, например, что «Русским Стандартом» заинтересовался Олег Дерипаска. Принадлежащий ему «Ингосстрах» уже сотрудничает с компанией «МАКС», основанной нынешним министром здравоохранения Михаилом Зурабовым. Вполне возможно, что недавно уволившийся из «Аэрофлота» Александр Зурабов вспомнил о «Русском Стандарте», в создании которого некогда принимал участие, и решил сделать так, чтобы и его детище «породнилось» с «алюминиевым королем».

Но даже если Рустаму Тарико удастся в результате продать «Русский Стандарт» по той цене, которая его устраивает, едва ли он получит всю оговоренную по условиям контракта сумму. Как отметил один из розничных банкиров, оценивая параметры сорванной сделки с BNP Paribas, «$600 млн – даже очень нормальная цена за «Русский Стандарт». Весь вопрос в том, сколько из этих денег оставалось лично Тарико. Ведь сегодня в нашем государстве со всеми приходится делиться».

Резюме Рустама Тарико:

Возраст: 42 года

Образование: Московский государственный институт транспорта, специальность – экономист; бизнес-школа INSEAD во Франции

Профессиональный опыт:

1990 год – компания Ferrero в России, консультант;

1992 год – компания Roust Inc., председатель совета директоров;

2000 год – банк «Русский Стандарт», председатель совета директоров

Личная информация: увлекается спортом (лыжи, теннис, дайвинг, яхтинг), любит пилотировать самолеты и путешествовать.

Что такое банк «Русский Стандарт»

Год возникновения: 1999

Специализация: потребительское кредитование в розничных торговых сетях

Собственный капитал: 6,5 млрд руб.

Объем кредитов населению: 23,9 млрд руб.

Сеть: 86 региональных представительств

Основные конкуренты: Сбербанк, «Хоум Кредит энд Финанс Банк», Альфа-банк


Елена Потоцкая, Александр Бирман
26.01.2005  журнал Компания

26.01.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов