На прошлой неделе финская компания SanomaWSOY и издательский дом Independent Media объявили о крупнейшей сделке за всю историю российского рынка печатных СМИ. IM, основанная в 1992 г. нидерландскими инвесторами во главе с Дерком Сауэром, была продана финскому издательскому дому, проводящему активную экспансию на европейских рынках, за 142 млн евро ($185 млн). Sanoma Magazines, под контроль которой перешел IM, специализируется на выпуске журналов, а именно этот сегмент российского медиарынка, по мнению наблюдателей, будет быстро расти. По оценке PricewaterhouseCoopers, в 2003 г. оборот журнального рынка в России составил $365 млн, а через три года он достигнет $550 млн.
Кос Гойс отвечает за экспансию Sanoma Magazines в Центральной и Восточной Европе. По его мнению, в России перед финским холдингом открываются отличные возможности заработать.
Кто инициировал сделку по покупке Independent Media компанией Sanoma Magazines? Сколько времени шли переговоры? Каковы условия сделки?
Инициативу проявил я в мае прошлого года. Тогда появилась информация, что отношения между IM и Проф-Медиа не складываются. Я Дерка [Сауэра, гендиректора IMedia] знаю уже давно, я позвонил ему и спросил: Дерк, это правда? Он подтвердил, и мы начали переговоры. В октябре мы подписали соглашение. Теперь сделка должна быть одобрена антимонопольными органами России и Украины. Мы ожидаем, что это произойдет в течение месяца, самое позднее во II квартале. Sanoma Magazines купила все 100% акций IM за 142 млн евро.
Для покупки использовались заемные средства?
Она финансировалась банками, с которыми мы регулярно сотрудничаем.
Почему в 2001 г., когда Sanoma приобретала журнальный бизнес VNU, вы не стали покупать 35% акций IM, принадлежавших тогда этой нидерландской компании?
VNU тогда не хотела продавать эти 35%. Я, кстати, сам в свое время работал в VNU и был руководителем Дерка, когда он приехал в Россию.
Дерк Сауэр теперь будет работать с Sanoma по контракту. Каковы его условия сроки, размер вознаграждения?
Единственное, что я могу сказать, нашим принципиальным условием было, чтобы Дерк продолжал свою работу в IM еще минимум три года. Это же относится и к остальным топ-менеджерам IM.
Вы намерены ввести в руководство собственных менеджеров?
Нет. Никто из наших менеджеров в Москву не приедет. Не только потому, что Москва, насколько я помню, один из самых дорогих городов мира, но и потому, что Дерк и его команда великолепно руководили этой компанией. И нет никаких причин для того, чтобы вмешиваться в ее текущую деятельность.
А в совет директоров IM войдет кто-нибудь из Sanoma?
Наблюдательного совета для IM как такового нет. IM войдет в группу Sanoma Magazines International, которая входит в состав Sanoma Magazines. Sanoma Magazines International, где я являюсь гендиректором, работает в семи странах Восточной Европы. Мы начали свою деятельность в 1992 г., и сегодня группа состоит из трех подразделений: Центральная Европа (Венгрия, Чехия, Словакия), Юго-Восточная Европа (Хорватия, Сербия и Черногория, Болгария, Румыния), и благодаря поглощению IM создано подразделение СНГ, в котором Дерк занимает пост исполнительного директора, ответственного за деятельность в России, на Украине и в Казахстане (потом появятся и другие страны). Правление Sanoma Magazines состоит из руководителей страновых подразделений. С IM буду работать я и гендиректор Sanoma Magazines Айя Айласмаа.
Sanoma Magazines занимается изданием журналов. Что будет с газетами IM Ведомостями, The Moscow Times, На Рублевке?
Газеты останутся частью IM. У SanomaWSOY (холдинг, в который входит Sanoma Magazines. Ведомости) есть газетное подразделение, которое называется Sanoma и является крупнейшим издателем газет в Финляндии. Но у него нет планов международной экспансии.
Мы планируем искать новые возможности на рынке не только журналов, но и газет. У нас есть новые газетные проекты, и Sanoma их поддерживает. Но сообщать подробности мы пока не можем по соображениям конкуренции.
Организация Репортеры без границ несколько лет подряд ставит Россию на последние места по степени свободы прессы. Это вас не смущает?
В ходе переговоров мы посвятили немало времени обсуждению этого вопроса, потому что о непростой ситуации [в этой области] мы и читаем в западных газетах, и знаем из бесед с людьми, работающими в России. Свобода прессы чрезвычайно важна. Но мы также знаем, что у IM никогда не было никаких проблем в этой области. Это, конечно, не означает, что они не могут появиться в будущем, но мы очень удовлетворены тем, как дела шли до сих пор.
Считается, что перед крупными сделками с участием иностранцев принято советоваться с администрацией президента. Вы советовались?
Нет. Мы не консультировались ни с Кремлем, ни с другими госорганами.
У вас есть запасной план на случай, если проведение сделки застопорится из-за позиции властей?
Единственное, что мы планируем делать, это ждать одобрения [антимонопольных органов]. Мы не ждем, что это произойдет через неделю или две, понимая, что это может занять до полугода.
Средства массовой информации привлекают повышенное внимание властей не только в России, но и в других странах. Но сектор журналов гораздо менее политизирован, чем сектор газет. Да, у компании [IM] есть несколько газет, но Ведомости это финансово-экономическая газета, а The Moscow Times и St. Petersburg Times печатаются на английском языке, т. е. рядовой человек их даже и прочитать не сможет. Так что с этой точки зрения компания менее уязвима. Можно даже сказать, что, раз [в России] издаются газеты на иностранном языке, это показывает окружающему миру, что в стране есть свобода прессы.
Думаю, важно и то, что покупатель это финско-голландская компания. Может быть, если бы компания была американской или немецкой, ситуация была бы другой. А так кого волнуют финны и голландцы? У них же никакого политического влияния.
Вы договорились с Financial Times и The Wall Street Journal об управлении Ведомостями?
Я встречался с представителями не только акционеров Ведомостей, но и других компаний, по лицензии которых IM издает журналы. С некоторыми из них у нас стратегический альянс, например с компанией Hearst, по лицензии которой мы издаем Cosmopolitan в шести странах. Так же мы издаем Men's Health в Чехии, FHM в Румынии и Венгрии. С представителями Financial Times и The Wall Street Journal я встречался в Лондоне в ноябре. Мы много говорили и о свободе прессы, и о том, как Sanoma будет действовать, если правительство попытается вмешаться [в работу Ведомостей], и т. д. Для них это очень важный вопрос, как и для нас. Они приветствовали нас в качестве нового владельца Ведомостей.
Планируете ли инициировать какие-либо изменения в редакционной политике Ведомостей?
Мы никогда не вмешиваемся в редакционную политику. Редакционные коллективы всех изданий Sanoma абсолютно независимы, даже если нам не нравится, что они пишут.
А в стратегии IM изменения будут?
У нас есть конкретные идеи по газетным проектам. Конечно, есть идеи и по журналам. Наша основная сила во многих странах еженедельные журналы, в особенности для женщин. В России много ежемесячных журналов, особенно глянцевых, и мы, конечно, используем наше ноу-хау в области издания еженедельных журналов. Но сначала мы, конечно, проанализируем ситуацию на рынке.
Политические или экономические еженедельники не планируете выпускать?
Никаких политических еженедельных изданий.
Вы не планируете проводить первичное размещение акций IM?
Ответ простой: нет.
У вас есть конкретные бизнес-цели, которых вы хотели бы добиться в России, например по обороту?
То, что было в прошлом, не дает гарантий на будущее, но за последние пару лет IM продемонстрировала значительный рост. Это, конечно, связано с ростом экономики России. Эксперты прогнозируют, что ВВП будет расти на 5-10% в ближайшие четыре-пять лет. Если растет экономика, у людей появляется больше денег, а как издатели журналов и газет мы напрямую зависим от того, сколько люди могут потратить.
Есть и другая причина для оптимизма. Россия сильно отстает от других стран Восточной Европы и Европейского союза по ряду показателей. Например, в 2003 г. в России на рекламу было потрачено $17,5 на душу населения (данных за 2004 г. у меня еще нет). Для сравнения: в Венгрии $89, а в странах ЕС в среднем $234. Так что перспективы роста в России огромны.
У вас есть планы по увеличению выручки IM?
Рост продаж IM за последние пару лет измерялся двузначным числом, и мы считаем, что в ближайшие три-четыре года эти темпы роста сохранятся.
Бизнес в странах СНГ вы будете развивать самостоятельно или через IM?
Как я уже отметил, группа Sanoma Magazines International теперь состоит из трех подразделений, включая подразделение, отвечающее за СНГ, которое Дерк возглавляет в качестве генерального директора. Independent Media уже реализует один проект в Казахстане, но в СНГ гораздо больше стран. Так что это фантастическая платформа для географической экспансии.
Пока мы ничего не будем делать в Белоруссии исключительно из-за политической ситуации в этой стране. По этой же причине мы до сих пор не проявляли интереса к Турции, хотя сейчас там ситуация меняется. Мы не хотим работать в стране, где, как когда-то в Турции, около 80 журналистов сидели в тюрьме, потому что писали то, что не нравится властям.
Сколько вы готовы потратить на расширение бизнеса в России и странах СНГ?
Я не могу дать конкретную цифру, могу говорить только об опыте, накопленном за время работы в семи странах [восточноевропейского] региона, за который я отвечаю. Мы обычно запускаем 10-12 новых журналов в год, а также проводим поглощения в этих странах, и я никогда не получал отказ от моих руководителей в Финляндии, когда просил их предоставить деньги. Мы располагаем значительными средствами для экспансии.
Сколько денег и времени нужно для запуска нового издания?
По-разному. На еженедельный журнал нужны более значительные инвестиции, а на подготовку уходит 9-12 месяцев. Ежемесячный журнал можно выпустить гораздо быстрее за 3-6 месяцев, но бывали случаи, когда мы подготавливали их к запуску за полтора месяца.
Насчет размера инвестиций нет однозначного ответа. Многое зависит от страны, от конкурентной ситуации на рынке. Например, в прошлом году мы начали выпускать Cosmopolitan в Болгарии. Вы будете смеяться, когда я скажу, сколько мы в него инвестировали $50 000. Но вы понимаете, Болгария маленькая страна, там всего 7,5 млн человек. А тираж Cosmopolitan сегодня 50 000 экземпляров. Статистически это даже больший успех, чем в России, где живет 145 млн человек. Но и в Болгарии сейчас конкуренция обостряется, туда приходят все новые иностранные издательские дома, так что новые проекты там будут более дорогими.
Вы планируете покупать для IM лицензионные права на новые издания или отказываться от уже публикующихся?
У IM уже немало изданий под известными международными брэндами Cosmopolitan, Men's Health, FHM, Популярная механика. Мы издаем Elle в Хорватии и в марте запускаем его в Сербии, но, как вы знаете, в России [издательский дом] Hachette сам печатает Elle, так что [об издании его здесь] нечего и думать. В пяти странах мы издаем National Geographic, причем очень удачно, у меня великолепные отношения с National Geographic Society в Вашингтоне; но в России National Geographic не входит в число изданий IM.
Есть ли в планах создание собственной системы дистрибьюции?
Мы провели немало времени за обсуждением тяжелой ситуации в сфере дистрибьюции, сложившейся в России. Хорошая система дистрибьюции это предпосылка для успеха в нашем бизнесе. Можно издавать лучшие в мире газеты и журналы, но это ничего не значит, если последнее звено цепи не функционирует и вы не можете их продать. В Финляндии у Sanoma огромное подразделение дистрибьюции Rautakirija, которое занимает 1-е место в своем секторе в странах Балтии и Румынии. Rautakirija нацелена на международную экспансию, и мы ведем с ними переговоры об использовании их опыта и ноу-хау для улучшения системы дистрибьюции в России. Но на это нужно время, не стоит ждать чудес уже завтра.
Одно из наиболее динамичных направлений издательского рынка в Европе это профессиональные издания, так называемые b2b. Вы собираетесь развивать это направление?
Непременно. Мы уже давно этим занимаемся, особенно в Финляндии и Нидерландах. Два года назад мы стали активно выпускать b2b-издания в Венгрии и Чехии, и этот бизнес идет хорошо. Я уверен, что и здесь можно много сделать.
Можете ли вы купить другие российские издательские дома?
Никогда не говори никогда. Но пока каких-то конкретных идей нет, давайте сначала используем все возможности [от объединения с IM]. Возможно, в будущем мы найдем привлекательные возможности для поглощений. В этом одна из замечательных черт большой страны: сегментация рынка делает его более привлекательным, чем в маленькой стране типа Хорватии, где живет 4,5 млн человек. Но в стране с населением 145 млн просто необъятные возможности.
По прогнозу Pricewater-houseCoopers, к 2008 г. объем журнального рынка в России удвоится. Вы разделяете эту оценку?
В этом прогнозе нет ничего удивительного. Перспективы роста этого рынка неограниченны, по крайней мере в ближайшее десятилетие.