Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Гендиректора не хотят рисковать

И отказываются от мест в советах директоров сторонних компаний

Руководители компаний, ранее охотно заседавшие в советах директоров других фирм, теперь все чаще отказываются от предлагаемых должностей. Если раньше пост независимого директора считался престижным, то сейчас — довольно рискованным и к тому же отнимающим массу времени.

Виной всему череда корпоративных скандалов. Масла в огонь подлили предварительные результаты судебных разбирательств по делам WorldCom и Enron. В январе 2005 года 10 бывших независимых директоров этих компаний согласились выложить из собственных карманов $18 млн и $13 млн соответственно, чтобы урегулировать иски акционеров.

Теперь многие компании ограничивают своих гендиректоров — не разрешают им заседать сразу в нескольких советах. Впрочем, и сами гендиректора говорят, что и одной фирмы вполне достаточно.

“Сегодня перспектива заседать в совете директоров какой-нибудь корпорации уже не выглядит так заманчиво, — утверждает Джон Тейн, гендиректор Нью-Йоркской фондовой биржи. — Денежная компенсация за такую работу почти не выросла, зато ей приходится уделять больше времени, а уровень ответственности существенно возрос”.

“Прошли те дни, когда, просматривая ежегодные отчеты, одного и того же человека можно было увидеть в советах директоров трех или четырех компаний”, — говорит Брюс Вильямсон, руководитель Dynegy. Два года назад он вышел из совета директоров одной канадской энергетической компании, чтобы все свои силы направить на работу в Dynegy. Сейчас он не работает нигде, кроме Dynegy.

Риски возросли

“Я думаю, общее нежелание заседать в советах директоров вызвано средним соотношением риска и вознаграждения”, — говорит сэр Мартин Соррелль, глава WPP Group. Сэр Мартин не занимает никаких должностей в других компаниях, после того как в 2003 г. отказался от занимаемого им поста независимого директора Colefax & Fowler, компании по дизайну интерьеров, и прошлым летом вышел из совета директоров Nasdaq Stock Market. “Решение, принятое в WorldCom, когда независимым директорам пришлось платить собственные деньги, сильно ухудшило ситуацию”, — говорит Соррелль.

Мэтью Барретт, председатель Британского банка Barclays, — еще один руководитель, который, взвесив все за и против, отверг предложения более 10 компаний. Раньше, говорит Барретт, он бы вошел в совет директоров одной или двух фирм, но теперь “эта работа сопряжена с риском, которого раньше не было”. В мае прошлого года Барретт отказался от занимаемой им должности независимого директора канадской пивоваренной компании Molson и сейчас не входит в совет директоров ни одной сторонней компании.

Эти свидетельства подтверждаются статистикой. В 1997 г. руководители 500 компаний по рейтингу S&P в среднем заседали еще в двух советах, говорит Том Нефф, глава международной рекрутинговой компании Spencer Stuart. Сегодня гендиректора занимают менее 0,9% мест в советах директоров компаний из списка. Еще совсем недавно лишь в одной из четырех компаний действовали ограничения на количество должностей в советах директоров других компаний, которые мог занимать их руководитель, утверждает исследование, проведенное компанией Deloitte Touche Tohmatsu. Сегодня такие ограничения действуют более чем в половине компаний.

Первыми уходят лучшие

В соответствии с законом Sarbanes-Oxley члены советов директоров несут ответственность за выполнение требований федерального законодательства в своих компаниях. Эксперты говорят, что закон привел к неожиданным последствиям: наиболее опытные директора отказываются от своих мест.

Один из руководителей подчеркивает другой недостаток. “Когда гендиректор заседает в совете директоров других компаний, он многому учится, но также и учит других, делится своим опытом”, — заявил Вильям Парретт, руководитель Deloitte Touche Tohmatsu.

Некоторые топ-менеджеры не желают заседать в советах директоров компаний-клиентов или избегают взаимного директорства, когда руководители компаний участвуют в работе советов директоров друг друга. Они боятся осуждения со стороны акционеров.

Джейми Даймон, президент и операционный директор банка J. P. Morgan Chase, вышел из совета директоров сети ресторанов быстрого питания Yum! Brands. во избежание потенциальных конфликтов на почве взаимного директорства. Дэвид Новак, председатель совета директоров и гендиректор компании Yum! Brands, заседает в совете директоров J. P. Morgan Chase. “Я был в его совете, а он в моем, но мы не захотели провоцировать конфликты”, — говорит Даймон.

Как раз вовремя

Майкл Капеллас считает себя “классическим примером” этого явления. В конце 90-х он работал в компании Compaq и входил в совет директоров энергетической компании Dynegy.

Но сегодня Капеллас занимает пост президента и гендиректора телекоммуникационной компании MCI (ранее известной как WorldCom), расположенной в городе Эшбурне, и не участвует в работе советов директоров других компаний. За последние два года он отверг примерно дюжину предложений от публичных компаний. (По правилам MCI он не может входить в совет директоров какой-либо коммерческой компании.)

Его пребывание на посту директора Dynegy — это живой пример того, как менялся характер этой работы. Он входил в совет директоров с мая 2001 г. по июнь 2002 г. и говорит, что “мы встречались четыре раза в год и к встречам почти не нужно было готовиться, я просто читал материалы накануне вечером”.

“Сегодня членам советов директоров приходится посещать куда больше заседаний и изучать гораздо больше материалов”, — говорит Капеллас. Например, совет директоров Dynegy заседает каждый месяц, не считая двух телефонных конференций, а каждый член совета получает от коллег оценки по итогам своей работы.

Между тем вознаграждение за работу в совете директоров компании Dynegy меркнет по сравнению с доходами Капелласа на посту гендиректора в компании Compaq. В компании Dynergy в 2001 г. ему было выплачено $30 000 плюс $1500 за каждое заседание совета и $1000 за каждое заседание комитета. В том же году он получил $3,8 млн за работу в Compaq.

Риск между тем увеличивается. В сентябре 2002 г. Dynegy, расположенная в Хьюстоне, попала в число компаний, уличенных в махинациях, и выплатила $3 млн на урегулирование гражданских исков, поданных американской Комиссией по ценным бумагам за нарушения в продаже энергетических ресурсов и некоторые финансовые операции, которые использовались для улучшения финансовых показателей.

Пока ни один из директоров не был оштрафован Комиссией по ценным бумагам, но имена некоторых настоящих и бывших директоров Dynegy упоминаются в связи с поданными исками. Капеллас ушел из компании за три месяца до того, как начались разбирательства, и не входит в число ответчиков ни по одному из исков. С тех пор Dynegy практически полностью сменила свой совет директоров, и 10 из 12 его членов заседают в нем менее трех лет.

Капеллас считает, что он и остальные члены совета директоров Dynegy справлялись со своими обязанностями. “Я считаю, что мы были достаточно подготовленными, — говорит он. — По расписанию совет директоров заседало четыре раза в год, но на самом деле мы встречались гораздо чаще. Просто сейчас, чтобы заработать на хлеб с маслом, работать приходится прикладывать намного больше усилий”. (WSJ, 28.01.2005, Полина Михалева)


Анита Рагхаван
03.02.2005  Ведомости

03.02.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов