Интервью: Джордж Кохон, основатель McDonald’s Restaurants of Canada Ltd и McDonald’s в России
«Не надо заказывать двойные порции»
В понедельник компания McDonald’s отмечала 15-летие своей работы на российском рынке. По этому случаю в ресторане на Пушкинской площади – самом первом из этой сети в России – состоялась пресс-конференция, на которой журналистам рассказали о достижениях компании. Вкратце, это выглядит следующим образом: за 15 лет в российских «Макдональдсах» (их сейчас 127 в 37 городах) откушал 1 миллиард посетителей, съедено больше 132 млн бигмаков. Ежедневно в этих ресторанах обслуживается около 500 тыс. человек. В прошлом году Россия стала ведущим рынком корпорации по сравнительному и общему росту товарооборота. О развитии на местном рынке корреспонденту RBC daily рассказал основатель McDonald’s в России Джордж Кохон.
- Г-н Кохон, как вы оцениваете работу компании на местном рынке? Насколько хорош оказался бизнес быстрого питания в России?
- Я оцениваю работу как прекрасную. Вы знаете, наши основные достоинства – быстро и хорошо обслужить посетителей. Помню, когда местный чиновник услышал традиционное приветствие от кассира, то удивился: откуда мы таких понабрали? Просто мы их хорошо подготовили – это все, что надо было сделать. И теперь они – самые лучшие во всем мире. Поэтому я считаю, что мы принесли с собой культуру быстрого обслуживания в Россию, ведь в начале 90-х здесь такого еще не было. Я очень этим горжусь. И этот ресторан – как стартовая площадка для людей: мы их запускаем в жизнь.
- А по договору франчайзинга не хотите поработать в России?
- Пока нет, но в будущем это вполне возможно.
- Некоторые аналитики считают, что в России McDonald’s развивается не так быстро, как мог бы.
- Вот этот ресторан на Пушкинской – он такой большой, что мы могли бы открыть вместо него еще 10 ресторанов в мире. 127 ресторанов McDonald’s, которые работают в России, – непростые, они не такие, как в других странах. На мой взгляд, это количество может быть эквивалентно 500 ресторанов где-то еще. Поэтому мы не считаем, что темпы развития в России низкие.
- Некоторые местные конкуренты успешно применяют вашу модель бизнеса. Не опасаетесь, что они вас обойдут?
- Конкуренция – это здорово, ведь в результате мы только становимся сильнее. В любом случае, посетители голосуют ногами: если они приходят, значит, проголосовали за нас. А в этой стране в наших ресторанах каждый день бывает 500 тысяч посетителей. Так что мы не боимся.
- Тем не менее при равном качестве еды и обслуживания часть потребителей может перейти куда-то еще.
- На всем протяжении истории нашей компании нашу модель бизнеса пытались скопировать, но в результате мы остались номером один. Потому что мы лучше других обслуживаем клиентов, более последовательны в своих действиях.
- Тогда расскажите, каково сейчас положение корпорации на других рынках – в США и в Азии.
- Положение хорошее.
- Но на азиатском рынке люди все же отдают предпочтение местной еде.
- Ну, этот вопрос надо задать Майку Робертсу, старшему управляющему корпорации, – он лучше знает, что происходит на этих рынках.
- Понятно. Тогда я хотела бы узнать ваше отношение к фильму Super Size Me – он недавно вышел в российский прокат.
- Я его не видел, но разговаривал с теми, кто смотрел. Что я могу сказать? Если бы я каждый день ходил в шикарный ресторан и заказывал фуа-гра, затем луковый суп, мясо Шатобриан, суфле и запивал это полбутылкой красного вина… И если бы я делал это 30 дней подряд, без всякой физической нагрузки… Посмотрите: мне 67 лет, я все время ем в McDonald’s, но я постоянно занимаюсь спортом. Иногда я ем чизбургер, иногда салат или просто котлету из сэндвича. Словом, не надо заказывать двойные порции. Всегда есть выбор, и мой – таков.
(Надо сказать, что г-н Кохон своим словам верен: во время беседы он с аппетитом съел двойной чизбургер, вынув оттуда «лишние» маринованные огурцы).
- Тем не менее в последнее время компания пересматривает свой ассортимент в пользу здорового питания. Это целенаправленная политика по смене ассортимента ресторанов или же дань сегодняшним требованиям потребителей?
- Мы хотим дать людям выбор. Посетители хотят этого, и мы реагируем на их запросы. Например, сейчас компания участвует в создании школьных программ по физкультуре.
- Речь идет о том, что ассортимент полностью поменяется?
- Я не могу на этот вопрос ответить, но исторически ассортимент, конечно, менялся: когда-то у нас в меню не было рыбы или курицы, а теперь они есть.
04.02.2005
RBC Daily