Профессионалы. Самая удивительная рекламная кампания сезона
В российской киноиндустрии появилась новая звезда. Яркая и совершенно безумная. Называется она кинокомпания ROSPOFilm. Благодаря нестандартным ходам этой компании удалось превратить малобюджетный молодежно-гангстерский фильм в городское явление.
«Друзья, мы все тут профессионалы», сказал один из руководителей кинокомпании ROSPOFilm Вадим Самодуров, представляя столичным критикам кинокартину «Сматывай удочки». После чего с помощью корректного эвфемизма уточнил, что как профессионалы он и его коллеги из кинокомпании ROSPOFilm могли бы купить всех критиков, находящихся в зале, и они написали бы на фильм «Сматывай удочки» хорошие рецензии, даже и не видя его. Но, добавил г-н Самодуров, делать этого он и его коллеги не стали, и совсем не потому, что у них денег нет или им этих денег жалко, а потому, что они искренне любят свой фильм и очень хотят, чтоб критики тоже полюбили его искренне, то есть бесплатно.
Самое удивительное в этой вступительной речи было то, как довольно спокойно прореагировал на нее зал. Не лезущая ни в какие ворота презентация вместо благородной ярости, вместо шока вызвала несколько ехидных смешков и улыбок. Фильм «Сматывай удочки» задолго до того как выйти на экраны страны, приучил ничему не удивляться. Многие из присутствующих до последней минуты не верили, что сейчас погаснет свет и начнется кино и они своими глазами смогут увидеть, что этот фильм все-таки существует.
Первое упоминание в Москве кинопроекта «Сматывай удочки» датируется мартом прошлого года. В канун президентских выборов город украсили таинственные перетяжки «Сматывай удочки. Сразу после выборов». Они исчезли так же стремительно, как и появились. Впоследствии режиссер фильма Олег Степченко рассказывал интервьюерам, что рекламную кампанию фильма с помощью телефонного права свернула Администрация Президента, углядевшая в ней политический подтекст. Как следствие, премьеру фильма перенесли на осень и предварили еще более мощной рекламной кампанией. Билборды с лицом американского актера Майкла Мэдсена в окружении нескольких местных крепышей с пистолетами заняли едва ли не половину рекламных площадей, заставляя с ужасом задумываться о стоимости этой красоты. Дата премьеры тем временем периодически отодвигалась что, впрочем, совсем не мешало Майклу Мэдсену продолжать красоваться на самых разнообразных рекламных форматах города. Из главного кинособытия осени «Удочки» плавно переехали в главное кинособытие зимы. Хотя к тому времени это событие уже не имело отношения к кино. Это был скорее какой-то гигантский арт-проект, флэш-моб-провокация в масштабах целого города. Далее последовала премьера «Удочек» в Лос-Анджелесе, которую одна из центральных газет точно охарактеризовала как «совершенно невероятную». Городские таблоиды рапортовали о том, что на премьеру пожаловали Том Круз, певица Шер и комик Родни Дейнджерфилд, что вызывало некоторые сомнения в связи с тем, что он умер за две недели до описанной премьеры.
В этот момент стало окончательно ясно, что это какое-то феерическое, абсолютно головокружительного масштаба надувательство. Понятное дело, что Том Круз, Шер и покойный Дейнджерфилд были нанятыми двойниками.
Майкл Мэдсен, которого наружная реклама выдавала за исполнителя одной из главных ролей в фильме, в свою очередь оказался не двойником. Другое дело, что общий хронометраж сцен с его участием в фильме составляет где-то 5 минут. Снятые, судя по качеству изображения, на ручную камеру и вклеенные крохотными порциями в разные части фильма, эти минуты выглядят очень трогательно отечественные артисты (самый видный из них продюсер и артист Петрухин, прежде работавший охранником Аллы Пугачевой) стреляют друг в друга, и тотчас показывают Мэдсена, в ужасе взмахнувшего руками, который как бы боится, что в него попадут.
Финальным штрихом к истории движения картины Олега Степченко к своему зрителю может послужить опубликованная пару недель назад в газете «Тюменский вестник» заметка о необычной судьбе директора тюменского же кинотеатра «Современник», запустившего «Удочки» в прокат раньше оговоренного контрактом срока (довольно распространенная в регионах практика, позволяющая кинотеатрам утаивать часть выручки от кинопрокатчиков).
Узнав о происшедшем, региональные представители ROSPOFilm вынесли директора без брюк на мороз, посадили в сугроб и насильно удерживали там вплоть до осознания им собственной
неправоты.
Именно благодаря такой предыстории критики, пришедшие на первый показ, на слова Самодурова прореагировали довольно спокойно. К сожалению, его желанию искренне понравиться не суждено было сбыться. Критики на фильме очень смеялись и даже местами аплодировали, но впоследствии картину дружно обругали, лишний раз подтвердив, что в наше время прямота и искренность не ценятся и не окупаются.
В сущности, обо всей этой истории можно было бы уже забыть фильм уже покидает кинозалы, а рекламные щиты постепенно снимают, когда бы не забавное обстоятельство, на которое мало кто обратил внимание: для ROSPOFilm «Сматывай удочки» это малобюджетный разминочный проект, проба сил. Главный ударный фильм кинокомпании с богатым названием «Бархатная революция. Мужской сезон» и тем же артистом-продюсером Петрухиным в центральной роли выходит ближайшей весной.
Анастасия Стрелецкая
08.02.2005
Большой город