Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

С вещами на выход

Когда пора увольнять всех

Когда жить по-старому руководство компании уже не может, а работать по-новому не хотят сотрудники, зачастую единственный выход – массовые увольнения. Но сказать в сердцах: «Уволить всех!» проще, чем выполнить это.

Несколько лет назад руководство компании «Касис» (дистрибутор бытовой техники) столкнулось с серьезной проблемой. Одна из бригад отдела логистики поставила ультиматум: «Или поднимайте расценки, или мы останавливаем работу». Изменить тарифы у руководства «Касиса» не было ни желания (так как шантаж мог повториться), ни возможности (рентабельность была очень жестко рассчитана). Бригада привела свои угрозы в исполнение – остановила работу и написала заявления об уходе. Недолго думая, руководство их заявления об уходе по собственному желанию подписало. Срыва отгрузок компания не допустила. В тот же день был мобилизован другой персонал: свободные экспедиторы и охранники. В течение нескольких дней был набран новый  штат грузчиков.

Смена ориентации

Массовые увольнения могут быть связаны с сокращением штата, слиянием двух компаний, наконец, просто с напряженными отношениями руководителя и неформальных лидеров. В течение 2003 – 2004 годов компания Motorola уменьшила свои расходы на $3 млрд, доведя численность персонала с 94 000 до 90 000 человек. Всего за последние несколько лет было уволено 60 000 сотрудников.

Поглощения и слияния также заставляют компании избавляться от лишних людей. В ноябре 2004 года представители Hewlett-Packard сообщили, что в течение полугода планируют истратить $200 млн на сокращение персонала, не указывая конкретные подразделения, которых коснется эта процедура. После покупки в 2002 году Compaq Computer в объединенной компании постоянно проводится кадровая реорганизация. Почти сразу же было ликвидировано более 17 000 рабочих мест. Из «Голден Телекома» с приобретением группы «Коминком-Комбеллга» в 2004-м «на выход» отправились 150 сотрудников.

Владельцы кадрового агентства «СуперДжоб» вынуждены были расстаться почти со всем своим коллективом по другой причине. В 2002 году они решили изменить направление бизнеса. «Когда мы в 2000-м инвестировали в создание кадрового агентства, то хотели построить системный бизнес, – рассказывает Алексей Захаров, президент «СуперДжоб». – Но мы не совсем верно выбрали нишу, начав заниматься подбором высококвалифицированных специалистов и топ-менеджеров. Это достаточно сложный рынок, и на нем многое зависит не столько от регламентов, сколько от личных связей и опыта рекрутеров. Найти 200 продавцов в супермаркет гораздо выгоднее, чем одного топ-менеджера».

Спустя два года владельцы приняли решение переориентировать компанию и полностью сконцентрироваться на информационных услугах, используя возможности своего Интернет-ресурса SuperJob. В общей сложности в агентстве тогда работали 15 человек.

Захаров собрал всех сотрудников и озвучил стратегию дальнейшего развития компании: теперь профессиональным рекрутерам предстояло заниматься информационным бизнесом. Всем, кто хотел продолжать работать в новом контексте, было предложено пройти собеседование. Пришли три человека. Остальным зарплата выплачивалась до тех пор, пока они не нашли новую работу или согласно контракту не завершили выполнение своих обязательств. Процесс «исхода» длился около трех месяцев. «Поскольку я имел дело с профессиональными кадровиками, проблемы с поиском работы ни у кого из них не возникло. Их просто разорвали на части», – утверждает Захаров.

«Такое решение хорошо тем, что людям дается шанс проявить себя в компании. Человеку говорят: вот тебе новые задачи и новые правила. Готов так работать? Давай! Некоторым это, кстати, предоставляет возможность карьерного роста», – говорит Анастасия Куликова, ведущий консультант консалтинг-центра «Шаг». У тех, кто не справляется, возможны варианты. Одни уходят сами, потому что не согласны с изменениями в компании, другие – потому что потеряли в деньгах или статусе. Третьих увольняют. «Три месяца, которые занял у Захарова процесс обновления штата – это очень быстро», – полагает Куликова.

Бунт на корабле

Бывают случаи, когда нововведения полностью отвергаются сотрудниками. Хотя практика 100-процентного увольнения даже в конфликтной ситуации является исключительной мерой, именно к ней пришлось прибегнуть владельцу PR-агентства PRSG (ныне «Мамонтов и Партнеры»).

В конце 2003 года в PRSG назрела необходимость в реорганизации – компания столкнулась с оттоком клиентов. Потребность в переменах была очевидна не только для руководства, но и для самих сотрудников – почти одновременно PRSG покинули три важных заказчика, возросло количество поражений в тендерах. Нужно было вводить новые услуги, а внутренние бизнес-процессы не соответствовали таким задачам. В результате происходили регулярные локальные авралы, ночные переработки, над одним проектом вместо двух человек работали шесть – лишь бы выполнить заказ в срок. Возросли расходы на персонал – в том числе за счет найма фрилансеров. Решение стратегических задач откладывалось, оставалось лишь постоянно «латать дыры». Для дальнейшего существования компании требовалось радикально переосмыслить стратегию развития: от коллектива ярких творческих звезд-экспертов в области PR перейти к команде высококвалифицированных консультантов-менеджеров.

Когда руководство начало вносить первые изменения в организацию бизнес-процессов в PRSG, то столкнулось с активным сопротивлением со стороны отдела по работе с клиентами. Возникла ситуация, которую руководство охарактеризовало примерно так: «Не можем жить по-старому, но и по-новому не хотим». Не помогли решить проблему и индивидуальные беседы с неформальными лидерами, которые со свойственной творческим специалистам эмоциональностью отказались принять аргументацию руководства. «Вариантов для выхода из ситуации было два: сдаться под давлением оппозиции и отказаться от множества серьезных и важных для компании изменений или сломить сопротивление»,– вспоминает Андрей Мамонтов, управляющий партнер компании «Мамонтов и Партнеры» (до преобразований – гендиректор агентства PRSG).

Мамонтов пошел на радикальную меру – 100-процентную замену отдела обслуживания клиентов (10 человек). В течение двух месяцев старые сотрудники были заменены новыми. Кадры искали самостоятельно, а при приеме на работу честно предупреждали людей о сложившейся ситуации в компании и возлагаемых на них надеждах. Новички на 2 – 4 недели становились ассистентами опытных коллег и вникали в суть их обязанностей, а затем принимали их дела. На это пришлось потратить массу усилий, поскольку было необходимо не только сделать выбор среди множества кандидатов, но и провести ротацию максимально безболезненно для клиентов, без нарушения качества обслуживания.

«Такое обновление коллектива было большим стрессом и для нас, руководителей, – вспоминает Мамонтов. – Тем не менее я убежден, что в данной ситуации это был единственно правильный шаг, так как компания гораздо меньше времени потратила на внутреннюю борьбу и перешла в конструктивное русло проведения перемен в организации своей работы и дальнейшего развития».

Цивилизованная передача дел увольняемого сотрудника своему преемнику – редкость в российской бизнес-практике. «Если человек переходит на другую должность – в этой компании или в другой – он сам заинтересован в том, чтобы передать дела, причем передать как можно лучше, потому что в этом случае он может рассчитывать на хорошие рекомендации, – комментирует Анастасия Куликова. – Но это идеальный случай. При увольнении на такую заинтересованность рассчитывать не приходится». В то же время у работодателя есть немало рычагов воздействия: например, окончательные финансовые расчеты и возврат трудовой книжки могут производиться только после того, как сотрудник выполнил все, что от него требовалось. «Но, думаю, в описанной ситуации речь шла скорее о передаче дел, чем о реальном обучении, ведь старые сотрудники сами не умели работать по новым стандартам, что и стало причиной их увольнения», – резюмирует Куликова.

Президенту холдинга R-Style Василию Васину тоже пришлось прибегнуть к решительным действиям, несмотря на риск вместе с командой потерять и клиента. «Была у меня группа программистов, работавших с корпоративным клиентом, – рассказывает Васин. – Точнее сказать, это была группировка программистов. В 2000 году при проведении тщательного исследования выяснилось, что она работала не только над выполнением производственного задания, но и «на сторону». Причем самое смешное – на того же самого заказчика, но минуя R-Style. Пришлось уволить всю группу из восьми человек вместе с руководителем».

Консультанты полагают, что пришло время говорить о создании черных списков сотрудников, которыми службы персонала различных компаний могли бы обмениваться друг с другом. Особенно это актуально для фирм с большими сетями розничных точек – кофеен, кинотеатров, магазинов.

«В некоторых ситуациях действительно нужно менять людей, – считает Анастасия Куликова. – И тогда главный вопрос – где взять замену и сколько времени на это потребуется. Но часто бывает и так, что причина проблемы – не в конкретных людях, а в системе управления: в отсутствии контроля, в системе мотивации, которая не зависит от результата, в технологии работы. Сейчас уже не вспомню, о ком идет речь, но лет пять назад я слышала такую историю. На завод пригласили консультантов, и их первой рекомендацией было – заделать дыру в заборе, через которую «утекала» продукция». Если в системе управления есть «дыры», то смена коллектива ничего не даст – спустя какое-то время все пойдет по-старому.

Долгие проводы

Если расставание с большой группой сотрудников, не замешанных в криминале, все же неизбежно, лучше чтобы оно прошло как можно безболезненнее для них.

Все международные корпорации предлагают покидающим компанию сотрудникам солидные отступные. Так, например, в корпорации Oracle принято при сокращении штатов выплачивать всем сотрудникам зарплату за полгода. «Речь идет о крупных сокращениях в 1998 году после кризиса, – рассказывает Ольга Кныш, директор по персоналу Oracle СНГ. – Мы выплачивали компенсацию за 6 месяцев и больше в зависимости от стажа работы. Помимо этого мы проводили семинары – «Как искать работу», «Как проходить интервью» и т.п., платили агентству за поиск работы для наших сокращенных сотрудников, а также активно искали им работу в других подразделениях компании за рубежом – кое-кто в результате уехал».

В отечественной практике контракт с работодателем чаще всего вещь формальная. Как на практике будет происходить увольнение, в реальности зависит только от решения компании. В то же время все больше крупных компаний при массовых увольнениях сотрудников проводят программу «Аутплейсмент» (Outplacement, помощь в поиске работы после увольнения из компании).

«Первая реакция человека, который вынужден заняться поиском работы, – растерянность, – рассказывает Вера Александрова, консультант компании «Анкор». – Чтобы сориентироваться в возможностях современного рынка труда и оценить свой профессиональный уровень, полезно обратиться к помощи специалистов. В программу, предлагаемую нашей компанией, включается подготовка резюме, тренинг по прохождению интервью, обсуждение зарплатных ожиданий, информация о рынке труда, консультация психолога. Иными словами, мы помогаем человеку построить эффективный алгоритм поиска работы».

Стоимость услуг по аутплейсменту для почти бывшего работодателя варьируется в зависимости от должности увольняемого и может составлять от месячного оклада сотрудника до 25% годового оклада специалиста (при разработке индивидуальной программы). На сайте компании Professionals’ Business, например, размещена информация о том, что стоимость программы для одного человека составляет $1 000.

Артур Легкий, руководитель отдела по работе с персоналом компании Wella, несколько лет назад участвовал в проведении сокращения сотрудников при слиянии двух известных российских производителей потребительского сектора. В результате слияния высвобождалось более 150 сотрудников.

«Ключевая проблема состояла в своевременном и полном доведении информации до всего персонала – и тех, кого затрагивали изменения, и тех, кого они не касались, – делится опытом Артур. – Второй важной проблемой являлась необходимость соблюдения множества юридических, трудовых, финансовых и налоговых нюансов, так как в проекте тесно переплетались различные нормативные акты законодательства РФ. В работе участвовали специалисты самых разных областей: юристы, HR, финансовые аналитики, менеджеры. И, наконец, третья, не менее существенная, имиджевая проблема состояла в том, что обе компании считались серьезными игроками на рынке, поэтому необходимо было сохранить их признанную деловую репутацию как в глазах партнеров и клиентов, так и среди оставшихся сотрудников».

Выходное пособие, которое предложила фирма, более чем в три раза превышало предусмотренное законодательством. При этом каждый уходящий понимал, каким образом оно рассчитывалось. «Мы потратили немало времени, разъясняя людям, что компания действует по отношению к ним уважительно и ответственно, – вспоминает Артур Легкий. – Мы предлагали всем поучаствовать в программе аутплейсмента, а в отдельных случаях сокращаемым сотрудникам предоставлялась возможность выкупить машину или компьютер фирмы по выгодной цене».

Во многих случаях помощь с трудоустройством может оказаться не самым дорогим способом проявить заботу о своем сотруднике. «Во всяком случае, в нашей практике мы сталкивались и с более затратным решением, – говорит Анастасия Куликова. – Мы называем его «райская команда». Речь идет о том, что по мере роста бизнеса некоторые люди начинают скорее тормозить развитие, чем приносить реальную пользу. Но уволить их в силу разных причин не решаются. Тогда создается какое-нибудь новое подразделение, не сильно влияющее на реальную жизнь компании. Это позволяет изолировать неэффективных менеджеров от управления и в то же время сохранить им статус и деньги».

Говоря о преимуществах аутплейсмента, нужно принимать во внимание и нематериальную выгоду владельца. «Поведение ведущих организаций на рынке труда отслеживается и конкурентами, и потенциальными сотрудниками, и специалистами, работающими непосредственно в компании, – говорит Наталья Мутусова, директор по продажам услуг кадрового агентства Kelly Services. – Для деловой репутации фирмы, как правило, большое значение имеет не уровень зарплат или объемы социального пакета, а именно ее стабильность, социальные гарантии, которые она готова предоставить сотрудникам. Эта услуга недешева для компании, поэтому факт аутплейсмента сам по себе свидетельствует о серьезной политике в отношении собственного персонала».

Уволить всех!

Когда необходимы массовые увольнения

Причина

Выход из
ситуации

Пример

Плановое сокращение или
слияние компаний

Аутплейсмент

Hewlett-Packard, British Airways

Персонал не способен поддержать технологии
следующего этапа развития компании

Подразделение распускается,

приглашаются новые сотрудники

«Мамонтов и Партнеры»

Компания меняет направление деятельности

Всем, кто не согласен с новой стратегией, предоставляется право уйти, и дается время на поиск новой работы

«СуперДжоб»

Подразделение неуправляемо

Проще набрать новых сотрудников

R-Style

«Касис»


Елена Абрамова
08.02.2005  журнал Компания
08.02.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов