Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Пилюли полковника

Компания Eli Lilly делает жизнь менеджеров спокойнее. Но иногда они кончают жизнь самоубийством

Американская фармацевтическая компания Eli Lilly выиграла судебный процесс против авторитетного «Британского медицинского журнала». Издание обвиняло фирму в сокрытии информации о побочных эффектах антидепрессанта Prozac. Журнал допускал существование связи между несколькими самоубийствами и немотивированными убийствами, которые произошли в США, и употреблением этого препарата.

Eli Lilly известна благодаря своим фармацевтическим хитам, которые стали «настольными» у многих успешных менеджеров. С их помощью управленцы снимают повышенную нервозность или агрессию. Это антидепрессант Prozac, препарат для лечения шизофрении Zyprexa, средство от импотенции Cialis. Успешный же старт компании 130 лет назад обеспечили слабительные лекарства.

Попытка номер три

Военный врач полковник Эли Лилли, ветеран гражданской войны в США, был весьма целеустремленным человеком, но когда занялся бизнесом, приобрел репутацию неудачника. Вернувшись в родной Индианаполис после окончания гражданской войны в 1865 году, 30-летний Лилли открыл торговое предприятие. Компания кое-как просуществовала несколько лет, однако в конце концов обанкротилась, принеся владельцу серьезные убытки. Целый год полковник собирал деньги на новое предприятие и приобрел небольшую хлопковую плантацию на реке Миссисипи. Два неурожая подряд подкосили и этот бизнес. В 1876-м его плантация была объявлена банкротом и продана с молотка. Но и эта неудача не сломила Лилли. Уже к концу года он организовал третий бизнес – на сей раз это была аптека в самом центре Индианаполиса, на Уэст Пёрл-стрит. Аптека обошлась полковнику в $1300, и в этом деле у Эли Лилли было больше козырей. Полковнику каким-то образом оказался известен способ приготовления новой, неведомой тогда в США лекарственной формы – пилюль в желатиновых оболочках. Аптека на Уэст Пёрл-стрит стала первой в стране, где начали продавать такие таблетки. Возможность покупать лекарства, лишенные горького вкуса и неприятного запаха, привлекла в аптеку Лилли множество покупателей. К концу 1876 года здесь работали четыре человека, а лидерами продаж были слабительные, тонизирующие напитки, пилюли с железом для борьбы с анемией и сладкие красные вина, которые тогда признавались лекарствами.

Лаборатория во дворе

Этот ассортимент казался Эли Лилли недостаточным. Он считал необходимым расширять предложение путем создания новых лекарств и видел в этом залог успеха в фармацевтическом бизнесе. С первых дней работы его фирмы в здании рядом с аптекой разместилась лаборатория, где провизоры не только готовили лекарства, но и проводили различные опыты, пытаясь увеличить арсенал продаваемых средств. В 1882 году – всего лишь через шесть лет после образования компании – лаборатория была выделена в самостоятельное подразделение, во главе которого встал сын полковника Лилли – Джозайя Лилли. Для того чтобы лаборатория была обеспечена всем необходимым оборудованием, фирму пришлось акционировать, продав часть акций наиболее уважаемым людям Индианаполиса. Вскоре в Eli Lilly пришел первый профессиональный химик Эрнест Эберхардт. Под его руководством компания стала регулярно выпускать на рынок новые очищенные экстракты, настойки, алкалоиды и другие передовые для того времени препараты.

В 1884 году медикаменты Eli Lilly впервые были отправлены за границу – продажи лекарств под маркой полковника Лилли начались в Лондоне. В 1900 году официальным торговым знаком компании стала красная каллиграфическая надпись Lilly, не изменившая своего вида на протяжении всего ХХ века. Уже в 1905 году годовой объем продаж фирмы Эли Лилли достиг гигантской для фармацевтического бизнеса того времени суммы – $1 млн. К несчастью, полковник этого не увидел – он умер в 1898 году, передав бразды правления сыну Джозайе.

К 1914 году Лилли-младший создал самый крупный в мире цех по производству твердых желатиновых капсул, где 50 машин могли делать 2,5 млн капсул в день без участия человеческих рук. Эти мощности превосходили собственные потребности компании, и позволили Eli Lilly стать одним из крупнейших изготовителей желатиновых капсул в мире. До 1917 года она была единственным поставщиком таких капсул в Россию. Наследники полковника Лилли с успехом продолжили дело основателя фирмы. Компания окончательно переориентировалась на производство лекарственных препаратов, прекратив их розничную продажу.

6000 свиней

Основным видом деятельности Eli Lilly была переработка растительного сырья; фирма продавала свою продукцию в виде экстрактов, настоек, пилюль и реже очищенных препаратов. Общее число наименований превышало 3000 – количество, совершенно немыслимое для любой современной фармкомпании, но вполне реальное в фармацевтическом бизнесе век назад.

Чтобы выделиться среди конкурентов, фирма интенсивно инвестировала в науку. Тридцать лет постоянных вложений в лекарственные разработки с лихвой окупились в начале 1920-х годов. В 1919 году исследовательский отдел компании возглавил английский биохимик Джордж Генри Александр Клоуз – в то время один из самых влиятельных ученых мира. Он настоял на заключении долгосрочных спонсорских договоров с биохимиками различных университетов. И уже через год один такой контракт с группой биохимиков университета Торонто, возглавляемой Фредериком Бантингом и Джоном Маклеодом, привел к созданию инсулина. В 1923 году Бантинг и Маклеод получили за свое открытие Нобелевскую премию, а компания Eli Lilly наладила производство инсулина из поджелудочных желез свиней и коров. В первые годы для производства одной унции инсулина требовались поджелудочные железы 6000 свиней или 20 000 коров, но затраты стоили того. Eli Lilly в одночасье превратилась из обычной фармацевтической фирмы во флагман мировой фармакологии. В 1934 году компания построила новый исследовательский корпус, в котором могли работать более 400 человек. Благодаря инсулину, свою 50-ю годовщину фирма ознаменовала тем, что стала третьей по величине фармацевтической компанией мира. Первенство принадлежало Merck.

Под крылом Марса

Годы второй мировой войны стали для компании особенно успешными. Eli Lilly поставляла британским и американским войскам очищенную плазму, антисептики и одной из первых в США начала производство пенициллина. В послевоенные годы компания продолжила инвестиции в научные исследования, которые позволили вывести на рынок еще несколько революционных и очень прибыльных препаратов. Так, в 1953 году появилось обезболивающее средство Darvon, в течение нескольких десятилетий входившее в тройку самых популярных рецептурных препаратов в США, а в 1964 году был создан новый антибиотик Keflin. С начала 1960-х годов Eli Lilly начинает активно работать на рынке ветеринарных препаратов, а также химикатов для сельского хозяйства. В 1976 году, отмечая столетие со дня основания, Eli Lilly торжественно объявила, что годовой объем продаж компании превысил $1 млрд. В 1979 году на свет появляется антибиотик Ceclor, которому суждено было стать самым продаваемым в мире преоральным антибиотиком. В 1982 году компания начала продажи Humulin – первого в мире генно-инженерного инсулина, а в 1988 году на рынок поступил антидепрессант Prozac, оказавшийся абсолютным лидером продаж за все время существования компании и вошедший не только в историю мировой фармации, но и в историю современного общества как один из символов 1990-х годов, название которого сделалось нарицательным и даже удостоилось чести быть внесенным в Вэбстеровский словарь.

Саентологи против фармацевтов

История компании, конечно, не обошлась и без черных пятен. Одним из них была история ДЭС (диэтилстилбестрола) – первого синтетического препарата, с эстрогеноподобным действием, созданного в 1938 году и более сорока лет широко применявшегося для предупреждения выкидышей, хотя уже в 1953 году была доказана его неэффективность. Позже, в 1970-х годах, выяснилось, что прием ДЭС в период беременности приводит к развитию раковых опухолей у ребенка. С конца 1980-х этот препарат повсеместно запрещен, однако Eli Lilly продолжала отстаивать изобретение, долгое время пытаясь перепозиционировать препарат на лечение рака простаты, и окончательно прекратила его продажи лишь в 1998 году.

Похожая судьба ждала антиартритное лекарство Oraflex, которое компании пришлось отозвать с рынка из-за того, что оно обладает летальными побочными эффектами. И в этом случае Eli Lilly стояла на своем до последнего – препарат был отозван только после того, как Food and Drug Administration (FDA) – главный регулирующий орган американского рынка лекарств – признала компанию виновной в 15 смертельных случаях. Последним по времени камнем преткновения стал легендарный Prozac, который обвиняли в стимулировании необоснованной агрессии, приводя в пример случаи, когда люди после приема этого препарата совершали антисоциальные поступки. Eli Lilly пришлось пройти через десятки судебных разбирательств, самым громким из которых был процесс по делу Джозефа Весбекера, ворвавшегося в 1989 году в типографию, откуда его уволили, и застрелившего 20 человек. В эти годы Eli Lilly нажила себе смертельного врага в лице церкви саентологии, считающей использование химических веществ для врачевания человеческой души смертным грехом и избравшей эту фармацевтическую компанию основным козлом отпущения. Даже солидный Wall Street Journal в ноябре 1996 года назвал Eli Lilly «самой неэтичной фармацевтической компанией в мире». Такого нелестного определения фирма удостоилась за проведение клинических испытаний одного из препаратов для лечения наркотической зависимости на бездомных алкоголиках.

Три блокбастера в кармане

Таким образом, 1990-е годы стали для Eli Lilly периодом нелегких испытаний. Впервые после выхода на биржу в 1955 году компании пришлось столкнуться с убытками. Руководство Eli Lilly несколько раз меняло генеральных директоров, остановившись в конце концов на кандидатуре Сидни Таурела, который сегодня возглавляет компанию. Сегодня Eli Lilly занимает 69-ю строчку в рейтинге Forbes 500 и находится на 8 месте в списке самых крупных американских фармацевтических компаний, но аналитики склонны полагать, что к 2010 году Eli Lilly может подняться на первое место в этом списке, потеснив таких монстров, как Pfizer и Merck. Эти данные основываются на анализе текущих научных разработок компаний. Если лидерам рейтинга будет нечем заменить нынешние блокбастеры после истечения срока действия патентов, то у Eli Lilly в настоящий момент есть, по крайней мере, три потенциальных бестселлера в стадии доклинических испытаний. Менеджеры компании полагают, что ставка на научные исследования, сделанная в конце XIX века полковником Лилли, должна оправдать себя и в начале XXI века.

Что такое Eli Lilly

Дата основания: 1876 год

Объем продаж в 2004 г.: $13,8 млрд

Число сотрудников: 46 100

Наиболее успешные продажи: антидепрессант Prozac, препарат для лечения шизофрении Zyprexa, инсулин Humulin, препарат для лечения импотенции Cialis, препарат для лечения остеопороза Forteo


Дмитрий Сомов
18.02.2005  журнал Компания

18.02.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов