Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати
Деловая газета "Бизнес"

Аутсорсинг - новая реальность кадрового менеджмента

Слово "аутсорсинг" происходит от английских out - "вне" и source - "источник". Термин этот применительно к персоналу означает передачу части функций организации сотрудникам, формально не состоящим в штате организации и не связанной с ней никаким договором. Красивое словосочетание "аутсорсинг персонала" на практике означает просто аренду персонала. И как при любой аренде, вы получаете определенные преимущества, но никогда не можете оценить заранее все аспекты такого временного пользования чужим имуществом. Обычно минусы вполне компенсируются плюсами, но так бывает не всегда.

Что такое аутсорсинг
Первыми ласточками аутсорсинга в России еще в начале 90-х годов были бухгалтеры-"многостаночники". Благодаря закону о бухгалтерском учете, который позволял вести так называемую "внешнюю бухгалтерию", многочисленные консалтинговые компании брали на обслуживание десятки предприятий и "ваяли" балансы, при этом в штате самих обслуживающих предприятий бухгалтера могло не быть вовсе. Договор между субъектами обычно назывался "договором о бухгалтерском обслуживании". Эта практика сохранилась и до сего дня, хотя пользуются внешней бухгалтерией сейчас только очень небольшие предприятия, которым просто не под силу держать квалифицированного бухгалтера на полную ставку.
А вот специального вида договора, который бы регламентировал аутсорсинговые услуги, так до сих пор и не существует - в ГК РФ такого понятия не предусмотрено. Впрочем, это не является препятствием для развития данного бизнеса - ведь, как гласит закон, "все, что не запрещено, то разрешено". Правда, придется самостоятельно прорабатывать основные условия договора, но свобода творчества никому еще не мешала. При составлении аутсорсингового договора необходимо предусмотреть квалификационные требования к персоналу, сроки предоставления и замены персонала, взаимные штрафные санкции на случай досрочного расторжения, и, конечно, такие вопросы, как ответственность исполнителя за работу предоставленного им персонала. Тщательная работа над проектом договора может помочь клиенту аутсорсера (обычно это кадровое агентство) не прогореть, когда наемный персонал, к примеру, ухудшит реноме заказчика или, того хуже, выпустит за пределы фирмы коммерчески значимую информацию.
Нужно также учитывать, что договор аутсорсинга кадров (обычно он называется "о предоставлении персонала") - это не договор на выполнение какого-то объема работы. Это всего лишь договор на предоставление определенного количества людей требуемой квалификации. Поэтому не следует ожидать, что после десанта заказанных диспетчеров все пойдет как по маслу. Вам все равно придется вводить новичков в курс дела, демонстрировать кто здесь хозяин и т. п. Потому что если вы не проведете всех этих обычных кадроуправленческих действий, через неделю сторонний персонал будет пить чай точно так же, как и свой.

Кому нужны люди напрокат
Привлечение "заемного персонала" востребовано самыми разными субъектами рынка. Наибольшее распространение аутсорсинг получил в ИТ-индустрии. Здесь очень малое значение имеет фактическое местонахождение работника, который может сидеть на даче под Костромой и писать свои программы, будучи формально работником какой-нибудь офшорной компании. Для этой разновидности аутсорсинга уже появился даже свой термин - "офшорное программирование". Оно позволяет, не выплачивая программистам гонораров того размера, который принят в Силиконовой долине, получать продукт достойного качества, физически произведенный в самых разных концах Земли.
Но, помимо ИТ-компаний, большой интерес к аутсорсингу кадров стали проявлять в последнее время фирмы самого разного профиля, имеющие вертикально интегрированную структуру. Это, например, банки, страховые компании, крупные товаропроизводители, торговые сети.
Цвет и размер, как выяснилось, тоже имеют значение. Аутсорсинг оказывается привлекателен, по мнению заместителя директора по развитию фирмы "Трисофт" Александра Черняева, прежде всего для компаний, перешедших на "белую" зарплату, чтящих Трудовой кодекс и использующих различные материальные и нематериальные методы стимулирования персонала. Во-первых, никакие выгоды от аутсорсинга не покроют экономию на ЕСН и подоходном налоге, если зарплата платится в конвертах, а в ведомостях отражаются застенчивые 1000 руб. Во-вторых, ТК РФ устанавливает довольно много ограничений по увольнению сотрудников. Если попавшего в штат человека выгнать становится все сложнее, то аутсорсинг позволяет избежать всех проблем с неподошедшим работником или сложностей в ситуации, когда фирме, чтобы не оказаться в убытке, нужно срочно сокращать штат.
Впрочем, бывает и так, что компании, вполне тривиально выдающей зарплату в конвертах, нужен господин N и никто иной. А он - вот беда! - привык все получать на пластиковую карту, и каждый год проверяет свои пенсионные взносы. Он на "серую" зарплату просто не пойдет, зато такого привереду вполне можно нанять через аутсорсинг.
Кстати, наиболее активный спрос на аутсорсинг в России предъявляют западные фирмы: головные офисы жестко регламентируют численность персонала, исходя из своих норм производительности труда. Но при этом гораздо менее пристально следят за лимитом расходов на услуги сторонних организаций. И вот здешние подразделения мировых гигантов, утомившись от гор несделанной работы, нанимают персонал по аутсорсингу - надо же как-то выкручиваться. По мнению специалистов, "иностранцы" обеспечивают половину объема спроса на услуги аутсорсинга.

Неглавные люди
Компаниям аутсорсинг может быть выгоден по разным причинам и в разных ситуациях. Например, в определенные моменты корпоративного развития бывает важнее сосредоточиться на ключевом направлении деятельности, или на усилиях по проведению "генеральной линии", тогда как неосновные производства или побочные бизнесы становятся менее важными. В этом случае вопросы кадрового обеспечения этих неглавных направлений целесообразно передать на сторону, чтобы сохранить силы для продвижения доминирующего продукта или сектора.
Использование аутсорсинга выгодно и тогда, когда у предприятия есть отделы, производства, подразделения, которые не могут быть в силу объективных причин загружены на 100% времени. Небольшому офису, например, нужны услуги по уборке, но при этом часа в день вполне достаточно, чтобы навести во всех помещениях полный марафет. В этом случае брать уборщицу на ставку бессмысленно - и здесь пригодится аутсорсинг.
Периоды расширения бизнеса или территориальной экспансии также имеет смысл проходить при поддержке аутсорсинга. Во время роста всегда возникает множество самых разных новых для компании проблем, и отвлечение сил и ресурсов на подготовку большой когорты новых кадров, да еще и в "эпоху перемен" означает угрозу стратегическим планам. Поэтому персонал берется в аренду - и впоследствии часть его, вполне возможно, станет штатными сотрудниками.
И самый тривиальный случай - когда в компании есть один-единственный в своем роде сотрудник, которому пора в отпуск. Чтобы не запустить работу, можно заказать замену на месяц.

Вопрос качества
Аутсорсинговая схема используется для набора сотрудников самого разного уровня и специализации. Конечно, топ-менеджеров через аутсорсинг обычно не проводят, разве что в описанной выше схеме "обеления" зарплаты. Но этот процесс скорее можно назвать аутстаффингом - то есть выводом персонала за штат. А вот юрист, даже очень высокой квалификации,- пожалуйста.
Чаще всего по аутсорсингу работают программисты, промоутеры, персонал call-центров, телефонные продавцы, те же бухгалтеры. Широко распространен аутсорсинг маркетологов, дизайнеров, охранников, водителей, любого специфического персонала - если потребность в таких специалистах не постоянная, а периодически возникающая. Например, на сезон - в гостинице, ресторане, на круизном лайнере.
Персонал, предоставляемый кадровыми агентствами, которые имеют опыт в аутсорсинге, как правило, качественный. Это люди, способные быстро переключаться на новую задачу, быстро подстраиваться под новые условия работы, под непривычные задачи. Они "проверены в боях" - и здесь все очень просто. Если в условиях обычного контракта начальник, которому не нравится подчиненный, может задать себе вопрос - "как же так, у него приличное резюме, а дело не идет - может быть, что-то не так в компании?", то у аутсорсинговой фирмы есть возможность ориентироваться на статистику. И если какого-то сотрудника в третий раз подряд клиент уже через неделю просит срочно заменить - значит, дело в самом сотруднике. Поэтому клиенту аутсорсинговой компании можно посоветовать заказывать персонал, имеющий сравнительно большой стаж работы у фирмы-аутсорсера.

Выгоды аутсорсинга
Аутсорсинг позволяет получить как материальные, так и нематериальные выгоды. Во-первых, многие аутсорсеры работают по упрощенной системе налогообложения, что позволяет сэкономить на ЕСН и, соответственно, снизить прямые затраты клиента. Во-вторых, в некоторых ситуациях предприятиям необходимо по налоговым или иным соображениям удержаться в пределах определенной численности сотрудников. Лишний десяток человек приведет к выходу за пороговые значения, а значит - прощайте, преференции. В-третьих, выгода от аутсорсинга персонала возникает при удаленном использовании сотрудников - тем же ИT-компаниям не требуется оборудовать рабочие места, покупать компьютеры, платить за аренду дополнительных рабочих площадей. Да и call-центры часто физически располагаются совершенно отдельно от компании-клиента, что также дает экономию. Для "серых" компаний, обеляющих отдельно взятые зарплаты, аутсорсинговая схема позволяет просто не засветиться с реальными масштабами выплат. И, конечно, при аутсорсинге дополнительные выгоды связаны с отсутствием затрат на поиск и обучение сотрудников, на оформление трудовых отношений. Немалую экономию дает также вывод за пределы предприятия бухгалтерского учета по начислению заработной платы, ЕСН, налога на доходы физических лиц, расчета больничных листов и так далее.
Нематериальные выгоды также достаточно очевидны - это и возможность сосредоточиться на решении основных производственных задач, и право не ограничиваться нормами Трудового кодекса при выстраивании отношений с сотрудниками, и сокращение времени поиска нужного сотрудника. Кроме того, аутсорсинг дает клиенту большие преимущества в случае такого неприятного события, как утечка коммерческой информации. (Заметим в скобках, что сам по себе риск утечки при аутсорсинге не является, по мнению многих специалистов, более высоким, чем при обычных трудовых отношениях). Дело в том, что при непосредственных трудовых отношениях вопрос компенсации потерь решается довольно сложно - из зарплаты много не удержишь. А вот предъявить требование о компенсации ущерба к аутсорсеру, предоставившему обеспечивший утечку персонал,- проще простого.

Медаль имеет две стороны
Оборотные стороны, о которых рекрутеры говорить не любят, тоже присутствуют. Одна из них - большая вероятность "подсадки клиента на иглу". Аутсорсер очень хорошо чувствует момент, когда клиент уже не может обойтись без его услуг. И - немедленно поднимает цену. Привыкшие к комфорту компании уже с трудом могут вернуться к обычной схеме набора персонала, даже если экономически аутсорсинг становится абсолютно невыгоден.
Другой серьезной проблемой является вполне естественное отсутствие вовлеченности у "забортных" сотрудников. Даже при достаточно долгосрочных договорах (один год - практически максимальный срок аутсорсинговых контрактов) каждый человек из заштатного корпуса подсознательно не воспринимает фирму - фактического работодателя как свою. И это некоторым образом нарушает заботливо прививаемый корпоративный дух. С этой проблемой напрямую связана еще одна - невнимательность внешних сотрудников к реноме своего временного работодателя. В результате работают сотрудники на аутсорсинге не то чтобы с прохладцей, но без так привлекающих работодателя горящих глаз.
Забавно, что, судя по всему, именно этот аспект аутсорсинга особенно напрягает кадровые службы. Ни в Ситибанке, ни в Альфа-банке, где применялся аутсорсинг персонала, нам не удалось получить комментариев по теме. А клиенты Ситибанка списывают все свое недовольство именно на заемный персонал.

Так брать или не брать?
Вопрос нужно ставить иначе. Если есть необходимость - брать, тщательно выбирая партнера, устанавливая разумный срок договора, внимательно прописывая детали контракта и требования к поставляемому персоналу. И ориентировать при необходимости кадровую службу на специальные подходы к "варягам", потому что, возможно, кто-то из них потом станет штатным специалистом. Ну, а если сильной необходимости нет или наемник обходится слишком дорого, от аутсорсинговой схемы лучше отказаться. Следует неоднократно все обдумать (особенно договор) и в том случае, когда вы планируете взять "заштатное" материально ответственное лицо. Александр Черняев считает, что вопросы материальной ответственности заемного персонала - одни из самых проблемных в аутсорсинге.
Но, судя по всему, развитию аутсорсинга сильно помогает Трудовой кодекс. Он (с самыми благими целями) установил для работодателя крайне ограниченные возможности увольнения сотрудников, как бы плохо они ни работали. Учитывая, что продвинутый менеджмент кадров обходится дорого, имеет смысл для проверки подольше подержать человека "на расстоянии" с помощью аутсорсинга. Сотруднику, не состоящему в штате, нет необходимости оформлять медицинскую страховку, оплачивать за него расходы на корпоративные вечеринки, платить отпускные. Да и беременность сотрудника, привлеченного по аутсорсингу, не скажется на деятельности штатной единицы - заменят. Таким образом, аутсорсинг позволяет, формально не нарушая никаких правил и нормативных документов, менять, наказывать и увольнять сотрудников чужими руками.



ТАТЬЯНА КРУПИНА
24.02.2005   Деловая газета "Бизнес"
24.02.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов