Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Брак по расчету

Секреты успеха семейного бизнеса Sonya Rykiel

Sonia Rykiel – одна из немногих компаний в fashion-индустрии, до сих пор полностью принадлежащая основательнице Соне Рикель и ее семье. Симон Берштейн, вице-президент Модного дома Sonya Rykiel и зять французской «королевы трикотажа», в интервью «Ко» рассказывает о том, как в конкурентной борьбе с мировыми корпорациями выживают небольшие семейные компании.

Для встречи с журналистом «Ко» Симон Берштейн выбрал небольшую комнатку на втором этаже бутика на Тверской улице, отгороженную от общего помещения бархатной ширмой со стразами и табличкой «Лицам до 18 лет входить не рекомендуется». Декорированный черным бархатом стол, кружевное белье, плюшевые мишки-грелки, для удобства использования нагревающиеся в микроволновой печи, секс-игрушки в форме невинных на первый взгляд уточек… Легкомысленная обстановка плохо вязалась с образом неулыбчивого солидного джентльмена, ответственного за финансовое благополучие семьи Рикель.

Небуржуазный шик

«Ко»: Sonia Rykiel100-процентная собственность семейства Рикель. Как относительно небольшому Дому Sonia Rykiel удается конкурировать с крупными корпорациями?

Симон Берштейн: Сегодня потребители сегмента люкс хотят покупать вещи, у которых есть собственный характер, душа, если хотите. На протяжении 20 лет я стараюсь поддерживать и усиливать то, что мы называем «ДНК бренда». Это и есть наше оружие против гигантов, у которых, конечно, больше возможностей, но за это они зачастую платят утратой своей неповторимости. Им принадлежат многочисленные дома мод и магазины, они покупают любых дизайнеров… Но в результате получается смешение стилей, утрачивается личностная окраска каждой вещи. К тому же мы более гибкие – у нас больше возможностей реагировать на изменения.

«Ко»: Поясните, из чего состоит ДНК бренда Sonia Rykiel?

С.Б.: Важнейшая характеристика бренда Sonia Rykiel – «небуржуазный шик» жительницы старинного артистического квартала Сен-Жермен-де-Пре. Эта утонченная женщина и самостоятельная интеллектуалка питает склонность к богемной жизни, любит путешествовать и носить чувственную одежду самобытной палитры – теплых богатых цветов, смешанных с черным.

«Ко»: Расскажите о вашем видении дальнейшего развития бизнеса. Насколько российский рынок важен для Дома?

С.Б.: У нас есть желание развивать бизнес в России и в то же время сохранять его личностный характер. Наш Дом будет и дальше осуществлять избирательную дистрибуцию, работать напрямую с ритейлерами, которые обладают «чувством бренда» и разбираются в роскоши.

«Ко»: Исследования McKinsey показали, что только 5% семейных предприятий сохраняют рыночные позиции в третьем поколении. Что, на ваш взгляд, позволяет избежать трудностей при переходе собственности от одного поколения к другому?

С.Б.: Каждое поколение должно создать такую ситуацию, при которой их наследники захотят и смогут контролировать бизнес. В сегменте fashion-индустрии размер нашей компании (более 450 сотрудников) считается средним. Поэтому главное в долгосрочном успехе – хорошая структура управления бизнесом. Не менее важным является сохранение следующим поколением постоянства видения бизнеса, которое не уводит в сторону от ДНК бренда.

«Ко»: Что вы имеете в виду под «хорошей структурой управления»? Назовите ключевые принципы культуры управления, необходимые для выживания и успеха?

С.Б.: Неотъемлемой составляющей культуры владения семейным бизнесом является скромность в восприятии себя и четкое осознание ответственности владельца за бизнес. Нужно не зазнаваться, а делать все, чтобы наемным сотрудникам нравилось работать в компании и было комфортно общаться с тобой. Важнейшая часть культуры нашего Дома – это умение передать свое видение работающим с тобой людям. Конечно, я не могу лично общаться со всеми 450 сотрудниками… Но за счет выстроенной в компании коммуникации я знаю, чем живут и чего хотят люди, работающие у нас, а они знают о наших планах и видении бизнеса. Каждые три месяца в компании Sonia Rykiel проходит собрание топ-менеджеров (это 10 человек, входящие в управляющий комитет компании). В течение последующих двух недель проходят встречи топ-менеджеров с главами департаментов, которым они передают ключевые решения, выработанные управляющим комитетом. Далее уже главы департаментов транслируют эту информацию вниз. За пять лет практики таких встреч я понял, насколько важную роль они играют. Ведь именно эта коммуникация позволяет нам в личном общении передавать «сверху вниз» видение бизнеса. Кроме того, менеджеры высшего и среднего звена вполне доступны для общения всем сотрудникам.

«Ко»: Часто кадровая политика семейных фирм сводится к тому, чтобы не допустить наемных специалистов к управлению. Отсюда проблема семейного бизнеса – раздутый штат некомпетентных управленцев. Допускаются ли в Sonia Rykiel менеджеры со стороны к руководству компанией?

С.Б.: Три человека с точки зрения прав владения – это нормально. Но, с другой стороны, три человека не должны управлять бизнесом, в котором работает более 450 человек. Средней фирме просто необходимо делегировать ответственность за судьбу бизнеса наемным менеджерам. В Sonia Rykiel полномочия по ежедневному управлению компанией делегированы 15 главам департаментов. Управляющий комитет состоит из 7 директоров, не являющихся членами семьи.

Семейное счастье

«Ко»: Расскажите, как вы входили в семейный бизнес Sonia Rykiel. Вы испытали при этом «кризис чужого человека»?

С.Б.: Я приехал в Париж из Лондона в 1980 году по двум причинам. Работая в бизнесе своих родителей (им принадлежал лондонский универмаг Browns), я должен был наладить работу в парижском магазине моей семьи. Интересы семейного бизнеса совпадали с моей потребностью сменить обстановку – в то время я переживал развод. В то время я представлял на французском рынке марку Filofax (дорогие ежедневники, органайзеры). Тогда я и познакомился с Натали Рикель. В 1985 году у нас родилась дочь Татьяна. Только через три года Соня Рикель предложила мне заняться развитием марки Sonia Rykiel. Позже я занял пост вице-президента ее компании и возглавил международное направление.

Что касается «кризиса чужого человека»… Через два месяца после моего прихода два менеджера среднего звена покинули компанию. Им пришлось согласовывать дела со мной, что вызвало их протест и смену места работы. Сейчас ситуация изменилась – бизнес хорошо структурирован. Поэтому я полагаю, что со сменой поколения в Sonia Rykiel не произойдет серьезных кадровых изменений. Однако, если дети захотят придти в семейный бизнес, им придется найти в нем свое место.

 

«Ко»: Семейный бизнес – одновременно благословение и проклятие: он может погубить семью, а семейные отношения – бизнес. Как вам удается сохранять стабильность семейных отношений и при этом успешно развивать бизнес?

С.Б.: Это тайна для меня. Возможно, все дело в удачном сочетании французского и английского характеров. Натали в высшей степени эмоциональна и даже небольшие проблемы воспринимает очень горячо. Я, как настоящий англичанин, пытаюсь сохранять спокойствие. В любом конфликте стараюсь эмоционально отстраниться и посмотреть на ситуацию со стороны. В сохранении семейного благополучия важную роль играет наше умение дистанцироваться от повседневных проблем. К тому же в семье Рикель существует четкое разделение сфер влияния на бизнес членов семьи. Соня занята дизайном коллекций. Натали в качестве художественного директора компании анализирует и выбирает новые сегменты рынка. В мою ответственность входит развитие бизнеса, его финансовое благополучие. Наши решения практически не пересекаются, нет конфликта интересов. Мы с женой даже работаем в разных зданиях.

«Ко»: Однако между творческими порывами и финансовой целесообразностью часто существует конфликт… Как вы находите компромисс между, возможно, рискованными проектами жены и обеспечением финансовой стабильности бизнеса?

С.Б.: Все творческие инновации необходимо держать в определенных рамках – как финансовых, так и структурных. Как правило, я поддерживаю творческие порывы жены, и сначала мы начинаем их воплощать в небольшом масштабе. В зависимости от реакции, восприимчивости рынка постепенно увеличиваем масштаб. Поясню на примере проекта Натали Sonia Rykiel Woman, когда наряду с luxury-одеждой в продажу поступили непривычные для бутиков интимные предметы женского туалета (сексуальное нижнее белье, аксессуары для спальни и секс-игрушки). Впервые коллекция Sonia Rykiel Woman была представлена в 2002 году в небольшой комнатке с табличкой «Лицам до 18 лет входить не рекомендуется» парижского бутика на улице Гренель. Затем мы открыли «потайную» комнату в Лондоне, а в 2004-м – в бутике на Тверской в Москве.

«Ко»: Есть ли у вас право накладывать вето на новые проекты?

С.Б.: Я предпочитаю слово «консенсус». Если я верю, что проект нежизнеспособный, я представлю конкретные причины. Если Натали или Соня Рикель убедят меня в обратном, я не буду настаивать. К счастью, все мы рассудительные люди, склонные в то же время полагаться на инстинктивный маркетинг.

«Ко»: Что вы имеете в виду под «инстинктивным маркетингом»?

С.Б.: Инстинктивный маркетинг – это когда буквально «носом чуешь», какой проект будет успешен, а какой нет. В случае с проектом Sonia Rykiel Woman я понимал, что идея Натали сложна в исполнении. Но, с другой стороны, для меня было очевидно, что эта концепция креативна с точки зрения продукта и его идеологии, в ней заложены широкие возможности развития марки (так, белье эротического толка в проекте появилось не сразу). Похоже, «инстинкт» нас не подвел (показатели популярности марки Sonia Rykiel Woman Берштейн привести не смог. – Прим. «Ко»).

«Ко»: Расскажите о своих дочерях. Насколько их интересы совпадают с целями семейного бизнеса?

С.Б.: Старшая дочь, Татьяна, изучает философию в Сорбонне. Средняя, Лола, уехала на год в Бразилию изучать португальский. Как видите, идея построения большой семейной компании очень далека от их сегодняшних интересов. Только их младшая сестра, восьмилетняя Саломея, уже сейчас хочет проектировать одежду и управлять бизнесом… У наших дочерей в данный момент нет навыков для того, чтобы работать в компании.

«Ко»: Что сможет лучше подготовить наследников для управления семейным бизнесом: наставничество старших членов семьи в процессе их работы в компании или обучение в школе бизнеса на программе МВА и опыт работы в других фирмах?

С.Б.: Достаточно сложно начать работать в семейном бизнесе, предварительно не поработав в какой-либо другой компании. В какой-то момент родителям нужно «отрезать пуповину», дать детям возможность уйти «в мир», осмотреться в нем, набраться сил и уж потом принимать решение о возвращении в семью. Я не делаю ставку на своих детей как на будущих партнеров и преемников бизнеса. И не хочу, чтобы перед ними когда-нибудь встала проблема воскрешения семейного бизнеса. Моя миссия – сделать все от меня зависящее, чтобы наследники пришли в четко простроенный бизнес, находящийся в хорошем финансовом состоянии.

Кто такая Соня Рикель

В мае 1968 года Соня Рикель открыла свой первый бутик в Париже на rue de Grenelle на левом берегу Сены. Сразу после этого американский журнал Womens Wear Daily назвал ее «королевой трикотажа». Позднее она изобрела вывернутые наизнанку швы, ввела неподшитый подол и убрала тяжелую подкладку. Ее философия моды – стиль Demode – позволяет женщине преобразовывать моду под себя, а не следовать диктату ее создателей. Соня Рикель создала уникальный стиль, в котором основное место занимают изысканный черный цвет, причудливые яркие полоски, хрустальные или стеклянные стразы и надписи на свитерах.

В 1975 году дочь Сони Рикель, Натали, начала свою карьеру в компании в должности коммерческого управляющего, художественного директора по лицензионному производству в Японии, а позднее – директора-постановщика показов. У Натали Рикель трое детей, и коллекцию Sonia Rykiel Enfant она создала во время первой беременности.

Открывшийся в январе в ГУМе бутик Sonia Rykiel – второй по счету столичный монобренд легендарного французского Дома. Первый магазин открылся в сентябре 2004 года на Тверской.

Доля оборота компании, приходящаяся на Россию, сегодня составляет 9%.


Татьяна Антропова
05.03.2005  журнал Компания

05.03.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов