Интервью: Алексей Антипов, совладелец холдинга "Балтимор"
"Без перемен просто не выживем"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Петербургский холдинг Балтимор задает тон на российском рынке кетчупа. Этот нишевой продукт обеспечил компании динамичный рост и почти 80%-ную узнаваемость брэнда. К 2003 г. Балтимор занимал больше половины российского рынка кетчупа (его ближайший конкурент, Петросоюз, около 14%), экспортируя свою продукцию в Казахстан, на Украину и в США. Но договориться о продаже акций американской компании H. J. Heinz, заинтересованной в выходе на российский рынок, владельцам Балтимора не удалось. Недавно Heinz объявила, что продвигается к созданию совместного предприятия с одним из лидеров продовольственного бизнеса в России. Участники рынка полагают, что выбор американцев все же падет на Петросоюз, который тоже анонсировал создание СП с некоей западной компанией.
Председатель совета директоров и основной владелец холдинга Балтимор Алексей Антипов не исключает, что все-таки когда-нибудь продаст свою компанию. А пока он, осознав риски монопродуктовой компании, затеял масштабную реорганизацию. Новый имидж Балтимора овощная компания. Антипов рассчитывает за три года удвоить обороты, потеснив на рынке овощных консервов конкурентов с Украины.
В прошлом году вы начали реорганизацию компании. Как она проходит?
В 2003 г. мы создали холдинг, управляющий региональными предприятиями, которые занимаются выпуском всего спектра продукции. В 2004 г. мы решили перенести производство кетчупа в Петербург, майонеза в Москву, овощных закусок и консервации в Краснодар.
Строительство петербургского завода обошлось примерно в $16 млн. Проект оказался достаточно тяжелым таких крупных объектов мы еще не строили, так что опыта не было. Мы построили самое большое в Европе производство: его мощность 200 000 т кетчупа в год. Открытие нового завода запланировано на июль.
Введение производственной специализации проводилось параллельно с кадровой реформой. Мы усилили команду. Наша стратегия разработка и производство вкусных и здоровых продуктов питания на основе переработки овощей. Главная площадка для реализации данной стратегии наш завод в Краснодарском крае. Мы приступили к строительству там же завода по рафинации и дезодорации растительного масла, которое позволит снизить себестоимость продукции майонезов и майонезных соусов. В этот проект мы уже вложили $7 млн, всего он потребует $12 млн.
В прошлом году компания инвестировала $21 млн, в основном в петербургское и краснодарское производство.
А в чем заключалось обновление команды?
Мы были вынуждены расстаться с рядом высокопоставленных сотрудников, с которыми не находили понимания. Мы также на 99% поменяли весь коммерческий отдел.
10 лет назад эти люди многое сделали для компании, без них Балтимора не было бы. Но сейчас у компании новый этап развития, без перемен просто не выживем, и мы это понимаем. Стратегия поменялась, а исполнителей нет. Подобный этап развития, насколько мне известно, проходят многие российские компании.
Недавно Балтимор начал позиционировать себя как овощную компанию. Чем вызвано такое решение?
Новый имидж соответствует нашей новой стратегии. По разным оценкам, наша доля на рынке кетчупа составляет от 50% до 64%. Но потенциал роста у этого рынка ниже, чем у рынка консервированных овощей, на котором к тому же нет сильных российских игроков. Поэтому мы два года назад начали развивать агропрограммы, нацеленные на создание собственной сырьевой базы. В конечном итоге она должна обеспечить потребности компании в сырье для консервации.
В прошлом году мы начали новый проект соки 8 овощей, а в этом начнем производство [консервированных] кукурузы и горошка. Собираемся наладить производство овощных консервов. В этой нише мы будем конкурировать с украинскими производителями Вересом и Нежином. Ценовая категория, которую занимает Нежин, 60 руб. [за банку], Верес 45 руб., а мы планируем продавать свою продукцию дешевле 40 руб. У нас уже разработана программа по развитию этого направления, а из компании Нежин к нам перешел директор по технологии и качеству, создатель вкусов торговой марки Нежин. На мой взгляд, это лучший специалист в данной области.
Я считаю, у нас очень большие шансы на успех. Технологиями мы владеем, рынок емкий и растет темпом до 30% в год. Сейчас он оценивается в $1,2-1,4 млрд. Мы рассчитываем потеснить на нем украинских производителей.
Какую долю занимают в продажах компании новые продукты и как она будет меняться?
Доля новых сегментов пока незначительна. Мы прогнозируем, что к 2008 г. на новые продукты будет приходиться приблизительно 50% оборота компании. С развитием новых направлений ключевым предприятием в холдинге станет краснодарский завод. При этом мы видим потенциал роста и по нашим основным продуктам кетчупу, майонезу.
Стратегия очень простая: мы идем на рынки, где есть потенциал роста. Например, овощные консервы это очень быстро растущий рынок. Мы понимаем, что к тому времени, когда мы свою программу раскрутим, он удвоится. К тому же мы покупаем не стандартное оборудование, которым пользуется основная масса производителей, а более дорогое, которое на рынке до сих пор не было представлено.
Вы хотите ставить дорогое оборудование, но при этом держать цены ниже, чем у конкурентов. Как же вы рассчитываете его окупить?
Мы не покупаем оборудование, срок окупаемости которого больше двух лет.
Каков сейчас оборот холдинга?
За прошлый год $100 млн. Он рос не так быстро, как нам хотелось бы. Но на то был ряд серьезных причин, включая общую реорганизацию бизнеса и внутренние реформы.
А на какие продажи вы планируете выйти к 2008 г., когда доля ваших новых продуктов вырастет до 50%?
Мы планируем оборот на уровне от $200 млн.
Раньше вы время от времени говорили об интересе к вашей компании со стороны западных компаний, о переговорах с ними. Они привели к какому-нибудь результату?
Интерес, безусловно, есть. Мы вели переговоры с несколькими западными компаниями, в том числе с американской Heinz. Для Heinz, как и для Балтимора, кетчуп главный продукт. Heinz занимает 28% мирового рынка кетчупа, а мы около 5%. Но в 2003 г. мы не договорились по оценке нашего бизнеса.
И какова эта рыночная оценка? Сколько вам предлагали?
В прошлом году эта цифра составляла приблизительно $150 млн. Мы не согласились. По ряду стратегических причин.
Получается, Heinz не предложила вам подходящей цены. А если предложат, вы продадите компанию?
Мы видим огромный потенциал для развития и уверенно себя чувствуем на нашем рынке. При этом мы не исключаем возможности создания совместного проекта с одним из ведущих мировых производителей.
Какие иностранные компании кроме Heinz заинтересованы в выходе на российский рынок?
В укреплении своих позиций на российском рынке заинтересованы как минимум четыре компании: Orkla Foods, Nestle, Unilever и Kraft.
А сами вы не собираетесь покупать какие-нибудь активы? На Украине, например?
Пока я не вижу такой необходимости.
А если какая-нибудь украинская компания будет выставлена на продажу, будете рассматривать ее приобретение?
Возможно, но мы такие предложения сейчас не рассматриваем. Кроме того, отсутствие политической стабильности, отмена результатов приватизации снижают инвестиционную привлекательность Украины.
Вы рассматриваете возможность выхода на европейские рынки?
Не то что рассматриваем у нас идут конкретные переговоры с западными сетями. Выход в Европу это часть нашей стратегии.
Одно из условий наличие сертификата качества. В марте мы получаем сертификат British Retail Certificate (BRC) для нашего краснодарского завода. По сравнению с ISO он гораздо более жесткий, поскольку это стандарт товара на полке в торговых сетях. С этим сертификатом мы фактически получаем выход на европейские рынки. Планируем продавать там кетчуп, томатный соус, майонез.
А когда ваша продукция появится в европейских супермаркетах?
Скорее всего к концу года. Быстро ничего не бывает.
Как вы собираетесь строить работу в Европе?
Европейский рынок очень тонкий, но действует по тем же принципам, что и наш. В последние четыре года в нашей стране появились и росли торговые сети. Сначала производители не понимали, что это такое, а потом научились работать с ними. У нас богатый опыт такой деятельности. Сейчас в России нет сети, с которой бы мы не работали. Никакой разницы нет что здесь с ними работать, что в Европе. Единственное отличие что [там], может быть, по-русски не всегда разговаривают.