Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Зарядка для корпораций

Когда некоторые бизнесмены учатся делать деньги из воздуха, тренинговые агентства практикуют их производство из вещей не менее эфемерных - командного духа, корпоративной культуры, свободного времени клиента

Александр Колмаков

expert.ru

Пока в компаниях работают люди, инструмент, как известно, во многом несовершенный, требующий помимо вливаний денежных, еще душевных и умственных затрат, руководители, жаждущие профессионального роста своей компании, будут обращаться к профильным специалистам - тренерам и тренинговым агентствам - для поддержания рабочего тонуса сотрудников.

Тренинги не требовали дополнительной раскрутки на казахстанском рынке, в отличие, например, от консалтинговых услуг или йогурта, поскольку, благодаря институтам повышения квалификации, продукт этот известен еще с советских времен. Однако со временем на рынке зазвучали новые слова: сначала "тим-билдинг", потом "дистанционное обучение", в последнее время все чаще можно услышать о "коучинге". И если с тим-билдингом и дистанционным обучением вроде разобрались, то коучинг по-прежнему окружен завесой тайны. Впрочем, и к тим-билдингу отношение тоже неоднозначное. Далеко не всем нравится проводить свободное от работы время, во-первых, организованно, во-вторых, в обществе своих же коллег.

Параллельно росту продуктовой линейки тренингов отмечался и рост профессионализма местных специалистов, который, в конце концов, привел клиентов к необходимому выбору: какой тренер лучше - наш или зарубежный. С одной стороны, Запад был и остается тем центром, который задает тенденции на рынке бизнес-услуг, и тим-билдинг с коучингом, вошедшие в лексикон казахстанских бизнесменов без перевода, прямое тому подтверждение. Да и история становления казахстанского рынка тренингов формирует отношение к иностранным тренерам как к первоисточнику. С другой стороны, отечественные тренеры и дешевле, и более осведомлены о местных условиях работы.

Свое или иностранное?

Есть срединная альтернатива этой дилемме - тренеры из России. Здесь и цены подходящие и рыночные условия близки к казахстанским, и с точки зрения имиджа тренер из Москвы солиднее, чем из Казахстана - искать пророков в своем отечестве не было принято никогда, особенно в странах постсоветского региона. "В середине 90-х, привозили очень много тренеров из России и из-за рубежа", - вспоминает Светлана Крутских, директор агентства коммуникативного менеджмента "Ренессанс", которое одним из первых стало предлагать услуги тренеров в Казахстане. "Ныне молодые компании начинают работать либо как провайдеры, приглашая тренеров из-за рубежа, либо адаптируя тренинги, полученные от иностранных тренеров после самостоятельного у них обучения. Однако сейчас клиент предпочитает работать с местными тренерами, и сильными считаются именно те агентства, которые имеют собственных тренеров в штате. Есть и другие виды агентств, которые работают по принципу брокерской компании, приглашая для клиентов внештатных тренеров. Однако тренер, который работает по приглашению, не может обучать, например, приверженности идеям компании, поскольку он сам не привержен никакой компании". Агентство "Ренессанс" также работает с привлеченными тренерами, в том числе и с российскими, но выдерживает свои корпоративные стандарты: "Мы привлекаем далеко не каждого тренера. И обязательно рассматриваем его резюме на соответствие нашим требованиям, например, есть ли у них консалтинговый опыт".

Западные тренеры, помимо очевидных плюсов, имеют и очевидные минусы. Во-первых, они дороги. Тренеры, получившие статус "гуру", просят за тренинг длительностью один-два дня 5-10 тысяч долларов. При этом, если речь идет о работе с русскоязычной публикой, эта сумма возрастает фактически вдвое, поскольку половина времени тренинга тратится на перевод сказанного. Кроме того, общение с гуру больше полезно для имиджа компании. "Здесь вопрос в том, что ты получишь в результате - некую энергетическую подзарядку от общения с гуру или какую-то определенную технологию", - отмечает г-жа Крутских.

Тренинги, действительно, помимо своих прямых функций - улучшение навыков и повышение образовательного уровня сотрудников - выполняют также и функцию поддержания имиджа компании. Зарубежного тренера приглашают в основном для работы с топ-менеджментом. Компании-лидеры также скорее обратятся к западным тренерам и воспользуются этим случаем как PR-поводом для укрепления благоприятного имиджа у клиентов. Компаниям средним, стремящимся более к практическим выгодам, нежели к поддержке собственного имиджа, больше подходят предложения российских и казахстанских тренеров. И таких заказчиков значительно больше.

Согласно исследованию, проведенному компанией The Choice, большинство клиентов, в основном компании среднего уровня, стремящиеся к практическим выгодам, нежели к поддержке собственного имиджа, предпочло бы иметь дело с казахстанскими или российскими тренерами. "Это экономически выгодно, - говорит Раушан Бигзаева, исполнительный директор агентства The Choice. - Кроме того, это более удобно, потому что местный тренер всегда рядом, к тому же он может адаптировать тренинг под саму компанию".

Все эти условия позволяют расти местному рынку тренингов. "Наша папка конкурентов за последнее время значительно потолстела, - говорит г-жа Крутских. - Сейчас наблюдается рост предпринимательского движения, а работа в области проведения тренингов не требует больших первоначальных финансовых вложений. К тому же уровень наших профессионалов возрос, и они готовы создавать свои собственные компании".

Построение команды

Растет и рынок спроса, меняется его структура. Ели раньше преимущественно заказывали тренинги по обслуживанию клиентов, продвижению продукта, продажам по телефону, организации отдела продаж, то сейчас это востребовано лишь группой компаний, специализирующихся на сбыте продукции. Нынешний рынок характеризуется специализацией тренингов: становятся популярны модульные продукты, программы, разрабатываемые под конкретные проекты. Руководители компаний нуждаются в знаниях из области финансов, маркетинга, управления персоналом, логистики, информационных технологий.

Есть, правда, общий интерес - интерес к тим-билдингу. Задачей этого тренинга является интегрирование команды и создание корпоративного духа, обеспечивающего сплоченность коллектива. "Сейчас наблюдается настоящий бум на тим-билдинг, - говорит генеральный директор ТОО Check Point Central Asia Татьяна Ремизова. - Казахстанский топ-менеджмент пришел к осознанию того, что команда - это ценность. Также растет спрос на тренинги по корпоративной культуре, что означает растущее понимание необходимости мотивации персонала".

Работа менеджера среднего звена оставляет очень мало пространства для личной жизни, точнее, работа и личная жизнь переплетаются - клиенты становятся близкими друзьями, выходные часто проводятся в офисе. Собственно, интерес к тим-билдингу и тренингам по корпоративной культуре продиктован во многом этими культурными изменениями, размывшими границу между личной жизнью и жизнью профессиональной. Ответственность работодателя уже не ограничивается обеспечением нормальных рабочих условий. Теперь он ответственен за качество жизни своих сотрудников. В то же время дух команды стал тем капиталом, который, несмотря на свою эфемерность, значительно воздействует на эффективность работы компании.

Именно его эфемерность запрещает относиться к тим-билдингу как к формальной стандартной процедуре. Поднять корпоративный дух на определенный процент невозможно в принципе. В словаре консультантов есть термин "эффект Пигмалиона". Он описывает ситуацию, когда работники в тестах отвечают так, чтобы угодить ожиданиям начальства. То есть тесты показывают те результаты, которые хотят видеть работодатели. Реальная эффективность самих тренингов по созданию команды не только не измерима, но и не гарантируема. Слишком многое зависит от участников. Тренер может только предложить команде стать более сплоченной, поставив ее в определенную ситуацию, остальное зависит от самой команды и от той корпоративной культуры, которая ее объединяет. "Иногда процесс командообразования предполагает "постановку диагнозов" его участникам психологом-наблюдателем, - говорит Газеля Амирханова, директор Modern Education Centre консалтинговой группы Asia Business Group, - и участники, зная это, бывают напряжены. Я уверена, что мероприятия по сплочению команды не должны совмещаться с тестированием результатов тренинга, это не должно проходить единовременно".

По сути тим-билдинг остается совместным отдыхом в активной форме, и такое отношение к нему наиболее разумно. Важно, чтобы люди действительно отдыхали, а не старались произвести положительное впечатление на руководителей.

Обучение на расстоянии

Бизнес, оставаясь предельно практичным, научился делать деньги из вполне абстрактных понятий, таких, например, как дух единства или репутация. Нематериальный капитал, или goodwill, вполне материален и может быть оценен в денежном выражении. Уже хрестоматийным стал пример с компанией Соса-Соla, чья общая рыночная стоимость лишь на 4% представлена ее материальными активами.

Однако основным нематериальным активом остается время. Формула "время - деньги" давно уже переросла из девиза успешного бизнесмена в правило-аксиому любого предпринимателя. При этом деньги на времени делают как сами предприниматели, стремясь к тому, чтобы каждая минута была проведена с пользой, так и те, кто помогает им в этом. Помимо тренингов по тайм-менеджменту, система экспресс-образования, пользуясь высокими технологиями, предлагает менеджерам обучение, позволяющее постоянно повышать свой уровень знаний без отрыва от работы.

Речь идет о дистанционном обучении, которое может помочь как получить ученую степень, так и вывести на уровень "бессознательной компетентности" (чего невозможно достичь во время тренинга) определенные навыки. Суть программы дистанционного обучения в том, что в течение длительного времени студенты занимаются в удобном для них режиме, получая учебные материалы в электронном виде. Обучающее общение проводится посредством сети Интернет. Студенты посещают студенческие конференции, проводящиеся в режиме форумов, получают домашние задания, консультируются с репетитором, называемым на английский манер "тьютором". В результате они получают практические навыки и умения по выбранной специальности. "Такой курс очень практичен, - говорит Газеля Амирханова, тьютор программы дистанционного обучения "Управление проектами". - Человек может сразу отрабатывать полученные знания на своей компании. В данном случае интерпретатор знаний не нужен, достаточно просто ознакомиться с материалами, которые составлены так, что человек может понять ту идею, которую заложили в курс авторы, и адаптировать ее к своей ситуации. О ней можно размышлять в тот момент, который наиболее удобен, это не обязательно рабочая среда, а может быть дом или дача и пр. Тут важен настрой, творческий подъем, который не всегда сопровождает студента во время тренинга. К тому же это длительный процесс. Дистанционное обучение, в отличие от тренинга, направлено на понимание философии предмета, а общение со студентами группы и тьютором позволяют укрепить полученные знания".

Коучинг - территория без советов

В свое время Сократ помогал своим собеседникам постичь истину, используя метод майевтики. Задавая ряд вопросов, он предоставлял человеку возможность самому избавиться от заблуждения и открыть в себе свет истины. Эта абсолютная убежденность в том, что каждый из людей уже знает ответы на все вопросы, была настолько сильна в философе, что даже мальчик-раб в беседе с ним смог заново открыть теорему Пифагора, не имея ни малейшего понятия о геометрии. Однако если в четвертом веке до нашей эры элиту волновали духовные искания, то сегодняшние Сократы нашли свою нишу в бизнесе. Коучи - так они себя называют, а свои сессии с клиентом называют "коучингом".

Слово "коучинг" - это просто переписанное русскими буквами английское coaching, что означает "тренировка" или "совместное достижение". Эта профессия начала формироваться в начале 80-х годов прошлого века и официально "утверждена" в 2000 году. В настоящее время на Западе в этой "индустрии" работают более 100 тысяч специалистов. В России и Казахстане коучинг пока находится на стадии развития, что объясняется малым спросом на такой род услуг.

Профессиональный коучинг - это процесс оказания услуг, помогающих клиентам добиться качественно новых результатов в своей личной или профессиональной жизни, ставить цели и добиваться их достижения.

"Коучинг - это обучение тому, как успешно осуществлять любой проект, - говорит г-жа Амирханова, которая недавно получила сертификат коуча. - Существует очень много ниш: коуч по маркетингу и продажам в малом бизнесе, коуч по межличностным отношениям и т.д. Всегда важна специализация".

Работа коуча отличается от работы тренера в первую очередь долговременностью отношений с клиентом. "Коуч проводит часовые сессии раз в неделю либо с самой проектной командной, либо с ее представителями, - рассказывает г-жа Амирханова. - При этом заказчик в лице топ-менеджера компании никогда не узнает о содержании бесед. Это кодекс чести коуча. Все что он может позволить - это обсудить с заказчиком в лице руководителя то, как продвигается коучинг. Процесс коучинга позволяет выявить те зоны, которыми клиент владеет не в полной мере и показать, как этих целей достичь. Клиент сам решает, о чем говорить. Может быть озвучен либо локальный запрос, например, о том, как провести завтрашнюю встречу с партнером, или более общий вопрос - о том, как улучшить отношения с партнерами".

Вместе с тем, коуч может выйти за пределы сессии и провести какой-либо тренинг. К примеру, если выясняется, что клиент плохо планирует свое время, то коуч может провести тренинг на эту тему либо посоветовать специалиста-тренера. "Коуч ценен не столько сам по себе, сколько своим окружением и профессиональными знакомствами", - считает г-жа Амирханова.

Общение с коучем не имеет ничего общего с психоанализом. В отличие от психотерапии, которая может обращаться к источникам проблем человека, событиям прошлого, коуч считает, что любой человек в любой ситуации имеет потенциал, чтобы достичь чего угодно. Коучинг всегда начинается с точки "здесь и теперь", помогая клиенту относиться к проблемам как к задачам, а не как к препятствиям. Интересно, что на Западе коучами становятся в основном женщины. В США и Канаде женщины составляют 70 процентов практикующих коучей. Газеля Амирханова говорит, что это связано с врожденной способностью женщин слушать: "Если критическое мышление больше развито у мужчин, то женщины легче адаптируются к собеседнику".

В подготовке статьи принимала участие Сауле Амирбекова

09.03.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов