Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати
Секрет фирмы

Податливый напиток

Когда в начале этого года Федеральное казенное предприятие "Союзплодоимпорт" потребовало с Московского винно-коньячного завода КиН отчислять роялти за право производить самый потребляемый в России коньяк "Московский", на заводе решили не вступать в конфликты с госструктурой, как, например, в свое время сделала группа S.P.I. Председатель совета директоров КиН Армен Еганян уверен, что, идя на уступки, можно извлечь выгоду из сложившейся ситуации.

Армен Еганян недоумевает по поводу шумихи, развернувшейся вокруг лицензионного договора между ФКП "Союзплодоимпорт" и заводом. Он уверяет, что для КиН эта ситуация не стала неожиданной.

Несмотря на то что марку коньяка "Московский" завод создал еще в 1996 году, законодательно права на нее оформлены не были. Руководство КиН обратилось в Роспатент, однако выяснилось, что права на использование слова Moskovskaya в классе алкогольных напитков уже принадлежат группе S.P.I., выпускающей под этой маркой водку. Так что завод смог зарегистрировать только форму бутылки и этикетку. "Мы все равно решили назвать свой продукт "Московским", потому что мы ведь выпускаем коньяк, а не водку, а это другой вид продукции. Кроме того, бутылку, дизайн этикетки мы разработали совершенно отличные от водки "Московская", так что говорить здесь о схожести марок до степени смешения не приходится", - говорит Еганян.

Однако в 2001 году марка Moskovskaya в судебном порядке перешла от группы S.P.I. к федеральному казенному предприятию "Союзплодоимпорт", которое через некоторое время как владелец брэнда зарегистрировало на себя и производное от него слово "Московский". А КиН оставалось ждать, когда ФКП заявит на марку свои права. "В конце года ФКП официально заявило права собственника на наименование "Московский", и мы с этим согласились",- рассказывает Еганян.

В ФКП условия договоренностей с КиН комментировать отказались, однако некоторые из них известны. Пока договор заключен на год с возможностью пролонгации. КиН будет выплачивать дистрибутору ФКП компании "Алкомир" роялти в размере 1,32 рубля с литра напитка. Учитывая, что в 2004 году завод произвел 11,5 млн литров "Московского", общая сумма годовых отчислений может составить более 15 млн рублей. По утверждению Еганяна, хотя выплата роялти включена в себестоимость производства напитка, она не приведет к его удорожанию. "Мы уменьшим иные издержки,- объясняет Еганян.- Поскольку ФКП считается владельцем марки, оно частично возьмет на себя траты по ее продвижению".

На КиН не скрывают, что хотели бы многие проблемы решать совместно с ФКП. Так, в соответствии с договором КиН получает эксклюзивные права на использование марки, что исключает возможность производства этой продукции другими заводами. Дело в том, что коньяк со словом "московский" в названии также производит Кизлярский коньячный завод, имеющий в ассортименте коньяк "Московский Юбилейный". Теперь разливать его Кизлярский КЗ не имеет права, пока не изменит название. Если же выпуск данного коньяка будет продолжаться, то ФКП будет судиться с дагестанским производителем, о чем казенное предприятие уже предупредило руководство завода. Кроме того, КиН рассчитывает на помощь нового партнера в борьбе с подделками.

Федеральное казенное предприятие "Союзплодоимпорт" было создано распоряжением правительства от 29.12.2001. Его основной деятельностью является организация экспортных поставок и использование от имени государства 17 товарных знаков водочных марок, зарегистрированных Роспатентом 26.10.2001 на Министерство сельского хозяйства РФ.

Этими марками с 1992 года, после приватизации имущества Всесоюзного внешнеэкономического объединения (ВВО) "Союзплодоимпорт", распоряжалось ОАО "Плодовая компания", передавшая в 1998 году часть из марок ЗАО "Союзплодимпорт" (группа SPI). Однако на основании судебных решений в 2001-2002 годах правопреемственность "Плодовой компании" по отношению к ВВО "Союзплодоимпорт" была признана незаконной. Соответственно, некоторые марки, в том числе водочные "Столичная" и "Московская", были переданы во владение ФКП "Союзплодоимпорт". Представители этого казенного предприятия считают его правопреемником ВВО "Союзплодоимпорт", которое было создано в 1966 году для осуществления экспортно-импортных операций по некоторым продовольственным товарам и находилось в ведении Государственной комиссии Совета министров СССР по продовольствию и закупкам.

Плетью по обуху

Права на марки, выпускаемые другими производителями, ФКП "Союзплодоимпорт" предъявляет далеко не в первый раз. Однако в отличие от ситуации с КиН некоторые попытки ФКП добиться признания своих прав на марки носили отнюдь не дружественный характер. Появившееся в 2001 году казенное предприятие всякий раз аргументирует свои претензии тем, что является правопреемником Всесоюзного внешнеэкономического объединения "Союзплодоимпорт". На него были зарегистрированы многие советские марки, которые в 1990-х годах приватизировали различные компании.

Первым делом "Союзплодоимпорта" стало разбирательство с группой S.P.I. В 2001 году по решению суда от S.P.I. к ФКП перешли 17 товарных знаков, в том числе популярные марки водок Stolichnaya, Moskovskaya, "Русская", "Лимонная" и т. д. Одиннадцать государств пока не признают права ФКП на некоторые из этих брэндов, считая сомнительной его преемственность с ВВО "Союзплодоимпорт".

На территории России ФКП чувствует себя более уверенно. В марте 2004 года предприятие получило регистрацию на шампанское "Советское", после чего Московский и Нижегородский заводы шампанских вин подали в патентное ведомство протесты. Затем ФКП стало добиваться отмены регистрации принадлежащей ТПГ "Кристалл" водочной марки Cristall, так как этот товарный знак схож со знаком Kristall, которым владеет ФКП. Многие участники рынка подозревают, что и за попытками опротестовать регистрацию товарного знака "Гжелка", принадлежащего компании Imperial Spirits S.A., также стоит ФКП "Союзплодоимпорт".

Патентный поверенный Вадим Усков заявляет, что описательные названия (вроде "Московский") в соответствии со ст. 6 Закона о товарных знаках вообще не являются охраноспособными, а ФКП зарегистрировало знак, используя свой административный ресурс (руководитель ФКП Владимир Логинов ранее занимал должность заместителя министра сельского хозяйства). Но похоже, руководство КиН все устраивает. По крайней мере, Армен Еганян заявляет, что доволен ситуацией: казенное предприятие предложило заводу "внятные правила игры". Впрочем, возможно, ему просто некуда деваться в сложившейся ситуации. Дело в том, что ФКП подстраховалось на тот случай, если руководство КиН окажется несговорчивым. Предприятие зарегистрировало на себя не только наименование коньяка "Московский", но и свою форму этикетки, которая отличается от этикетки завода КиН. Как признает Еганян, "на тот случай, если бы мы повели себя глупо".

Впрочем, в то, что КиН мог повести себя глупо, верится с трудом. С властями завод всегда старался поддерживать хорошие отношения. Именно это, как объясняет Усков, позволило предприятию не только сохранить производство алкоголя в 1980-е годы - времена сухого закона, но и к 850-летию Москвы создать марку коньяка "Московский".

Взвесив все за и против, на заводе решили, что ссориться с ФКП - себе дороже. И поставили задачу извлечь максимум прибыли из навязанного сотрудничества. "Нам удалось создать марку коньяка, которую в народе полюбили,- говорит Еганян.- Теперь со стороны ФКП она получит реальную поддержку для укрепления на рынке". Вадим Усков согласен с тем, что КиН от более тесного общения с ФКП только польза. "Завод встал под крыло хоть и неоднозначно действующего, но зато самого мощного игрока на алкогольном рынке и теперь будет находиться под его защитой и опекой",- говорит Усков.

Руководитель отдела по связям с общественностью группы S.P.I. Наталья Егорычева также соглашается, что выбранная руководством завода линия поведения - вынужденная мера в ситуации "выкручивания рук". Сотрудничество с ФКП хотя бы позволит предприятию и дальше производить популярную марку. "Группа S.P.I. в свое время не раз совершенно добровольно предлагала отчислять государству определенный процент с каждой проданной бутылки водки под марками "Столичная" и "Московская", которые мы в течение нескольких лет развивали и продвигали,- утверждает Егорычева.- Однако наши попытки найти компромиссное решение приняты Минсельхозом не были, и в 2001 году "национализаторы" - Минсельхоз и Роспатент, а затем и ФКП - начали открытый конфликт. Теперь же чиновники поставили КиН в такие же условия, которые мы предлагали тогда, и от чего они отказались. Но группа S.P.I. продолжает бороться с ФКП за свои права, а КиН вряд ли смог бы ему противостоять".

Чтобы упрочить отношения с ФКП, КиН намеревается наладить с предприятием более основательное сотрудничество. Так, например, Еганян собирается предложить ФКП пользоваться услугами сенсорной дегустационной лаборатории КиН, аналогов которой, как утверждает глава завода, нет больше ни у одного российского производителя алкоголя.

ОАО "Московский винно-коньячный завод КиН" ведет историю с 1940 года. Тогда была основана фабрика по выпуску морсов, сиропов и кваса. Коньяк на предприятии стали разливать с 1972 года. Во времена антиалкогольной кампании в 1980-х годах завод получил название "Концентраты и напитки" (КиН) и в том числе занимался производством концентратов для лимонадов.

Сейчас КиН считается крупнейшим российским производителем коньяка. 95% его продукции приходится на коньячное направление (коньяки "Московский", "Старый город", "Золотые купола", "А. Бержерак"), остальное - на водку и концентраты для лимонадов. В 2004 году заводом было выпушено 17 млн дал продукции, из них коньяка "Московского" - более 1 млн дал. Оборот завода составил 2,4 млрд рублей.

"Дойная корова"

Интерес ФКП к московскому заводу вполне объясним. В 2000 году КиН вышел в лидеры среди производителей коньяка в странах СНГ, обогнав Ереванский коньячный завод "Арарат". С 2001 по 2004 годы объемы производства КиН выросли с 4,5 млн до 17 млн литров. Это удалось сделать в основном за счет коньяка "Московский", доля которого в коньячном ассортименте завода составляет 60%, а объем его производства с 2001 года увеличился в 2,5 раза. По данным самого КиН, доля "Московского" на российском рынке составляет 18,6%. КиН производит и другие коньяки, которые, правда, пока не входят даже в двадцатку самых популярных марок. В 2004 году КиН выпустил 4,6 млн литров коньяков "А. Бержерак", "Старый город" и "Золотые купола".

Остальные участники коньячного рынка сильно отстают от КиН, выпустившего, по данным "Бизнес Аналитики", в 2004 году 19,6% от всей коньячной продукции стран СНГ. На втором месте - Ереванский завод (10,6%), на третьем - Дербентский коньячный комбинат (9,8%). Марки коньяков этих производителей по популярности отстают от "Московского" с огромнейшим отрывом: "Арарат" три звезды занимает 3,06%, "Арарат" пять звезд - 2,43%, а "Трехзвездный" Дербентского завода - 2,19%.

Если же говорить в целом о сегменте бренди, к которому по международной классификации относятся российские коньяки, то, по данным ACNielsen, в Москве и Петербурге интерес покупателей к бренди постоянно растет. В первой половине 2004 года самым популярным напитком среди крепкого алкоголя оставалась водка, занимающая 93,5% рынка. Второй по популярности группой является бренди с 5,2-процентной долей.

Заключив сделку с ФКП, КиН получает возможность занять еще большую долю в сегменте бренди, нарастив выпуск "Московского". Как говорит Еганян, монополия на его производство и полученные гарантии в том, что ФКП будет бороться с контрафактом, позволят автоматически увеличить реализацию этого напитка примерно на 20%.

Своевременное развитие

Мощностей, чтобы производить больше не только "Московского", но и коньяка других марок, у завода на сегодня достаточно. В течение последних четырех лет в развитие было вложено около $40 млн. Завод основан в 1940 году, и к 2000 году все производственные мощности были уже физически изношены и морально устарели. По словам Еганяна, реконструкция всех заводских площадей была необходима: наращивать производство на таком ветхом оборудовании КиН попросту не смог бы. "Нам пришлось многие линии по розливу напитков вырезать и выбрасывать на металлолом,- объясняет Армен Еганян.- Вместо них ставим немецкие и итальянские компьютеризированные линии, производительность которых составляет от 6 до 12 тыс. бутылок в час, что гораздо выше прежних темпов". К маю, по словам Еганяна, планируется полностью закончить реконструкцию.

Запущенные в 2004 году сенсорная лаборатория и дегустационный зал, в которые было инвестировано 29 млн рублей, стали первым законченным проектом в процессе обновления мощностей. Компьютеризированная физико-химическая лаборатория нужна, чтобы обеспечивать постоянный вкус напитков, создаваемых из разных партий коньячных спиртов.

В дополнение к новому коньячному хранилищу на территории завода, где можно разместить более 2 млн литров коньяка, КиН купил Усовские подвалы в подмосковном Ильинском-Усове. Там планируется создать бондарное производство и не только хранить привозимые из Франции многолетние спирты, но и закупать молодые французские спирты, а потом выдерживать их на месте. Дополнительные площади позволят складировать большие объемы многолетних спиртов, при смешивании которых и получают выдержанные коньяки. Так что вскоре на КиН надеются запустить в производство коньяки "Московский" 10-летней выдержки, 14-летний "Старый город", а через некоторое время - коньяк с выдержкой в 21 год. Оба хранилища обошлись заводу в 155 млн рублей.

Кроме того, недавно КиН стал первым российским коньячным производителем, купившим владение с виноградником в регионе Cognac. Сумму, которую завод заплатил за 20 га французской земли, Еганян не разглашает. Если правительство Франции разрешит, то КиН сможет писать на продукции, произведенной из полученных здесь спиртов, заветное слово cognac. После того как Россия станет членом ВТО, вступит в силу запрет на использование даже русского слова "коньяк" на отечественной продукции. Все производители должны будут признать, что выпускают бренди. КиН же может приобрести право считаться производителем настоящего коньяка.

Это позволит заводу вывести часть продукции в высокую ценовую категорию и составить конкуренцию импортируемым в страну французским коньякам. "Кроме "Московского", который считается народной маркой, мы производим более дорогие коньяки "А. Бержерак" и "Золотые купола",- объясняет Еганян.- Работа с ними показала, что по мере возрастания покупательской способности эти марки становятся все более популярными. Потому мы сочли, что КиН имеет все шансы претендовать на долю в нише дорогих коньяков".

Выгодная дружба

Реконструкция мощностей стала первым этапом реорганизации предприятия. Предполагается, что КиН разделится на три самостоятельных производственных направления. Чтобы провести реорганизацию, КиН потребуется еще несколько лет и минимум $30 млн.

По словам Армена Еганяна, на территории нынешнего завода останется лишь коньячное производство, а изготовлять водку, которая также присутствует в ассортименте КиН, будут на новых площадях. В Подмосковье уже нашли участок, на котором после получения разрешения начнется строительство завода. Планируется, что первоначальная мощность водочного производства составит 8 тыс. бутылок в час. Ставка делается прежде всего на водку "Матрешка", с которой КиН намеревается покорять зарубежье. Как говорит Еганян, результаты первых поставок этой водки в страны Восточной Европы убедили руководство, что у нее есть перспективы на международном рынке.

Также на КиН надеются восстановить производство безалкогольных напитков (их выпускали на заводе вплоть до 1980-х годов, а прекратили потому, что производство алкогольной продукции оказалось экономически более выгодным). Сейчас завод выпускает лишь концентраты для них. "Логично, что мы сами начнем делать лимонады или тоники. Под маркой винно-коньячного завода мы не можем разливать безалкогольные напитки,- объясняет Еганян.- К тому же сейчас вся территория КиН обладает статусом акцизного склада. Глупо на такой территории производить безалкогольные напитки, поскольку от этого их себестоимость повысится".

Для производства безалкогольных напитков завод нашел в столице готовую площадку (какую именно, Еганян пока не разглашает). Среди напитков, которые планируется выпускать на этих мощностях, будет и знаменитый "Байкал" (напиток изначально выпускал именно КиН, который совместно с Институтом пищевой промышленности в 1980-х годах разработал технологию его производства). "Тогда это был некий ответ появившейся в стране Pepsi,- говорит Еганян.- Сейчас же думаем восстановить производство "Байкала" и начать разливать другие энергетические напитки".

Однако в стройной системе, которую собирается выстроить руководство КиН, в любой момент могут появиться бреши. Интерес государства к алкогольной отрасли, который не угасал никогда, в последнее время разгорается с удвоенной силой. Об этом свидетельствует, например, недавнее предложение министра сельского хозяйства Алексея Гордеева ввести госмонополию на оборот этилового спирта, и вряд ли это последняя инициатива властей на пути к усилению контроля над рынком алкоголя. В такой ситуации дружба с государственным "Союзплодоимпортом" для КиН будет совсем не лишней.


Ольга Шевель
11.03.2005  Секрет фирмы

11.03.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов