Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Модная кооперация

Чтобы быть конкурентоспособными, российские производители брендированной одежды сегодня концентрируются на дизайне и проектировании. Пошив одежды они передают сторонним фабрикам

"На российском одежном рынке выстраивается модель западной модной индустрии", - заявили участники прошедшей недавно конференции "Аутсорсинг одежды в России". Об этом свидетельствует наметившаяся тенденция дифференциации одежных компаний. Сегодня их можно разделить на две категории. Первые занимаются в основном созданием и продвижением брендов одежды, размещая заказы на производство как за рубежом, так и внутри страны; вторые - шьют одежду по заказу российских и иностранных компаний.

За последние два-три года почти все российские производители брендированной одежды обратились к контрактному производству - пошиву одежды на других фабриках. Сегодня уже до 80% такой одежды шьется по контракту. Пока львиную долю заказов российских компаний выполняют зарубежные фабрики - из Юго-Восточной Азии. И лишь небольшая часть заказов сегодня выполняется на российских мощностях (как правило, это фабрики из Центрального, Южного и Северо-Западного регионов). Однако, по словам специалистов из Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ), в ближайшее время доля российских швейных фабрик в аутсорсинге увеличится в полтора-два раза.

В Азию за трикотажем

Чем же обусловлены подобного рода прогнозы? Ведь еще совсем недавно специалисты, наоборот, говорили о необходимости вертикальной интеграции и о планах увеличить собственные мощности. На первый взгляд причина активного развития контрактного производства одежды очень проста: стремление наших одежных компаний уменьшить себестоимость. В последние годы на российском одежном рынке резко возросла конкуренция: привлеченные высокими темпами роста одежного рынка в России (порядка 20-25%), иностранные компании активно расширяют на нем свое присутствие. Ежегодно их рыночная доля увеличивается на 4-5%, и сегодня иностранцам принадлежит более 80% нашего одежного рынка. Среди них есть как транснациональные компании (Benetton, Mexx, Naf-Naf, Zara, Mango и проч.), так и ряд более дешевых производителей из Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. В условиях ожесточенной конкуренции аутсорсинг может сделать позицию наших компаний более устойчивой, поскольку позволяет существенно - на 15-20% - снизить издержки.

Структура российского fashion-рынка

1. Торгово-производственные компании, развивающие собственные розничные форматы и оптовую торговлю ("Панинтер", ФОСП, "Первомайская заря", "Большевичка", "Твое", "Глория-Джинс", Enton, Oggi, Vassa и др.).
2. Розничные компании, развивающие private label ("Спортмастер", Sela, Savage и др.).
3. Контракторы, производственные компании.
4. Импортеры.
5. Оптовые торговцы.
6. Вещевые рынки и торговые центры.

Однако помимо снижения издержек у российских компаний есть еще одна причина заняться аутсорсингом - увеличение ассортимента. С необходимостью разнообразить свое предложение первые российские производители одежды - Oggi, "Гота", "Первомайская заря" - столкнулись еще в конце 90-х годов, когда за неимением в стране квалифицированной одежной розницы они были вынуждены открывать собственные магазины. А магазину, как известно, нужен большой ассортимент, и закрыть его собственным производством оказалось крайне сложно. Да и ресурсов для этого не было. Из мирового опыта известно, что расширить ассортимент проще всего за счет трикотажных и полиэстеровых изделий, позволяющих легко и быстро воплотить модные тренды - так, как это делают транснациональные одежные компании. В России же производственная база для создания трикотажной и синтетической одежды развита очень слабо - в основном наши швейники располагали мощностями для производства одежды костюмной группы: пиджаков, брюк и пальто. "Парк вязальных машин для производства трикотажной одежды у нас в стране не превышает ста пятидесяти единиц. А самая посредственная китайская фабрика имеет в своем распоряжении не менее тридцати таких машин", - говорит Александр Оносовский, генеральный директор компании "Гота". Не хватало для подобного производства в России и квалифицированных кадров: сборка трикотажа, его отделка (в основном она производится вручную) - трудоемкий процесс, требующий особых навыков.

Многие российские одежные компании пытались решить эту проблему, начав торговать иностранными изделиями. Однако чужая одежда, выполненная совершенно в другом дизайне и стиле, неизбежно вела к размыванию их собственного бренда. Нужно было предложить рынку свой продукт. Поэтому российские одежные компании стали размещать заказы в странах, где дешев труд и развита инфраструктура, - во Вьетнаме, Корее, но прежде всего в Китае. "В России сегодня нет ни одной одежной компании, работающей в массовом или нижне-среднем ценовом сегменте, которая не занималась бы пошивом в Азии", - говорит Мария Сморчкова, генеральный директор АПРИМ. Некоторые массовые одежные компании, воодушевленные низкими издержками пошива в Азии, полностью избавились от собственных мощностей. Некоторые же изначально приходили на одежный рынок, рассчитывая на производство в Азии, как, например, Sela.

Китай может не все

Однако если поначалу размещение в Азии и было удобным для российских одежных компаний, то сегодня ситуация иная. В последнее время маркетинговые стратегии многих игроков несколько изменились - они стали осваивать средний сегмент. Это связано с усилением конкуренции на российском одежном рынке, особенно со стороны дешевого азиатского импорта. По словам российских игроков, сегодня бесполезно пытаться выиграть у конкурентов в цене - себестоимость производства в азиатских странах всегда будет гораздо ниже, чем в России. Поэтому сегодня лишь единицы из российских одежных компаний смогли выжить в массовом сегменте одежного рынка: это компании, успевшие в очень короткие сроки создать устойчивый бренд и наладить продвижение, например Sela.

Выход в средний сегмент означает создание более качественного ассортимента (более продуманные, концептуальные коллекции) и небольших (не больше 200-300 единиц) партий - только так можно обеспечить необходимую эксклюзивность. Азиатские же швейные фабрики в этом отношении не слишком подходят для аутсорсинга. "В Китае можно шить не все. Китайские фабрики хорошо шьют лишь ходовой ассортимент категории casual, не требующий дизайнерской проработки. Более сложные модели, которые к тому же требуют качественного сырья, - например, не китайского хлопка, а итальянских тканей, - там сделать очень сложно, - говорит Ольга Софронова, начальник отдела стратегического маркетинга компании 'Первомайская заря'. - Например, чтобы сшить костюмную группу, требующую четкой посадки, жесткого соблюдения размеров, нужен постоянный контроль за производством". Кроме того, в Китае выгодно шить только огромные партии - не менее полутора тысяч единиц. В противном случае одежные компании не покроют издержки, связанные с растаможиванием товара и долгим (до двух месяцев) фрахтом.

Шить в России

Таким образом, российские средние компании стали искать производственные площадки, где можно легко обеспечить контроль производства и шить небольшие партии. И вполне закономерно обратили взгляд на Россию. "Чтобы обеспечить необходимое качество, производство должно находиться близко от нас, - говорит г-н Оносовский, - это связано со спецификой нашего бизнеса. Например, мы стараемся работать на инновационных европейских тканях. Это значит, что каждый сезон мы получаем ткань с новыми физико-механическими свойствами. Поэтому мы каждый сезон вынуждены корректировать свои лекала под текстильные инновации. Это невозможно сделать, если шить одежду за границей". Российские фабрики устраивают средние одежные компании не только из-за территориальной близости: у многих наработаны технологии пошива костюмной группы, которая в среднем сегменте является преобладающей частью ассортимента.

Сегодня все российские "средние" бренды одежды - Vassa, "Панинтер", "Гота" - делают основной ассортимент на российских фабриках. "Мы полностью передаем российским фабрикам сырье, фурнитуру, лекала. Там постоянно находится представитель нашей компании, который контролирует производственный процесс", - говорит Инна Гундарова, начальник управления маркетинга и ассортиментной политики компании "Панинтер".

Выгоден аутсорсинг и российским швейным фабрикам. "Многие из них не впишутся в рынок - не могут вывести конкурентоспособные бренды и грамотно продвигать их", - говорит г-жа Сморчкова. Аутсорсинг помогает российским швейным фабрикам решить проблему загрузки колоссальных, оставшихся с советского времени, мощностей. Благодаря постоянным заказам со стороны российских брендов сегодня успешно заработали швейные фабрики в Тамбовской, Московской и Ленинградской областях.

Сегодня, по словам специалистов из АПРИМ, возможности отечественных фабрик расширяются - многие из них уже пытаются шить и одежду категории casual, например джинсы. "Сегодня в Южном регионе России, в особенности в Ростовской области и в Краснодарском крае, работает несколько десятков джинсовых производителей, шьющих одежду для владельцев брендов, и их число с каждым годом растет", - говорит г-жа Сморчкова.

Однако насколько российские швейные фабрики смогут обеспечить нужное качество на перспективу - остается под вопросом. Не надо забывать, что пока пошивом одежды для российских брендов занимается всего около десятка фабрик. Да и самих российских одежных брендов пока очень мало, и они, несмотря на аутсорсинг, все-таки не отказываются от своих мощностей. Их владельцы объясняют это тем, что сроки исполнения заказов и комплектация моделей у большинства российских сторонних фабрик по-прежнему находится на очень низком уровне.


Лилия Москаленко
17.03.2005  Журнал Эксперт
17.03.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов