Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Красивый бизнеc

Рост уровня жизни и ориентация на европейскую культуру стимулировали динамичное развитие индустрии красоты. Возможность выглядеть красиво теперь можно продать и купить. Денежные отношения все больше проникают в эстетику - люди начинают задумываться об инвестициях в свою внешность

Общее количество салонов красоты на сибирском рынке оценить затруднительно. Мешает отсутствие как четких критериев для выделения этого вида бизнеса, так и обязательной сертификации игроков рынка. По нашим оценкам, в Сибири действуют порядка 500 салонов красоты. Большинство из них расположены в Новосибирске (около 75) и Красноярске (примерно 50). Число таких заведений в остальных сибирских городах существенно меньше и колеблется в пределах от 15 до 35.

Салоны сконцентрированы в городах с населением более 400 тыс. человек: суммарная выручка таких компаний составляет примерно 95% сибирского рынка. Его совокупные объемы можно оценить примерно в 0,75-1 млрд рублей с учетом того, что 25-35% выручки оседает в теневом секторе, представленном мастерами, которые оказывают услуги на дому. Годовая выручка салона красоты составляет в среднем 2-2,5 млн рублей. У лидеров рынка она достигает 5-7 млн, в то время как большинство игроков довольствуются выручкой до 1 млн рублей в год. К лидерам можно отнести такие новосибирские салоны, как "Лелея", "Пространство красоты", "КиНО", "5 элементов".

Портал в мир красоты

Стоимость входа на рынок красоты относительно низка. В Сибири нижняя граница начинается с 8-10 тыс. долларов. Стоимость открытия крупного заведения может достигать 30-50 тыс. долларов, но таких немного - не более 15% от общего количества. Основная часть средств идет на создание интерьера помещения и покупку оборудования для процедур. Расходы на рекламу нового салона невелики: в большинстве случаев маркетинговая активность ограничивается вывеской над салоном и рекламными объявлениями в специализированных изданиях. Специфика бизнеса состоит в том, что для оказания услуг (пусть и неполного спектра) достаточно помещения небольшой площади - 15-20 кв. м, а значит, аренда помещения не слишком затратна.

Кроме того, сибирские салоны относятся к категории малого бизнеса, что еще более упрощает старт. Налогообложение осуществляется по упрощенной схеме. В организационном плане для владельцев салона выгодно то, что салонный бизнес не обременен обязательной сертификацией. Согласно ГОСТу Р 51142-98, заведения, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, маркированные разным образом - салоны, студии, академии, институты красоты, - относятся к категории "парикмахерские". Самый высокий уровень сервиса - в заведениях, которые классифицируются как салон-парикмахерская "люкс". Они отличаются и высоким профессионализмом мастеров, и использованием современных методик. Помимо этого непременный элемент - стильное оформление интерьера.

В 2003 году обязательную сертификацию парикмахерской деятельности отменили. Сейчас она производится на добровольной основе. Если ассортимент услуг салона ограничивается исключительно эстетическими процедурами, то лицензирование не требуется. Салону, оказывающему медицинские процедуры, лицензия необходима. Но это не значит, что государство предприняло целенаправленные действия по развитию конкретной отрасли, дав предпринимателям кредит доверия. Решение принималось в рамках комплексной программы по развитию малого бизнеса в целом, оно сопровождалось отменой сертификации в ряде других сфер, например, найма персонала и сделок с недвижимостью.

Мониторинг сибирского рынка красоты показал, что здесь почти нет динамики развития. В Новосибирске и Красноярске открывается не более 5-6 салонов в год, в остальных городах - еще меньше, в то время как в Москве - 2-3 еженедельно.

Интересна мотивация владельцев бизнеса, большинство которых - женщины. Для многих бизнес-леди это приятный способ времяпровождения, нечто вроде хобби. Следствие идеализированных представлений о салонном бизнесе - отсутствие профессионального подхода к управлению, долгосрочной стратегии по развитию бизнеса, перехода к качественно новым стандартам работы. Это и является наиболее частой причиной разорения компаний, занятых в индустрии красоты, особенно в нижнем ценовом сегменте. На российском рынке в первый год работы банкротами становятся треть салонов, из оставшихся только половина показывает стабильно положительные финансовые результаты.

Красота в разном исполнении

Столичный рынок красоты, в отличие от малоактивного сибирского, находится в стадии интенсивного роста. Помимо увеличения количества заведений бьюти-индустрии там прослеживается еще одна тенденция - специализация по приоритетному направлению: SPA, ногтевые студии, имидж-, визаж-салоны.

На сибирском рынке специализация - редкость. Главная причина - несформированный потребительский спрос, отсутствие культуры посещения узкоспециализированных заведений. Пока здесь по-прежнему выгоднее оказывать комплексные услуги. Директор новосибирского солярия " Солнечный" Николай Нелидов высказывается в пользу диверсифицированного бизнеса: "Сначала наш салон был исключительно солярием, но конкуренция с многопрофильными заведениями заставила сделать полный цикл процедур. Необходимость комбинирования услуг связана с тем, что женщинам легче планировать свое время, когда все необходимые услуги им смогут оказать в одном месте. Заниматься специализированным бизнесом нерентабельно".

Столичный рынок наполнен сетями. Наиболее крупные - " Персона", " Мысин Студио", " Аида", " Александр Тодчук Studio" - включают от 5 до 15 салонов. Специалисты считают, что в ближайшем будущем сетевой бьюти-бизнес в Москве будет только прогрессировать. Основной аргумент в пользу его развития - экономия издержек за счет того, что бренд уже известен и есть возможность дублировать отлаженные технологии. В Сибири у салонного бизнеса нет ярко выраженной сетевой ориентации. Даже если отдельные салоны принадлежат одному лицу, они имеют разный формат и стиль. Экономии на масштабе не достигается. Причина кроется в том, что для построения сети необходимы существенные инвестиции.

Молодильные технологии

Даже при таком аморфном состоянии рынка в Сибири его услуги все же эволюционируют. В недавнем прошлом ажиотаж у потребителей вызывали относительно простые процедуры: различные косметические маски, пилинги, наращивание ногтей. Сейчас заметен сдвиг в сторону более технологичных услуг. Лидирующие позиции среди салонных услуг занимает процедура фотоомоложения - воздействие светового потока на все слои кожи, корректирующее возрастные изменения лица. Такая процедура обойдется в 4 000 рублей. На пике моды - мезотерапия (1 000-5 000 рублей). Ее уникальность в том, что препараты вводятся поверхностно и непосредственно в проблемную зону. Популярны у клиенток и химические пилинги (от 900 рублей). Подобные услуги можно найти в ассортименте всех крупных сибирских салонов красоты.

Закономерно, что высокий спрос вызывают именно процедуры омоложения, поскольку с возрастом состояние кожи ценится все выше. Потребители этой услуги - в основном состоятельные женщины - готовы платить за процедуры, дающие долговременный эффект. При этом в Сибири не сформирована культура профилактического косметического ухода. "Приходится констатировать, что культура перманентного ухода за собой практически не развита. Основные потребители косметических услуг - дамы пожилого возраста", - говорит директор новосибирского салона красоты " Альянс-Студио" Татьяна Савченко.

Сибирские женщины начинают уделять все больше внимания процедурам релаксации. Решив проблемы внешнего лоска, они озаботились гармонией своего внутреннего мира. Мир современной деловой женщины - это мир постоянных стрессов. Закономерно, что в моду входят SPA-процедуры - эффективные методики снятия напряжения. Директор SPA-салона "Пространство красоты" (Новосибирск) Светлана Жирнякова считает именно это направление наиболее перспективным: "Приобретают важность релаксирующие техники, помогающие человеку достичь внутренней гармонии, расслабиться. Во Франции находится один из лучших в мире SPA-курортов Shiseido SPA. Люди приезжают туда, чтобы просто полюбоваться на горный пейзаж. Наши клиенты пока не готовы к потреблению услуг такого уровня, но постепенно начинают все больше заботиться о своем имидже". Стоимость SPA-процедуры в Сибири колеблется в широком диапазоне - от 400 до 5 000 рублей.

Борьба за лояльность

Как констатируют владельцы сибирских салонов красоты, конкуренция на этом рынке при его разреженности и невысоком спросе отсутствует. При выборе салона большинство клиентов ориентируется на территориальную близость. Другой важный фактор - личность мастера. Если уровень его профессионализма устраивает клиента, то при смене мастером места работы около 20% клиентов уйдут вместе с ним, пополняя ряды посетителей другого салона. При открытии нового салона мастер обеспечивает его загрузку, приводя наработанную клиентскую базу. На репутацию и бренд салона обращают внимание только в элитном сегменте: посещение престижного заведения лишний раз подтверждает высокое положение на социальной лестнице.

Салоны красоты вынуждены соперничать за деньги своих клиентов в большей степени не друг с другом, а с альтернативными способами времяпрепровождения. Основная масса посетителей - люди с высоким уровнем достатка, а с ростом благосостояния человека происходит и удорожание его свободного времени. В условиях отсутствия конкурентной борьбы между салонами состязание за лояльность клиентов разворачивается с другими заведениями - кафе, клубами, дорогими магазинами. Многие салоны красоты с целью повышения своей привлекательности оказывают сопутствующие услуги: нередко там есть бар, кафе, игровая комната для детей, магазин профессиональной косметики.

Оказание услуг и обслуживание на дому - еще один элемент нецивилизованного рынка. Дело в том, что мастера-надомники работают по ценам ниже среднерыночных и в буквальном смысле слова уводят клиентов из салонов. Директор новосибирского салона красоты "5 элементов" Галина Карнаухова считает, что существуют меры борьбы с недобросовестными сотрудниками: "Принимая решение об обучении персонала, директора салонов сильно рискуют. Всегда существует вероятность, что опытный мастер уведет клиента на дом. Уменьшить риск можно, создав хороший психологический климат в коллективе, практику следования определенным моральным, этическим нормам. Кроме того, в последнее время в косметологии доминируют аппаратные процедуры. Это страхует салоны красоты, поскольку забрать технику домой мастер не сможет. Таким образом, проблема нечестной конкуренции больше угрожает салонам эконом-класса, которые не вкладывают средства в современное оборудование и в ценных сотрудников".

Дефицит персонала для салонов красоты стоит очень остро. Он касается не только рядовых специалистов, но и управляющих. Профессиональных школ не так уж много, причем содержание многих местных курсов не соответствует амбициям директоров, и те вынуждены тратиться на поездки в Москву. Притом что годовая выручка на одного специалиста среднего сибирского салона составляет сегодня около 200 тыс. рублей, тратить средства на обучение сотрудников в Москве многим заведениям просто невыгодно.

Классовое самосознание

Бьюти-рынок в Сибири находится на стадии формирования. Цивилизованных форм он достигнет, когда окончательно сложится культура посещения клиентами заведений красоты. В то же время самим салонам необходимо иметь в виду, что без активной маркетинговой работы с целевой аудиторией сложно будет добиться роста потребления их услуг. Согласованные рекламные усилия салонов в долгосрочной перспективе способны внедрить в сознание потребителей важность безупречного внешнего вида. Пока владельцы салонного бизнеса опасаются заниматься инвестированием в своих работников из-за высокой текучести кадров, говорить о цивилизованном рынке рано. Лояльность к салону у клиента, как правило, отсутствует - он доверяет мастеру. Пионеры сибирской индустрии красоты еще не ощутили необходимость организации профессионального объединения по причине незрелости рынка и отсутствия кооперации на нем. Если они захотят увеличить рентабельность своего бизнеса путем привлечения дополнительной клиентской базы и стимулировать клиентов к потреблению более широкого спектра услуг, то должны будут прибегнуть к созданию региональной профессиональной ассоциации.

Клиент идет "на руки"

Управляющая центром красоты "Ева" (Новокузнецк) Светлана Рожкова

- Что нужно салону красоты для эффективной и прибыльной работы?

- Залог успешности - качественный менеджмент. Директор салона должен выстроить правильные отношения как с сотрудниками, так и с клиентами. Эта отрасль сравнительно молодая, поэтому остро стоит проблема обучения управленцев салонов. Различные курсы и мастер-классы, безусловно, повышают профессионализм. Важной составляющей на пути к успеху является и персонал салона. Специфика бизнеса такова, что клиент идет "на руки", к мастеру. Услуги врачебной косметологии должны оказывать только дипломированные специалисты. Сочетание этих факторов позволяет создать рентабельный бизнес.

- Существует ли проблема поиска профессиональных кадров - мастеров салонов красоты?

- Да, такая проблема есть. Ее можно решить проверенным способом - обучением персонала, выращиванием кадров. Но есть и "текучка" специалистов, которые увлекают за собой клиентов. Это неудобно не только для самого заведения, но и для клиентов, которые вынуждены путешествовать из салона в салон за своим мастером. Чтобы избежать "утечки" мастеров, мы, например, ввели систему поощрения персонала: предоставляем кредиты на профессиональное обучение, повышаем зарплату за выслугу лет.

- Какие услуги салонов красоты пользуются сейчас наибольшим спросом?

- Традиционно популярны парикмахерские услуги, объемный дизайн искусственных ногтей. Востребованы клиентами сложные косметические процедуры: мезотерапия, поверхностные химические пилинги.

- За какими видами услуг будущее индустрии красоты?

Светлана Рожкова

- За теми, в которых используются высокие технологии. В частности, за аппаратной косметологией и профессиональной косметикой, где максимально сохраняются натуральные компоненты. Не стоит забывать и о новейших разработках в области мезотерапии и контурной пластики. Эти направления сегодня являются модными и выгодными. Но использование непрофессионального оборудования ухудшает качество процедур. Такая ситуация характерна для формирующегося рынка. Психология "прибыль здесь и сейчас", игнорирование последствий непрофессионализма в отношении здоровья и красоты клиентов недопустимы.

Интервью взяла Ольга Хибакова


Ольга Хибакова, АЦ "Эксперт-Сибирь"
18.03.2005  Журнал Эксперт
18.03.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов