Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Семейное дело

Превратить хобби в бизнес Александру Леснянскому помогли предпринимательская жилка и гармония в семье

Сибирский рынок сувенирной продукции сегодня, как правило, состоит из двух сегментов: это фирмы, производящие эксклюзивные сувениры, например с местной символикой, и торгующие уже готовой продукцией. Читинский предприниматель Александр Леснянский, геолог по образованию, фотограф по увлечению, смог построить свой бизнес одновременно на том и другом.

В Читу за успехом

Как говорит сам Александр, в Читу он приехал в 1980 году после окончания Днепропетровского горного института исключительно в поисках романтики. Геолога с красным дипломом ждали аспирантура и работа на кафедре института. Но молодой специалист решил внести свой вклад в исследование сибирских недр.

Леснянский вспоминает, как сильно он расстроился, когда в списке распределения рабочих мест не обнаружил городов дальше Урала. О Забайкалье он знал лишь по рассказам преподавателей. Но о своем выборе - жить и работать в Чите - впоследствии ни разу не пожалел.

Геологоразведкой он занимался в одном из самых труднодоступных и богатых рудных месторождений страны - Удоканском. Геологи составляли карты-маршруты к залежам, делали анализ руды, а собранные сведения отдавали на дальнейшее изучение геологоразведочным институтам. Не оставлял Леснянский и свое увлечение фотографией. И, сохраняя верность романтическим идеалам, закалял характер, преодолевал многочисленные препятствия, которые ставила работа на Удокане.

В 1987 году, чтобы получить квартиру, Александр ушел работать в Молодежный строительный комплекс. Спустя два года, переехав с женой Надеждой на новую жилплощадь, возвращаться в геологию уже не захотел. На всеобщей волне зарождения предпринимательства возник соблазн заняться быстроокупаемым делом с минимальным первоначальным капиталом. По его подсчетам, всем перечисленным условиям подходило открытие видеозала. Александру выделили в аренду помещение за символическую плату. Оставалось лишь купить видеомагнитофоны. Но в последний момент Леснянский передумал.

"Интуиция подсказала мне, что занимать надо ту нишу, которая пока свободна, - рассказывает Александр Леснянский. - К тому же, как известно, своя рубашка ближе к телу, а я с детства увлекался фотографией. Супруга - художница, член Союза дизайнеров России - поддержала мою идею заняться творческим делом. Решили, что на первых порах я буду выставлять свои фотографии, а она - картины. Потом появилась задумка приглашать знакомых художников. Ведь если у профессионалов есть возможность демонстрировать работы на различных выставках, то любители обычно варятся в собственном соку, особенно в глубинке".

Друзья отнеслись к бизнес-плану Леснянского скептически: в то время не принято было дарить на праздники сувениры или картины, это казалось моветоном. Больше ценились практичные подарки. Но вопреки скептикам, в 1989 году в Чите открылась фирма "Забайкальский художественный салон". Арендовали помещение, взяли у местных художников картины на реализацию, а также оригинальные самодельные вещицы ручной работы.

"Первый год торговали с женой сами, по очереди, - вспоминает хозяин салона. - Но время, которое я провел за прилавком, не считаю для себя потерянным. Наоборот, появилось множество новых интересных знакомых, а самое главное - наших постоянных клиентов. Уже через год мы взяли в штат еще одного продавца. Потом набрали мастеров. Сейчас в нашем коллективе трудятся 25 человек".

Через полгода работы салона его знали уже многие читинцы. Художники и фотографы сами приносили свои работы, а остальной сувенирный ассортимент: гжельскую керамику, матрешек, шкатулки и украшения из янтаря - Леснянский привозил из Москвы. Через год вложения окупились, салон стал приносить прибыль. Чуть позже удалось арендовать в самом центре города помещение бывшего книжного магазина площадью 400 кв. м. В 1995 году Забайкальский художественный салон заработал в полную силу.

Сделай сам

В сибирских городах сувенирная отрасль всегда была в почете, считаясь признанием самобытности, подчеркивала особый статус региона. Так, в кемеровской фирме "ЮАРТ" решили разработать сувенир, который стал бы визитной карточкой шахтерского Кузбасса. Вещь, которую приятно подарить и другу, и министру. Результатом творческих исканий стал камень из ценной поделочной породы - окаменелого дерева, "родственника" угля. На нем выгравирована карта Кемеровской области. В художественном промысле Сибирь славят томские мастера, делающие берестяные туесы. Специализированные художественные салоны есть почти в каждом сибирском городе. Не редкость, когда почетным гостям города и главам зарубежных делегаций дарят искусно выполненные сувениры с местным колоритом.

Сразу же после открытия салона Александр начал сам изготавливать сувениры. Когда в его салоне появилась небольшая мастерская, оказалось, что придумать собственный "фирменный" подарок не так-то просто. Сначала команда мастеров изготовила сувениры из образцов местной руды с изображением достопримечательностей края и памятной надписью "Забайкалье". Первую партию - 100 штук - реализовали с большим трудом: спроса почти не было. Тогда элитные, дорогие сувениры Леснянский решил заменить более массовыми и дешевыми. Теперь читинские умельцы делают шкатулки из бересты, украшая их изображениями достопримечательностей Забайкалья, а также картины и рамки из багета с фотографиями, сделанными Александром Леснянским. "Производство сувениров на первый взгляд кажется мелким бизнесом, - говорит автор. - Но его востребованность становится особенно ощутимой во время проведения различных фестивалей, форумов, спортивных состязаний, когда участникам или зрителям нужно подарить что-то символичное". Помимо изготовления и продажи сувениров в салоне проводят выставки местных художников и дизайнеров. Художественный салон без выставок уже не салон, а тривиальная торговая лавка.

Не время для эйфории

Но бизнес был стабильным не всегда. Вспоминает предприниматель и про трудные времена. После дефолта 1998 года ему пришлось приостановить производство сувениров - они стали совершенно невостребованными. В том зале, где сейчас продают гжель, Леснянский вынужден был открыть... парфюмерный отдел. Он считает, что ему еще повезло, потому что не пришлось кардинально менять профиль и специфику бизнеса.

Сегодня коммерсант уверен, что бизнес, построенный на торговле сувенирами, будет прибыльным всегда. Люди женятся, отмечают дни рождения, юбилеи, праздники - соответственно, нужны и подарки. Вот только не хочется торговать одними привозными поделками. Сейчас творческая группа читинских мастеров работает над новым сувениром. Их задача - сделать его таким оригинальным, чтобы он стал настоящим символом Забайкалья и был популярен как у местных жителей, так и у гостей.


Марина Греханова
21.03.2005  Журнал Эксперт
21.03.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов