Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Фееричное столкновение

Почему "Калина" и "Нэфис косметикс" никак не помирятся

На днях казанская компания "Нэфис косметикс" получила предписание выплатить 3 млн руб. штрафа за выпуск шампуней "Миленькая фея". Как решил арбитражный суд, эта марка "схожа до степени смешения" с "Маленькой феей" уральского концерна "Калина". Штраф стал новым эпизодом пиратской войны между компаниями, длящейся почти два года. Причина конфликта - конкуренция за рынки сбыта.

"Калина" тоже должна "Нэфис". Правда, гораздо меньше - всего 300 000 руб. за стиральный порошок под названием TriMax, который в ноябре 2004 года в суде был признан плагиатом принадлежащей казанцам марки BiMax. Однако более значительные потери от запрета производства TriMax несут дистрибуторы "Калины". По словам менеджера одной из торговых фирм, попросившего не указывать своего имени в печати, на складах партнеров уральского концерна скопились большие партии TriMax, и компании несут прямые убытки, не имея возможности реализовать данный продукт. Некоторые из них все же попытались торговать TriMax после судебного запрета. В начале марта "Нэфис косметикс" подала иски на 10 дистрибуторов "Калины", которые были замечены в реализации запрещенного порошка.

Случайная копия

За время конфликта между двумя производителями косметики и бытовой химии на рынке успели подзабыть, кто из них начал первым. К "Нэфис косметикс", и ранее предъявлялись претензии по поводу копирования чужой продукции. Несколько лет назад самарская компания "Весна" безрезультатно пыталась оспорить права "Нэфис" на торговую марку "Капли Sorti", обвиняя казанцев в подражании своей марки "Капля". Екатеринбургский концерн "Калина" никогда ранее в плагиате замечен, а тем более обвинен, не был. Стоило ожидать, что появление TriMax вызовет претензии со стороны "Нэфис косметикс", которая вовсю раскручивала свою марку стирального порошка. Конфликт мог негативно сказаться на рейтинге уральской компании, готовившейся в тот момент к публичному размещению акций. Тем не менее в апреле 2003 года "Калина" запустила TriMax в производство.
По словам пресс-секретаря "Калины" Сергея Казанцева, бренд TriMax был придуман концерном самостоятельно и воплотил в себе идею универсального средства, которое одновременно выполняет три функции - удаляет пятна, не портит ткань и придает ей приятный аромат. Когда в июне 2003 года в компании заметили, что на рынке уже существует BiMax, то решили прекратить выпуск своего порошка. Однако в интерпретации "Нэфис" ситуация выглядит иначе. "Мы восприняли появление TriMax как атаку со стороны "Калины", - говорит пресс-секретарь "Нэфис косметикс" Алексей Брусницын.
Стиральный порошок BiMax является одним из самых успешных товаров "Нэфис косметикс" - его доля в объеме продаж компании составляет 12%. По данным КОМКОН, в 2004 году BiMax регулярно пользовались 8,4% покупателей подобной продукции. Затеяв судебный процесс против "Калины" и не дождавшись окончательного решения, казанцы в ответ в марте 2004 года начали производство шампуня "Миленькая фея". Бренд "Маленькая фея", с которого он был скопирован, по популярности занимает третье место в России среди детских шампуней после Johnson's Baby компании Johnson & Johnson и "Дракоши" от "Калины".
Прекращения производства "Миленькой феи" "Калине" удалось добиться только в декабре 2004 года. Но, по словам начальника юридического отдела "Нэфис косметикс" Юлии Благиных, компания не согласна с последним решением суда о штрафе в 3 млн руб. и собирается подать апелляцию.

Точки пересечения

Зачем концерну "Калина" понадобилось "наступать на хвост" казанской компании, участники рынка только гадают. По слухам, владелец и гендиректор "Калины" Тимур Горяев в неформальных беседах признавался, что с запуском TriMax он погорячился.
Интересы обеих фирм сосредоточены в разных рыночных сегментах. По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации, "Калина" контролирует около 34% отечественного рынка средств по уходу за кожей и около 16% - средств по уходу за полостью рта, в то время как "Нэфис косметикс" такую продукцию вообще не производит. С уральским концерном "Нэфис" пересекается лишь на рынках шампуней, туалетного мыла и бытовых моющих средств (ее доля, например, в сегменте средств для мытья посуды составляет 35%). Профилем казанской компании является выпуск бытовой химии - на данном рынке она занимает второе место в России после Procter & Gamble. С другой стороны, "Калина", еще в 1998 году купившая Омский завод синтетических моющих средств, давно заявляла о желании приблизиться к позициям лидеров этого направления.
Но на рынке косметических средств догонять приходится "Нэфис". Пять лет назад, когда "Калина" уже выстраивала федеральную сбытовую сеть, "Нэфис" только-только выбралась из состояния банкротства. В 1998 году на казанском комбинате было введено внешнее управление и - при посредничестве правительства Татарстана - принята схема расчета по долгам с помощью компании "Межрегионгаз". Первые инвестиции в развитие начали поступать "Нэфису" только в 1999 году, когда комбинат подписал контракты с итальянскими поставщиками об установке нового оборудования. До сих пор "Нефис косметикс" серьезно уступает своему уральскому конкуренту по обороту - 1,85 млрд руб. за три квартала 2004 года против 3,75 млрд руб. у "Калины".
Самая правдоподобная версия причины конфликта двух компаний - соперничество за региональных дистрибуторов. "Продукция "Калины" и "Нэфис косметикс" зачастую проходит через одного дистрибутора, - рассказал "Ко" топ-менеджер конкурирующей фирмы. - Соответственно, обе компании пытаются всеми правдами и неправдами переманить его на свою сторону". В пользу этой версии свидетельствует текст презентации порошка TriMax, которую "Калина" будто бы распространяла среди дистрибуторов - TriMax там назван "продолжением серии BiMax с новой, улучшенной рецептурой" (презентацию "Ко" предоставила "Нэфис косметикс"). Несмотря на такое утверждение, спрос на продукт, запущенный на рынок без рекламной поддержки, оказался невысоким. Хотя "Калина" прекратила производство TriMax задолго до судебного решения, запретившего его сбыт, товарные запасы так и не были распроданы. "Уже прошло два года, а порошок "Калины" до сих пор появляется в рознице", - подчеркивает Алексей Брусницын из "Нэфис".

Спор не закончен

Штраф в 300 000 руб. на "Калине" называют "соответствующим" той прибыли, которую концерн получил от продаж TriMax за три месяца производства.
По словам Сергея Казанцева, запуск TriMax не сопровождался значительными финансовыми затратами. "Для производства нового порошка были перенастроены существующие мощности, а когда мы от него отказались, то стали использовать эти линии для выпуска порошков под другими марками", - поясняет он. По тому же пути пошла и "Нэфис косметикс", наладив выпуск шампуней "Миленькая фея" на существующих мощностях. По подсчетам "Калины", шампуни "Миленькая фея" казанская компания выпускала в объеме более 74 000 флаконов в месяц, при этом продукт продавался в рознице значительно дешевле уральского оригинала.
Впрочем, "Нэфис косметикс" на нем также заработала немного - всего в 2004 году компания в среднем продавала за месяц около 2,5 млн флаконов шампуней различных марок. И запрет на "Миленькую фею" не стал для казанцев большой потерей. В конце января "Нэфис косметикс" объявила о выводе на рынок новой линейки шампуней Polza, Polzavit, Vito's и Cokel, благодаря которым надеется существенно укрепить позиции в этом сегменте, увеличив свою долю с 4% до 11%.
Выпуская дешевый шампунь, по внешнему виду сходный "до степени смешения", "Нэфис", вероятно, рассчитывала отомстить "Калине" за ее выходку с TriMax. Про владельца "Калины" Тимура Горяева поговаривают, что у него "взрывной характер"; очевидно, гендиректор "Нэфис косметикс" Дмитрий Хайбуллин может быть не менее эмоциональным в решениях. По словам начальника юридического отдела "Нэфис косметикс" Юлии Благиных, компания не желает довольствоваться штрафом в 300 000 руб., которых она от "Калины" пока не получила. "Мы собираемся подать еще один иск к "Калине", для того, чтобы взыскать доход от производства TriMax и за другие месяцы, поскольку на самом деле производить этот порошок "Калина" начала раньше апреля 2003 года", - говорит Благиных. Выплачивать концерну 3 млн руб. казанская компания пока не спешит.


Марина Шумилина
22.03.2005  журнал Компания

22.03.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов