Имя собственности
Хлебные инвестиции Александра Аладушкина
Петербургский предприниматель Александр Аладушкин за десять лет смог создать самую авторитетную в городе брокерскую компанию региона, приложил руку к образованию крупнейшего строительного холдинга и выстроил монополию на мукомольном рынке Северо-Запада. Он не раз достойно отражал натиск серьезных противников, которых принято считать олигархами. Теперь Аладушкину предстоит потрудиться, чтобы отстоять право носить титул «олигарх-лайт».
В декабре 2004-го в Питере появилась компания «Аладушкин-групп», объединяющая купленные предпринимателем Александром Аладушкиным хлебокомбинаты и птицефабрики. Личные бренды – не новость для России. Любители пива знают Олега Тинькова по бутылочной этикетке. Те, кто предпочитает напитки покрепче, неплохо осведомлены, кто такой Владимир Виноградов. Коркунов своим именем назвал шоколадные конфеты. А Вадим Дымов владеет «одноименной» колбасной компанией. Владимир Довгань тоже не мудрствовал, когда искал имя для своего предприятия.
Но во всех перечисленных выше случаях расчет делается главным образом на потребителя. Новаторство Аладушкина заключается в том, что он, называя продовольственный холдинг своим именем, стремился не столько увеличить объемы продаж, сколько облегчить задачу по привлечению инвестиций.
Впрочем, одного авторитетного имени для того, чтобы найти деньги на развитие «хлебного» бизнеса и защитить его от недружественных поглощений, может оказаться недостаточно.
Помнить все
Переговорные комнаты офиса главы компании «Аладушкин-групп» напоминают музеи сувениров. На специальных стендах в десятки рядов расположены именные авторучки, подаренные хозяину кабинета. Рядом – статуя Петра I и бюст вождя мирового пролетариата Владимира Ленина, фотография нашего героя в рядом с Владимиром Путиным и благодарственное письмо от Ирины Хакамады, портрет совладельца «Ленстройматериалов» Дмитрия Игнатьева, которого Аладушкин характеризует как «идеального партнера», а также подарок руководителей Промышленно-строительного банка, от сотрудничества с которым у Аладушкина остались не самые лучшие воспоминания. Еще большее разнообразие в экспозицию привносят фотоснимки, где запечатлены семинары-конференции, званые ужины и просто дружеские посиделки.
«Все это для нас очень важно, ведь это подарки друзей, партнеров, мы никого не хотим обделить вниманием, обидеть», – объясняет такую скрупулезность сам Аладушкин. И старается не оставаться в долгу перед теми, с кем за прошедшие десять лет ему довелось пообщаться.
В канун Нового года партнеры «Аладушкин-групп» получили по паре домашних тапочек. На коробке, куда они были уложены, красовался логотип бренда «Аладушкин-групп» – «Ясно солнышко» и многозначительная поговорка – «Кто первый встал, того и тапки».
Трудно сказать, было ли это всего лишь безобидным напоминанием коллегам просыпаться пораньше или намеком на то, что Аладушкина опередить невозможно. Но эта народная мудрость более чем точно объясняет причины успеха первого детища предпринимателя – брокерской фирмы «Ленстройматериалы».
Отслужив рядовым в войсках космической связи положенные два года, Александр Аладушкин в 1992 году оказался перед выбором – чем же заняться дальше? В то время газеты вовсю обсуждали тему грядущей приватизации. Александр вспомнил знаменитую трилогию Теодора Драйзера, и «молодежный романтизм», как он его называет, сделал свое дело – вчерашний демобилизованный «космический связист» стал финансистом.
«Был ли у нас бизнес-план по развитию брокерской фирмы? Нет, не было, – признается наш герой. – Сейчас можно создать легенду об этом. Но стоит ли распыляться? Особых знаний тогда на финансовом рынке не требовалось, достаточно было прочитать две переводные книжки. К тому же в предпринимательстве далеко не последнее место занимает интуиция». Поэтому фирма Аладушкина очень скоро стала одним из лидеров питерского фондового рынка.
«Ленстройматериалы» и сейчас по части скупки предприятий – самая сильная компания в Санкт-Петербурге», – утверждает председатель правления Вэб-инвест банка Александр Винокуров. По мнению Аладушкина, его фирма просто «первой встала», а первых, как известно, помнят всегда, вторых – редко, последующих – лишь иногда вспоминают.
«Первородство» облегчило «Ленстройматериалам» решение еще одной задачи. У фирмы не возникло особых проблем с накоплением первоначального капитала. «Банки, которые в то время активно проводили эмиссии своих акций, пытаясь разместить бумаги среди населения, отдавали их брокерским фирмам на реализацию, – вспоминает Аладушкин. – Мы получали комиссию за операции».
А когда комиссионных показалось недостаточно, «Ленстройматериалы» разместили собственные акции. 5000 новых акционеров принесли фирме около 10 млн (неденоминированных) рублей.
Значительный пакет брокерской фирмы приобрели тогда арендодатели Аладушкина из управления «Главленстройматериалы». В честь этого бывшего советского главка, предоставившего кров начинающим финансистам, и была названа брокерская фирма. Потом строители решили принять более деятельное участие в делах Аладушкина. По мнению предпринимателя, вхождение в состав совета директоров руководителей крупных предприятий строительной отрасли «производило впечатление и внушало веру в надежность нашей компании».
К тому моменту опыт и знания Аладушкина и его команды уже не ограничивались лишь сведениями, почерпнутыми из «двух переводных книжек». Директора строительных предприятий стали использовать «Ленстройматериалы» в качестве финансового консультанта. Время от времени Аладушкин даже кредитовал своих акционеров.
Фактически «Ленстройматериалы» и их инвесторы поменялись ролями. А вскоре эта «перемена мест» была зафиксирована формально, поскольку платой за услуги Аладушкину стали контрольные пакеты консультируемых или финансируемых им предприятий.
Правда, непосредственно в управление вновь приобретенным строительным бизнесом «Ленстройматериалы» на первых порах не вмешивались. В то время реальный сектор не вызывал у Аладушкина такого интереса, как финансы. «Доходность в финансовом секторе в начале и середине 1990-х годов была настолько высокой, что мы росли как снежный ком, – вспоминает бизнесмен. – Мне кажется, что если посмотреть на российских олигархов, то все они побывали тогда на этом доходном рынке. Прямо или косвенно».
Впрочем, даже сейчас, отойдя от биржевых операций и занявшись построением продовольственного холдинга, Аладушкин весьма неохотно вмешивается в собственно производственные процессы. Он и на купленных заводах был от силы два-три раза, отдав оперативное управление на откуп менеджерам.
«Опыт – сын ошибок…»
Бронзовая статуя Петра I в офисе «Аладушкин-групп» не случайна. Руководитель департамента компании по связям с общественностью Наталия Демиденко рассказывает, что у ее шефа особенное отношение к императору-реформатору. «Мне он нравится тем, что все делал фундаментально», – объясняет свои симпатии бизнесмен.
В 1996 году он и сам побывал на «государевой службе». Первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак назначил основателя «Ленстройматериалов» своим советником.
Сам Аладушкин утверждает, что специально с градоначальником знакомства не искал. «В то время мое имя и название нашей компании появлялось на страницах газет чуть ли не каждый день. Возможно, поэтому Анатолий Александрович заинтересовался мной», – делает предположение наш герой и в качестве подтверждения своей версии указывает на толстенные подшивки газет начиная с 1994 года, стоящие на специально отведенной для них полке в его кабинете.
Впрочем, не исключено, что интерес Собчака был обусловлен не столько «раскрученностью» «Ленстройматериалов» и их руководителя, сколько связями этой компании с городским стройкомплексом. Градоначальник готовился к крайне трудным для него выборам, и поддержка со стороны строителей была бы совсем не лишней. И именно на них делал ставку главный конкурент Собчака, вице-мэр Владимир Яковлев.
В результате он и победил. Аладушкину пришлось покинуть Смольный. Но зато ему удалось изнутри изучить государственное устройство, а подобный опыт в бизнесе не помешает.
Тем более что многие, с кем главе «Ленстройматериалов» пришлось работать в то время, теперь занимают достаточно высокие посты. И их бывший сослуживец может весьма раскованно – по нынешним временам – рассуждать о взаимоотношениях между бизнесом и властью. «Сейчас под лояльностью зачастую понимают осмысленное лизоблюдство, «прогибы», – говорит Аладушкин. – Мы придерживаемся строго классической схемы взаимоотношений: власть нам создает условия для предпринимательства, а мы за это платим налоги».
Возможно, из-за столь либерального по российским меркам подхода Александру так и не удалось найти общий язык с питерским олигархом, владельцем Промышленно-строительного банка (ПСБ) Владимиром Коганом. Хотя оба предпринимателя неоднократно прибегали к услугам друг друга. В 1994 году «Ленстройматериалы» выступили на стороне Когана в борьбе за банк «Санкт-Петербург». А в 1996-м владелец ПСБ «трудоустроил» ушедшего из Смольного Аладушкина, предложив ему пост зампреда в своем банке. «В совместном проекте «Ленстройматериалов» и ПСБ мы попытались соединить наш менеджмент и опыт с капиталом банка», – так объясняет Аладушкин свое согласие пойти в подчиненные к Когану. «Ленстройматериалы» присматривали для совместной с банком скупки – к примеру, завод «Фармакон» и некоторые пищевые предприятия, включая «Петмол» и Петербургский мельничный комбинат. После прихода Аладушкина Коган сумел наконец осуществить свои давние планы в отношении банка «Санкт-Петербург».
Но бизнесмены так и не смогли договориться о распределении долей в совместно реализуемых проектах. И Аладушкину, и Когану нужен был только контрольный пакет. Владение приобретаемыми предприятиями на паритетных началах не устраивало ни того ни другого.
Есть, правда, еще одна версия разрыва. Аладушкина заинтересовало птицеводство. Он приобрел птицефабрику «Заводская», присматривался к «Синявинской» (которую впоследствии и приобрел). Но эту отрасль еще со времен сотрудничества Когана с голландской фирмой Boris Chnider International (которая наряду с экспортом в Россию окорочков профинансировала покупку питерским бизнесменом акций ПСБ) курировал двоюродный брат олигарха Юрий Свердлов. Родственник управлял учрежденной совместно с голландцами (правда, не с Boris Chnider) птицефабрикой «Северная». Неудивительно, что родственные узы оказались сильнее.
Как бы там ни было, но в 1999-м Александр Аладушкин ушел из ПСБ, однозначно решив, что в собственном бизнесе ни в коем случае не станет внедрять «те принципы управления, которые присущи крупным компаниям».
По сусекам, по амбарам
После ухода из ПСБ Александр, как и в самом начале своей карьеры, задумался о том, как быть дальше. На поиски ответа ушло почти пять месяцев.
Финансовые операции уже не приносили такой большой маржи, как прежде. Поэтому возвращаться к истокам – брокерскому бизнесу – Аладушкину не очень хотелось. А строительной компанией, в которую вошли предприятия по производству щебня, кирпича и других стройматериалов, а также девелоперские фирмы, целиком и полностью занялся его компаньон Дмитрий Игнатьев. Как говорит сам основатель «Ленстройматериалов», его кабинет был занят, да и входить в одну и ту же реку дважды он не привык.
Зато производство продуктов питания после девальвации 1998 года и вызванного ею импортозамещения стало приносить неплохую прибыль. Успехи «Вимм-Билль-Данна», к 2002 году дозревшего даже до размещения ADR на Нью-Йоркской фондовой бирже, – лишнее тому подтверждение.
Сыграть на одном поле с ВБД Аладушкину не удалось. В частности, акции крупнейшего в городе молочного комбината «Петмол», несмотря на его тесное сотрудничество с «Ленстройматериалами» в плане финансового консультирования, в 1997 году достались Сбербанку, а позже, в 2000-м, – Parmalat и Arla. «Капитализация предприятия на тот момент достигла такого уровня, что мы не нашли денег на его покупку», – объясняет Александр. Затем, когда новые владельцы «Петмола» решили избавиться от завода, он проиграл устроенный продавцами тендер «Юнимилку», компании, аффилированной с обладающим гораздо большими средствами Романом Абрамовичем. «Юнимилк» заплатил за 89-процентный пакет «Петмола», по разным оценкам, $32 – 37 млн.
Упустив молочное направление, Александр тем не менее не отказался от идеи создания продовольственной компании. Он переключился на хлеб и мучные изделия. Владения Аладушкина пополнились Петербургским мельничным комбинатом (ПМК) и 1-й Петербургской макаронной фабрикой. Для того чтобы с полным правом именоваться «хлебным королем» Санкт-Петербурга (со всеми вытекающими отсюда финансовыми последствиями), не хватало немногого – контроля над Ленинградским комбинатом хлебопродуктов имени С.М. Кирова (ЛКХП), самой крупной «мельницей» в Европе.
Но в борьбе за ЛКХП у Аладушкина появился серьезный конкурент. И снова из олигархов. Холдинг «Агрос», входящий в сферу интересов Владимира Потанина, тоже начал скупку акций хлебокомбината, аккумулировав к весне 2003-го около 44%.
Поскольку на сей раз «Ленстройматериалы» отступать не хотели, а затраты на недружественное поглощение из-за появления конкурента заметно возросли, пришлось искать какие-то нетрадиционные решения.
За помощью бывший инвестбанкир Александр Аладушкин обратился к своему более молодому коллеге, главе Вэб-инвест банка Александру Винокурову. «У них было желание получить ЛКХП, но они считали, что денег недостаточно, – вспоминает Винокуров. – Мы полагали, что это не проблема и деньги можно найти».
Именно тогда Вэб-инвест банк и осуществил первую и на сегодняшний день единственную в Россию сделку по кредитованному выкупу (leveraged buy-out, LBO). «На самом деле LBO – это покупка предприятия за счет его же кредитоспособности», – поясняет Винокуров. Вэб-инвест банк предоставил кредит на 400 млн руб., который Аладушкин после покупки вожделенного комбината рефинансировал, выпустив облигации, прогарантированные уже выручкой ЛКХП и ПМК.
Стратегия-лайт
Правда, для того чтобы получить контрольный пакет ЛКХП, «Ленстройматериалам» пришлось отдать «Агросу» 1-ю Петербургскую макаронную фабрику. Тогда размен казался вполне логичным. Доля компаний Аладушкина на мукомольном рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области выросла с 30% до 70%. А «Агрос» получил в свое распоряжение еще одного регионального макаронного лидера.
Но с точки зрения выхода на конечного потребителя Александр проиграл. «Если «Агрос» соберется продать Петербургскую макаронную фабрику, то мы будем первыми стоять в очереди покупателей», – признается предприниматель.
Как человек, в прошлом не один год проработавший на фондовом рынке, он не может не осознавать, что портфельные инвесторы всегда с опаской относятся к компаниям, не имеющим гарантированного сбыта. А ведь рынок муки постоянно падает – в среднем на 3 – 4% в год.
Иными словами, на сегодняшний день Аладушкин ничего другого, кроме имени, бирже предложить не может. С другой стороны, оставаясь непубличной компанией, «Аладушкин-групп» рискует в какой-то момент стать добычей более богатого конкурента. По информации «Ко», зерновая компания «Настюша», известная своими связями с московским правительством и купившая недавно крупнейший столичный хлебокомбинат «Сокольнический», интересуется петербургским рынком муки и не прочь приобрести ЛКХП.
Поэтому наш герой сейчас вновь озадачен вопросом «Что делать?». Только на сей раз он касается не столько личных планов, сколько стратегии компании «Аладушкин-групп». Что станет ее «звездным» продуктом – булки и печенья, куриные окорочка или кондитерские изделия, предполагающие практически равное «использование» и муки, и яиц.
Уже ближайшее будущее покажет, насколько справедливо земляки называют Аладушкина «олигархом-лайт». Ведь олигархов от обычных многопрофильных инвесторов отличает прежде всего умение не столько приобретать, сколько правильно распоряжаться имеющимися активами. А «степень тяжести» зависит от близости к власти и доли в ВВП.
Резюме Александра Аладушкина
Возраст: 38 лет
Образование: Ленинградский техникум авиационного приборостроения и автоматики, Межотраслевой институт повышения квалификации Санкт-Петербургского университета экономики и финансов
Профессиональный опыт:
1992 – 1996 – брокерская фирма «Ленстройматериалы», управляющий, председатель правления;
1996 – 1997 – «Ленстрой-инвест-менеджмент», председатель правления;
1996 – советник мэра Санкт-Петербурга по финансово-экономическим вопросам;
1996 – 1999 – Промышленно-строительный банк, заместитель председателя правления;
1999 – настоящее время – производственное объединение «Ленстройматериалы», председатель совета директоров;
2001 – настоящее время – «Аладушкин-групп», председатель совета директоров
Чем владеет Александр Аладушкин
Брокерская фирма «Ленстройматериалы»
Производственное объединение «Ленстройматериалы»
Каменногорский комбинат нерудных материалов
Гатчинский ССК (строительство крупнопанельных жилых домов, производство железобетонных изделий)
Павловский завод строительных материалов
Морской торговый порт «Выборг»
Петербургский мельничный комбинат
Ленинградский комбинат хлебопродуктов им. С.М. Кирова
Хлебозавод «Охтинское»
Псковский хлебокомбинат
Волховский комбикормовый завод
Птицефабрика «Синявинская»
Агрокомплекс «Оредеж»
Птицефабрика «Скворицы»
Племхоз им. Э. Тельмана
Племенной завод «Ленинский путь»
Марина Смовж
23.03.2005
журнал Компания