Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Жертва империи

Морис Гринберг не смог застраховать политические риски

Гроза российских страховщиков, влиятельный глава American International Group Морис Гринберг отправлен в отставку. Причиной тому послужили многочисленные обвинения, обрушившиеся в последние полгода на AIG и ее руководителя. Лишившись главного лоббиста, крупнейшая финансовая корпорация США рискует проиграть борьбу за глобальное лидерство.

Летом 2003-го, когда начались первые аресты в рамках «дела ЮКОСа» и крупнейшие западные инвесторы вновь с настороженностью взглянули на Россию, Москву посетил глава American International Group (AIG) Морис Гринберг. Руководитель финансовой корпорации, обладающей $600-миллиардными активами, не только обязался вложить не менее $50 млн в созданный совместно с «Интерросом» инвестиционный фонд, помочь Госстрою в финансировании национальных ипотечных программ, но также пообещал Владимиру Путину организовать сбор средств, «чтобы внести дополнительные инвестиции в российскую экономику».

Дружба с сильными мира сего всегда была ключевым пунктом в бизнес-стратегии Гринберга. Его не особо заботили идеологические предпочтения человека, которому он помогал. Демократы, республиканцы, главы коммунистических правительств и авторитарные лидеры развивающихся стран благодаря хитроумной челночной дипломатии превращались в союзников AIG, позволяя корпорации обзавестись 50 млн клиентов в 130 странах.

Полностью оправдывая свое название, American International Group превратилась в символ пресловутой американской гегемонии. И логично было ожидать появления очередного представительства AIG в поверженном Ираке или визита Гринберга в Тбилиси либо Бишкек.

Но в эпоху антитеррористических операций и «оранжевых революций» все произошло по-другому. В начале марта совет директоров AIG отправил Мориса Гринберга в отставку.

Официальная причина – недовольство акционеров. Имя Гринберга за последние полгода неоднократно всплывало в связи с различными скандалами, связанными с финансовыми махинациями в AIG. Более того, главой корпорации заинтересовалось даже ФБР.

Желание избавиться от человека, на протяжении 30 лет возглавлявшего корпорацию, оказалось настолько острым, что директора AIG не стали даже дожидаться подобающего повода – в мае патриарх американского страхового бизнеса готовился отметить 80-летний юбилей и вполне мог сам попроситься на пенсию. Работодатели Гринберга при поддержке прокуратуры Нью-Йорка сделали все от них зависящее, чтобы тот так и не сумел сам назначить себе преемника.

 

Рожденная в Шанхае

Морис Гринберг стал главным исполнительным директором American International Group (а точнее, ее предшественницы – American Home) в 1967 году, сменив на этом посту основателя компании Корнелиуса Старра. С приходом нового амбициозного CEO компания, созданная в 1919 году в Шанхае и изначально занимавшаяся главным образом страхованием жизни, преобразилась. Достаточно сказать, что в тот момент, когда Гринберг возглавил AIG, стоила она не более $300 млн. А спустя 30 с лишним лет капитализация компании превысила $180 млрд.

В значительной степени своим ошеломляющим ростом AIG была обязана умению Гринберга проникать за «железный занавес», осваивая закрытые, но весьма емкие азиатские и восточно-европейские рынки. В конце 1970-х AIG стала первым западным страховщиком, открывшим совместные предприятия в Венгрии, Польше и Румынии. А в 1980-м AIG вернулась в родной для нее Китай, создав СП с тамошней государственной страховой компанией. Конкуренты американской корпорации получили возможность обосноваться в Поднебесной лишь в начале XXI века, после того, как Китай вступил в ВТО.

Благосклонности китайских властей Гринберг добился с помощью «небольшого презента» – за полмиллиона долларов он выкупил и вернул прежним владельцам украшения, украденные из Пекинского дворца. От такой щедрости тают даже сердца коммунистических вождей. А что говорить об американских политиках, чьи фандрейзеры всегда более чем конструктивно сотрудничали с AIG.

В совете директоров AIG заседают бывший министр обороны США Уильям Коэн и бывший представитель США в ООН Ричард Холбрук. Но членство в совете директоров корпорации с прибылью в $3 млрд, – скорее плата за прежние заслуги. Упомянутые персоны принадлежат к стану демократов. В то время, когда они были в Белом доме, Гринберг добивался, чтобы Китай приняли в ВТО, а российской «дочке» AIG была возвращена лицензия, приостановленная из-за козней местных страховых протекционистов.

В период правления Джорджа Буша-младшего, в последнюю избирательную кампанию которого Гринберг вложил около $200 000, у AIG появились другие задачи. В 2001-м британская Prudential вознамерилась приобрести American General. В случае удачного завершения этой сделки страховщики из туманного Альбиона существенно потеснили бы AIG на американском рынке страхования жизни. Чтобы этого не случилось, Гринбергу пришлось самому покупать American General, заплатив за нее на $4 млрд больше, чем предлагали британцы – $24,6 млрд.

Впрочем, не исключено, что AIG была бы вынуждена заплатить гораздо больше, если бы перед завершением сделки цена акций корпорации вышла за пределы коридора $76,2 – 84,22. Исходя из таких ценовых параметров, определялись коэффициенты обмена акций AIG на акции American General.

Но, как назло, акции AIG начали падать после объявления о сделке и незадолго до ее закрытия 29 августа 2001 года. Очевидно, фондовые спекулянты решили сыграть на понижение, не без оснований полагая, что масштабное поглощение сократит доходы корпорации.

И вот тогда Гринберг, воспользовавшись очередным своим статусным знакомством, якобы позвонил тогдашнему руководителю Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) Ричарду Грассо, чтобы попросить поддержать падающие акции. Грассо в тот день не было в офисе, но сотрудник биржи передал просьбу Гринберга брокерам из Spear, Leeds & Kellogg, которые ведут торги акциями AIG и в случае необходимости имеют право покупать бумаги на собственные средства.

С тех пор цена на акции AIG не опускалась ниже критической отметки в $76,2. Но, избавившись от головной боли в 2001-м, Гринберг приобрел ее в 2004-м, когда прокуратура Манхэттена, вернувшись к эпизоду трехгодичной давности, заподозрила главу AIG в манипулировании ценами акций, что в США является уголовно наказуемым деянием. Не случайно на деятельность руководителя крупнейшей американской финансовой корпорации обратило внимание ФБР.

 

Семейка Гринбергов

 

Наверно, тогда, осенью 2004-го, Морис Гринберг впервые пожалел, что двадцать лет назад, в 1984 году, добился превращения AIG в публичную компанию. До сих пор это обстоятельство не только помогало AIG привлекать средства на продолжение масштабной экспансии на национальном и зарубежных рынках, обошедшейся в общей сложности в $50 млрд, но и обеспечивало непотопляемость Гринберга. Стоило главе AIG не приехать на очередную заранее анонсированную встречу, как акции компании падали на волне очередных панических слухов о болезни страхового патриарха. Надо ли говорить, что о его вынужденной отставке вообще никто не заикался.

Рынок простил Гринбергу даже намерение передать пост главного исполнительного директора по наследству одному из своих сыновей. Хотя с формальной точки зрения для установления династической формы правления у главы корпорации было слишком мало акций. Совместно со своей супругой Эли Боард он владел примерно 3%.

Впрочем, российские олигархи, которые, добиваясь контроля над крупнейшими отечественными корпорациями, не только увеличивают свою долю в их акционерном капитале, но и замыкают на себя все их финансовые потоки, явно не являются в этом деле первопроходцами. Нечто подобное провернул и Гринберг, направивший сыновей руководить крупнейшим в мире страховым брокером Marsh & McLennan и бермудской ACE Ltd.

Для чего это было нужно, несколько позднее объяснил борец с финансовыми махинаторами прокурор Нью-Йорка Элиот Спитцер. Оказывается, фирма Marsh & McLennan, начиная с конца 1990 годов, вынуждала клиентов заключить договор с «нужным» страховщиком, за что получала соответствующее вознаграждение. По подсчетам Спитцера, в 2003 году сумма полученных Marsh & McLennan «откатов» достигла $845 млн, а это более половины чистой прибыли брокера. Разумеется, прокурор не преминул отметить, что среди страховщиков, находящихся с Marsh & McLennan в сговоре, фигурируют также AIG и ACE. А все эти три компании возглавляют члены семейства Гринбергов – Морис и его отпрыски Джеффри и Эван.

Поговаривают, что интерес Спитцера к Marsh & McLennan был спровоцирован анонимным письмом, автор которого рекомендовал правоохранительным органам повнимательнее присмотреться к страховому брокеру. Трудно сказать, насколько серьезно прокурор отнесся бы к анонимке, не полагай он, что победа над знаменитой страховой династией Гринбергов увеличит его шансы занять пост губернатора штата Нью-Йорк.

С другой стороны, даже такой правдолюбец, как Спитцер, не может не отдавать себе отчета, что в случае, если он в своем прокурорском рвении серьезно затронет государственные интересы, губернаторское кресло ему не светит. В США, конечно, «басманного» правосудия не наблюдается. Но, как показали первые выборы Буша-младшего, правильно считать голоса там тоже умеют.

Ради альянса

Усилия Элиота Спитцера по дискредитации семейства Гринбергов увенчались успехом. Некогда сверхвлиятельный глава AIG даже не сумел обеспечить «преемственности власти». На первый взгляд может показаться, что назначение на должность главного исполнительного директора 50-летнего Мартина Салливана – отнюдь не самое худшее решение. Он едва ли не единственный среди директоров корпорации, который пока не достиг пенсионного возраста. И возможно, «новая метла» поспособствует омоложению AIG.

Но другой бывший заместитель Гринберга Якоб Френкель не намного старше Саливана. Зато он, занимавший в прошлом должности главного экономиста МВФ, управляющего Банка Израиля и президента Merrill Lynch International, обладает гораздо лучшими навыками ведения международных деловых переговоров и, по идее, мог бы более успешно продолжать начатую Гринбергом международную экспансию AIG.

Иными словами, назначая Салливана на место Гринберга, совет директоров AIG фактически смирился с тем, что корпорация заметно поумерит свои глобальные амбиции. Но если исходить из того, что Элиот Спитцер атаковал AIG с молчаливого согласия Белого дома, получается, что администрация Джорджа Буша больше не нуждается в таком оплоте американской гегемонии, как American International Group.

Подобное противоречие помогает разрешить следующее примечательное совпадение. Морис Гринберг был отправлен в отставку спустя буквально две недели после окончания европейского турне Джорджа Буша.

Общеизвестно, что после начала войны в Ираке взаимоотношения США с союзниками по трансатлантическому альянсу заметно ухудшились. Больше всего хлопот Вашингтону доставляют Германия и Франция.

С другой стороны, Евросоюз, помимо всего прочего, – крупнейший торговый партнер США. И выгодное американским экспортерам ослабление доллара серьезно бьет по экономике Старого Света. Прежде всего по Германии, которая в последнее время испытывает на себе все прелести экономического спада.

Поэтому вполне возможно, что в лице Гринберга обитатели Белого дома увидели того «жертвенного агнца», кровь которого способна искупить грехи США перед их трансатлантическим партнером. Ведь немецкий Allianz с 1946 года, когда AIG впервые пришла в Европу и попыталась обосноваться в Германии, является самым главным и самым жестким глобальным конкурентом американской корпорации. До сих пор AIG выигрывала у Allianz. Но теперь, после проведенных кадровых перестановок, AIG из ферзя превращается в короля. Он вроде как главный, но маневр его существенно ограничен. Мировая шахматная «страховая» доска переходит в распоряжение Allianz. Немцы будут продавать полисы в Ираке, осваивать приходящее в себя после «оранжевых», «розовых» и «черемуховых» революций постсоветское пространство.

А США взамен могут рассчитывать на лояльность со стороны Европарламента и сохранение поддерживающих высокий курс евро ставок Европейского центрального банка. Американские политики и промышленники от этого только выиграют.

Так что Морис Гринберг может быть спокоен. Американскую глобальную империю по-прежнему продолжают строить. Просто, увлекшись собственной экспансией, AIG не заметила, как из субъекта торга превратилась в его объект.

Резюме Мориса Гринберга

Возраст: 79 лет

Профессиональный опыт:

1967 – настоящее время: AIG, председатель совета директоров

1967 – март 2005-го: AIG, главный исполнительный директор

1960 – 1967: AIG, вице-президент

1952 – 1960: страховая компания Continental Casualty

Личное состояние: $3,6 млрд

Личная информация: женат, двое детей

 

 

Что такое AIG

Год основания: 1919 г.

Основные акционеры:

Starr International Company Inc (Бермуды) – 12%

Fidelity Group – 10%;

C. V. Starr, C. V. Starr & Co Trast и Starr Foundation – около 4%;

менеджмент AIG – 3,2%

Основные направления деятельности: страхование, финансовые услуги, инвестиционный менеджмент, лизинг

Капитализация: $183,6 млрд

Чистая прибыль: $11,05 млрд

Персонал: 86 000 сотрудников

Сеть продаж: подразделения компании расположены в 130 странах

Основные конкуренты: Citigroup, Allianz, ING


Наталья Гайдаш
04.04.2005  журнал Компания

04.04.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов