Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Спрашивайте в аптеках

Росздравнадзор и фармацевтические сети решили поднять качество аптечной службы в России до стандартов "надлежащей аптечной практики"

НАП, надлежащая аптечная практика, термин для России совершенно новый, хотя понятие GPP (Good Pharmaceutical Practice) существует в мире более десяти лет - с тех пор, как в 1991 году участники фармацевтического рынка из десяти стран пришли к выводу, что существующая аптечная практика устарела и пора пересмотреть роль фармацевта в цепочке пациент-доктор-аптека. Спустя некоторое время лидеры розницы и Международная фармацевтическая федерация разработали единые стандарты GPP, а Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендовала их к использованию национальными и международными фармацевтическими организациями и государственными органами.

В конце марта Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) и Российская ассоциация аптечных сетей (РААС) заключили соглашение о сотрудничестве в реализации программы по совершенствованию аптечной службы и ее адаптации к стандартам GPP. Об этом "Эксперту" рассказала исполнительный директор РААС Татьяна Бабина.

Татьяна Бабина

- Надлежащая аптечная практика во главу угла ставит заботу фармацевта о благополучии больного. То есть аптекам предстоит вплотную заняться укреплением национального здоровья. При этом фармацевт вместе с другими работниками здравоохранения и самим больным должен принять на себя долю ответственности за исход лечения.

- Почему эта проблема возникла именно сейчас?

- Причин много. В России растет фармацевтический рынок, потребление лекарств на душу населения. Если в 2002 году оно составило в стоимостном выражении 33,5 доллара, в 2003 году - 37,9, то в 2004 году - уже 43,8 доллара, достигнув четырех процентов от среднестатистических расходов семьи. При этом наши граждане имеют привычку к самолечению: люди готовы принимать лекарства, о которых слышали в рекламных роликах или которые месяц назад помогли соседке тете Маше. А с другой стороны, где они могут проконсультироваться по поводу лекарства? У врача? Так к нему или пойти некогда, или там очереди огромные... Остается аптека. Или вот еще тема. Человек подает в окошко аптекарю бумажку с неразборчивыми каракулями. В конце концов выясняется, что на бумажке выписан сильный антибиотик и какая-то пищевая добавка. Ну что тут можно сказать? Врач проявил неуважение к себе самому и к своему больному, ведь курс такой терапии предполагает выписывание дополнительных ферментов и восстанавливающих флору лекарств, а не пищевых добавок. И что делать фармацевту? А еще рецепт может быть выписан с ошибкой в дозировке или фасовке, и хороший фармацевт обязан увидеть это.

- Но для этого он должен иметь соответствующее образование.

- Поэтому надо менять систему специального образования и поднимать авторитет такой дисциплины, как клиническая фармакология. Надо налаживать контакты с врачом, чтобы с ним можно было связаться для уточнения либо подтверждения рецепта. Ну и так далее.

Я уж не говорю о такой проблеме, как оборот контрафактной продукции. В развитых странах существуют эффективные, юридически обоснованные системы регулирования рынка лекарственных средств. Это и лицензии на производство, и разрешения на торговлю, и инспекция производителей лекарственных средств, и выборочный контроль качества в государственных лабораториях. Ясно, что при такой системе можно гарантировать качество продукции. В развивающихся странах подобная система пока еще недостаточно отлажена. В ситуации, когда на рынке циркулируют определенные объемы некачественных и фальсифицированных лекарств, мало кто может гарантировать, что эти лекарства не окажутся в витринах аптек. В общем, аптечную практику пора реформировать. И чем скорее, тем лучше.

- Как это будет происходить?

- Для начала фармацевты должны были объединиться. В одиночку в подобных обстоятельствах действовать бессмысленно. Вот российские аптечные сети и создали ассоциацию два года назад. Сейчас в нее входит девятнадцать сетей. Хотя объединялись-то мы для координации прежде всего своей предпринимательской деятельности, защиты общих профессиональных интересов на фармацевтическом рынке. Но потом выяснилось, что собрались чуть ли не единомышленники. У нас, если можно так выразиться, общий менталитет: мы хотим работать долго, успешно и, как бы пафосно это ни звучало, честно. Оказалось, что все участники РААС так или иначе стремятся измерять удовлетворенность пациента организацией аптечной практики. Одни ради этого заводят базу данных постоянных клиентов, другие проводят социологические исследования, третьи считают, сколько покупателей вошло и сколько вышло с аптечным пакетом, и так далее. Это действительно важно знать. Ведь аптека не магазин, люди к нам идут по необходимости, а не на витрины глазеть, так что мы должны их спрос максимально удовлетворить. Кроме того, оказалось, что многие сети стараются не только выстроить жесткую систему входа товара, но и защитить свою систему "бой-брак" - быть уверенными, что забракованные ими препараты не продадут со склада на ближайший рынок или в провинцию.

- То есть речь идет о социальной ответственности аптек?

- Мы серьезно относимся к этому понятию. Только вот уверены, что в нашем случае оно не должно ограничиваться бесплатной раздачей памперсов, прокладок и презервативов. Эти необходимые для бизнеса акции имеют, увы, мало отношения к собственно социальной ответственности. Я считаю, что если уж работаешь в отрасли, влияющей на благополучие человека, то, будь добр, обеспечивай надлежащее качество услуг. Ведь речь-то идет не о чем-нибудь, а о здоровье. Вот, например, некто просит отпустить ему рецептурный препарат без рецепта. Как участник коммерческой структуры я, конечно, заинтересована в том, чтобы продать ему лекарство. Но как фармацевт и человек, имеющий профессиональную гордость, я не стану этого делать. Потому что, с одной стороны, у меня есть представление о моей профессии, а с другой - существует ряд четко прописанных правил, запрещающих мне это. Словом, настала пора НАП.

- И вы, не изобретая велосипеда, решили принять стандарты надлежащей аптечной практики, рекомендованные ВОЗ?

- А зачем тратить время на разработку каких-то параметров, когда они уже четко прописаны в GPP? Вернее, там определены рамки, в пределах которых каждая страна, разработав собственный национальный стандарт, может обеспечивать больных качественными лекарствами и другими предметами медицинского назначения, информацией и советами, наблюдать за эффектом от применения лекарств, давать профессиональную оценку рекламных материалов по лекарственным средствам, следить за распространением проверенной информации о лекарствах и так далее.

Так что нам оставалось только выйти к государству с инициативой создания национального стандарта по розничной аптечной практике. Государство одобрило инициативы и в лице Росздравнадзора заявило о готовности к активному взаимодействию в создании этого стандарта. Кроме того, при подписании соглашения было признано, что уровень развития и консолидации аптечных сетей - членов РААС позволяет осуществить качественный переход на саморегулирование в рамках ассоциации как основу соблюдения надлежащей аптечной практики. Мы договорились, что станем выполнять все требования Росздравнадзора и одновременно - вместе с Росздравнадзором - будем стараться их адаптировать к настоящему времени. Постепенно уводить от конъюнктуры и делать более профессиональными.

- То есть?

- Требования к аптечной практике должны быть не только высокими, но и разумными и обоснованными. Конечно, планку следует поднять очень высоко, но точки, на которые стоит обращать внимание, должны быть именно критическими, иначе, из-за комиссий и бесконечных проверок будет невозможно работать. А образцы этих точек можно найти, в частности, в стандартах GPP, признанных ВОЗ.

Кроме выполнения требований Росздравнадзора мы берем на себя дополнительные обязательства: обучать персонал, открывать при аптеках консультационные кабинеты, находить коммуникации между доктором и аптекой, создавать инспекторат и привлекать в него независимых экспертов.

Мы хотим создать систему с прозрачными каналами контактов между участниками и прописанными механизмами отчетности по заданным параметрам. Это очень важно - полностью и стандартно прописать все процедуры. Иначе все уйдет в песок, ведь в условиях смешения понятий и неоднозначности трактовки требований развиваться очень трудно. Не случайно же всякая уважающая себя компания пишет миссию. И национальные стандарты НАП мы стремимся разработать именно ради того, чтобы облегчить работу фармацевтов, сделать ее как можно более прозрачной для государства и абсолютно адекватной для пациентов.

- Сколько времени вам понадобится на внедрение НАП?

- Система инспектората, связанного с самоконтролем, уже работает в РААС, мы начинаем проводить совместные проверки. Обсуждаем результаты, смотрим, нет ли где какой системной ошибки. Ну а для того, чтобы выпустить на рынок полностью готовый продукт - надлежащую аптечную практику, я думаю, понадобится года три. Затягивать процесс мы не можем, поскольку пациенты ждут от нас этих новых качественных стандартов.


Основные элементы "Надлежащей аптечной практики"

Елена Борисова
12.04.2005  Журнал Эксперт
12.04.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов