Провинциальная хватка Cranfield
Cranfield School of Management – нетипичная для Великобритании бизнес-школа. Она возникла не под крышей университета и находится в сельской глубинке. Однако школа умеет обучать, о чем свидетельствуют ее рейтинги. А самое главное – она научилась зарабатывать деньги и делает это с прагматичностью бизнесмена. Наконец, Cranfield выделила несколько стипендий специально для русских студентов, чего до сих пор не делала ни одна западная школа.
Школа-предприниматель
Крэнфилд – небольшой городок,
расположенный в 75 милях севернее Лондона. Впрочем, его и
городком-то назвать сложно: несколько улиц, застроенных типичными
британскими двухэтажными домиками, парочка магазинов и заправок.
Туристов в такие места не заманишь, поэтому здесь нет даже
гостиницы. Наверное, о существовании Крэнфилда немногие бы знали,
если б не одноименный университет и бизнес-школа.
Впрочем, сотрудники и студенты бизнес-школы к такому положению
вещей относятся на удивление спокойно. «Здесь всего 20 минут на
машине до соседних Бэдфорда или Милтона,– пожимает плечами
сотрудница Cranfield School of Management Стася Верретт.– А
там есть даже театр». Кроме того, провинциальная жизнь имеет один
неоспоримый плюс – экономия. Если слушатели LBS тратят около $40
тыс. в год на проживание, Оксфорда – $28–30 тыс., то студенты
Cranfield School of Management могут уложиться в $20 тыс.
Еще 50 лет тому назад в Крэнфилде не было даже университета. Зато
здесь находилась школа для летчиков – College of Aeronautics
(Cranfield School of Management была основана именно при ней в 1967
году). Колледж благополучно просуществовал до 1969 года, после чего
обрел новый статус и название – The Cranfield Institute of
Technology. Институт уже готовил кадры не только для авиации и
космонавтики, но и для торговли, промышленности и пр., а также
занимался научными исследованиями. Статус университета учебное
заведение получило сравнительно недавно – в 1993 году.
В отличие от Said Business School Оксфордского университета (см.
СФ
№11/2005), Cranfield School на этапе старта не могла
рассчитывать на солидную поддержку именитого вуза. Но благодаря
этому она стала похожа на предприимчивого self-made-man,
научившегося зарабатывать на самых разных вещах, которые иногда
даже не имеют отношения к образованию. Один из профессоров школы в
беседе обронил фразу, полностью отражающую суть Cranfield School:
«Мы не просто учим предпринимательству, это – наша суть. Мы
относимся к школе как к бизнесу».
Параллельно с развитием программ школа создавала собственную
инфраструктуру, и во время экскурсии по кампусу мне стало понятно,
почему студенты и преподаватели так спокойно относятся к
необустроенности Крэнфилда. В студенческом городке есть все:
отдельные двухэтажные домики для семейных студентов, собственные
спортивные площадки, спортзалы, студенческий клуб и отель для
гостей школы.
У Cranfield School of Management есть даже то, чем не может
похвастаться ни одна другая бизнес-школа,– собственный аэропорт.
Сразу за школьным кампусом я увидела взлетную полосу, забор и
ангары, возле которых стояли несколько маленьких двухместных
самолетов и огромный Boeing. Поначалу я решила, что это модели
самолетов, которые остались еще от Aeronautics. Но оказалось, что
аэропорт действующий. «Это международный аэропорт, и здесь мы
принимаем в том числе и коммерческие рейсы»,– объяснил мне один из
профессоров бизнес-школы.
Крэнфилд – лучшее место для тех, кто не хочет афишировать свой
прилет в Лондон, поэтому школа умудряется обслуживать более 100
тыс. полетов в год. Кроме того, у нее довольно внушительный
собственный авиапарк – 50 самолетов. Мне рассказали, что студенты
школы и местное население увлекаются вождением самолетов –
удовольствие не из дешевых. В общем, школа, которая начинала почти
на пустом месте, оказалась на удивление практичной и
жизнеспособной.
Бизнес-школа Cranfield School of Management
Страна –
Великобритания
Программа full-time MBA: продолжительность – 11 месяцев
Количество студентов – 140 человек
Средний возраст – 32 года
Доля иностранных студентов – 65%
Средний результат GMAT – 660 баллов
Средний опыт работы – 8 лет
Стоимость обучения – $46,75 тыс.
Стоимость проживания – около $18,7 тыс.
Средняя зарплата выпускников – $111,1 тыс. в год
Программа кредитования – HSBC
Общее количество выпускников – около 9 тыс. человек
Учеба по-взрослому
Cranfield University – уникальный
для Великобритании университет, потому что первое высшее
образование здесь получить невозможно. Только второе высшее, MBA и
другие последипломные курсы. К тому же здесь учатся довольно
взрослые студенты: средний возраст на программе full-time MBA – 32
года, а средний опыт работы слушателей – восемь лет. Видимо, школа,
как опытный бизнесмен, подстраховывается: менеджеру с солидным
стажем зачастую проще найти работу. По статистике, около 7%
слушателей программы МВА Cranfield становятся генеральными
директорами компаний, 36% занимают должность директора, а 31% –
пост менеджера среднего звена.
Студенты Cranfield отличаются от слушателей той же Said Business
School не только возрастом. Например, в Said мне охотно показывали
колледжи, рассказывали об университете. В Cranfield каждый четко
осознает сам и дает понять окружающим, что время – деньги. «У меня
не более двух часов,– сразу предупредил слушатель программы МВА
2004–2005 годов Михаил Дамрин.– Было бы неплохо сегодня все
вопросы обсудить сразу, чтобы завтра я мог уже не отвлекаться». Эта
рациональность проявляется во всем, в том числе и в одежде. Если
слушатели Said со своим британским стилем, строгими костюмами и
бабочками на экзаменах выглядят как щеголи, то крэнфилдцы
предпочитают джинсы или любую другую удобную одежду.
Россиян в Cranfield достаточно много, каждый год сюда поступает
три-четыре слушателя. Слово «умный» в адрес русских студентов я
слышала здесь много раз. Русский значит хороший студент. За время
существования школы степени МВА и ЕМВА в Cranfield получили уже
около 50 россиян. «Россия – это великолепный выбор: умные,
амбициозные, старательные студенты, большие деньги, развивающийся
бизнес»,– рассуждает один из профессоров.
Михаил Дамрин до приезда в Cranfield работал финансовым
директором крупной нефтяной компании. Но называть ее отказывается:
«Я один раз назвал здесь свою компанию. Реакция была странной: „Ты,
часом, не русский Абрамович?”» Когда Михаил почувствовал, что
конкурировать с молодыми коллегами с профильным образованием
становится все труднее, он решил получить степень MBA. «В бизнесе
ведь не все построено на логике. Нужны и знания»,– рассуждает он,
сидя за столиком китайского ресторанчика The Club, расположенного
на кампусе школы. Здесь, по меркам Великобритании, можно очень
дешево поесть – всего за 4–5 фунтов (около $8–10).
Михаил подавал документы не только в Cranfield, но и в IMD,
Warwick и Manchester. В IMD его не взяли, но в остальные он
поступил. «Я выбрал Cranfield, потому что здесь учатся более
взрослые слушатели. МВА – это ведь в большой степени общение в
группах. И мне хотелось общаться на равных».
Кстати, именно IMD, тоже работающую с опытными студентами,
Cranfield считает одним из своих основных конкурентов в Европе.
Конечно, тягаться с такими монстрами, как IMD или LBS, школе
сложно, однако на фоне других британских школ Cranfield чувствует
себя вполне уверенно. Скажем, в отличие от Said Business School,
которая только начала налаживать контакты с работодателями,
Cranfield каждый год принимает около 200 компаний-рекрутеров, а
среди ее постоянных работодателей значатся American Express,
Accenture, General Electric, Cap Gemini и др.
Российско-британская дружба
До визита в Cranfield я
много слышала о существующих здесь стипендиях для русских. И это
при том, что ни одна ведущая бизнес-школа специально русским
студентам стипендии не предоставляет. Максимум выделяет средства
для слушателей из Восточной Европы в целом. Школа дает две
стипендии, которые покрывают половину стоимости обучения на
программе full-time MBA, и главная цель Cranfield School of
Management – привлечь как можно больше талантливых слушателей из
России. Ни в одной стране школа практически не размещает рекламных
объявлений, а предпочитает действовать таким, более эффективным,
как здесь считают, путем.
Кроме того, Cranfield – одна из немногих школ, которая сумела
наладить взаимовыгодные отношения с российским бизнесом на почве
проведения совместных исследований. Нужно отметить, что активный
интерес к научной работе Cranfield проявляла всегда, поскольку это
не только дополнительные пункты в рейтингах, но и существенная
статья доходов. По части полученных на исследования денег Cranfield
занимает третье место после LBS и Warwick среди бизнес-школ
Великобритании. С 1996-го по 2000 год эта сумма составила около $18
млн, а каждый последующий год приносил более $4 млн. Средства
обычно выделяют компании, заинтересованные в получении каких-то
конкретных результатов. Школа решает финансовые вопросы по
принципу: если нельзя найти деньги в Британии, их можно найти за ее
пределами. Самое удивительное, что пока другие западные
бизнес-школы присматриваются к России, Cranfield School of
Management умудрилась не просто найти здесь партнера – компанию
«Северсталь», но и получить от нее на проведение исследований 2 млн
фунтов стерлингов (около $4 млн) на пять лет.
Инициатором проекта выступил профессор Эндрю Какабадзе,
«один из лучших профессоров в Cranfield School of Management», как
его охарактеризовал Михаил Дамрин.
– Моя семья родом из Грузии – дед был членом коммунистической
партии, начинал революцию вместе со Сталиным,– объясняет свой
интерес к России Эндрю Какабадзе.– Отец свободно говорил
по-русски.
Сам Эндрю Какабадзе русского языка не знает. Но несколько лет
работал консультантом в АО «Северсталь». А пару лет тому назад
обратился к этой компании с предложением провести совместные
исследования в области корпоративного управления и лидерства. «Нас
интересуют личности лидеров бизнеса мирового класса,– увлеченно
рассказывает господин Какабадзе.– А также будущее демократии в
связи с обострением проблемы терроризма. Всего у нас запланировано
около 15 проектов».
Откровенно говоря, выгоды «Северстали» от столь дорогостоящего
исследования кажутся неочевидными. Но в компании считают иначе. «Мы
заказали конкретные исследования, которые нам интересны»,– говорит
директор корпоративного учебного центра «Северстали» Дмитрий
Афанасьев. На выходе компания также рассчитывает получить
собственных специалистов, которые сейчас участвуют в исследованиях
и параллельно получают в Cranfield степени МВА и PhD. «К нам
поступали предложения и от других бизнес-школ,– вспоминает Дмитрий
Афанасьев.– Но не у всех есть такой большой, как у Cranfield, опыт
работы с корпоративными клиентами». В общем, то ли настоящие лидеры
рынка бизнес-образования не обращались в «Северсталь», то ли
Cranfield была первой, но очевидно, что убеждать эта школа
умеет.
Испытание на прочность
В Cranfield постоянно
подчеркивают, что делают акцент не столько на знаниях, сколько на
их практическом применении. Здесь не просто разбирают со студентами
кейсы, а исходят из того, что менеджер – публичный человек, поэтому
для него очень важны коммуникативные навыки. И оттачивают их до
совершенства.
Профессор Эндрю Какабадзе показывает мне на двух мужчин в
потертых джинсах:
– Это ваши коллеги. Один из них работает в Financial Times. Мы
приглашаем их на курсы по коммуникациям.
– В качестве преподавателей?
– Нет, в качестве журналистов. Вы завтра сами все увидите.
На следующий день я оказалась на импровизированной
пресс-конференции. В детском питании, выпускаемом некой компанией
McTavish, обнаружили осколки стекла. Дети, попробовавшие йогурты
этого производителя, попали в больницу, двое из них умерли.
– Вы понимаете, что мать, давая ваш йогурт ребенку, должна быть
готова тут же везти его в больницу? Вы понимаете, каково это
матери? Собственноручно дать ребенку то, что его травмирует или
даже убьет? – негодующе тычет рукой с зажатой в ней ручкой седой
журналист из Financial Times.
Мы стоим в операторской рубке в Cranfield, где идет запись
пресс-конференции. Спикер компании заливается краской, начинает
заикаться и проседает под натиском журналистов.
– Нам позвонил человек и признался в том, что это его рук дело!
– пытается перекричать журналистов сосед спикера справа.
– Наверняка вы купили человека, сделавшего звонок! – парируют
журналисты.
Один из представителей компании стучит по столу:
– Мы работаем над проблемой…
И с гораздо меньшей уверенностью добавляет:
– Вместе с полицией и… ЦРУ!
Все занятия коммуникативного курса строятся на основе реальных
ситуаций. Чем ситуации сложнее, тем легче слушателю будет потом.
«Британская пресса считается одной из самых жестких в мире. После
таких занятий наших выпускников уже вряд ли испугаешь участием в
пресс-конференции»,– резюмирует Ли Смит, одна из
администраторов Cranfield.
Точно так же разыгрывают студенты и другие рабочие ситуации. «Я
„увольнял” женщину, которую играла профессиональная актриса. Это
был один из самых сложных моментов,– говорит Михаил Дамрин.– К
счастью, до слез у нее дело не дошло, но было жутко неприятно». «Мы
– школа менеджмента и не просто даем бизнес-образование. К нам
приходят опытные менеджеры. И мы из хороших менеджеров делаем еще
лучших»,– заявляет Дэвид Симмонс, директор международного
департамента Cranfield.
Равнение на бизнес
Традиционно сильные стороны
Cranfield School of Management – логистика и маркетинг. Этим она
отличается от тех же Said и LBS, которые основной акцент делают на
финансах. А выбирая определенные спецкурсы, можно получить более
глубокие знания не только в маркетинге или HR, но и в таких сферах,
как предпринимательство и организация бизнеса. Это наиболее
популярное сегодня направление, которое приносит свои плоды: по
окончании школы почти 20% слушателей (больше, чем в любой другой
европейской школе) организуют собственный бизнес. Видимо, поэтому
зарплаты выпускников Cranfield ($111 тыс. в год) уступают LBS и
Said ($122 тыс. и $126 тыс. соответственно).
Несмотря на то, что связи с работодателями у Cranfield уже
установлены, школа собирается сделать их еще более тесными. «Мы
хотим, чтобы наша программа МВА была практичнее,– говорит ее
куратор Джон Глен.– Поэтому с нынешнего года начнем
проводить недельную сессию, во время которой наши слушатели будут
презентовать свои лучшие проекты перед представителями бизнеса и
прессой. И мы будем рады, если какие-то из этих проектов компании
потом реализуют на практике».
Школа планирует также ввести для слушателей недельные стажировки
на предприятиях, потому что для одногодичных программ MBA (по
сравнению с двухгодичными) практика – это всегда большая проблема.
Студенты IMD и Said, к примеру, выполняют реальные проекты для
компаний, так что Cranfield, скорее всего, на недельной стажировке
не остановится. По сути, это только начало серьезной работы. В
январе 2003 года в Cranfield пришел новый директор Майкл
Осбалдестон, который начал реформировать школу. В ближайшем
будущем Cranfield School of Management должна стать более
интернациональной и усилить свой преподавательский состав. Так что
Financial Times, которая в этом году поставила школу лишь на 15-е
место среди европейских бизнес-школ, наверняка оценит ее
успехи.
«Мы зашли немного с другой стороны»
Майкл Осбалдестон, которого и студенты, и персонал из-за
труднопроизносимой фамилии называют Майкл О, стал директором
Cranfield School of Management недавно – в 2003 году. Однако даже
за этот относительно небольшой промежуток времени он успел
инициировать ряд существенных изменений в стратегии школы.
СЕКРЕТ ФИРМЫ: Почему Financial Times не любит Cranfield School
of Management? Она поставила вас лишь на 15-е место среди
европейских бизнес-школ.
Майкл Осбалдестон: Вопрос вкуса. Может быть, мы тоже больше
любим рейтинг журнала The Economist. А если серьезно, то когда
школа ориентирована на молодых слушателей, которые приходят без
серьезного опыта работы, по окончании МВА их ценность на рынке и
карьера резко идут вверх. И именно на этот показатель обращает
внимание Financial Times. Они же финансисты, для них самое главное
– доходы. У наших выпускников эта разница не столь велика, потому
что к нам приходят опытные менеджеры, которые уже многого достигли.
И ожидать, что их зарплата вырастет в несколько раз, не
стоит.
СФ: Планируете ли вы что-то делать для того, чтобы подняться
в рейтингах?
МО: Я скажу сначала о том, чего мы не будем делать: принимать
более молодых слушателей. Мы хотим расширять исследовательские
проекты и увеличивать количество публикаций в научной прессе – это
важно и для нас, и для рейтинга. Но для нас все-таки самое главное,
чтобы наши слушатели не чувствовали неудовлетворенности по
окончании обучения. Пока они довольны, и это самое важное.
СФ: Что в развитии школы для вас сегодня является
приоритетным?
МО: Мы будем продолжать делать акцент на развитии у слушателей
лидерских навыков. Еще одна важная задача – сделать школу более
интернациональной. На full-time MBA учится уже около 65%
иностранных студентов, и мы будем планомерно увеличивать их
количество. Мы хотим сделать более интернациональным как состав
преподавателей МВА, так и саму программу.
СФ: Какое место в этих планах занимает Россия?
МО: Мы ведем исследования совместно с российской компанией АО
«Северсталь». То есть зашли немного с другой стороны, чем остальные
бизнес-школы: сначала наладили партнерство с бизнесом, а не с
университетами.
СФ: А с российскими бизнес-школами сотрудничать
планируете?
МО: Пока нет. У нас есть договоренности с Fudan University в
Шанхае, а также с Darden Graduate School of Business
Administration. Сейчас мы ищем школу-партнера в Индии. К сожалению,
мы пока не знаем, с какой именно бизнес-школой могли бы
сотрудничать в России. Но в будущем все возможно.
Наталия Тютюненко
21.04.2005
Секрет фирмы