Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Диктатура вкуса

Как Henkel учитывает привычки россиянок

Успех в борьбе за тот или иной локальный рынок зависит от того, насколько досконально компания изучает специфику каналов продаж и вкусы конечных покупателей. Немецкая Henkel адаптировала под Россию формулу кондиционера для белья Vernel, сделав его морозоустойчивым. А ее косметическое подразделение Schwarzkopf & Henkel, чтобы угодить россиянкам, специально изменило написание названия одного из своих брендов.

Штаб-квартира корпорации Henkel в Дюссельдорфе занимает целый квартал. Старинное здание красного кирпича – офис, построенный еще в XIX веке. Сейчас памятнику основателя компании Фрица Хенкеля, стоящему перед историческим зданием, даже фантастическая возможность повернуться на 360 градусов не позволила бы осмотреть все владения. С главной площади до помещения, где расположен тестовый салон исследовательского отдела косметического подразделения Schwarzkopf&Henkel, мы едем на автобусе минут пять.

Салон похож на обыкновенную парикмахерскую. Сходство усиливают дамы, сидящие в креслах перед зеркалами. Одна просматривает модный журнал. Другая расслабилась под руками мастера. Третья что-то помечает в лежащем перед ней листке. Пропускная способность салона – 50 клиентов одновременно. В момент нашего посещения их не больше десяти. Все женщины – добровольцы. Три пользуются тестируемой краской для волос самостоятельно, остальными занимаются профессиональные парикмахеры. Каждая потом должна заполнить анкету – соответствует ли декларация на тюбике полученному результату, что понравилось, что смущает (реакция на новый продукт тех, кто пользуется краской самостоятельно, особенно важна для сотрудников – удобно ли наносить, есть ли какие-то пожелания). Прежде чем продукт будет запущен в массовое производство, его смогут протестировать около 400 потенциальных пользователей. Тестовый салон Schwarzkopf&Henkel есть и в Москве.

В России косметическое подразделение корпорации Henkel – одно из самых прибыльных и быстро растущих. Каждое пятое средство по уходу за волосами (стайлинг, краски), приобретаемое россиянками – от компании Schwarzkopf&Henkel. На Украине ее доля чуть выше – 22,5%. О том, что противопоставила конкурентам Schwarzkopf&Henkel на российском рынке и как компания использует рекомендации покупателей, «Ко» беседует с Анжелой Пачелло, корпоративным вице-президентом Henkel, курирующим косметическое направление. В беседе участвует также Сергей Быковских – он отвечает за маркетинг и продажи Schwarzkopf&Henkel в странах СНГ (карьера Сергея в корпорации началась в 1994 году с должности торгового представителя в российском отделении Schwarzkopf).

«Ко»: Ульрих Ленер, председатель совета директоров Henkel, упоминал на пресс-конференции по итогам года, что после приобретения американской Dial продажи корпорации в Северной Америке выросли на 76,5%, и компания надеется, что на долю этого региона будет приходиться до четверти мировых продаж. Каковы приоритеты у косметического подразделения? Какое место в вашем бизнесе занимает Россия?

Анжела Пачелло: Разумеется, для нашего косметического бизнеса Северная Америка также стала самым большим рынком. Россия – четвертый по размеру рынок. Здесь у нас сильные позиции и мы ожидаем дальнейшего значительного роста. Во-первых, в силу масштаба: Россия – большая, многонаселенная страна. Во-вторых, это динамично растущий рынок по сравнению с другими мировыми рынками, даже по сравнению с другими странами Восточной Европы. (Ульрих Ленер в своем докладе упоминал, что восточноевропейские подразделения приносят Henkel 85% прибыли, зарабатываемой в Европе. – Прим. «Ко»). В-третьих, россияне очень чувствительны к красоте. Как женщины, так и мужчины. Например, по сравнению с другими странами, в России больший процент женщин пользуется красками для волос, причем выбирают разные оттенки. Вот почему мы верим в большой потенциал российского рынка. И открыли свое представительство в России еще двенадцать лет назад, когда наших глобальных конкурентов по косметике там не было. С 1994 года у нас в России действует полноценная дочерняя компания.

«Ко»: Ваши позиции в сегменте средств для волос устойчивы. И в последние годы вы расширили свое присутствие на российских прилавках. Как часто вы выводите новые бренды, запускаете новинки в существующих линейках?

А.П.: Если взять краски, то – в это трудно сейчас поверить – до 1997 года, когда был запущен Palette, на российском рынке из всех наших красок была представлена только Brilliance. У нас очень сильные позиции в среднем и низком ценовом сегменте (Brilliance, Palette, Diadem, Nordic colors). Сейчас мы вышли в премиальный сегмент и стали больше внимания уделять четкому позиционированию марки на свою специфическую целевую аудиторию. Краски Live, например, предназначены для юных женщин, которые следят за модой. Новинки в России приживаются быстрее, чем в других развивающихся странах. Тут есть несколько причин: исторически сильные позиции Schwarzkopf, близкий к европейскому менталитет, молодые потребители, которых привлекают инновации, и очень способная местная команда компании – профессиональная, обладающая глобальным мышлением. Несмотря на острую конкуренцию с P&G (теперь владеющим маркой Wella), а также с LOreal, в России мы занимаем ведущие позиции – Taft, например, лидер в сегменте средств для укладки волос, у Shauma очень хорошее положение в сегменте средств по уходу за волосами. Сейчас успешно развивается и другой бренд – Gliss Kur. В секторе средств по уходу за телом наша марка Fa исторически имеет очень уверенные позиции, несмотря на то, что атаки конкурентов здесь весьма сильны. В этом году мы делаем большие ставки на появление в линейке бренда инновационной серии продуктов с йогуртовыми протеинами. По каждому бренду в прошлом году выходило как минимум по 1 – 3 новинки. И все инновации очень хорошо воспринимались в России – они обеспечивают рост продаж, который выражается в двузначных цифрах и намного опережает рост рынка в тех сегментах, где мы работаем.

«Ко»: За десять лет российский рынок очень изменился. Изменились ли ваши подходы к ведению бизнеса?

А.П.: Да, безусловно. В России в последнее время произошли колоссальные изменения в каналах сбыта. Розничная сетевая торговля развивается быстрыми темпами, все больше международных ритейлеров выходят на рынок. Если десять лет назад на розницу приходился 1% объема продаж нашей косметики в России, то сейчас – 15 – 20%. И мы учитываем эту тенденцию, адаптируя и команду, и бренды к новым запросам ритейлеров. В представительстве появились новые функциональные подразделения. Например, менеджеры по работе с ключевыми клиентами. Первый опыт работы с розницей напрямую мы получили еще в 1997 году, когда начали сотрудничать в России с «Рамстором» и с появляющимися тогда локальными сетями. Опыт, накопленный штаб-квартирой на разных рынках в работе с Metro и другими ритейлерами, очень пригодился тогда. Сегодня мы готовы обеспечить глобальные сети в России тем же уровнем мерчандайзинга и промо-акций, что и в Европе – между менеджерами из штаб-квартиры в Германии и Москвой идет постоянный обмен опытом. Пока у Metro и Auchan не очень много магазинов в России, но мы наблюдали их развитие в Польше, других европейских странах, и хорошо представляем себе перспективы.

С другой стороны, для нас очень важны и независимые ритейлеры – ведь несмотря на рост сетей, основной объем розничной торговли в России по-прежнему приходится именно на несетевые магазины. Вместе с нашими дистрибуторами мы разрабатываем программы поддержки специально для них. В 2000 году в российской команде появились категорийные менеджеры. Так что можно сказать, что мы полностью преобразили организацию, чтобы соответствовать требованиям времени, рынка.

«Ко»: Как известно, в некоторых странах P&G работает с сетью Wal-Mart, обеспечивая ей менеджмент в своей категории. Есть ли у вас подобные наработки?

А.П.: Мы предоставляем нашим ключевым розничным партнерам поддержку в категорийном менеджменте везде, где они готовы ею воспользоваться. В Германии, например, мы подобным образом работаем с той же Wal-Mart, а также с Metro и другими ключевыми игроками. Обсуждаем возможности сотрудничества и в России. Auchan, Metro и другие крупные ритейлеры уже выразили свое позитивное отношение к этой идее. Если Wal-Mart будет выходить в Россию, мы готовы оказать им поддержку. Сейчас сети в России очень быстро растут и, естественно, профессиональное сотрудничество по обслуживанию отдельных категорий будет востребовано каждой из них.

Сергей Быковских: Мы готовы реагировать на любые потребности розницы. Например, сейчас все производители выпускают очень много новинок, и покупателю трудно ориентироваться в них: что подойдет, что нет. Мы запустили проект «Академия красоты» в крупных розничных точках в Москве и Санкт-Петербурге. Это отдельное пространство в косметическом отделе, где профессиональные консультанты тестируют волосы клиентов – сухие ли они или жирные, чего не хватает, что противопоказано и т.д., могут дать совет по поводу цвета. Как показывает наш опыт, такие консультации не только помогают лучше продавать, но и благоприятно работают на имидж – как наш, так и ритейлера. Мы обсуждаем с торговыми сетями и промо-акции – что может быть более эффективно, что – нет.

«Ко»: Тот же P&G в рамках недавно начатой реструктуризации бизнеса решил быть ближе к клиентам. В западной прессе писали даже, что сотрудники исследовательского отдела по несколько дней стали проводить в семьях рядовых американцев, чтобы понять, как те стирают, пользуются косметикой – сколько раз, в каких условиях и т.д. Насколько вы прислушиваетесь к потребителям?

А.П.: Команда наших специалистов по маркетингу, исследованиям и развитию в Дюссельдорфе каждый месяц проводит круглые столы с потребителями. Сегодня нельзя успешно продавать свой товар, если ты не адаптируешь его с учетом потребностей, вкусов и привычек своего покупателя. В России мы тоже постоянно изучаем реакцию потребителей. До запуска нового продукта в каждой конкретной стране мы тестируем его и выясняем, готов ли рынок к новинке. Особенно тщательная работа ведется, если речь идет о новой категории – не всегда продукт, успешный на одном рынке, может быть положительно воспринят на другом.

«Ко»: Были ли примеры, когда вам пришлось серьезно менять продукт после подобных тестирований?

А.П.: В начале 2003 года мы впервые вышли в России в сегмент средств по уходу за кожей (в Европе в этом сегменте мы уверенно занимаем третье место) и решили запустить здесь нашу международную марку Deadermine. Во Франции она занимает второе место на рынке. Мы исходили из того, что и здесь есть все предпосылки для успеха марки – те же проблемы старения, сухости кожи и т.д. Когда мы начали тестировать на российских потребителях упаковку, название, рекламу, оказалось, что все замечательно, кроме буквы «р» в названии – по-русски это звучит неблагозвучно. И мы пошли на то, чтобы изменить написание нашего уже раскрученного на других рынках бренда (создан во Франции в 1904 году, приобретен группой Henkel в 1980 году. – Прим. «Ко»). В России средства по уходу за кожей называются Diademine.

«Ко»: У вас и рекламная кампания отличалась от международной...

А.П.: Международная концепция была хороша, но в России мы впервые решили адаптировать ее, чтобы быть ближе к российским покупательницам. Лицом марки стала актриса Марина Могилевская, и мы очень довольны результатом.

«Ко»: Успех рекламы с Могилевской вдохновил вас на ролики шампуня с боксерами Кличко?

А.П.: Кличко хорошо известны не только в России, но и в Европе. К тому же братья хорошо подходят для семейного имиджа марки. И продажи после начала кампании нас радуют. Наша основная стратегическая линия базируется на международной концепции, но мы всегда рассматриваем возможности ее локализации там, где это необходимо.


Ирина Телицына
22.04.2005  журнал Компания

22.04.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов