Интервью: гендиректор компании «Новый русский сериал» Андрей Каморин
Рынок сериалов похож на бурлящий котел
Российские сериалы обходят по популярности зарубежные. В прошлом остались времена, когда телезрители приникали к экранам, чтобы посмотреть очередную серию из жизни бразильских рабов или американских миллионеров. Им на смену пришли бравые военные, прекрасные няни и бедные насти. По данным прошлогоднего исследования компании «Комкон», 43% зрителей хотят видеть на экранах современные российские сериалы. При этом количество отечественных сериалов возросло настолько, что они давно уже заняли ключевые позиции в эфирной сетке большинства каналов, как федеральных, так и дециметровых. Эксперты тем не менее считают, что скорое насыщение рынка может привести к значительным на нем изменениям. Нельзя также исключать и перепроизводства многосерийной продукции. Уже сейчас рентабельность сериалов снижается. Подробнее о том, что происходит на рынке сериалов, RBC daily рассказал генеральный директор компании «Новый русский сериал» Андрей Каморин.
– Андрей Анатольевич, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на рынке производства сериалов?
– Ситуация в целом стабильна, некоторые изменения происходят в сторону упорядочивания и структуризации рынка. Во-первых, идет медленный процесс отсеивания случайных игроков: был момент, когда сериалы снимали все, от рекламных компаний до банков. Сейчас те, кто попал на рынок случайно, уходят из него, понимая, что конкуренция стала высокой. Динамика его насыщения достаточно высока: практически все федеральные и крупнейшие дециметровые каналы имеют линейку национальных премьер. Повторы пока еще случаются, даже в прайм-тайм, и я не могу считать рынок насыщенным – он заполнен на 65-70%. Во-вторых, происходит структурирование: стало понятно, что каналы переходят на производство так называемой «женской» линейки сериалов: мелодрам, драм, комедий – силами собственных или аффилированных структур. С точки зрения производства это несложные продукты, не требующие спецэффектов, сложных съемок. А на долю независимых производителей главным образом приходится «мужская» линейка: детективы, боевики, приключения. При этом очевидно, что с насыщением рынка снижается рентабельность производства, хотя она все еще остается вполне приемлемой.
– Долгое время на пике популярности находились боевики и детективы. Сейчас, и об этом свидетельствуют различные опросы, зрительские предпочтения смещаются в сторону комедий и мелодрам. Кто может удовлетворить этот спрос?
– Данные опросов я бы счел сочетанием двух тенденций, и прежде всего насыщением зрительского интереса «мужской» продукцией: милицейскими детективами, боевиками и прочим. Причем, поскольку сейчас линейка национальных сериалов очень много значит для каналов, спросом пользуется не та продукция, которая сделана качественно, а та, что сделана быстрее. Безусловно, сериальное производство – это конвейер, но хотелось бы иметь некий оптимум качества продукции. В последнее время на экран выплеснулось очень много «мужских» сериалов среднего качества. Думаю, смотреть их надоело всем, и даже на среднем уровне сделанные мелодрама или комедия выиграют у них просто в силу новизны. Не надо забывать и о сезонных колебаниях зрительских интересов: в России зимой люди с большим интересом смотрят экшн или боевики, а летом им хочется чего-то легкого.
– Есть еще одна тенденция: на экранах с завидной регулярностью стали появляться сериалы с флером ностальгии по старым временам.
– Я бы не говорил о тенденции. Мне кажется, ностальгическая тема появилась не сейчас, а в силу производственных планов крупных производящих компаний. На современном легко реализуемом продукте образовались финансовые резервы, и люди получили возможность работать над спецпроектами. Они обычно основываются на хорошей литературе. Сериалы «Московская сага», «Дети Арбата» были задуманы давно, но вышли в одно время. И вряд ли зрительские предпочтения сыграли в этом большую роль. Что касается сериала «Участок» и нового Анискина, это был интересный эксперимент: думаю, на экранах могут появиться «новые» персонажи прошлых лет.
– Некоторое время назад, говоря о сериалах, в пример ставили высокобюджетные «Бригаду» и «Идиот». Сейчас каковы бюджеты многосерийных фильмов?
– Во всех разговорах о бюджетах присутствует блеф. Когда фирма с гордостью объявляет бюджет своего проекта, это скорее реклама, нежели гарантия того, что дорогой сериал будет качественно лучше продукции с меньшим бюджетом. В конце концов все решает творческая группа. К тому же ничего сверхъестественного на рынке индустриального производства сериалов не происходит. Да, стали появляться спецпроекты: когда выпускаются многосерийные версии блокбастеров, того же «Ночного Дозора», ясно, что они находятся за рамками сериального рынка, на них потрачены совсем другие средства. Если же говорить о бюджетной составляющей основного производства, то она подчиняется рыночным законам. Инфляция очень сильно повысила среднюю стоимость сериала. Если два года назад можно было снимать крепкий сериал за 80 тыс. долл. серия, то сейчас меньше чем за 100 и браться не стоит. Рост в 10-15% в год вполне нормален, но пугает, поскольку, как я уже сказал, рентабельность производства снижается. Тем не менее та маржа, с которой работают большинство продюсеров, позволяет нормально функционировать.
– На российском рынке присутствуют и зарубежные компании, занимающиеся производством сериалов. На Ваш взгляд, есть вероятность того, что они постараются занять более прочное положение здесь?
– Занять такое место на рынке они могут, но надо ли им это? Безусловно, для такой огромной компании, как Sony Pictures, присутствие на рынке России важно. У нее есть реальная возможность, так как она имеет большие финансовые ресурсы, технологии работы, вытеснить отсюда остальных игроков. Мы, чтобы сопротивляться таким монстрам, слишком слабы. С другой стороны, я ожидаю увеличения на рынке ко-продукции хотя бы по той причине, что, если на российском рынке активно работает Sony Pictures, Fox Entertainment тоже захочет здесь присутствовать. Поэтому я не думаю о глобальном захвате рынка, а скорее предполагаю появление нескольких крупных игроков, которое усилит иностранное влияние. И я вовсе не уверен, что это плохо: ко-продукция «А-Медиа» и Sony Pictures пользуется успехом, и «Бедная Настя», и «Моя прекрасная няня» хорошо адаптированы к российским реалиям.
– А их технология производства более эффективна?
– Дело в том, что все российские компании, занятые в сериальном производстве, сейчас работают неправильно. Мы снимаем многосерийные телевизионные художественные фильмы, которые делаются по классическим канонам кино, а во всем мире это делается иначе. Мы так не умеем. То, что «А-Медиа» получила от Sony Pictures технологическую помощь, очень хорошо: на рынке появляются люди, которые обладают ей и способны научить других.
– А с чем связан тот факт, что на экране практически нет фэнтези-сериалов, хотя о них говорят постоянно?
– Любой фэнтези-проект – рисковый в силу своей дороговизны. Даже если не изобретать и не делать таких спецэффектов, как во «Властелине Колец» или в «Гарри Поттере», решать все традиционными кинематографическими средствами, делать ставку на хорошую игру и режиссера недостаточно, все равно остальное, в том числе место действия, не может происходить в обычном городе. Я понимаю, почему был выбран «Ночной Дозор» – это современное городское фэнтези. Фильм дорогой и сделан на высоком уровне по спецэффектам, но действие все-таки происходит в современной Москве. А, например, в проекте по экранизации романа Ника Перумова и Сергея Лукьяненко «Не время для драконов», к которому мы сейчас приступаем, надо «нарисовать». Кроме того, у нас нет ощущения, что спрос на фэнтези большой. Те попытки, которые выходили в прокат, были не слишком успешны. Поэтому продюсеры к таким проектам относятся с осторожностью.
– «Новый русский сериал» владеет правами и на другие книги этих писателей?
– На четыре книги Лукьяненко и на одиннадцать – Перумова. С точки зрения технологии мы уже представляем, как их можно экранизировать, но к реальной работе пока не приступаем. В зависимости от успеха проекта «Не время для драконов» мы будем думать, как поступать дальше.
– Спрос на сериалы сегодня выше предложения? Какие компании лучше чувствуют себя на рынке – независимые или аффилированные с каналами?
– Конечно, пока спрос превышает предложение. Когда в прайм-тайм перестанут показывать повторы сериалов, можно будет говорить о насыщении рынка. Что касается тенденций, то укрупнение производств продолжится, но это объективный процесс. Я надеюсь, развитие профессионального телевидения в России приведет к использованию профессиональных критериев. Если неаффилированная компания раз за разом будет демонстрировать свое превосходство, то канал либо будет работать с ней, либо ее купит. Рано или поздно сложится некая постоянная структура игроков, которая станет определять основные тенденции. Тогда наше сериальное производство будет работать нормально, как во всех других странах.
– Вот такой спокойной жизни сколько рынку осталось?
– Этого никто не может предсказать. За происходящим просто невозможно следить. Это может случиться завтра или через два года. Возможно, этой осенью будет такой вал новых проектов, что рынок насытится практически мгновенно. Но делать прогнозы можно при стабильном рынке, у нас же он пока похож на бурлящий котел.
29.04.2005
RBC Daily