Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Недетский бизнес

Свою продукцию Михаил Энтин собирается раскручивать с помощью мультфильмов и комиксов

Оказывается, бывают в бизнесе такие ситуации, когда для увеличения прибыли совершенно необходимо снимать мультфильмы. Бизнес Михаила Энтина (к поэту и драматургу Юрию Энтину он не имеет никакого отношения) - производство изделий из пластмассы. Его компания "Элизиум" - единственный российский производитель игрушек, которые наполняются конфетами и продаются перед новогодними праздниками. Бизнес, на первый взгляд, не самый хитрый и в технологическом плане отнюдь не выдающийся. Однако, как выяснилось, и у него есть своя специфика.

В мире животных
- Северный полюс еще никем не занят. И мы готовы за него побороться,- говорит Михаил, озадачивая собеседника, рассчитывавшего услышать от него изобилующую драматизмом историю становления успешного бизнеса.- У нас Северный полюс будет дружить c Южным. Наш главный герой - белый медвежонок по имени Элька. Ведь белый медведь в красном шарфе - это не обязательно "Кока-кола". Наш медвежонок приходится внуком Умке.
Такая вот экспозиция. По мере развития сюжета персонажей все прибавляется: пингвиненок, тюлененок, прочая арктическая-антарктическая фауна уменьшительно-ласкательных форм. Потом появляется мистический Звездный почтальон, который будет служить "коммуникатором-посредником между персонажами". И все эти мультперсонажи рождаются на свет и готовятся к демонстрации по ТВ и на больших экранах исключительно в коммерческих целях. Это даже не персонажи, а без пяти минут брэнды, потому как Михаил Энтин в большей степени реализует маркетинговую программу, а не мультфильмы делает. По его замыслу, после "раскрутки" Элька и другие животные воплотятся в виде игрушек с конфетами, упаковок для детских шампуней, украсят собой различные школьные принадлежности, детскую одежду и т. д. И это, по расчетам владельца компании, должно увеличить доход во много раз.
- Наша компания сейчас может произвести фактически любое изделие из пластмассы,- Михаил всем своим видом показывает, что не считает это достижение чем-то особенным.- Но, к сожалению, это не означает, что мы можем продать любое изделие. Сегодня "Элизиум" находится в той стадии, когда для роста продаж требуется нечто. А все исследования показывают, что этим нечто должны стать новые детские брэнды, которые нужно раскручивать с помощью мультфильмов и комиксов. Именно для этого мы со студией "Тема" снимаем полнометражный мультфильм для большого экрана, анимационный сериал для телевидения и издаем детский журнал.

Изделие №1
До того как Михаилу Энтину стали жизненно необходимыми мультфильмы, он проделал немалый путь в бизнесе. Да и в сфере социалистического производства успел поработать как следует. В середине 1980-х он окончил Московский текстильный институт и пошел работать по распределению на предприятие под характерным названием "Первое Мая". Но не устроился в конструкторский отдел, как к тому располагал диплом, а стал мастером.
- У меня всегда была принципиальная позиция и с амбициями все в порядке,- улыбается Михаил.- Я поставил перед собой задачу - стать директором предприятия. Работая в конструкторском отделе, добиться этого было невозможно. А работая мастером - вполне.
Через полгода Михаил стал старшим мастером, через два года - начальником инструментального цеха. А потом карьера на фабрике "Первое Мая" закончилась также стремительно, как и началась. Михаил Энтин принял самое непосредственное участие в кооперативном движении, как только ему для этого представилась возможность. Кооператив, в котором он начал работать, занимался ничем иным, как выпуском изделий из пластмассы. А в 1994 году Михаил продал за $2,5 тыс. свои "Жигули" пятой модели, взял $3 тыс. взаймы у отца и купил оборудование для изготовления своей первой игрушки с конфетами.
- Чем должен заниматься человек, наверное, записано на небе,- философствует Михаил.- Другое дело, как быстро он понимает, чем должен заниматься. Я это понял в 30 лет.
- Просто поняли, что должны делать игрушки с конфетами - и начали делать?
- Нет. Сначала увлек этим делом двух друзей и договорился с карандашной фабрикой имени Красина, что буду размещаться на их территории в обмен на определенный процент с продаж. А понимание, кстати, приходит быстро, когда нет ни своих денег, ни больших кредитов. В этом случае можно заниматься только тем бизнесом, который имеет рентабельность 100%. Игрушки с конфетами в эти рамки вполне укладывались.
Понимание ситуации было. Явилась и впоследствии неоднократно себя оправдавшая идея производить игрушки в виде символов восточного календаря. На носу был новый 1995-й год - год свиньи. Но не было дизайнерской идеи. В поисках ее Михаил дал в газету объявление: предприятие готово рассмотреть предложение и т. д. И надо же так случиться, что на объявление откликнулся архитектор Абрам Моисеевич Скидальский.
- Он приехал и со словами "я знаю, что вам нужно" показал вот это,- Михаил достал из витринного шкафа симпатичного деревянного поросенка и бережно поставил его на стол.- И Буся, а Абрам Моисеевич в свои 82 года почему-то отзывался только на Бусю, оказался прав. Мы сделали полую игрушку из пластмассы в точности по образу и подобию его поросенка. С нормальными конфетами тогда было проблематично, и пришлось внутрь класть драже "Цветной горошек". Скажем прямо, много этого горошка не съешь. Но даже с горошком мы продали поросят на $200 тыс.
А времена были "самые те": чтобы купить, скажем, 3 тонны нормального драже на фабрике "Рот-Фронт", нужно было в нагрузку приобрести еще и тонну жевательной резинки. Однажды Михаил так и поступил. Потом все предприятие и все-все его друзья и знакомые жевали ротфронтовскую жвачку несколько лет. Продать ее было невозможно.
- Сейчас, слава Богу, жевательную резинку "Рот-Фронт" уже не делает,- с облегчением вздыхает господин Энтин.

Звездный синдром
Заработанные на поросятах деньги позволили Михаилу докупить оборудование, арендовать площади на другом заводе и избавиться от необходимости отчислять процент с продаж. К следующему Новому году - году крысы - компания выпустила уже два изделия (т. е. два вида крыс). Заработки возросли пропорционально - в два раза. На следующий год Михаил еще раз удвоил заработки. А потом наступил памятный год тигра.
- Судя по всему, со мной случилось то, что называют "звездной болезнью",- откровенничает Михаил Энтин.- Мне почему-то показалось, что все уже нас знают, что никаких особых усилий прикладывать не нужно - ни к дизайну, ни к ассортименту, ни к маркетингу в целом. В итоге, выпустив миллион тигрят, мы продали всего 150 тысяч, и оказались на грани разорения.
Чтобы сохранить предприятие, и чтобы люди, а тогда в компании уже работало несколько десятков человек, не почувствовали, что предприятие дышит на ладан, Михаилу со товарищи пришлось, по его выражению, "проедать накопленное".
- В принципе, я отнесся к провалу спокойно,- говорит Михаил.- И, думаю, даже извлек из него пользу: произошла переоценка отношения к бизнесу, к людям, в конце концов к себе.
В августе провального года случился кризис, и у конкурентов - импортеров китайских изделий - сорвались поставки игрушек. Михаил же, "спустившись на землю", наоборот, подготовился к новому 1999 году (году кролика) со всем тщанием и учетом прошлых ошибок. Как следствие, компания продала столько "фаршированных" конфетами кроликов, что покрыла все прежние потери и заработала прибыль.
В течение последующих лет "Элизиум" постоянно наращивал мощности, увеличивал штат, который возрос до 150 человек, и годовой оборот компании перешагнул за $3 млн. На этом уровне он держится и по сей день. Михаил Энтин считает, что на нынешнем этапе это предел. А дальнейшее развитие, на его взгляд, целиком и полностью зависит от того, насколько успешно он реализует "анимационно-маркетинговую" программу.

Времена года
- Зачем самому снимать мультфильмы? Не проще ли заплатить за право пользования уже "раскрученными" образами?
В ответ Михаил улыбается так, что становится понятно, как часто ему задавали этот вопрос. Оказывается, у него есть такой опыт. Он покупал лицензии у Би-Би-Си на производство "телепузиков" и "твинисов". Опыт получился негативный. Телепузиков ругали везде, где только можно, а твинисов как-то очень быстро перестали показывать.
- Это только подтвердило мое мнение о том, что нам нужен наш, собственный брэнд, созданный с учетом российского менталитета,- говорит Михаил.- И старые добрые советские брэнды, например Чебурашка, нам не помогут. Это прошлое. К тому же вся стратегия развития "Элизиума" основывается на том, что мы будем владеть этой интеллектуальной собственностью безраздельно.
- Насколько известно, создание брэнда, его раскрутка, последующая поддержка - очень недешевое дело.
- Весьма недешевое,- подтверждает Михаил с воодушевлением.- На это мы сейчас тратим практически все, что зарабатываем. Но я знаю, что это - самый эффективный способ.
При этом господин Энтин подчеркивает, что ничего нового не открывает. На Западе подобное практикуется уже давно. И в итоге реализации маркетинговых программ рождаются брэнды зонтичного типа, то есть под одним названием выпускаются различные товары.
Главным направлением работы "Элизиума" с новым брэндом останутся по-прежнему игрушки с конфетами. Но предварительно Михаил хочет сделать апгрейд производственной базы. Два года назад компания приобрела два гектара земли в Подмосковье, и сейчас строит там специализированное предприятие, которое будет называться "Воскресенская фабрика игрушки".
Не менее важной заслугой новых брэндов, как считает господин Энтин, станет и то, что они позволят "Элизиуму" и фабрике заниматься не только новогодней продукцией, но и делать товары для всех сезонов.
- Ведь сейчас,- с глубоким сожалением говорит Михаил,- у нас есть только один брэнд - восточный календарь. К 2005 году продавали петухов. Вот сейчас подготовили собачек - будет год собаки. Да, зверей покупают много. Но только на Новый год. А нам бы хотелось торговать круглый год.
Какие-то шаги к всесезонной торговле "Элизиум", конечно, предпринимал и раньше. Например, те же телепузики. Что-то делалось для весенних праздников. А сейчас параллельно со съемками мультфильмов, строительством фабрики и производством собачек "Элизиум" ведет переговоры с владельцами мультсериала про "смешариков" (снимает студия компьютерной анимации в Санкт-Петербурге).
- Смешарики - это тот редкий для России проект, когда создатели мультфильма и производители товаров "по мотивам" этого мультфильма действуют сообща. На Западе прокат мультфильма приносит только треть всех доходов, а остальное - все, что продается "около" мультфильма. В России же продюсеры и производственники, к сожалению, еще очень разобщены,-рассказывает Михаил.- Вот героев нашего мультфильма про Эльку мы запатентовали по 27 классам товаров и услуг - везде, где я обнаружил коммерческий потенциал. Соответственно, с новыми брэндами мы получим возможность работать с производителями любых детских товаров. Сейчас "Элизиум" ведет переговоры по вступлению в ассоциацию "РусБренд".
Ждать, как пророчит Михаил Энтин, осталось недолго. Сериал про Эльку начнет транслироваться по одному из центральных телеканалов в октябре нынешнего года. Прокат полнометражного мультфильма (80 минут), чем сейчас занимается продюсерская компания "ПолинЭм", должен начаться в январе будущего года.
- Когда ожидаются коммерческие результаты?
- В течение двух-трех лет оборот нашей компании должен вырасти на порядок,- утверждает Михаил.- Заметьте, "звездная болезнь" у меня давно прошла. И сейчас я твердо знаю, что развивать бизнес можно только путем создания интеллектуальной собственности.


МИХАИЛ СИДОРОВ

Деловая газета "Бизнес"
11.05.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов