Ученье – свет
Зачем сотрудникам знать лишнее
«Знания лишними не бывают». В некоторых компаниях это мнение принимают за аксиому. И кладут в основу работы с сотрудниками. В итоге копирайтеры и маркетологи изучают дисциплины, которые обычно преподают будущим архитекторам или электромонтерам.
Повышение креативности и расширение кругозора сотрудников – эти две цели, как правило, преследуют компании, решившиеся на непрофильное обучение. Расширение кругозора сотрудника теоретически способствует более удачному общению с клиентами: у заказчика не возникает ощущения будто время потрачено на объяснение каких-то деталей ничего не понимающему собеседнику. В свою очередь, общая эрудиция человека, представляющего компанию, говорит контрагенту не только о конкретном сотруднике, но и в целом о фирме.
…а не ученье – тьма
В рекламном агентстве (РА) Rose, помимо маркетинговых дисциплин, изучают фармацевтику, производство сигарет и шин, аэродинамику в машинном производстве, проводят профессиональные дегустации вин и виски, устраивают свои номинации и опросы в преддверии церемонии награждения лауреатов премии «Оскар». «Мы не имеем права вариться в собственном соку, – объясняет Галина Савина, гендиректор Rose. – Природа работы в области рекламы и PR подразумевает определенный склад ума, подвижную психику, возможность перерабатывать большой поток разнообразной информации от пестицидов и полупроводников до сочетаемости цветов в макияже. Я могу прочесть лекцию любому участковому врачу на тему болеутоляющих, противовоспалительных со всеми необходимыми обоснованиями. Уже приходилось. Наши сотрудники с легкостью расскажут о наиболее эффективных способах борьбы с плесенью на памятниках архитектуры, подскажут, как снять стресс сотней различных способов, порекомендуют, какой телевизор сейчас лучше покупать – плазму или LCD, а также объяснят, почему классические гидромассажные ванны – вчерашний день и почему надо приобретать ванны с ультразвуком». Галина Савина считает, что большое количество разноплановых знаний в конечном итоге помогает продать товар.
В рекламной группе АДВ могут посоревноваться с Rose в экстравагантности непрофильного обучения. В качестве козырей АДВ готово предоставить два мероприятия – мастер-класс кинорежиссера Александра Митты «Основы кинодраматургии» и тренинг Эдварда Де Боно «Латеральное мышление». Мастер-класс Митты – это университетский курс, рассчитанный на 6 – 8 шестичасовых занятий. Каждую субботу на протяжении февраля и марта 2005 года такие занятия проводились в РА Lowe Adventa (входит в коммуникационную группу АДВ). Слушателями курса были преимущественно копирайтеры и арт-директора, которые занимаются разработкой творческих концепций брендов и съемкой рекламных роликов. На лекциях также присутствовали сотрудники клиентского отдела. Занятия проходили следующим образом: Митта начинал утро субботы с объявления темы, затем он ее объяснял, иллюстрируя примерами из фильмов. В ходе занятия режиссер давал участникам семинара задание придумать интересную историю, которая могла бы лечь в основу сюжета фильма. Обязательным условием было наличие в истории конфликта, основной идеи, деталей. Присутствующих делили на группы по 5 – 6 человек, и каждая придумывала свою историю. «Такие занятия расширяют воображение, помогают посмотреть на многие вещи под другим углом, – считает Анна Савинкина, HR-supervisor Lowe Adventa. – Непрофильное обучение сотрудников полезно компаниям, которые занимаются маркетинговыми коммуникациями. А вообще творческие семинары нужны любой компании, они оживляют мыслительный процесс и вдохновляют на новые проекты». Еще один курс – тренинг по методике Эдварда Де Боно «Латеральное мышление» – проходил сразу в нескольких агентствах группы АДВ. Де Боно – исследователь творчества, автор концепции «Шесть шляп мышления». Тренинг был призван показать участникам возможности использования резервов мозга при принятии решений и вооружить их инструментами по сознательному и целенаправленному использованию творческого мышления в дальнейшем.
В рекламном холдинге Media Arts Group предпочитают менее радикальный подход и делают ставку на обучение смежным областям. «Мы стараемся расширять кругозор наших сотрудников, обучать их смежным сферам маркетинга и рекламы, – рассказывает Алексей Краснов, старший вице-президент Media Arts Group. – Это делается для достижения максимальной координации отделов внутри каждого агентства и интеграции компаний в холдинге». Алексей Краснов считает, что господствующая на рынке маркетинговых коммуникаций тенденция специализации бизнеса приводит к разрыву между различными сферами деятельности. «Мы стараемся уравновесить этот процесс расширением областей знаний сотрудников: они должны понимать, как работает весь механизм коммуникационного бизнеса, а не только тот узкоспециальный сегмент, за который они отвечают», – объясняет Краснов.
Лучший подарок
Руководители компаний утверждают, что работники не противились получению новых знаний. «Наши сотрудники отнеслись к этим мероприятиям с восторгом, – рассказывает Галина Савина из Rose. – Ведь в основном в рекламе трудятся любознательные люди, принимающие большой поток информации не как головную боль, а как благо». Мотивацией к обучению были, в основном, отзывы коллег и сама возможность получить дополнительные знания. Насильно расширять кругозор своих сотрудников в компаниях не пытались. В Rose и Media Arts Group обучение проходило в рабочее время, а вот в Lowe Adventa тренинг Де Боно проводили, чередуя выходные и рабочие дни. Недовольных непрофильным обучением практически не было.Чтобы повысить креативность или расширить кругозор сотрудников, не обязательно тратить время, придумывая экзотические семинары. Можно, например, просто создать корпоративную библиотеку. И сотрудники сами будут изучать те непрофильные области знаний, которые им интересны. Подобные библиотеки есть у многих крупных российских компаний. По словам Михаила Васянина, руководителя проекта «Частные книжные собрания», создателя подобных библиотек, топ-менеджеры фирм, решившихся на создание собственной библиотеки, обычно не размышляют о том, какие книги должны читать их сотрудники, а мыслят категориями конкурентных преимуществ. Часть таких преимуществ и дает обладание специальными знаниями, профильными и непрофильными. «Обычно при создании библиотеки речь идет как о деловой литературе общего профиля, так и о литературе, связанной с отраслевой спецификой. Библиотеки могут строиться на основе разных принципов – анализа запросов департаментов компании, в том числе HR-отдела, потребностей в повышении квалификации или исходя из нужд конкретного проекта, для информационного обеспечения которого компания решает создать библиотеку». Частная библиотека – удовольствие недешевое. Ее стартовая – около $8000 – 10 000.
Все или ничего
Кому нужны «лишние» знания? «Непрофильное обучение можно рекомендовать тем компаниям, в которых существует устойчивая система передачи информации, то есть у сотрудников уже сформировался навык приобретения знаний и успешного применения их в работе. В противном случае появляется риск дезориентировать работников», – считает руководитель отдела информационной поддержки кадрового менеджмента компании Begin Group Анастасия Каслина. По мнению гендиректора Penny Lane Consulting Сергея Ражева, внедрение нестандартного, непрофильного обучения возможно только в фирмах с очень сильным командным духом. «Например, если топ-менеджеры мотивированы на то, чтобы собираться и играть в футбол по выходным, то менеджер среднего звена, в большинстве случаев, воспримет подобные регулярные и обязательные мероприятия как покушение на свое личное время», – поясняет Ражев. А директор программы «Доктор делового администрирования» АНХ Елена Касимовская ограничивает круг компаний, сотрудники которых нуждаются в непрофильном обучении, лишь теми, для кого слово «креатив» – не пустой звук. «Многое зависит от типа личности. Если человек способен трансформировать так называемые непрофильные знания в профильные, тогда они уместны. Но есть опасность впасть в крайность, пытаясь узнать обо всем. Своеобразный компромисс между «ничего обо всем» и «все ни о чем» каждый должен найти для себя сам», – считает Касимовская.
Затратная модернизация
«Стоит ли игра свеч?» – это главный вопрос, который мучает управленцев компаний, думающих о внедрении непрофильного образования у себя на предприятии. Большинство в итоге не находят достаточных доводов и отказываются от сомнительной выгоды. «В теории непрофильное обучение сотрудников дает руководству новые рычаги управления: повышает лояльность служащих к фирме, положительно влияет на имидж компании как работодателя, развивает персонал, – говорит Сергей Ражев из Penny Lane Consulting. – Но на практике зачастую организации применяют подобные методы только для команды топ-менеджеров и только в единичных случаях переносят элементы непрофильного обучения на менеджеров среднего звена». Для этого есть целый ряд причин. Во-первых, сложно просчитать отдачу от подобного обучения. Во-вторых, нелегко убедить сотрудников в целесообразности таких мероприятий. «Когда компания предлагает работнику пройти курс обучения, он должен четко представлять, как это соотносится с его профессиональной деятельностью, – продолжает Ражев. – Если человек не видит конкретной пользы, он предпочтет потратить это время на работу». Слова Сергея Ражева подтверждаются – компании не спешат вкладываться в рискованные мероприятия вроде спонтанного проведения профессиональных дегустаций вин и виски. «Ни одна организация не будет платить за обучение и развитие тех навыков и умений сотрудников, которые не нужны им для работы, – считает директор по персоналу компании «Мир» Галина Седова. – Тем более что развитие личностных качеств сотрудников – например, креативности, коммуникативных навыков, гибкости мышления – очень долгий процесс, который, соответственно, требует достаточно больших временных и материальных затрат». «Креативность, развитие мышления – отличная идея, но ее можно внедрять при уже выстроенной учебной базе и подготовленных работниках, – объясняет Ольга Стасовская, директор по кадрам компании «Тинькофф». – Также нельзя забывать о цели обучения: чему учим, зачем, что хотим получить. Креативности можно отдать предпочтение, если имеешь большой штат творческих работников, но, например, в нашем случае внедрять такого рода обучение было бы неправильно». Анастасия Каслина поддерживает Ольгу Стасовскую: «Большие компании, как правило, не склонны к подобным экзотическим видам обучения, так как цена вопроса слишком велика, равно как и риск непредсказуемых результатов. Ведь обучение вызывает изменения в поведении сотрудников, их мышлении, а значит, отражается и на принятии решений. А это уже вопрос денег, часто больших, чем стоимость обучения сама по себе». По данным Begin Group, непрофильное обучение не пользуется особым спросом на рынке тренинговых услуг. Компании стремятся эффективно вложить средства именно в профильные направления. «Приведу не совсем приятное, но правдивое сравнение: обучение сотрудников – это как модернизация компьютера. Какой смысл устанавливать на нем сложные и дорогие программы для монтажа видеороликов, если вы просто используете его как печатную машинку», – резюмирует Анастасия Каслина.
Хочу все знать
Чему компании учат своих сотрудников
Сергей Суворов
12.05.2005
Журнал "Kомпания"
|