Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Бизнес-план «Киндер-сюрприз»

Детям нравится играть в бизнес. Компании, которые они создают, не могут конкурировать с фирмами взрослых. Однако зачастую они основаны на совершенно неожиданных и чрезвычайно перспективных идеях. «Секрет фирмы» представляет несколько наиболее интересных проектов детей-бизнесменов.

«Могу ли я в 14 лет учредить общество с ограниченной ответственностью?» «Как организовать бизнес на продажах акций?», «Должен ли я платить себе пенсионные отчисления в 14 лет?». Такими вопросами завалили сотрудников Орловского отделения «ОПОРы России», решивших организовать для подростков проект по обучению азам предпринимательства. За последний год, после вступления в силу закона, позволяющего 14-летним гражданам открывать свое дело, количество интересующихся такими вопросами выросло многократно.

Хотя трудности, с которыми сталкиваются все малые предприятия в России, нередко заставляют подростков отказываться от легализации собственного дела, желания проверить на практике свои предпринимательские способности у них не убавляется. Многие открывают компании при школах. Такая деятельность оформляется как учебная и в регистрации в налоговых и прочих органах не нуждается.

Проведенное экономической группой орловского отделения «ОПОРы» исследование предпринимательских предпочтений школьников показало, что в основном подростки предпочитают создавать бизнес в сфере услуг и торговли (35%), производства товаров народного потребления (25%), интернет-технологий (14%), в индустрии развлечений (12%), а некоторые занимаются ремонтно-строительными работами (10%). При этом, открывая свой бизнес, юные предприниматели стремятся не повторять взрослых, а создавать что-то новое. Чаще всего это бизнес, который взрослым просто не кажется привлекательным. «У отца одного из ребят была фирма по производству мебели, где оставалось много опилок, небольших кусочков дерева,– приводит пример руководитель орловского отделения „ОПОРы” Марина Ивашина.– Мальчик заметил, что в магазинах не хватает счетных палочек для первоклассников, кубиков и прочих предметов для обучения малышей, и занялся их изготовлением из отходов отцовского производства, для которого такой бизнес, естественно, не представлял особого интереса».


Однако у подростков нередко рождаются и совершенно нестандартные бизнес-идеи, способные заинтересовать даже крупные компании взрослого мира и приносить существенные прибыли. И тут самой серьезной проблемой становится незащищенность детских идей патентным правом. «Защита интеллектуальной собственности – вообще проблема в России, а тем более это проблема для детей,– соглашается руководитель организации „Достижения молодых” Евгений Велихов.– Они зачастую вообще не задумываются о том, что идеи нужно как-то охранять. В 1991 году московская школьная компания придумала продукт: брали простой черный хлеб, резали его, солили, сушили и продавали. Получались всем известные сухарики, которые сегодня заполнили все магазины. Если бы у ребят был оформлен патент, они сегодня были бы, наверное, миллионерами». Однако дети, как правило, не задумываются о миллионах, начиная игру в бизнес. Им гораздо интереснее увидеть, что именно может получиться в результате этой игры.

«Мой пятилетний сын заявил, что тоже хочет стать генеральным директором, как папа,– рассказывает глава одной из московских фирм.– Только букву „р” он пока не выговаривает, поэтому с его слов это звучит несколько иначе. Мы теперь так его и называем: „гениальный” директор».

Еще не получив толком обязательных знаний школьной программы, миллионы детей в России подумывают об открытии собственного дела. А сотни тысяч уже давно им занимаются. И всерьез готовы доказывать, что качества, присущие им и отсутствующие у многих представителей взрослого поколения, позволяют им создавать компании, основанные на свежих и нестандартных идеях.

Страховка от удачи
Когда три года назад старшеклассники нижегородской школы №186 при поддержке международной организации «Достижения молодых» открывали при школе первую в России страховую компанию, которая страхует не риски, а успех, многие сомневались, что она сможет долго просуществовать. Тем не менее детская компания под названием «Формула успеха» работает и по сей день и приносит своим владельцам хоть и небольшой, но стабильный доход.

«Сначала у нас был другой президент, и компания действовала не так активно. Но с этого года мы избрали нового президента – Маковееву Яну, и у нас началась активная деятельность. За этот год мы открыли новое направление – репетиторство. То есть тем, кто застраховался у нас, мы можем предоставлять услуги репетитора»,– описывает последние события в жизни компании «Формула успеха» 16-летняя заместитель директора Татьяна Французова.


Суть же основной услуги, оказываемой компанией, заключается в следующем. «К нам приходят учащиеся и вносят любую страховую сумму по желанию (она варьируется от 10 до 200 рублей, но в среднем составляет около 30–50 рублей),– поясняет Татьяна Французова.– Мы высчитываем его средний балл за прошлую четверть. Например, он у него был 3,5. По окончании следующей четверти снова высчитываем. Если балл увеличился, то за каждые 0,1 балла ученик получает 10% от своей страховой суммы. В дополнение к процентам мы возвращаем и сам взнос. Если балл ухудшается, мы ему ничего не отдаем. А если остается прежним, он получает обратно свои деньги».

На сегодняшний день у «Формулы успеха» 170 клиентов. Из них страховые премии получили около 55%. Остальные либо вернули внесенные суммы страховок, либо потеряли деньги, принеся фирме прибыль.

Получить заработанные деньги школьники-совладельцы смогут лишь в конце мая. Такое решение было принято на собрании акционеров компании. Правда, поскольку фирма основана в рамках программы «Достижения молодых» по экономическому образованию учеников и представляет собой учебную компанию, а не настоящую, то нынешний ее менеджмент, окончив школу, не сможет продолжать бизнес и передаст компанию новым владельцам – ученикам младших классов.

Правда, по словам Татьяны Французовой, опыт ее и других сотрудников «Формулы успеха» может пригодиться им в будущем. Уже две российские страховые компании – «Ингосстрах» и «Гута-Страхование» – предложили команде юных предпринимателей заняться «взрослым» страхованием школьников (в основном от несчастных случаев).

Дебри закона
Уже второй год предприимчивые юные россияне имеют возможность официально вести свой бизнес. Вступившие в силу с 1 января 2004 года поправки в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» позволяют подросткам с 14 лет регистрироваться в качестве ПБОЮЛ. Причем сделать это молодые бизнесмены могут даже без разрешения родителей. В таком случае им придется получить решение суда о признании их дееспособными или предъявить свидетельство о браке (в России разрешено при определенных обстоятельствах вступать в брак с 16 лет, а в некоторых регионах даже с 14).

Но несмотря на такую возможность, подростки нередко отказываются официально оформлять свой бизнес, узнав о трудностях, которые их ожидают, отмечает руководитель орловского отделения «ОПОРы России» Марина Ивашина. Несовершеннолетним бизнесменам придется встать на учет в налоговую, вести бухгалтерский учет, приобрести кассовый аппарат, заключать договорные отношения с контрагентами, то есть вести бизнес абсолютно по-взрослому.

«Закон ведь не учитывает, что фактически дети ущемлены в правах, поскольку свободного для ведения бизнеса времени у них гораздо меньше, чем у взрослых,– подчеркивает Ивашина.– А налоговая и административная нагрузка у них такая же, как и у окончивших школу бизнесменов. Возможно, стоило бы сократить для школьников налогооблагаемую базу на период учебного года». Правда, добавляет она, тогда пришлось бы дополнительно продумать, как защититься от недобросовестности взрослых предпринимателей, которые могут при помощи детей воспользоваться этими льготами.

Напольные книжки
Как признают преподаватели, школьный бизнес подростков в основном приносит небольшие деньги – часто их хватает лишь на карманные расходы. Однако апробированные во время учебы в школе идеи юных предпринимателей могут впоследствии вырасти в серьезный «взрослый» бизнес. Именно таким надеются увидеть в ближайшем будущем свою компанию 15–17-летние основатели нижнекамской фирмы Baby Book.

«Нижнекамск – небольшой городок, который известен своим шинным заводом и нефтехимическим комплексом. И там есть межшкольный учебный комбинат с классом экономики, куда дети приходят заниматься всего раз в неделю. Но такое небольшое количество учебных часов не помешало пятерым девочкам создать совершенно удивительную компанию по производству мягких книжек-ковриков,– рассказывает руководитель казанского филиала программы „Достижения молодых” Тамара Камалетдинова. – У одной из девочек есть маленькая сестренка. Когда ее пытались чему-то учить, сталкивались с проблемой. Если книжка с тонкими страницами, ребенок ее просто рвет. А толстые книги из картона – жесткие и не очень удобные для ребенка, ей было сложно переворачивать страницы, она из-за этого сердилась. Так возникла идея сделать дидактические коврики, на которых дети трех-семи лет могут одновременно играть и учиться. Эти коврики сшиты, как книжка, которую можно открыть, сидеть и играть на ней и что-то изучать: математику, азбуку, геометрические фигуры. Пока школьники за год изготовили всего 12 таких книг стоимостью 1000 рублей каждая, из которых 10 они уже реализовали в своем городке. Но недавно наш министр образования (Татарии.– СФ) решил заказать у них 100 таких ковриков для детских садов».

Все основатели компании Baby Book сейчас заканчивают обучение в последнем классе, говорит президент фирмы Ольга Игнатьева. Поэтому на время выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузы деятельность фирмы приостановлена. Но, по словам Ольги, став студентами, они продолжат начатый бизнес и рассчитывают окончательно превратить его из детского во взрослый, в том числе расширив рынок сбыта. Правда, прежде им необходимо защитить свою идею, оформив патент. Все документы для этого уже собраны и отправлены в соответствующую организацию.


Молодильные сухарики
То, о чем пока еще мечтают основатели Baby Book, уже активно воплощают на практике подростки из казанской компании «Солнечный город». Оригинальная идея о производстве экологически чистых сухариков уже воплотилась в настоящий бизнес. В прошлом году подростки открыли фирму, зарегистрировав ее по всем правилам, и приступили к реализации проекта.

У президента компании Руслана Сулейманова это уже не первый бизнес-проект. Несколько лет назад он руководил небольшой школьной компанией «Интеллект», которая выпускала компакт-диски с информацией о достопримечательностях Казани. Правда, как признает Руслан, серьезных денег на продаже этих CD его первое предприятие не зарабатывало. Зато он получил неоценимый практический опыт ведения собственного дела, который пригодился ему в 17 лет, когда он с десятью ровесниками решил основать новый бизнес.

К его открытию подростки готовились чрезвычайно тщательно, с упорством, граничащим с занудством. «Методом мозгового штурма мы стали придумывать разные проекты, одним из которых было производство закусочных сухариков,– рассказывает Руслан.– Рынок, конечно, большой, на нем действуют серьезные компании, с которыми сложно конкурировать. Но мы все-таки решили провести исследование: кто является потребителем, каким образом производители доставляют свой товар на рынок и т. д. Нас было тогда 10 человек (сейчас осталось пять). Мы разработали анкеты для опроса покупателей и продавцов, разбили город на 10 районов, и каждый из нас в своем районе ходил по киоскам, супермаркетам или просто приставал к людям, проводя исследование. Мы опросили около тысячи человек и выяснили, что одной из основных групп потребления сухариков являются дети школьного возраста и студенты».

Затем подростки приступили к изучению имеющегося на рынке продукта. Они закупили около 30 разных видов сухариков, посмотрели их состав. Потом вышли на фирмы, которые производят специи и вкусо-ароматические добавки, и под видом потенциальных покупателей попросили у них состав добавок. Выяснилось, что они часто вредны для здоровья. При этом, проанализировав данные анкетирования покупателей, юные бизнесмены обнаружили, что потребители озабочены влиянием продукта на их организм. Так родилась идея открыть производство экологически чистых сухариков.

На создание рецепта, который теперь держится в страшном секрете, ушло несколько месяцев. Обложившись книгами по народной медицине, вкусной и здоровой пище, найдя в интернете информацию о различных пищевых продуктах, юные предприниматели взялись за изготовление своего уникального продукта. В итоге появились сухарики с морковью (в двух пачках – суточная норма витамина А), яблоком, чесноком, травами.

Параллельно, еще на стадии разработки продукта, начали знакомить с ним потенциальных потребителей. «Мы просто приходили в школы, брали 10 неподписанных тарелочек. На пять из них клали сухарики, которые на рынке продаются, а на другие пять – наши сухарики,– рассказывает Руслан.– Мы изучали вкусовые предпочтения детей, которые сообщали, какой вкус им нравится, а какой нет. И заодно выясняли, будет ли спрос на нашу продукцию. Получалось, что примерно в семи случаях из десяти наши сухарики нравились детям больше».

Именно на благодарную детскую аудиторию и решили нацелить свой бизнес юные предприниматели. Главным рынком сбыта для «Солнечного города» стали школы. При помощи организации «Достижения молодых» предприниматели стали создавать в школах учебные компании, которые и занимаются сбытом их продукции, а также ее продвижением. Купив упаковочный аппарат, арендовав небольшое помещение на территории хлебопекарни (где и печется на заказ хлеб для сухариков), подростки осенью прошлого года стали выпускать свою продукцию. И продажи пошли достаточно бойко. Сейчас «Солнечный город» производит около 50 тыс. упаковок в месяц. Если исходить из цены 4,5 рубля за упаковку, по которой они сбывают товар в школы, годовой оборот компании должен составить около $100 тыс.

И, судя по всему, это только начало. «Сейчас мы дорабатываем рецептуру так называемых элитных сухариков, с повышенным содержанием микроэлементов и витаминов, технология изготовления которых значительно сложнее,– обстоятельно излагает планы на будущее Руслан Сулейманов.– Мы планируем выбросить их на рынок по значительно более высокой цене. Если сейчас наши сухарики продаются по 6 рублей за упаковку, то новые будут стоить 10–12 рублей. А вообще мы собираемся заняться производством здоровых снеков, выйти на рынок чипсов, всевозможных хрустящих палочек. У нас уже есть рецептура нового снека – из зерна пшеницы. Он будет изготовлен по определенному методу, наподобие поп-корна. Такого продукта вроде нет пока на рынке. А при этом он очень вкусный и, естественно, здоровый».


Из пеленок в миллионеры
Подростковое предпринимательство в развитых странах мира уже давно стало обыденным явлением. Например, в Австралии из 1,7 млн частных компаний около 50 тыс. (как самостоятельных, так и входящих в состав более крупных предприятий) управляются молодыми людьми в возрасте от 15 до 24 лет. А в США не менее 27% учащихся старших классов школы изучают основы бизнеса и экономики, открывая в процессе учебы собственные компании. И среди них есть уже миллионеры.

Американский подросток Энди Литински основал свою первую компанию JHL Ventures, Inc. в 13 лет. Стартовый капитал предприятия составлял $500. Фирма предоставляла индивидуальным и корпоративным клиентам пакеты услуг в области развлечений. Уже через два года у Энди работало около 30 человек, а прибыль выражалась шестизначными числами. Часть своих доходов Энди потратил на образование в Гарварде, но не доучился. За месяц до получения диплома Энди ушел из университета, чтобы работать у Дональда Трампа, который оценил его менеджерские способности и взял его в свою компанию The Trump Organization на пост менеджера проекта.

А 26-летний Рубен Сингх, имеющий почти десятилетний опыт работы в бизнесе, наемным менеджером становиться не собирается. Два года назад он попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой миллионер Великобритании, добившийся успеха своими силами. Свой первый бизнес по продаже модных аксессуаров он начал в возрасте 17 лет. Подросток сам придумал брэнд 4U2NV (если произнести вслух, то получается for you to envy – «вам на зависть»). Бизнес оказался настолько успешным, что Рубену приходилось открывать новые магазины в среднем раз в две недели. Стремительный рост был приостановлен на три месяца, когда нужно было сдавать выпускные экзамены в школе. В 2000 году он продал этот бизнес и основал новую компанию Reuben Singh Group. Сегодня в нее входит 11 фирм, занимающихся недвижимостью, финансовыми операциями, строительством и розничной торговлей, а оборот холдинга превышает $100 млн. Теперь молодой бизнесмен, по его собственным словам, намерен осуществить амбициозную цель: стать миллиардером прежде, чем ему исполнится 30 лет, побив тем самым рекорд Билла Гейтса.


Уступка взрослым
Живой детский ум порой порождает идеи, которые ребенок просто физически не в состоянии воплотить. В этом случае дети с готовностью – и совершенно безвозмездно –делятся ими с взрослыми.

Ученики девятого класса московской школы №1100, прослушав курс экономики, решили создать учебную компанию. Обратив внимание на большую популярность мобильных телефонов среди подростков, они приступили к изучению этого рынка. И поняли, что детям, например, в мобильных телефонах много чего недостает. Провели опрос среди учеников двух школ, который подтвердил это предположение.

«Мы разработали идею создания мобильного телефона, предназначенного специально для школьников,– рассказывает Надежда Лобазникова, директор по маркетингу компании, получившей название School Mobile.– Мы предлагаем сбоку вмонтировать в телефон специальную кнопку безопасности, нажав которую, ребенок мог бы вызвать службу спасения. Кроме того, в анкетах были предложения по дополнению функций телефона таблицей умножения, словарем, тригонометрическими функциями. Можно еще было бы вмонтировать в корпус маячок, который бы светился в темноте, указывая о том, что школьник переходит дорогу. Опрос показал, что ученики согласны с нашей идеей, многие из них хотели бы иметь такой телефон».

Все эти идеи школьники оформили на бумаге, перевели на финский язык и отправили в центральный офис Nokia. «Среди детей это одна из наиболее популярных фирм,– поясняет Надежда Лобазникова.– И мы рассчитываем на то, что в будущем сможем увидеть разработанный нами телефон в продаже. Мы получили от компании ответ, в котором написано, что она готова рассмотреть наше предложение. Не знаю, получится ли на этом заработать – это было бы, конечно, неплохо,– но мы будем очень горды, даже если наша идея просто воплотится в жизнь». А пока, чтобы бизнес компании School Mobile не стоял на месте, дети шьют чехлы к мобильным телефонам – готовятся производить аксессуары для придуманных ими модернизированных Nokia.

Детское бескорыстие в бизнесе, пожалуй, естественно. Практически все собеседники СФ отмечали, что финансовый вопрос стоит для них далеко не на первом месте, уступая таким мотивам, как стремление доказать свою самостоятельность, научиться чему-то новому, поддержать соревновательный дух (среди детских компаний нередко проходят конкурсы). Несмотря на серьезность, с которой молодые бизнесмены рассказывают о своих компаниях, для большинства из них это все-таки игра. Правда, игра, которую они благодаря своим детским качествам – упорству, незашоренности мышления, непосредственности – осваивают с завидной быстротой и в которой хотят быть только победителями. Иначе, считают они, незачем вообще начинать в нее играть.

«Подростки способны создавать совершенно неповторимые бизнес-идеи»

Эдди ОМАН, президент компании Ericsson в России:

– То, что в России все больше подростков начинают всерьез играть в бизнес,– позитивное явление. Сознание очень молодых людей еще не имеет тех жестких и зачастую циничных рамок, которые свойственны старшему поколению. В сознании молодых людей еще нет четкой структуры мира, классических и общепринятых подходов к бизнесу, поэтому мир кажется им прекрасным, хаотичным и наполненным яркими красками, а бизнес – увлекательной игрой. Именно поэтому подростки способны создавать совершенно неповторимые бизнес-идеи, столь же уникальные, как отпечатки пальцев разных личностей.

Мы в своей компании уже четыре года подряд проводим конкурс среди студентов на лучшую техническую бизнес-идею и ее проработку. Темой конкурсных заданий становится, например, создание приложения для мобильной связи, которое было бы уникальным и при этом привлекательным для абонента и выгодным для оператора связи. Все эти годы экспертная комиссия не устает удивляться тому, насколько неожиданные, забавные и при этом практически обоснованные идеи разрабатывают 18-летние конкурсанты. Они умны, но часто им не хватает уверенности в себе, чтобы самостоятельно предложить свои концепции крупным компаниям для реализации. Свою роль мы видим не только в назначении победителям ощутимых денежных грантов, но и в том, чтобы открывать им дорогу к «взрослому» бизнесу.

Более того, во многих странах у Ericsson есть офисы, объединенные проектом Ericsson Mobility World. Там всегда открыты двери для молодых носителей необычных идей и замыслов. Цель этого проекта – помогать разработчикам и ускорять развитие рынка мобильной связи. Проект Ericsson Mobility World работает и в российском офисе, объединяя в виртуальную сеть более трех тысяч разработчиков.

Учитывая то, что в России рынок мобильной связи развивается гигантскими темпами (ежегодно увеличиваясь вдвое в течение последних двух лет) становится очевидно: гибкость и динамичность в создании новых решений – это критически важный фактор успеха. Поэтому свежие и оригинальные идеи молодых и талантливых людей так высоко ценятся в современном бизнесе. Ведь даже традиционные промышленные компании все чаще признают, что успешный путь вперед лежит через воображение и эмоции.


Татьяна Ткачук
20.05.2005  Секрет фирмы

20.05.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов