Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Связь в индивидуальной упаковке

Несколько лет 90% всех заказов фирмы Евгения Лабутина были от МВД, ФСБ и Госнаркоконтроля

В кабинете у Евгения Лабутина, президента фирмы "Компас+радио", висит восемь или десять благодарственных грамот: от ФСБ, пограничников и наркоконтроля. Органы благодарят фирму не за что-нибудь, а за установку систем связи. А вот и она, связь, в стеклянной витрине. Серьезного вида устройства и подписи под ними: зажим типа "крокодил", береговая мобильная радиостанция, профессиональная взрывобезопасная радиостанция. Все это Лабутин везет из-за границы и совершенствует на месте.

Есть ли жизнь на Марсе
Когда в марте 1992-го Евгений Лабутин и Алексей Матвиец открыли фирму "Компас+радио", на двоих у них было $80. На эти деньги партнеры приняли участие в специализированной выставке "Конверсия" в Сокольниках, где и нашли своих первых заказчиков из МЧС. Заказчикам требовалась система связи.
До того как стать бизнесменом, Лабутин работал в институте космических исследований - писал диссертацию про отладочные средства бортовых микроЭВМ, построенных на основе системообразующих элементов для марсохода. Ушел, потому что "пытался продвигать определенные идеи, а они не встретили понимания". А спустя несколько месяцев Лабутин на паях с однокурсником открыл компанию. "Я радиосвязью занимался всю жизнь,- говорит Лабутин.- У меня папа был очень известный радиолюбитель, он был первым разработчиком кварцевых фильтров и однополосной модуляции. В институте я писал диплом о пакетной радиосвязи - это если по радиоканалам передается информация в виде цифровых пакетов. И когда мы открылись, мы этим и занялись. Кстати, "компас" - это не компас, который показывает север-юг, это означает "компания пакетной связи". Мы сами паяли вот эти контроллеры, сами находили заказчиков и сами продавали. Сначала нас было двое, потом взяли секретаря, затем пришел человек в технический отдел, позже стали менеджеров по продажам приглашать. К 1994 году компания достигла такого размера, как сейчас,- около 30 человек. И мы приняли решение штат не увеличивать, потому что более крупной компанией сложно управлять". Эта позиция отражена на сайте "Компаса": там сказано, что фирма делает ставку "на молодых в душе людей, которые лучше будут работать 20 часов сутки, но не допустят превращения своей фирмы в бюрократическую контору из 100 человек, где каждый ни за что не отвечает. Все мы работали на государственных предприятиях и знаем, как это тормозило работу". Многие сотрудники действительно работали не только на госпредприятиях повышенной секретности, но и в технических отделах силовых структур.
- Но если вы хотите расти, вам нужно больше людей. Или не хотите?
- Задача сильно вырасти не стоит,- загадочно отвечает Лабутин.

"Дилеров мы сами выращивали"
Вслед за МЧС в "Компас" пришли силовые структуры. Пришли в хорошем смысле словам. МВД, ФСБ, Госнаркоконтроль и проч.- несколько лет они доставляли компании около 90% всех заказов.
- А как получилось, что вы начали с того, что сами что-то паяли, а потом начали завозить готовую технику?
- В 1993-м немецкая компания предложила нам стать ее дистрибуторами по средствам связи. Я еще в 1990-1991 годах посещал эту компанию, потому что тогда я делал пакетную радиосвязь для экспедиции Дмитрия Игоревича Шпаро. Это первый человек, который на лыжах дошел до Северного полюса. Мой отец с 1972-го года работал с Дмитрием Шпаро, в 1989-м был первый переход, потом было еще несколько. Меня приглашали туда делать цифровую радиосвязь. У нас тогда нормальной аппаратуры не было, и я ездил в Германию для изучения и закупки оборудования. Так что контакты с немецкой фирмой у меня еще с тех пор. И когда они узнали, что мы занимаемся связью, они пригласили нас стать их дистрибуторами, и какое-то время мы сотрудничали, а потом стали работать с Японией. Причем за полгода-год все у нас стало очень бурно развиваться.
- Законодательные ограничения не мешали?
- Раньше бизнес на радиосвязи был ограничен очень жесткими законодательными рамками. И потребителю и поставщику требовалась масса разрешений и сертификатов. За все надо было платить, стоимость всех разрешений была значительной. Сейчас все упростилось, цены снизились. Я их не помню, поскольку денежными вопросами не занимаюсь.
- Когда система упростилась, появились новые клиенты?
- Сбербанк и другие банки, "Газпром", РАО ЕЭС, коммерческие структуры, особенно охранные. С 1993 года и до сих пор. У нас есть радиосвязь для спортсменов, лыжников, сноубордистов, даже с альпинистами работаем. А еще рыболовы, грибники, достаточно много народу. Для них ввели упрощенную процедуру получения разрешения. Это произошло года четыре назад, и сейчас частные лица покупают около 1000 радиостанций в месяц, что составляет примерно 20-25% продаж в количественном выражении.
- Иными словами, вы познакомились с розницей. Как это было?
- Работаем со спортивными магазинами, у нас существует отдел продаж, отдел рекламы и маркетинга. У нас есть дилеры в других городах - в Петербурге, в Новосибирске, которые делают у нас закупки и продают магазинам. У нас по России большая дилерская сеть, она начала появляться в 1993-м. Первых дилеров мы сами выращивали. К нам приходили люди, мы видели, что им интересна радиосвязь, и говорили: создайте свою компанию, скажем, в Челябинске и будете заниматься этим делом. Сейчас некоторые такие компании стали больше нашей.

Первые седины
Конкуренция в этой сфере никогда не была жесткой. Поначалу ее не было вообще, да и сейчас она невелика. "В 1992-м радиосвязью занимались еще две-три компании,- поясняет Лабутин.- Очень бурный рост таких фирм, как наша, был до кризиса, а в момент кризиса почти все сдохли, осталось очень немного. Новые практически не появляются. Может, за год одна появится и одна пропадет. Сегодня нас можно по пальцам одной руки пересчитать. На всю Россию. И число таких фирм увеличиваться не будет".
Еще на заре своей деятельности, задолго до кризиса, фирма пережила полузабытый ныне павловский обмен денег. Без потерь, благо наличности у партнеров тогда не было вовсе. А когда она появилась, за дело ее отъема взялись банки. Лабутин говорит, что с 1992-го по 1997 год пять банков закрылись вместе со всеми их деньгами.
- Банк "Восток", банк "Лефортовский", этот, как его, на "Профсоюзной" Инкомбанк,- вспоминает он.- Все пережили… Мы даже просили силовые структуры принимать участие в спасении денег, даже удавалось где 50%, где 80%, где 10% назад получить. А иногда и ничего.
- Как спокойно вы об этом рассказываете!
- В пятый раз легче, чем в первый. К тому же с 1997-го года проблем с банками не было.
Вообще 1996-1997 годы Евгений вспоминает как самый лучший период: тогда были большие объемы продаж. "А потом случился кризис, и все упало, а потом возросло и стабилизировалось. С 2000 года заметен небольшой стабильный рост",- резюмирует он.
Надо отметить, что благодаря специфическому товару и специфической клиентуре бизнес Лабутина зависит не только от различных рыночных показателей, но и от факторов, скажем так, специфических. "Когда происходит теракт,- поясняет он,- силовые структуры приходят для закупки дополнительных средств связи. Так постоянно происходит". А если реорганизация Минсвязи - жди снижения объемов. Потому что некому выдавать разрешительные документы, стало быть, импорт падает. Например, в позапрошлом году на цифровые средства связи пришлось 20% продаж, а в прошлом их не завозили вовсе - по той же самой причине. В текущем году, по мнению Лабутина, ситуация выправится и цифровые средства займут в обороте 50-60%.
- Случалось, чтобы стоял вопрос о закрытии фирмы?
- Нет,- говорит Лабутин.- Но все, что у нас есть,- это же не просто так… Скажем, тендер одной крупной компании, который мы проиграли. Лет шесть назад это было. Я находился тогда в Японии на переговорах, мне позвонили… Мне потом сказали, что в этот день у меня появились первые седые волосы. Вот, видите? А потом оказалось, что тот поставщик, который выиграл тендер, не в состоянии выполнить условия. И мы, как занявшие второе место, переместились на первое.

"Если нужно перекрыть кому-то газ"
На первый взгляд Лабутин занимается импортом техники, однако привезти ее - лишь полдела.
- Какой процент в обороте занимают работы, которые вы выполняете?
- Средство радиосвязи, когда вы его привезли, это что? Кусок железа. Вы его включаете, а оно не работает. Нужно запрограммировать частоты, каналы, вызовы, всю структуру сети нужно прописать, настроить контуры, пятое-десятое. Где-то должна быть установлена базовая станция, с которой потом будут связываться. Поэтому половина нашего оборота - работы. Скажем, в 1993-м мы устанавливали радиосвязь между Звездным городком и станцией "Мир". Сейчас делаем свой маленький радиолюбительский спутник, хотим его в космос запустить. Он будет летать несколько месяцев, и школьники смогут за ним следить, рассчитывать орбиты. Это мы будем делать сами, конструктивно работа, конечно, согласовывается с Центром управления полетами. Мы там были много раз, в Звездном городке. Космонавты должны уметь пользоваться радиосвязью, и для этого нами создан центр обучения.
Действительно, если на одной стене кабинета - грамоты от силовиков, то на другой - от разных космических ведомств. Вот космонавты Сергей Крикалев, Муса Манаров, вот какие-то засекреченные, должно быть, люди из Звездного городка.
- Вы устанавливаете систему связи, но техника-то не своя, а привозная?
- Если вы дом строите, вы же кирпичи берете готовые? - обижается Лабутин.- Так и тут, берем какие-то готовые элементы, а из них создаем что-то свое.
- И как вы оцениваете свое место на рынке?
- Мы по цифровым терминалам имеем 90% российского рынка,- говорит Лабутин.- По радиостанциям "Вертекс" - больше 40%. Если учесть, что мы ими занялись три года назад и что ближайший наш конкурент имеет только 20%.
- А есть у вас заказы из-за границы?
- На Украине много контрактов, я там был две-три недели назад и опять поеду. Там есть нефтепровод, для него мы делали систему связи. Сейчас работаем для СБУ - это вроде нашего ФСБ. Для Казахстана было реализовано несколько проектов, для Узбекистана, Азербайджана. В странах СНГ у нас партнеры, с которыми мы работаем по 10 лет. И, как правило, не мы принимаем участие в тендерах, а передаем им все полномочия.

"Все меня боятся"
- Как вы, человек, пришедший из науки, управляете коллективом?
- А я с детства прирожденный руководитель,- говорит Лабутин почти серьезно.- Когда едем в отпуск, все меня боятся… Подъем в 6.15, утреннее построение и вперед на гору. Ну, я сам на лыжах не катаюсь. Я на сноуборде. Что еще? Кайтсерфинг (это когда гражданин, привязав себя к воздушному змею, несется на лыжах по волнам со скоростью 40-60 км/час.- "Бизнес"). Потом, каньонингом я занимаюсь. Это когда есть горная река, обрывы, а вы прыгаете вниз с водопадом в горное озеро, с высоты 10-30 м. Сыну тоже очень нравится. Еще? Еще на мотоцикле я езжу. Удобно, потому что пробки. Ну, чуть больше 200 км/час, это за городом. По Москве больше 160 км/час проехаться негде. В шахматы очень люблю играть. Кстати, очень многие из тех, кто занимается экстремальным видом спорта, играют в шахматы. Да мы все друг друга знаем… Несколько лет назад в России кайтсерфингом занимались человек пятьдесят. Сейчас, наверное, несколько тысяч.
- Какая у вас кадровая политика? Предпочитаете нанимать по анкете или друзей?
- Родственников и знакомых стараемся не брать. Потому что появляются непроизводственные отношения, увольнять трудно.
- У вас, судя по всему, четкая оргструктура и прописанный документооборот. Это, наверное, появилось не сразу? Когда это было введено?
- Лет шесть-семь назад, после кризиса, у нас была реорганизация. А что обязанности надо разделить, мы поняли, когда у нас стало 30 человек.
- Сфера у вас узкая. Где вы берете сотрудников? И как оцениваете молодых специалистов?
- У нас много специалистов, которые работали в технических отделах силовых структур. Из Института связи много людей. Найти хороших специалистов в нашей области сложно… Мы пытались набирать их через агентства, но безуспешно. Либо вообще не могут найти, либо человек не подходит. Большинство сотрудников воспитаны в недрах фирмы. Многие люди сами нам присылают резюме - мы фирма известная. Вызываем, смотрим… А текучесть кадров у нас низкая, люди по 10 лет работают. Молодежь? Разная. Вот к нам из Института связи приходят… хорошие, соображают. Но я считаю, что наше поколение получило оптимальное образование. Это были такие специалисты, которые все-все знали.
Может, даже знали, есть ли жизнь на Марсе?

АНАСТАСИЯ НАРЫШКИНА

Деловая газета "Бизнес"

07.06.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов