Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Живительные источники

Уникальная продукция, повышение цен и общий подъем в отрасли, активная региональная экспансия, монопольное положение, диверсификация - рост компании может иметь самые разные причины. Эти причины и стали темой исследования, проведенного редакцией "Секрета фирмы" совместно с Ассоциацией менеджеров.

Рост, утверждают теоретики менеджмента,- это не просто реализация перспективной возможности развития, а выбор из нескольких одинаково заманчивых вариантов. Выходить в регионы или оставаться дома, увеличивать выпуск уже существующих продуктов или полностью обновлять ассортимент, ориентироваться на массового потребителя или на эксклюзивную клиентуру, развивать только существующее производство или осваивать смежные отрасли? От всех этих непростых решений зависит динамика развития любой компании. А во многих случаях главную роль играют не столько особенности самой компании, сколько внешние факторы, связанные с рынком. И, затевая это исследование, мы попытались узнать, какие именно обстоятельства ускоряют рост компаний, а какие - ограничивают. Для этого мы изучили сведения о лучших предприятиях России, предоставленные Экспертным институтом (научно-исследовательский центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей), а также совместно с Ассоциацией менеджеров провели опрос более полусотни отечественных предприятий из разных отраслей промышленности, торговли и сферы услуг.

Спасибо рынку

Полученные результаты еще раз подтвердили, что стремительный рост - это прерогатива избранных. Большинство компаний росли на 10-30% в год. Доля же компаний, чья выручка в течение трех последних лет увеличивалась ежегодно на 60% и более, а также предприятий, рост которых постоянно ускорялся, не составила и 15%.
Как выяснилось, процветание большинства "быстрых" и "ускоряющихся" было связано преимущественно с внешними факторами: повышением цен на их продукцию и общим подъемом в отрасли. Например, выручка компании "Карельский окатыш" в первом полугодии нынешнего года выросла в 11,5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2004 года по причине резкого повышения цен на железную руду и концентрат. По оценкам аналитиков, из-за огромного спроса со стороны металлургических комбинатов развивающихся стран, таких, как Китай, цены на концентрат за последний год подскочили примерно вдвое.
К тому же многие из тех, кто пожинает плоды благоприятной рыночной конъюнктуры, на волне роста цен изменили "правила игры", отказавшись от трансфертного ценообразования или давальческих схем, а это дало им еще больший рост. Так, еще несколько лет назад "Аммофос", крупнейший производитель минеральных удобрений, работал по давальческой схеме с компанией "Апатит", перерабатывая апатитовый концентрат и получая доход только от услуг по переработке. Но со второго квартала прошлого года "Аммофос" перешел на самостоятельную реализацию удобрений, и в результате его выручка выросла в два раза.
Или, скажем, крупная нефтехимическая компания "Салаватнефтеоргсинтез". Ее объемы продаж в первом квартале текущего года по сравнению с тем же периодом предшествующего года подскочили на 135%. Аналитики полагают, что основная причина столь впечатляющего роста - отказ от трансфертного ценообразования, то есть от продажи своей продукции по ценам ниже рыночных аффилированным структурам. Хотя в компании это и не подтверждают официально.
Ряд быстро растущих компаний обязан своим бурным расцветом даже не отрасли, а промышленному подъему в целом. Один из примеров - вагоностроительное предприятие "Алтайвагон". Растет производство - растет и объем перевозки грузов, а значит, увеличивается потребность в продукции предприятия: вагонах, цистернах, платформах. В этом году крупными клиентами "Алтайвагона" стали угольные компании, а в позапрошлом году, говорит генеральный директор "Алтайвагона" Сергей Еремеев, отмечался просто ажиотажный спрос на цистерны, и выручка компании выросла почти на 300%.

Экстенсивный рост

Подавляющее большинство предприятий, принявших участие в нашем опросе, последние три года черпали резервы роста, наращивая производство существующей продукции. А когда рынок на подъеме, развитие компании сдерживают только ее ограниченные производственные мощности. Поэтому практически у всех "ускоренных" рост обеспечивался масштабной модернизацией производства. "Основная цель наших программ - устранить узкие места в производстве, чтобы серьезно увеличить объемы, а также перейти на новые технологии с целью снизить издержки и сделать качество концентрата более стабильным",- говорит Евгений Ромащин, финансовый директор "Карельского окатыша". Одной из отраслей, переживающих сегодня потребительский бум, является промышленность отделочных строительных материалов, в частности облицовочной плитки, здесь рост составляет в среднем 40-50% в год. А производитель "Велор" (торговая марка "Керама"), который раньше других расширил свои мощности и перешел на современные технологии и оборудование, рос еще быстрее, постепенно отвоевывая доли рынка у менее продвинутых конкурентов.

Захват территории

Другой значимый фактор, обуславливающий высокие темпы роста,- активная территориальная экспансия, сначала в регионы России, затем в СНГ. Наилучшую динамику продемонстрировали те, кто освоил тот или иной региональный или международный рынок раньше конкурентов. Например, для операторов мобильной связи расширение территориального охвата - вопрос выживания. Одни строят сети сами, другие же предпочитают покупать местных операторов. И чемпионом здесь является компания МТС: в прошлом году она приобрела около десятка региональных компаний, затратив на свои покупки $403,7 млн. В результате компания получила готовые абонентские базы, а главное, лицензии на использование частот. И тем самым убила двух зайцев: быстро захватила нужную территорию и затруднила доступ туда конкурентам, поскольку количество лицензий в каждом регионе ограничено.
Однако многие "быстрые" и "ускоряющиеся" отдают предпочтение странам дальнего зарубежья. "Потенциал роста за счет внутренних резервов у нас почти исчерпан,- комментирует Евгений Нечипоренко, финансовый директор компании "Бриг-стар", занимающейся оптовой торговлей свежемороженой рыбой и морепродуктами.- Поэтому для нас приоритетны Китай и Европа, а рынки России и СНГ мы считаем менее перспективными: слишком уж велико воздействие нерыночных факторов конкуренции".

Творцы идей и рынков

А вот доля предприятий, стремительно растущих благодаря уникальной продукции или открытию новой, никем не занятой ниши на рынке, оказалась крайне невелика. Один из немногих примеров - Завод сибирского технологического машиностроения (ЗСТМ), производитель индукционного нагревательного оборудования для промышленных предприятий. Специалисты ЗСТМ, взяв на вооружение изобретение коллег из Новосибирского электротехнического института, в середине 1990-х годов спроектировали уникальный индукционный нагреватель нового поколения, во многом превосходящий альтернативные тэновые и электродные нагреватели. Фактически ЗСТМ создал отдельную, перспективную нишу на рынке нагревательного оборудования для промышленных целей, что обеспечило заводу бурный рост. По словам Аллы Седышевой, заместителя директора ЗСТМ по экономике и финансам, темпы роста выручки завода в течение последних лет не опускались ниже 90%.
Но, похоже, время компаний, делающих ставку на новые товары и новые ниши, еще не пришло. Большинство предприятий сегодня обязано своим бурным расцветом прежде всего наращиванию выпуска в условиях благоприятной конъюнктуры. А наступит это время, когда основные источники экстенсивного роста будут исчерпаны. И, кстати, как показывает мировая практика, именно инновационные компании, не зависящие ни от пресловутого административного ресурса, ни от колебаний цен на нефть, газ или руду, в долгосрочной перспективе демонстрируют наилучшую динамику.

Харизма в порядке

Но каков бы ни был источник роста, компания должна обладать и особыми "мускулами роста" - внутренними стимулами, подстегивающими ее развитие. Так, если компания бурно растет, у этого роста обязательно есть вдохновители: либо акционеры предприятия, либо директора, либо и те и другие. По мнению большинства наших респондентов, именно личные, деловые и профессиональные качества руководителей являются важнейшим стимулом роста их предприятий. А второй по значимости стимул - наличие у предприятия четких, регламентированных хозяйственных процессов и учетных процедур. Однако две самые быстрорастущие группы - "сверхбыстрые" и "ускоряющиеся" - на первое место одновременно поставили и качества руководителей, и упорядоченные процессы. Именно последние, считают наши собеседники, позволяют предприятию быстро тиражировать опыт и организационную структуру при освоении новых регионов и рынков. Кроме того, с ростом компании увеличивается и риск утраты информационного контроля над предприятием. И не случайно в категории "ускоряющихся" оказалось несколько софтверных и консалтинговых компаний, специализирующихся на разработке и внедрении учетно-управленческих систем, в том числе SAP CIS и IBS. По словам Алексея Шлыкова, генерального директора SAP CIS, компании-разработчика таких систем, самая свежая тенденция в его бизнесе - бурный рост доходов от сопровождения и обновления установленных систем, доказывающая, что учетно-управленческие системы активно используются заказчиками.

Ветер организационных перемен

Бурный рост - это не только подарок для акционера, но и настоящая головная боль для топ-менеджеров, начальников снабженческих, сбытовых и прочих служб, это постоянно усиливающийся беспорядок, не говоря уже о заваленных работой отделах кадров. Потому-то, когда мы попросили предприятия назвать несколько типов изменений, значимых для обеспечения развития, большинство поставили на первое место формализацию хозяйственных процессов. Это свидетельствует о том, что стабильно быстрый рост возможен только в условиях четких управленческих процедур. Второе место было отведено модернизации производства, а третью и четвертую позицию в этом списке опять заняли организационно-кадровые факторы: качественное изменение оргструктуры и ввод новых систем мотивации для менеджеров и персонала. При этом новые системы мотивации, как и следовало ожидать, оказались особенно востребованными в компаниях со стабильно невысокими темпами роста. Естественно, "самые быстрые" тоже выделились из общей массы. Важнейшим новшеством, необходимым для беспрепятственного развития их компаний, они назвали изменение оргструктуры (см. материал "Единицы роста"). Вопрос не праздный, особенно ввиду того, что многие из "быстрых" переориентируются на новые группы потребителей, подвергая ревизии свои сбытовые сети, службы продаж и сервисного обслуживания. Следующие места по значимости вполне логично заняли такие факторы, как появление новых групп потребителей и рост заимствований.

Замедлители роста

По данным одного из зарубежных исследований, из 44 компаний, продемонстрировавших в 1982 году наибольшие темпы роста, через пять лет продолжали расти лишь три, остальные либо скатились в зону убытков, либо вообще исчезли с рынка. И произошло это в первую очередь потому, что темпы роста этих "метеоров" оказались выше, чем смог выдержать их персонал. Немаловажность этого фактора отмечают и наши респонденты. Практически все считают главным препятствием для развития их предприятий нехватку квалифицированного персонала и менеджеров разного уровня. Другим ограничителем являются серьезные конкуренты, а почетное третье место занимают барьеры, создаваемые государством. Исключение, как всегда, составили "сверхбыстрые", которых беспокоит не персонал или "неудобное" государство, а ограниченный рынок сбыта их продукции и возможное снижение цен.
Из вопроса об ограничителях роста непосредственно вытекает и другой: почему компания растет, а потом ее динамика начинает неуклонно ухудшаться? Наиболее очевидный ответ: чем больше размер предприятия, тем меньше оно растет. Но это объяснение - не единственное. Некоторые компании, обслуживающие крупный корпоративный рынок, пострадали, например, оттого, что лишились одного или нескольких выгодных клиентов. Например, самарский завод "Электрощит", производитель запасных частей для бурового оборудования, прежде стабильно развивавшийся, в первом квартале этого года сильно "просел", получив убытки примерно на 3,6 млн рублей. И главным виновником проблем завода стала переживающая не лучшие времена НК ЮКОС, один из постоянных заказчиков оборудования на "Электрощите". Чтобы исправить положение, завод отправился за новыми клиентами в Нижний Новгород, открыв там свой филиал.

Главная линия

Покупка компаний, выход в регионы, обновление ассортимента - это лишь тактические меры, которые определяются стратегическим курсом развития: будет ли предприятие защищать свои прежние достижения, постепенно наращивать свою долю на рынке, либо оно является сторонником агрессивного захвата рынка? Как ни странно, самой спокойной, предпочитающей укрепление уже достигнутых позиций, оказалась группа с достаточно высокими темпами роста в 30-60%. А точки зрения "средних" и "быстрых", напротив, разделились: одни компании придерживаются пошаговой концепции, другие убеждены в эффективности резких движений.
Но самым интересным нам показалось совпадение стратегий роста у "замедленных" и "ускоряющихся". И те, и другие заявили, что их компании будут придерживаться политики резкого усиления присутствия на рынке. Однако на вопрос о конкретных источниках роста "замедленные" давали совершенно разные ответы. Одни говорили о покупке компаний, другие - о выходе в регионы, третьи - о переориентации на новых клиентов и освоении смежных отраслей, о выпуске новой продукции, четвертые диверсифицироваться не собираются, а ищут инвестора. Словом, перечислялись все возможные варианты. И единственным фактором, который не упоминался, был рост за счет наращивания производства существующего ассортимента. Когда продажи имеющейся продукции стабильно падают, надеяться, что она станет источником роста в будущем, бессмысленно. Сначала надо разобраться, что не так.
Агрессивные стратегии плохи только тем, шутят эксперты, что стоят много денег. "Быстрые" и "ускоренные" говорят о росте, модернизируют производство, внедряют новые информационные технологии и вносят прочие изменения, необходимые для дальнейшего развития, используя для этого чужие деньги. Более крупные компании эмитируют облигации, менее крупные ограничиваются банковскими кредитами. Распространенная форма финансирования капитальных проектов - привлечение кредитов банка какой-либо западной страны специально для покупки технологического оборудования у фирмы из той же страны. Компании залезают в долги, но кредиторов это не смущает. Ведь высокие темпы роста - весьма убедительный аргумент.



23.06.2005  Секрет фирмы

23.06.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов