Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Свобода как бизнес-прием

Поскольку отечественного рынка комиксов не существует, конкурентов у Хромовых нет

Рассказал мне как-то знакомый психотерапевт, что большинство его клиентов-невротиков - граждане, замученные необходимостью торговать нефтью, рассчитывать покупательскую способность или изобретать способы повышения эффективности продаж. В общем, заниматься нелюбимым, но денежным делом, в то время как душа просит, скажем, преподавать арифметику в начальной школе или тихо заниматься наукой в родном НИИ,- вредно. А я на это возразила, что все больше людей из среднего класса находят баланс между коммерцией и тем, что им на самом деле интересно. Как именно этот баланс находится - мне рассказали художники Хромовы, Татьяна и Александр.

Студия "Анубис" появилась на свет десять лет тому назад. В те времена свободные художники Хромовы рисовали обложки для детективов и комиксы для журнала Mega Game. В один прекрасный день издательский дом, который выпускал журнал, решил издать комиксы отдельными брошюрами, как на Западе. Для этой работы пригласили именно Хромовых.
Надо сказать, что к тому моменту - как, впрочем, и сегодня - отечественного рынка комиксов не существовало. Бывали некоторые попытки что-то нарисовать и издать, но заканчивались они все печально: тираж ложился мертвым грузом, студии распадались, народ разбегался. В одной такой студии в начале девяностых успел поработать и Александр. Комиксы были его детским увлечением. "Мне их привозили из-за границы, я менялся ими в школе,- вспоминает Александр.- Начал собирать коллекцию. Потом увлечение переросло в работу". Правда, это занятие не кормило, так что на хлеб с маслом проще было заработать, рисуя обложки для книг, рекламу или картинки для журналов - иногда в стилистике комикса.
И когда поступило предложение от издательского дома, который брал на себя финансирование проекта и распространение тиража, а художникам давал полную свободу, Хромовы не думали ни минуты.
- Начали изучать западные образцы, пробовать, экспериментировать,- говорит Александр.- Находили журналы, в которых расписывается, как комиксы делают на Западе, ориентировались на их технологии. Приходили люди, не знавшие, что такое комиксы, нам приходилось их обучать с нуля.

Сделать выбор
Для тех, кто тоже "с нуля", сообщаем, что комикс делается следующим образом. Сначала пишется сценарий. Затем художник рисует все в карандаше. Затем карандаш обводят жирной линией, а уже потом раскрашивают. Как правило, все это делают разные люди - так быстрее и технологичнее.
Один из основных вопросов при создании комикса - это выбор и подача темы. А для этого надо знать, кто твоя аудитория, сколько ей лет, чего она хочет и т. д. Издательство ответов на эти вопросы не имело. Поэтому художники провели собственное маркетинговое исследование: опросили знакомых, детей знакомых и молодых сотрудников издательства.
- Мы хотели понять, в каком виде может у нас прижиться это направление. Будет ли это журнал, где один комикс, или альманах, в котором несколько авторов, или же толстый журнал, где и комиксы, и литература, и обзоры,- говорит Александр.- Услышали много неожиданного. Например, выяснилось, что 24 страницы - мало. Мы привыкли, что журнал - это 100-150 полос, чтобы его можно было час читать в метро. А комикс в 24 полосы - его они успевали просматривать, пока спускались по эскалатору.
Тем не менее ответа на вопрос, какая именно тема может увлечь аудиторию, так и не получили, и поэтому волевым решением, говорит Александр, сделали то, что нравилось самим. Итогом полугодовой работы стали два проекта - "Анжелика" и "Тень". Мистика, фантастика, экшн, тираж - по 5 тысяч экземпляров. Результат оказался плачевный.
- Рекламы не было,- вспоминает Татьяна.- Просто отдали тираж распространителю - и все. Распространитель тоже не парился. Почти ничего не продалось, и издательский дом решил, что это не нужно. И прекратил финансирование.
А студия осталась. Правда, вскоре выяснилось, что одними комиксами сыт не будешь, и супруги взялись за рекламу, дизайн книг, журналов и настольных игр.
Собственно, студия - это вот что. Это художники Хромовы, которые работают у себя дома, и примкнувшие к ним коллеги, которые тоже работают у себя дома. Связываются они через интернет. Никто никому не начальник, отношения исключительно партнерские. И отсутствие офиса, и отсутствие начальства - это не случайность, это позиция.
- Мы хотели снять помещение, но тогда мы из художников превратились бы в администраторов,- говорит Татьяна.
- Мы бы попали в зависимость от помещения и оргтехники, нам бы пришлось заниматься бухгалтерией, регистрацией предприятия,- объясняет Александр.- Конечно, когда люди сидят в одном помещении, выше оперативность. А так - ты связываешься по интернету с человеком, а он уехал на дачу, и заказ ушел. А в офисе он всегда на месте, ему сказали - он делает. Но тогда его надо брать в штат и платить ему зарплату. А для нас люди - это наши партнеры, а не наемные работники. И это дает гораздо лучший результат, чем отношения наемного работника и хозяина. Я звоню и говорю: "Вот есть такая работа, не поможете?" - "Да нет проблем!"
И еще это дает такую вещь, как свобода, а она, по мнению Александра, благотворно сказывается на нервах.
- Когда идет, бывает, что недели три сидишь не разгибаясь… В ночи перед сдачей приходят-уходят люди, в пять утра приходят корректоры, мы привозим-увозим пленки.
А потом проект заканчивается, и Хромовы занимаются чем-то для себя. Комиксы и латиноамериканские танцы - это общие, семейные пристрастия. А еще у каждого есть собственные, отдельные хобби. Выдаются вечера, когда Татьяна играет на скрипке, а ее муж занимается коллекцией военно-исторической миниатюры. Солдатиками.
- У нас есть представление о том, сколько мы должны зарабатывать, чтобы нормально жить. Поэтому мы можем зарядиться и неделю работать, а потом на неделю уехать отдыхать,- говорит Александр.
Даже как-то завидно.

"Чтоб себя порадовать"
Студия работает уже десять лет, и принципы ее устройства за это время не менялись. Главное - баланс между деньгами и тем, что интересно Хромовым.
- Сначала мы брали те заказы, которые нам не очень нравились,- раскадровки рекламных роликов. Это самое страшное, никакой фантазии, это вал. Через месяц такой работы начинаешь выть,- говорит Александр.- Сегодня мы отказываемся от более выгодных заказов ради тех, в которых мы можем продвинуть себя как художников. Где-то теряем в деньгах. Что-то делаем просто для того, чтобы себя порадовать.
Чтобы себя порадовать, Хромовы рисуют комиксы. Шесть полос комиксов делаются за три дня, а поступают такие заказы примерно раз в два месяца.
- Нет, бывает, что два раза в неделю, а бывает, что раз в полгода,- уточняет Александр.
При этом комиксы приносят Хромовым процентов десять их заработка, отнимая 40-50% рабочего времени. Про гонорары художников ясно только одно: они невелики. Хромовы не называют цен, но Татьяна приводит такое сравнение: месяц непрерывной работы над комиксами стоит "зарплату специалиста". А три дня работы над рекламой дадут "хороший оклад арт-директора" (это более 2,5 тысячи долларов - ред.).
- Рекламные комиксы дороже,- говорит Александр,- в них как бы заложен бюджет, люди готовы расстаться с определенной суммой, и наша задача - эту сумму у них выведать. Но мы можем сделать дешево, если нам понравится, а можем - дорого. Базовых расценок никаких нет.
- А если заказчику не нравится?
- Исправления оплачиваются отдельно. Большой заказ вообще-то утверждается поэтапно. Скажем, делается эскиз, заказчик его утверждает. Но у нас - Россия. Все работают по таким договорам, и все знают, что никакой суд ничего не сделает.
- Вы бесстрашно выкладываете свои работы в интернете…
- Бывает, что их воруют. Очень часто вижу свои работы на майках и на пиратских дисках. Один журнал своровал работу с нашего сайта в интернете. Мы им позвонили. Ну и что, сказали они, подавайте в суд, если хотите. Оно вам дороже обойдется… Мы подумали и поняли, что за то время, что мы будем с этим возиться, мы сможем сделать гораздо больше. Может, это неправильно, и нужно было довести дело до конца…
- А бывала у вас мысль бросить эти комиксы…
- Да,- говорит Татьяна.
- Нет,- говорит Александр.

На авось
Вот в этой, скажем так, не самой радужной ситуации Хромовы твердо намерены издавать собственный журнал комиксов. На кого он будет рассчитан, какой будет тираж и все прочее - этого они пока не говорят. "Мы, конечно, будем продумывать, для кого этот проект - для подростков или для взрослых. Но делать все равно будем то, что нравится нам". Никакие партнеры и издатели Хромовым не нужны. Журнал они хотят выпускать самостоятельно.
- Издатель будет диктовать свою политику,- говорит Александр.- А нам это надо? Принесет ли журнал коммерческий успех - время покажет. Но зато это будет абсолютно авторский проект. Мы сами напишем сценарии и сами нарисуем. Нам хочется сделать интересный продукт и попробовать его раскрутить.
Как это будет выглядеть технически? Да как любая другая работа.
- Мы люди взаимозаменяемые: каждый может выполнить все этапы рабочего процесса. Это очень удобно. Если человек устал думать или рисовать, то другой может доделать. Мы всегда можем сделать любую работу от начала и до конца, а можем разложить ее на людей.
Похоже, Хромовых не смущает, что на Западе, с которого они берут пример, в этой области практикуется исследование аудитории, планирование, реклама и все остальное, что бывает в других видах бизнеса.
- Они все просчитывают,- улыбается Александр.- Прежде чем выпустить серию, они запускают слухи и смотрят на реакцию, выкладывают какие-то эскизы, наброски, а затем просматривают комиксовые форумы - что о них говорит народ. Не нравится - свернули, нравится - продолжаем работать. А у нас сайтов, посвященных этому, раз-два - и обчелся. И просчитать аудиторию у нас нереально. Сегодня народу нравится одно, завтра другое.
- Вы не боитесь конкуренции?
- Конкуренции нет,- говорит Татьяна.- Ведь она появляется, как только начинаешь зарабатывать. Еще никто из наших монстров не вложил деньги в развитие комиксов. Возможно, потому, что у нас на рынке довольно много западной продукции.
Именно это обстоятельство - засилье, скажем так, иностранного товара - дает Хромовым надежду на успех.
- Если люди потребляют американские комиксы, значит, будут потреблять и отечественные,- рассуждает Александр.- Насколько велика эта аудитория и что людям интересно? По результатам проекта посмотрим.
Может, это и правильно. Может, обойдется без исследований и опросов. Не зря же месяц назад в Москве прошел четвертый по счету фестиваль рисованных историй "КомМиссия 2005", не зря туда съехались люди из разных стран, чтобы показать и продать свои работы, прочитать лекции и провести мастер-классы. Значит, аудитория есть, и людям интересно.

АНАСТАСИЯ НАРЫШКИНА

Деловая газета "Бизнес"

27.06.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов