Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Волжский рубеж

Почему Геннадий Кирюшин продает СМАРТС

Неуступчивый гендиректор самарской СМАРТС Геннадий Кирюшин испортил немало крови конкурентам из «большой тройки» общероссийских лидеров сотовой телефонии. Однако, затратив немало сил и средств на отстаивание независимости, Кирюшин так и не сумел сам выйти на федеральный уровень.

На минувшей неделе депутат Госдумы Сергей Чаплинский обвинил СМАРТС в недостоверности финансовой отчетности, представленной в регулирующие органы для регистрации очередной эмиссии ценных бумаг. В письме, направленном руководителям Федеральной службы по финансовым рынкам Олегу Вьюгину, Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктору Зубкову и министру информтехнологий и связи Леониду Рейману, парламентарий высказывал сомнения в кредитоспособности сотовой компании и даже заподозрил «смартовцев» в строительстве «финансовой пирамиды».

Гендиректор и основной владелец СМАРТС Геннадий Кирюшин, в свою очередь, связал депутатский запрос с происками конкурентов, пытающихся таким образом сбить цену компании, которая к концу этого года собирается осуществить IPO, а до этого – продать блокирующий пакет стратегическому или портфельному инвестору. (Для чего, собственно говоря, и были поданы документы о регистрации злополучной эмиссии.)

Отраслевые аналитики признают, что методы, с помощью которых сейчас пытаются бороться со СМАРТС, характерны для «Альфы Телеком».

«В интересах «Альфы» неоднократно выступал сенатор от Воронежской области Глеб Фетисов, а также бывший депутат Леонид Маевский, – напоминает один из собеседников «Ко». – «Альфовцы» традиционно используют схему, при которой, получив блокпакет компании, пытаются завоевать максимальное влияние в совете директоров и в менеджменте компании».

Геннадию Кирюшину и раньше приходилось воевать с теми, кто стремился укрепить бизнес-позиции или улучшить свое материальное положение за счет его компании. Но на сей раз неуступчивость основателя и гендиректора может очень дорого обойтись СМАРТС.

Несостоявшийся капитан

В 2000 – 2002 годах профессиональные связисты были оттеснены от руководства сотовым бизнесом. Создатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин продал свой бизнес «Альфе Групп». «Железная леди» российского телекома Анастасия Оситис уступила контроль над МТС корпорации АФК «Система». А затем и региональные «сотовые бароны» расстались со своими компаниями. Геннадий Кирюшин оказался упрямее всех. Очевидно, сказалось происхождение.

«Я рос в рабочем поселке в Оренбурге. Полубандитский был поселок. Практически в каждом доме был кто-то «сиделый», – рассказывал Кирюшин в одном из интервью. Его самого «опасная трясина», к счастью, не засосала. Но тяга к приключениям осталась. Незадолго до призыва в армию будущий связист отправился в Одессу. Друг предложил вместе поступать в тамошнее мореходное училище. «Я понимал, что даже медкомиссию не пройду из-за проблем с глазом, – вспоминает Кирюшин. – Но решил перед армией хотя бы на море отдохнуть».

В «мореходку» Кирюшин не поступил. Но ему очень хотелось остаться в приморском городе. Поэтому он подал документы в Одесский электротехнический институт связи им. А.С. Попова.

«Едем как-то с другом на трамвае, – объясняет гендиректор СМАРТС причины этого своего авантюрного поступка. – Видим – институт связи. Что это такое, мы понятия не имели. Названия специальностей тоже были не очень ясны. Да какая разница, все равно, думаю, не поступлю».

Но на сей раз Кирюшина приняли. Началась другая жизнь. «Я научился пить вино, – говорит наш герой. – До этого пил только водку. Водка мне очень тяжело давалась, я ее люто ненавидел. Но в нашем поселке считалось, что мужчины пьют только водку, а вино пьют женщины. В Одессе же я полюбил сухое вино».

Приобщение к изысканным спиртным напиткам не помешало учебе. Связист из Кирюшина получился неплохой. За пять лет после окончания института он у себя в Оренбурге дослужился до главного инженера и всерьез задумался о карьере ученого. Потому и решил снова покинуть родные края и переехать в Куйбышев, став младшим научным сотрудником электротехнического института связи.

Но то ли теория оказалась не столь интересной, как практика, то ли зарплата м.н.с. не очень удовлетворяла, во всяком случае, в 1986-м Кирюшин снова оказался на производстве. Причем на «оборонном», в ту пору весьма высокооплачиваемом. 30-летний инженер занялся разработкой систем связи на выпускавшем военные спутники ОКБ «Янтарь».

Дмитрий Зимин в советские времена тоже трудился в «оборонке», создавая радиолокационные станции для системы противоракетной обороны. А с началом перестройки возглавил кооператив «КБ «Импульс», который стал основой «Вымпелкома».

Геннадий Кирюшин, работая замом главного инженера ОКБ «Янтарь», возглавил «Средневолжскую межотраслевую ассоциацию радиотелекоммуникационных систем» (СМАРТС). Предприятие продавало автомобильные радиотелефоны системы «Алтай» и другое оборудование транкинговой связи. И снова до известной степени это была авантюра.

«Когда СМАРТС только создавался, я был наемным работником. Потом нам разрешили купить акции, – вспоминает Кирюшин. – Так как в то время это был всего лишь мыльный пузырь, который неизвестно, лопнет или нет, мы купили акции без проблем. Был тяжелый этап, люди уходили. А мы остались – я, Борис Скворцов и Денислям Янчерин (нынешние совладельцы СМАРТС. – Прим. «Ко»)».

Поначалу приходилось довольствоваться транкинговой связью, поскольку обзавестись лицензией на популярный тогда стандарт NMT450 компании не удалось. Но в феврале 1995 года СМАРТС получил лицензию Минсвязи на еще не раскрученный тогда стандарт GSM 900. Кирюшин решил продать транкинговую систему «Волемот» и вложить вырученные средства в новый стандарт.

 

Между «питерскими» и «московскими»

 

«Технологическая» прозорливость руководства не избавила СМАРТС от проблем. Из-за конфликта с местной властью над компанией нависла угроза закрытия. «Один чиновник из областной администрации буквально изничтожал нас, – вспоминает Кирюшин. – Оставался последний шаг: лишить лицензии. И для нас все было бы кончено. Чиновник уже объявил, кому намерен передать нашу лицензию. Мне даже убить его хотелось. Но подумал: неужели я такой тупой, что не могу решить эту проблему? На уголовщину идут примитивные люди, неумные. Они не могут найти оптимальное решение. Но все-таки мы вырулили. И тот чиновник, кстати, жив».

Не исключено, что СМАРТС удалось «вырулить» благодаря появлению в числе акционеров компании Алексея Титова, сына самарского губернатора. Получив такого акционера (хотя Титов-младший владел всего 6% в связистских кругах поговаривали, что Титов-старший чуть ли не контролирует компанию), СМАРТС обеспечила себе вхождение в «высшую лигу» отечественного «сотового» бизнеса. По крайней мере, все именитые конкуренты поволжской компании имели высокопоставленных покровителей. У Дмитрия Зимина сложились довольно неплохие взаимоотношения с Борисом Немцовым. АФК «Система», контролировавшая МТС, тесно сотрудничала с московской мэрией. А основатели «Северо-Западного GSM» (ставшего одним из «краеугольных камней» «МегаФона») пользовались расположением некоторых весьма влиятельных обитателей Смольного, ряд из которых после поражения Анатолия Собчака на губернаторских выборах перебрались в Москву.

Трудно сказать, во что превратилась бы СМАРТС, победи Константин Титов на президентских выборах 2000 года. Но с приходом к власти петербуржца Владимира Путина компания Геннадия Кирюшина чуть было не стала первой жертвой федеральных амбиций питерских связистов.

В конце 2000-го Минсвязи, возглавляемое президентским земляком Леонидом Рейманом, вознамерилось отозвать у СМАРТС лицензию на работу в перспективном диапазоне GSM 1800. Свои действия регулятор объяснял тем обстоятельством, что, получив соответствующее разрешение в начале года, компания до сих пор не сумела запустить сеть.

Участники рынка связывали очередные злоключения поволжского оператора с повышенным интересом, проявляемым к базовому для СМАРТС региону питерским холдингом «Телекоминвест», который как раз в ту пору занялся строительством третьей общенациональной сотовой компании «МегаФон». Наряду с «Северо-Западным GSM» и московским Sonic Duo в «МегаФон» вошла «МСС-Саратов». А для успешного освоения Поволжья последней требовались частоты для дальнейшего развития в стандарте GSM.

Чтобы отстоять свое право работать в перспективном стандарте, Кирюшин вместе с Константином Титовым и тогдашним главой местного «Связьинформа» Борисом Скворцовым ездил к Леониду Рейману. Не исключено также, что за СМАРТС замолвили словечко руководители АФК «Система», поскольку МТС также собиралась осваивать Поволжье и кирюшинская компания значилась в списке наиболее перспективных кандидатов на поглощение.

В феврале 2001-го лицензионная комиссия Минсвязи вернула СМАРТС право работать в диапазоне GSM-1800. Но альянса с МТС так и не получилось. Стороны не сошлись в цене. Владельцы СМАРТС хотели получить за компанию около $180 млн, а МТС готова была заплатить не более $100 млн.

В тот момент отраслевые аналитики назвали запросы СМАРТС «роковой жадностью». Сам Кирюшин считает, что в случае с МТС его позиция была обоснованной.

От кого зависит будущее

Отказавшись от планов продать компанию федеральному оператору, Геннадий Кирюшин решил, что необходимо самим выйти на общенациональный уровень. Началось наступление на Москву. В июле 2002-го СМАРТС приобрела 60% акций московской компании «Трафик». К тому моменту уже было принято решение об «освобождении» части GSM-частот в Москве и Московской области, находящихся в ведении Минобороны. Этой частотной полосы вполне хватало бы для работы в столичном регионе четвертого GSM-оператора.

Правда, ведомство Леонида Реймана отказало «Трафику» в выделении бывших армейских частот. Но Кирюшин все равно решил купить компанию, убедившись, что она намерена судиться с регулятором. Почти два года продолжалась тяжба между «Трафиком» и СМАРТС с одной стороны и Минсвязью с другой. Но все суды партнеры проиграли. В конце 2003-го Кирюшин заявил, что московский рынок его уже не интересует. «Трафик» продали первоначальным владельцам за ту же символическую сумму, за которую в свое время его приобрела СМАРТС.

Потерпев поражение в очередной битве с Минсвязи, Кирюшин вновь задумался о привлечении партнеров из «большой тройки». После того, как в июне 2005-го гендиректор СМАРТС изъявил желание продать блокпакет компании стратегическому инвестору, российские телекоммуникационные аналитики сделали вывод, что речь идет о патронируемом «Альфой» «Вымпелкоме». (Хотя в качестве претендентов на СМАРТС называются также ближайший конкурент самарской компании поволжский сотовый оператор Tele2 и собирающийся развивать соответствующее направление «Связьинвест».)

Представители «Вымпелкома» отзываются о поволжской компании с изрядной долей скепсиса. «Их доля рынка снижается, – говорит Сергей Миронов, региональный директор Приволжского региона ОАО «Вымпелком». – Это результат агрессивной маркетинговой политики. Тактика компании основана на очень низких ценовых предложениях, существенно ниже средних рыночных цен. Но когда это не подкрепляется качеством предоставляемых услуг, вряд ли возможно получить долгосрочные позитивные результаты».

Независимые эксперты оценивают перспективы СМАРТС также осторожно. «Компании необходимо решить ряд вопросов, связанных с привлечением дополнительных средств для количественного и качественного расширения территории покрытия, проведения дополнительных рекламных мероприятий», – считает аналитик J'son&Partners Ирина Астафьева. На отсутствие активной рекламной политики СМАРТС сетуют и в салонах сотовой связи. «Несмотря на весьма конкурентоспособные тарифные предложения, многие абоненты просто не получают о них информацию, – утверждает директор Краснодарского филиала DIXIS Павел Коломейцев. – Кроме того, СМАРТС не может предложить зону покрытия, аналогичную той, которую предлагают конкуренты».

Геннадий Кирюшин прекрасно осознает, насколько велика потребность его компании в финансовых ресурсах. Наверное, поэтому наряду с привлечением «стратега» обсуждается возможность осуществления IPO к концу этого года.

Ради успешной реализации задуманного Кирюшин готов даже уйти с поста гендиректора после того, как состоится продажа блокпакета.

Но, как показывает история с депутатским запросом Сергея Чаплинского, потенциальные покупатели СМАРТС очень хотят сэкономить. При этом вовсе не очевидно, что ради будущего своей компании Геннадий Кирюшин согласится поступиться не только должностью, но и размером вознаграждения.

Резюме Геннадия Кирюшина

Возраст: 56 лет

Образование: Одесский электротехнический институт связи

Профессиональный опыт:

1991 – настоящее время: СМАРТС, генеральный директор

1986 – 1993: ОКБ «Янтарь», заместитель главного инженера

1973 – 1978: предприятия связи Оренбургской области

 

Что такое СМАРТС

Год основания: 1991

Специализация: сотовая связь

Оборот: $176 млн

Чистая прибыль: $18 млн

Основные акционеры:

Геннадий Кирюшин – 26,45%, Константин Кирюшин (сын) – 20,5%, Борис Скворцов, зам. гендиректора – 19,1%, Динислям Янчерин – 7,2%, Алексей Титов – 6%

Основные конкуренты: МТС, «Вымпелком», «МегаФон»


Антон Бурсак
30.06.2005  журнал Компания

30.06.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов