Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Масличная культура

Александр Курт делает «Русские масла» по «альфовскому» рецепту

Александр Курт, владелец холдинга «Русские масла», до покупки трех заводов группы «ОГО» маслом и жиром не занимался. Недавно созданный холдинг стал главным участником программы Минсельхоза по переработке сои. На рынке его личность упорно связывают с «Альфа-Групп». Правда, в самом консорциуме эту связь отрицают.

Большинство участников масложирового рынка утверждает, что не знают нового владельца трех маслоэкстракционных заводов (МЭЗ), принадлежавших еще в начале года группе «ОГО». «Для нас он загадочный персонаж, из газет знаем только, что его зовут Александр Курт», – делятся с «Ко» в ростовской агро-индустриальной корпорации «Астон».

Об Александре Курте, действительно, мало информации. Известно, что он хороший друг многих топ-менеджеров «Альфа-Групп» и участник «альфовского» клуба путешественников Alfa-Team. В 2003 году команда колесила по пустыне Гоби, а в прошлом году пересекала Африку. По сведениям источников «Ко», Александр Курт работал в «Альфа-Групп» и курировал проблемные сделки по слиянию и поглощению предприятий. К примеру, два года назад он в качестве вице-президента «Альфа-Групп» участвовал в акционерном споре на казахстанском предприятии «КазСабтон» (бывшем Целинном горно-химическом комбинате). Некоторые утверждают, что новый «масложировик» был замечен в имущественных операциях «Альфа-Эко», аграрной «дочки» «Альфа-Групп». Но в департаменте общественных связей «Альфа-Эко» «Ко» заявили, что «Александр Курт не является сотрудником компании». А в CTF Holdings (выполняет функции корпоративного центра консорциума) сообщили, что информации об Александре Курте у них нет.

Купив три завода у «ОГО» и создав на их базе новый холдинг «Русские масла», Курт инвестировал, по словам близких к нему людей, личные деньги. В «Русских маслах» уже разработали трехлетний план развития МЭЗов. Но конкуренты пока не воспринимают компанию как сильного противника, большинство считает, что создание холдинга – портфельная инвестиция.

Заводская сборка

О том, что «ОГО» собирается избавиться от своих маслозаводов, стало известно еще в конце прошлого года. На продажу были выставлены три предприятия – «Флорентина» в Краснодарском крае, «Масло Ставрополья» и Невинномысский МЭЗ в Ставропольском крае. Тогда же появилась информация о том, что «ОГО» ведет переговоры с крупными западными компаниями. Среди потенциальных собственников называлась корпорация Bunge, Международная зерновая компания (российская «дочка» швейцарской Glencore), украинская промышленная группа КМТ. В самой «ОГО» предположения не комментировали.

Финал переговоров оказался для всех неожиданным. В конце апреля владельцем трех заводов «ОГО» стала неизвестная аграрникам кипрская компания Xceed Holding, бенефициар – предприниматель Александр Курт. Обсуждение же сделки, как удалось выяснить «Ко», «ОГО» и Курт начали еще в ноябре прошлого года. На базе предприятий был создан холдинг «Русские масла», который помимо производственного блока включает в себя торговый дом и управляющую компанию. В «ОГО» не говорят, почему решили продать свой масляный бизнес и почему именно Курту. Сколько было заплачено за заводы, стороны тоже не раскрывают. По оценке инвестиционной компании «Финам», они могли стоить около $45 млн.

На масложировом рынке утверждают, что «Русские масла» получили не самое лучшее имущество. По мнению представителей группы компаний «Солнечные продукты», именно качество предлагаемых активов предопределило отсутствие серьезного интереса профильных игроков. Прежде всего, конкуренты отмечают, что МЭЗы, вошедшие в холдинг, далеко не самые крупные. В прошлом году все российские маслоэкстракционные заводы произвели, по данным отраслевой ассоциации «Союзмаргаринпром», около 1,9 млн т подсолнечного масла. Из этого объема «Флорентина», «Масло Ставрополья» и Невинномысский МЭЗ смогли все вместе нажать чуть больше 100 000 тонн. Невысокие объемы усугубляются, по мнению представителей ростовского «Астона», и возрастом заводов (например, «Флорентина» построена еще в 1903 году). К тому же, по словам директора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, два завода находятся в Ставрополье – не самом лучшем месте по урожайности подсолнечника, а «Флорентина» – в одном из «густонаселенных» конкурентами регионе.

Но сторонние оценки не смутили Курта. Предприниматель, закаленный в экспедициях Alfa-Team, в апреле обратил внимание еще на один масложировой актив. Больше года на Лабинском МЭЗе в Краснодарском крае шла акционерная борьба между группой компаний «Русагро» и компанией «Русская бакалея». Зимой этого года изрядно потрепанная конфликтом «Русская бакалея» решила продать спорные акции Лабинского завода компании NTP Group, которая в свое время оказывала ей консалтинговые услуги. Результатом вмешательства третьей стороны стало мирное соглашение с «Русагро», по которому NTP Group владела 30% акций МЭЗа, а «Русагро» – 70%.

«У нас не было цели входить в масложировой бизнес, – рассказывает «Ко» президент NTP Group Игорь Смиян. – Поэтому мы сразу стали искать покупателя на пакет. Наше внимание привлекла информация о том, что «ОГО» продает свои заводы, мы стали интересоваться покупателем». Весной Смиян сделал предложение приобретателю заводов «ОГО». Вначале Александр Курт не воспринял его всерьез, разность активов была очевидна – владельцу сформированного масляного бизнеса показалось абсурдным покупать блокирующий пакет в Лабинском МЭЗе. Но уже в конце мая сделка по приобретению у консалтинговой компании 30% Лабинского МЭЗа была заключена. Представлять интересы Курта на заводе намерена NTP Group, и это предприятие не будет иметь отношения к «Русским маслам». «Для Курта это венчурный проект, – утверждает Игорь Смиян. – Но сотрудничество с «Русагро» на Лабинском МЭЗе дает свои преимущества для «Русских масел» – это своеобразный опыт, который можно будет применить на своих предприятиях».

Впрочем, и покупка заводов у «ОГО» напоминает участникам рынка фондовую операцию. «Сомневаюсь, что имела место реальная купля-продажа активов, – высказывает свое мнение топ-менеджер одной из маслоперерабатывающих компаний. – Даже если сделка все же состоялась, то родившаяся в результате структура просуществует недолго». Другой собеседник «Ко» считает, что заводы были куплены под «Альфа-Эко», которая зачастую приобретала активы с целью дальнейшей их перепродажи. Впрочем, «дочка» консорциума в последнее время, похоже, потеряла интерес к селу. В 2000 году «Альфа-Эко» сформировала аграрный бизнес из сахарных заводов и элеваторов, а уже через два года избавилась от большей части этого имущества. В прошлом году она распродавала остатки (в частности, Ростовский комбинат хлебопродуктов ушел в собственность Международной зерновой компании). Сейчас у «Альфы» остались только три элеватора – Обоянский в Курской области, Тимашевский в Краснодаре и Волгодонский в Ростове-на-Дону. В департаменте общественных связей «Альфа-Эко» официально развеивают опасения рынка: «Альфа-Групп» и «Альфа-Эко» никак не аффилированы с покупкой маслоэкстракционного бизнеса «ОГО» и «Русагро».

Нерезкие движения

Несмотря на то что масложировым бизнесом сама «Альфа-Групп» не интересовалась, сделка Александра Курта – уже второй случай, когда имя консорциума упоминается участниками отрасли. Весной 2003 года бывший топ-менеджер и совладелец «Альфа-Групп» Михаил Безелянский начал акционерную войну с группой «Букет» на Московском жировом комбинате. Безелянский тогда тоже инвестировал в покупку акций предприятия личные деньги. Его желания владеть активом объяснялось просто – уж очень привлекательная отрасль и само предприятие (в 2004 году оборот МЖК оценивался примерно в $48 млн). Но через год бывший «альфовец», вышел из скандального актива, продав акции.

Александр Курт в «интересной» масложировой отрасли предпочел заниматься маслом, а не майонезом, и, возможно, наученный историей с МЖК, сделал это тихо, без скандалов. Он даже не был замечен в перекупке специалистов у других маслозаводов для управления своей компанией. Холдинг «Русские масла» возглавила Анастасия Гуковская, которая, хоть и работала в аграрном секторе, больше известна как универсальный антикризисный управляющий. В 2003-м она возглавляла консалтинговую компанию «Риск-менеджмент технологии». Она сотрудничала с компанией «Продимекс» (специализируется на производстве сахара), которая в то время готовилась выходить на открытый фондовый рынок. Как рассказал «Ко» один из бывших менеджеров «Продимекса», Анастасия «давала советы» по структуризации группы. В начале 2004 года Гуковская перешла на работу в российский дивизион транснациональной компании W.J. (занимается зерноторговлей и производством подсолнечного масла). «В W.J. она отвечала за финансовые взаимоотношения, организацию бизнес-процессов, – вспоминает бывший менеджер W.J., работавший вместе с Гуковской. – Но глубокого погружения в специфику аграрного бизнеса ее работа не требовала».

Пока «масляные революции» не предусмотрены и планами Анастасии Гуковской, разработанными для «Русских масел». Холдинг работает на «старых заготовках», доставшихся ему от «ОГО»: вместе с заводами в «Русские масла» перешел весь производственный персонал, сотрудники коммерческой службы, договоры на поставку масла, заключенные еще с «ОГО», дилерская сеть. Первые полтора месяца своей работы «Русские масла» даже располагались в штаб-квартире «ОГО» и только в конце июня переехали в собственный офис.

По словам Анастасии Гуковской, в ближайшие три года компания сосредоточится на выпуске фасованной продукции, на которую приходится 43% в общем объеме производства. До конца 2006 года «Русские масла» собираются вложить $7 млн в модернизацию Невинномысского МЭЗа и «Флорентины».Сейчас на заводах «Русских масел» выпускается почти 3,6 млн бутылок масла в месяц под маркой «Русь» и еще около 400 000 бутылок масла «Златица». Обе марки относятся к низкому ценовому сегменту, отпускная цена завода – 19 –25 руб. за бутылку. Выход в более высокий ценовой сегмент (в котором позиционируются, например, «Золотая семечка» фирмы «Юг Руси», «Милора» торгового дома W.J.) не планируется. «Спрос на наши марки большой, и география распространения у них такая же, как у конкурентов, работающих в среднем ценовом сегменте, – объясняет Анастасия Гуковская. – Этот рынок достаточно перспективен, так как позволяет наращивать объемы продаж, не увеличивая затрат на продвижение брендов. К тому же в нашей ценовой нише практически отсутствуют конкуренты».

Конкуренты к перспективам холдинга и популярности марок «Русских масел» относятся скептически. Гендиректор торгового дома W.J. Алексей Коломин считает, что бренды «Златица» и «Русь» имеют нулевую стоимость. «Вряд ли эти марки можно назвать федеральными, – добавляет пресс-секретарь «Солнечных продуктов» Наталья Полухина. – По оценкам агентства «Бизнес Аналитика», их суммарная доля на российском рынке составляет менее 1%». Конкуренты считают, что «масляная» экспедиция Александра Курта и его компании вряд ли окажет серьезное влияние на ход событий на рынке еще и из-за высокой конкуренции в отрасли.

Надежные связи

Александр Курт в работу своей компании привнес опыт, полученный от общения с коллегами-единомышленниками по клубу путешественников Alfa-Team. Начиная с 1994 года «Альфа-Эко» участвовала в государственных программах – сначала снабжала российскую армию продовольствием, потом поставляла в Россию чай и рис по межгосударственным сделкам в счет обслуживания госдолгов Индии, Индонезии и Китая, позже компания поставляла гуманитарное продовольствие в Ирак. «Русские масла» не рассчитывают на такой масштаб, но от государства далеко не отходят. Сразу же после сообщения о покупке заводов «ОГО» стало известно, что «Русские масла» будут перерабатывать бразильскую сою, которую собирается закупать Федеральное агентство по регулированию продовольственных рынков (ФГУП ФАП).

Программа Минсельхоза по переработке сои, которую выполняет министерский агент ФГУП ФАП, рассчитана на три года. В этом году из Бразилии будет завезено 300 000 тонн сои. Заместитель гендиректора ФГУП ФАП Эмиль Топчиев в разговоре с «Ко» назвал холдинг Александра Курта фаворитом программы, потому что «он первым обратился» к госпредприятию с предложением о сотрудничестве. К тому же, как известно «Ко», менеджеры «Русских масел» имели связи с ФГУП ФАП, по другим бизнес-проектам. Хотя Топчиев не исключил, что и другие компании будут рассмотрены в качестве партнеров. Например, не так давно «Юг Руси» открыл завод по переработке рапса и сои. В начале следующего года закончит строительство производственного комплекса по переработке сои в Калининграде компания «Содружество», крупнейший в России поставщик кормов.

«ФГУП ФАП имеет хороший выход к морю, – рассказывает «Ко» о возможном сотрудничестве с госпредприятием менеджер одной из связанных с агробизнесом компаний, пожелавший остаться неназванным. – В Новороссийском порту предприятие имеет 51% квот на вывоз зерна, это почти 600 000 тонн всей перевалки зерновых порта. Так как госпредприятие не до конца выбирает лимит, коммерческие компании покупают у него часть этой квоты и таким образом вывозят собственное зерно».

Первые два судна, которые привезут почти 68 000 тонн соевых бобов, направляются в адрес двух заводов «Русских масел» – «Масло Ставрополья» и «Флорентину». Анастасия Гуковская утверждает, что переработка сои займет заводы во время межсезонья, когда на них уже прошли плановые ремонты, а работа с новым урожаем еще не началась. Но, например, в «Астоне» оценивают ситуацию по-другому: «Чтобы переработать тот объем сои, который идет от ФГУП ФАП, потребуется полностью отказаться от переработки подсолнечника». Да и на самом госпредприятии ожидают, что «Русские масла» выделяют под проект постоянные производственные мощности.

Интересно, что «Русские масла» получат не только деньги за переработку сои, но и заработают на продаже соевого масла – самому ФГУП ФАП нужен только соевый шрот, который он и будет реализовывать, обеспечивая отечественный птицепром кормами. По данным группы компаний «Русагро», за аутсорсинговые услуги по переработке сои заводы берут около 1500 рублей за тонну. Исходя из этих цифр, можно предположить, что только на переработке двух партий бобов «Русские масла» получат около $3,5 млн. По данным компании «Техномол» (занимается производством соевого белка), при средней жирности сои в 18% из одной тонны можно получить 180 кг масла. Соответственно, холдинг способен произвести около 12 240 тонн соевого масла. «Соевое масло дешевле подсолнечного, – рассказывает гендиректор «Техномола» Олег Харченко. – Но вместе с тем у него большой рынок сбыта, его можно использовать в растительных маслах, которые, в свою очередь, идут в производство майонезов». По данным «Союзмаргаринпрома», сейчас в России импортное соевое масло продается в среднем по $535 за тонну. Таким образом, «Русские масла» могут, нажав масла только из бобов первых двух партий, получить от потенциальных покупателей почти $6,5 млн.

PR-директор компании «Астон» Игорь Царейкин называет участие «Русских масел» в госпроекте своеобразной минимизацией рисков на малознакомом рынке. И, судя по срокам программы ФГУП ФАП, «Русские масла» подстраховали себя по выполнению бизнес-плана, разработанного риск-менеджером Анастасией Гуковской.

Что такое «Русские масла»

Год основания: 2005

Сфера деятельности: производство и продажа растительного масла

Основные активы: МЭЗ «Флорентина», МЭЗ «Масло Ставрополья», Невинномысский МЭЗ

Основные бренды: «Русь», «Златица»

Оборот (по данным производства заводов в 2004 году): около $41,4 млн

Слабые стороны: низкий объем производства, отсутствие федеральных торговых марок

Сильные стороны: участие в госпрограмме

Основные конкуренты: «Юг Руси», «Астон», Торговый дом W.J., Bunge Ltd.


Марина Смовж
08.07.2005  Журнал "Kомпания"

08.07.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов