Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Деньги из бутылки

Киришский стекольный завод, построенный буквально за год, сегодня входит в десятку крупнейших российских производителей стеклянной тары. Своим стремительным взлетом молодая компания из Ленинградской области обязана прежде всего умению привлечь выгодные зарубежные кредиты под гарантии экспортного кредитного агентства.

Киришский стекольный завод (город Кириши, Ленинградская область) - удачный пример предприятия, созданного с нуля. Динамичного, с хорошей операционной прибылью и агрессивной политикой заимствований. "Стеклянный проект" создавался почти целиком на международные деньги под гарантии экспортно-кредитного агентства (ЭКА) (см. материал "Агентство перевооружений") при минимальных финансовых вливаниях акционеров. Западные банки выдали заводу $16,4 млн в кредит для финансирования импорта технологического оборудования. Но самое интересное, что стеклоделы, не имея никаких ликвидных активов, "выбили" из Запада самые выгодные условия - исключительно благодаря административному ресурсу акционеров и их умению вести переговоры.

Не упусти свой шанс

Когда-то стеклодув брал полую трубку, выдувал из комочка раскаленной стеклянной массы шар или цилиндр - и получалась бутылка с уникальными формами и художественным тиснением. Но в XIX веке Америка подарила миру технологию прессования стекла, и изготовление стеклянных сосудов было поставлено на промышленную основу. Бутылки и банки стали широко использоваться для хранения напитков, еды, косметики и лекарств. Так из произведения искусства стеклянная бутылка превратилась в предмет массового потребления. По всему миру, в том числе и в России, началось стремительное развитие стекольного производства.
Сегодня в России, по данным Госкомстата, выпускается 6 млрд стеклянных бутылок в год. Прогноз на следующий год еще внушительнее - почти 10 млрд бутылок, но предложение все равно отстает от спроса: слишком быстро растут объемы выпуска у главных потребителей продукции - пивоваренных компаний и ликероводочных заводов. А так как бутылка не только ходовой, но и высокорентабельный товар, то рыночные условия для процветания отечественных стеклоделов в последние годы сложились поистине завидные. Правда, мало кто смог использовать свой шанс: одни заводы развалились, другие же из-за изношенного оборудования и морально устаревших технологий выпускают бутылки, качество которых не удовлетворяет покупателей. Рынок словно ждал прихода агрессивных компаний с хорошей технологической базой, таких, как ОАО "Киришский стекольный завод".

Компания: ОАО "Киришский стекольный завод" (город Кириши, Ленинградская область), производство пивной стеклянной бутылки для компаний "Балтика", Heineken и других пивоваренных заводов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Рейтинг: шестой по величине производитель бутылочной стеклянной тары в России (данные ACM)
Объем производства: 230 млн бутылок в год
Акционеры: "Стекольный завод "Кириши"", "Невский дом", "Стеклосервис"
Объем продаж: $15 млн (2004 год)
Доля заемных средств в структуре капитала: 85%
Стоимость проекта: $19 млн, в том числе $16,4 млн кредитных средств
Схема финансирования: целевой кредит Interbanka (Чехия) на оплату импорта оборудования под гарантии экспортного кредитного агентства Egap (Чехия)
Обеспечение: залог оборудования и гарантия правительства Ленинградской области на $8,2 млн
Срок погашения кредита: 2008 год

Стеклянный проект

Когда все заводы в отрасли "лежат", стоит построить современный завод с производством западного уровня - и лучшие заказы, считай, у тебя в кармане. Примерно так рассуждали акционеры компании "Киришский стекольный завод". Построить производство, которое сегодня выпускает 230 млн пивных бутылок в год, удалось за 15 месяцев. Компания воспользовалась пустовавшими помещениями бывшего биохимического производства, причем от старого здания остались только стены: все конструкции были полностью обновлены. В цехе были установлены три поточные линии для стекловарения, оснащенные автоматическими упаковочными механизмами и устройствами контроля качества. Жаростойкое оборудование, огнеупорные печи, системы управления, транспортные механизмы - чешского производства, от известного поставщика Sklostroj Turnov. Линии были запущены в конце 2002 года и сегодня работают на полную мощность, но все равно не справляются с заказами. Главный клиент компании - "Балтика", еще примерно 10% продукции покупает Heineken, остальное расходится по другим пивоваренным компаниям Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Вся продукция раскуплена на год вперед, и акционеры Киришского завода скоро приступят к строительству второго цеха такой же мощности. В прошлом году объем продаж киришских стеклоделов достиг $15 млн, а операционная рентабельность - 26%. Словом, дела обстоят неплохо.

Что самое важное для успеха подобных начинаний? Грамотный бизнес-план, надежный поставщик технологического оборудования и удобная схема долгосрочного финансирования, полагают владельцы завода. Значительную часть этих проблем инициаторы проекта решили, пригласив для разработки бизнес-плана, инвестиционного меморандума и организации оптимальной кредитной схемы финансовую компанию TT Group. Фактически начало новому бизнесу положил контракт на общую сумму $19 млн с чешским поставщиком стекловаренного оборудования Sklostroj Turnov. А он уже предложил российскому партнеру работать через чешский банк Interbanka (ныне входит в международную банковскую группу Bawag). Стороны договорились о том, что ссуды будут выданы под гарантии чешского кредитного агентства Egap. Хотя речь шла о финансировании совершенно нового производства, рассказывает Виталий Богомолов из TT Group, схема мало отличалась от той, которая используется при кредитовании импорта для модернизации уже существующих мощностей. Разница была лишь в том, что западные кредиторы и страховщики оценивали не самого импортера, а инвестиционный проект. И весной 2001 года Interbanka под гарантии Egap выделил Киришскому стекольному заводу целевой кредит в $16,4 млн сроком на 7,5 лет, предназначавшийся для оплаты поставок компании Sklostroj.
Условия финансирования оказались весьма приемлемыми для российских бизнесменов. По словам Виталия Богомолова, плата за страховку Egap составила примерно 7% от суммы контракта, то есть около одного процента годовых. И с учетом кредитной ставки и стоимости страхового полиса стоимость ссуды составила LIBOR + 3% годовых, плюс единовременная комиссия в размере одного процента за организацию сделки.

Административный рычаг

"Киришский стекольный завод" никогда не получил бы хороших условий, если бы его акционеры не умели договариваться и убеждать. Дело в том, что при финансировании с привлечением ЭКА многое зависит именно от субъективных факторов. Опыт Киришского завода показал, что компания вполне может рассчитывать на приличные условия, даже если она вовсе не соответствует представлениям о выгодном заемщике. У завода не было ни имущества, ни кредитной истории - словом, ничего, кроме инвестиционного плана и предприимчивых акционеров. Однако убедить иностранных партнеров снизить ставки им удалось. Специфика модели финансирования с участием ЭКА заключается в том, что приходится задействовать много сторон, много интересов, много комиссий и сборов. Кто за что платит, решается в ходе переговоров. Соответственно, выигрывает тот, кто сможет переложить бремя расходов на своих партнеров.
Наиболее ярко таланты киришских стеклоделов проявились при решении вопроса с обеспечением кредита. Ведь это одно из самых серьезных препятствий для начинающих предприятий. Что делать, если нет ни ликвидных ценных бумаг, ни денег, ни имущества? При решении этой проблемы административные таланты владельцев "Киришского стекольного завода" проявились особенно ярко. Половину кредита стеклоделы покрыли обычным способом, заложив чешскому банку приобретаемое у Sklostroj оборудование по выпуску стеклянной тары. Но этого оказалось недостаточно. И тогда акционеры завода, задействовав свои связи в администрации Ленинградской области и нажав на все рычаги, получили от областного правительства государственную гарантию на другую половину кредита, то есть на $8,2 млн, в пользу Interbanka. Более того, предприятию удалось выбить из администрации налоговые льготы. Достижение поистине впечатляющее, особенно если принять во внимание, что государственные гарантии предоставляются либо градообразующим предприятиям, либо под социально значимые для региона инвестиционные проекты. Ясно, что Киришский стекольный завод, на котором работало всего 400 человек, таковой значимости для экономики и социальной жизни региона не имел. Если бы не было государственной гарантии, поясняет Виталий Богомолов, чешская сторона непременно потребовала бы участия российского банка, который принял бы на себя риск заемщика. Проект обязательно бы состоялся, говорит эксперт из TT Group, но стоимость финансирования тогда увеличилась бы на 5% годовых.
Собственники завода не собираются останавливаться на достигнутом и планируют расширять производство с целью освоения других регионов. В прошлом году у киришских стеклоделов появились новые собственники - несколько московских компаний, которые собираются вложить в новые проекты около $5 млн. По словам генерального директора завода Сергея Азизова, строительство второй очереди по выпуску пивных бутылок из зеленого и светлого стекла - дело уже решенное, и сейчас ведутся переговоры с чешскими банкирами о привлечении примерно $25 млн. Схема та же: максимум кредитов под государственные гарантии.
Но самая грандиозная идея - это освоение производства листового стекла. По мнению маркетологов завода, этот рынок просто ждет решительных действий отечественных стекольщиков. Из 60 заводов по производству листового стекла в России сейчас фактически остались только три "живых" и еще десять находятся в кризисном состоянии. Момент самый благоприятный. С одной стороны, рост жилищного строительства создал огромный спрос на высококачественное листовое стекло. А с другой - российские стекольщики пока не "раскачались" и не приступили к строительству новых заводов, способных вытеснить с внутреннего рынка продукцию европейских и азиатских производителей. И здесь выиграет тот, кто начнет первым. "Северо-Западная стекольная компания", аффилированная с Киришским заводом и созданная специально под листовой проект, уже успела подписать меморандум о намерениях с крупной китайской строительной корпорацией. Цель совместного начинания - создать в России современный завод, производящий термополированное листовое стекло. Предполагается, что основными потребителями станут предприятия автомобильной и строительной отраслей по всему Северо-Западному региону. Инвестиции в проект исчисляются сотнями миллионов долларов - а это несомненная заявка на успех.


Юлиана Петрова
08.07.2005  Секрет фирмы

08.07.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов