Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Наследник Боллоева

Как знаток Арктики стал специалистом по пиву

Антон Артемьев – новый президент крупнейшей пивоваренной компании России. Совет директоров «Балтики» утвердил его в должности в мае этого года. Артемьеву поручено провести полную реорганизацию холдинга ВВН, помимо «Балтики» владеющего тремя пока еще самостоятельными компаниями. «Ко» первой удалось выяснить подробности карьеры менеджера-реформатора.

Большинству сотрудников «Балтики» Антон Артемьев не знаком, хотя он и причастен к успешному росту компании начиная с момента приватизации. Поэтому на праздновании ее пятнадцатилетия, проходившем на территории питерской пивоварни – на открытой площадке собралось около 3000 человек – новому президенту просто вежливо аплодировали. Когда же на сцену поднялся Таймураз Боллоев, его встретили настоящей овацией. Экс-президент поделился своими воспоминаниями о становлении «Балтики», поблагодарил всех за сотрудничество и извинился, если когда-нибудь с кем-то был резок. «Бывало, бывало», – негромко послышалось в толпе. Тем не менее под конец выступления Боллоеву хлопали с тем же энтузиазмом, что и в начале.

Антон Артемьев похвастаться подобным авторитетом пока не может. Впрочем, он, как утверждает сам, и не стремится к этому. «Мне не нужно ничего завоевывать, я не пытаюсь стать лучше кого-то, – говорит президент «Балтики». – Моя задача, как я ее вижу – сохранить ту динамику, с которой компания развивалась раньше». «У Антона никогда не было никаких проявлений амбициозности, желания доказать что-то другим, – подтверждает Ольга Казанская, председатель правления банка «МДМ-Санкт-Петербург», учившаяся вместе с Артемьевым в бизнес-школе в Милане. – Но при этом ему удавалось быть интеллектуальным лидером. Когда мы работали над каким-либо вопросом в группе, то обычно предлагали руководство Антону, и он никогда не отказывался». Антон Артемьев вообще в своей карьере старался не отказываться от новых возможностей, даже неожиданных и рискованных.

Влияние севера и юга

Аспирант, кандидат наук, декан института менеджмента, бизнес-консультант, вице-президент, президент компании – на первый взгляд, вполне логичная карьера, если не знать подробностей. Подробности же таковы. Будущий глава крупнейшей пивоваренной компании России закончил географический факультет ЛГУ, был принят в НИИ Арктики и Антарктики и в 1988 году защитил диссертацию «Стохастические методы анализа гидрофизических полей Северного Ледовитого океана».

«Вообще-то я выбирал между двумя факультетами: экономическим и географическим, – рассказывает Антон Артемьев. – Но когда я честно спросил себя, понравится ли мне изучать политическую экономию, то решил, что нет, и сделал выбор в пользу географии. Мне очень хотелось путешествовать. А помимо партийной и дипломатической работы только наука давала в то время шанс поездить по миру». Молодой географ успел побывать с экспедицией на Северном полюсе. Далее в Советском Союзе случилась перестройка, открылись границы и в стране появились не только западные товары и бизнесмены, но учебные заведения. В 1989 году миланский Universita Bocconi совместно с ЛГУ учредил в северной столице Ленинградский институт менеджмента (будущий Международный институт менеджмента Санкт-Петербурга – ИМИСП). Один из друзей Антона Артемьева, участвовавший в создании института, предложил ему поменять место работы.

«Научная деятельность казалась мне предсказуемой: после кандидатской диссертации – докторская и так далее, – вспоминает президент «Балтики». – А тут появился некий вызов, возможность попробовать нечто новое. Это сейчас ИМИСП – солидное учреждение, тогда же все это было чистой воды авантюрой. Безусловно, мне пригодился прежний опыт. В институте Арктики и Антарктики нас все время настраивали на практическое применение результатов исследований. Как аналитик я был знаком с теорией принятия решений. На эту тему и стал читать лекции».

Прежде чем поручить начинающему преподавателю еще и организацию учебных курсов, руководство института направило его вместе с коллегами повышать квалификацию в бизнес-школу SDA Bocconi. Не самая дорогая, но довольно авторитетная в Европе, SDA Bocconi известна тем, что владеет одной из крупнейших библиотек деловой литературы и обучает по одной из наиболее сложных программ среди мировых бизнес-школ. Среди примерно 140 студентов, поступивших в SDA Bocconi в 1989 году, 15 человек приехали из России. «На всех экзаменах, по всем параметрам Антон у нас был первым», – замечает Ольга Казанская.

Учеба в Милане стала переломным моментом в жизни бывшего океанолога. Во-первых, он познакомился со своей будущей женой. Во-вторых, именно с этого началась его деловая карьера. Традиционными работодателями выпускников SDA Bocconi являются крупные консалтинговые фирмы – McKinsey, Boston Consalting Group и другие. В 1992 году, когда Антон Артемьев был уже деканом и готовился получить МВА в британском Henley Management College, ему позвонили из только что открывшегося питерского офиса компании Bossard SIAR Consultants с предложением возглавить этот офис.

«После собеседования я сказал себе: меня это не интересует, жизнь складывается вполне хорошо, – рассказывает президент «Балтики». – Работа в институте такова, что приходят к тебе, а работа консультанта – это когда ты приходишь к кому-то и пытаешься убедить, что твои советы могут ему пригодиться. Прошло две-три недели, и я подумал: а может, еще раз попробовать взять и все переменить? Как раз мне позвонили снова: «Вы не передумали?» И я передумал. Кстати, в материальном плане я на тот момент не выиграл».

У Bossard был заключен консалтинговый контракт со скандинавским Baltic Beverages Holding, который владел двумя пивоварнями в Прибалтике и собирался участвовать в приватизации питерской «Балтики» (ВВН на паритетных началах учредили шведский концерн Pripps Ringnes и финская Hartwall Group). Именно этот проект и был поручен Антону Артемьеву.

«Романтика тех лет заключалась в том, что филолог или музыкант мог попытаться стать банкиром или коммерсантом, – вспоминает Сергей Мельниченко, управляющий директор московского комбината «Звездный»; вместе с Артемьевым он учился в Милане, работал в ИМИСП и перешел в Bossard на должность проджект-менеджера. – Шансов открыть в себе новые качества было достаточно много».

Советы постороннего

Завод «Балтика», заработавший в 1990 году, задумывался как крупнейшее пивобезалкогольное предприятие СССР, но так и не был полностью достроен. Когда Таймураз Боллоев появился на «Балтике», завод стоял из-за отсутствия сырья.

«В 1992 году Таймураз Казбекович был у меня в гостях и рассказал, что власти Петербурга решили продать контрольный пакет «Балтики» финнам и шведам, – вспоминает Анатолий Арзиманов, генеральный директор компании «Ярпиво». – Я ему посочувствовал, поскольку считал тогда, что с иностранцами работать рискованно. Но он сказал, что без инвестиций не выживет».

Акционирование «Балтики» совпало с переменами в приватизационном законодательстве, созданием Российского фонда федерального имущества и соответствующих региональных комитетов. По словам Антона Артемьева, городская администрация несколько раз меняла схему инвестиционного конкурса. «А мы готовили все новые материалы, – рассказывает он. – Требовалось доказать предприятию, городу и инвесторам, что в таком-то формате проект будет выгоден для всех».

На конкурсе, в котором, как подозревает Артемьев, за многими участниками стояли западные компании, победил ВВН. Скандинавам достались 44% акций «Балтики». Холдинг получил право докупить акции до размера контрольного пакета при условии выполнения заявленной инвестиционной программы. Она была завершена досрочно к ноябрю 1996 года (производство пива на «Балтике» к тому моменту выросло в пять с половиной раз), и скандинавский холдинг стал владельцем уже 50,6% акций «Балтики». Еще 13,7% акций перешли в собственность Bossard – впоследствии они были также выкуплены ВВН.

Примечательно, что в 1992 – 1994 годах заместителем председателя Комитета по экономике и финансам мэрии Санкт-Петербурга был Дмитрий Панкин, учившийся вместе с Антоном Артемьевым в Bocconi. Ольга Казанская, возглавлявшая в те годы валютное управление Балтийского банка, уверяет, что Артемьев знакомством не воспользовался. «Антон вообще отвергал любые обходные пути, хотя за все время работы в консалтинге многие пытались его убедить, что лучше действовать всем известными специфическими российскими методами, – замечает она. – Но он этим так и не заразился».

В 1996-м ВВН начал переговоры с руководством «Ярпива» о приобретении контрольного пакета акций компании. Консультировал сделку снова Антон Артемьев. В итоге холдинг купил 60% акций «Ярпива»: пакет, находившийся на балансе компании с момента приватизации плюс акции дополнительной эмиссии и собранные на вторичном рынке.

«Умение и любовь структурировать и анализировать информацию, приобретенные в науке, помогали мне тогда и помогают сейчас», – замечает Артемьев. Как вспоминает Сергей Мельниченко, если его бывший шеф увлекался какой-либо проблемой, он полностью концентрировался на ее решении. «Однажды, еще работая в ИМИСП, мы вышли из института, и вдруг начался проливной дождь, – рассказывает директор «Звездного». – Я остановился под козырьком, а Антон – нет. Оказалось, он задумался. Представляете: стоит человек под дождем и размышляет».

Помимо холдинга ВВН, другим личным клиентом Артемьева была компания Cadbury, в 1995 году затеявшая строительство кондитерской фабрики в городе Чудово Новгородской области стоимостью $120 млн. Но «самым любимым» его проектом оставалась «Балтика». Когда встал вопрос о расширении бизнеса «Балтики», с его подачи она в 1997 году купила ростовский завод «Донское пиво». «Предприятие находилось в разваленном состоянии, – говорит Антон Артемьев. – Я и финансовый директор «Балтики» Илья Вайсман приехали в Ростов зимой и сидели на переговорах в пальто: на всем заводе не было отопления. Люди не получали зарплату, денег на счетах не было, продукция не выпускалась. Но мне казалось, что «Балтика» должна присутствовать в этом регионе. Главным принимающим решение лицом у нас был Таймураз Казбекович, и мы уговаривали его вдвоем – я и Илья Вайсман». После модернизации и расширения, длившегося вплоть до 2002 года, завод «Балтика-Дон» превратился в крупнейшую пивоварню юга России.

«Без Антона Артемьева ВВН не стала бы той компанией, какой является сейчас, – уверен Хенрик Терман, возглавлявший холдинг до 1997 года. – Он понимал, что нам нужно, какова наша стратегия и каким образом ее следует воплощать. Он адаптировал мои замыслы к российским условиям для достижения целей, поставленных ВВН, а на «Балтике» помогал Таймуразу Боллоеву со стратегией. Вместе с директорами приобретенных компаний мы были одной командой».

В 1998 году Bossard объединилась с другой европейской консалтинговой компанией и была переименована в Gemini Consulting. А два года спустя президент ВВН Кристиан Рамм-Шмидт сделал Антону Артемьеву предложение, от которого грех было отказываться – должность вице-президента в штаб-квартире холдинга в Стокгольме.

В Стокгольм и обратно

Летом 2000 года Артемьев переехал в Швецию. Как оказалось, вовремя – через год Gemini выкупила у Ernst & Young подразделение управленческого консалтинга и начала реструктуризацию бизнеса, в ходе которой решила закрыть офис в России. Впрочем, никто из российских менеджеров Cap Gemini Ernst & Young без работы не остался. Сергей Мельниченко, например, стал представителем финской группы Fazer в Санкт-Петербурге и возглавил «Звездный», когда финны приобрели этот комбинат.

В Стокгольме Антон Артемьев проработал более четырех лет, регулярно выезжая по делам в Россию. За это время у ВВН сменились акционеры – сначала датский концерн Carlsberg купил Pripps Ringnes, затем британский Scottish & Newcastle «поглотил» Hartwall. От датчан ВВН досталась питерская пивоварня «Вена». Холдинг также приобрел заводы в Красноярске и Воронеже, а непосредственно «Балтика» купила контрольный пакет «Тульского пива» и с нуля построила пивоварни в Самаре и Хабаровске.

Какие вопросы он решал в холдинге, что было реализовано по его инициативе – Антон Артемьев скромно умалчивает. «Любые проекты в ВВН всегда были коллективным решением», – объясняет он. Сергей Мельниченко вспоминает, что еще будучи консультантом, Артемьев уговаривал руководство холдинга и «Балтики» не спешить с размещением акций. «Дела у «Балтики» шли настолько хорошо, что владельцы неоднократно порывались начать продавать акции: вдруг за подъемом будет спад? – рассказывает директор «Звездного». – Антон убеждал их не делать этого, верить в дальнейшее развитие и продолжать инвестировать. Как оказалось, не зря». Торги акциями «Балтики» на РТС стартовали в сентябре 2001 года (чистая выручка компании в том году превысила $537 млн, тогда как аналитики прогнозировали $482 млн). Спрос оказался настолько высоким, что к концу следующего года капитализация компании выросла более чем в 3,5 раза и «Балтика» вошла в круг немногих российских фирм, котировки акций которых регулярно публикует Financial Times.

ВВН контролировал к тому времени почти 35% пивного рынка России, при этом принадлежащие ему компании развивали сбыт независимо друг от друга. Акционеры холдинга начали подумывать о реорганизации.

В феврале 2004 года ВВН распространил странный пресс-релиз: «Усиливающаяся конкуренция на пивном рынке ведет BBH к дальнейшей координации и совершенствованию операций. Все предприятия группы участвуют в этой программе, направленной на выявление их потенциала для повышения эффективности операций в целях обеспечения и поддержания высокого уровня прибыли». А в декабре того же года Таймураз Боллоев неожиданно объявил о своей отставке с поста президента «Балтики». Свой уход он объяснял желанием отдохнуть и заняться другим делом. Были у него разногласия с акционерами или нет, но вскоре Боллоев подтвердил свои слова покупкой 41% акций ЗАО «Фабрики одежды Санкт-Петербурга».

Исполняющим обязанности президента «Балтики» был назначен Антон Артемьев. Пять месяцев спустя совет директоров «Балтики» утвердил его в этой должности. По словам Кристиана Рамм-Шмидта, выбор был сделан «по итогам широкого международного поиска» (всего совет директоров переговорил с десятью топ-менеджерами из российских и западных компаний, работающих на потребительских рынках). Одновременно ВВН опубликовал план реформ: в холдинге появится правление, посты в котором будут распределены между менеджерами компаний ВВН, а «центральным звеном» новой структуры станет «Балтика» как крупнейшее предприятие группы.

На презентации плана Антон Артемьев подчеркнул, что «путем объединения наших сил мы сможем добиться еще больших успехов». О своем участии в подготовке реорганизации он предпочитает не говорить. «Это процесс, который на самом деле зародился очень давно, – поясняет президент «Балтики». – Разговор об объединении компаний еще три года назад начали Таймураз Боллоев и Анатолий Арзиманов». Гендиректор «Ярпива» подтверждает: «Тогда мы предлагали объединить операции «Балтики» и «Ярпива», посмотреть на результаты альянса и уже затем проводить общую интеграцию. Но поскольку у ВВН менялись акционеры, объединяться мы решили только сейчас и все одновременно».

Бремя перемен

Реформа управления в ВВН сейчас идет полным ходом. Уже назначены бренд-директора и директор по рекламе объединенной компании. «Ярпиво» обсуждает с «Веной» варианты совместной дистрибуции и проводит переход на единую акцию с подконтрольным ему Воронежским пивзаводом. «Балтика» готовится к выкупу у ВВН контрольного пакета красноярского завода «Пикра».

Антон Артемьев – как будущий глава объединенной компании – следит за всеми изменениями и одновременно осваивает роль преемника Таймураза Боллоева. «Я многое еще не знаю о продажах, маркетинге, производстве, но обязательно должен узнать, – делится президент «Балтики». – Для того кто принимает решения, все это важно. Раньше я участвовал в подготовке решений, сейчас сам их принимаю. Даже если я последовал рекомендации совета директоров, я все равно несу ответственность за то или иное решение».

У Артемьева осталось немного времени для завершения реорганизации – новое правление должно быть сформировано и полностью взять на себя оперативное руководство не позднее 1 января 2006 года. Совершенно некстати миноритарии «Пикры» и Воронежского пивзавода затеяли споры об условиях объединения. «Надо отдать должное: Антон Олегович справляется со всем этим грузом проблем, – замечает Анатолий Арзиманов. – Он дипломат, умеет с людьми работать. Это очень важные качества для руководителя». Управляющий партнер компании «Инвесториум» Сергей Подобный, работавший под началом Артемьева в Gemini Consulting, также отмечает у бывшего шефа «умение строить отношения с людьми индивидуально и в команде».

На «Балтике» Антон Артемьев не стал устраивать революций – он считает ее образцовой компанией в отрасли и с большим уважением отзывается о Таймуразе Боллоеве. Впрочем, упоминает, что по его инициативе в работе компании произошли некоторые новации. Как выяснила «Ко», одним из таких решений стало расширение полномочий службы маркетинга, которая теперь вправе решать многие вопросы самостоятельно, без рассмотрения на совете директоров.

«Балтика» блестяще закончила первый квартал 2005 года – она заработала 23,3 млн евро чистой прибыли, что почти на 88% больше, чем за тот же период прошлого года. Продажи ее ключевого бренда «Балтика №3» выросли на 44%. Компания не просто держит, а наращивает набранные темпы. Очевидно, за выполнение своей первоначальной задачи ее новый президент может не волноваться.

Резюме Антона Артемьева

Возраст: 44 года

Образование: ЛГУ (географический факультет), бизнес-школа SDA Bocconi (Италия), Henley Management College (Великобритания)

Профессиональный опыт:

май 2005 – настоящее время: «Балтика», президент

январь – май 2005: «Балтика», и. о. президента

2000 – 2004: Baltic Beverages Holding, исполнительный вице-президент

1992 – 2000: Bossard SIAR Consultants / Gemini Consulting, директор представительства

1989 – 1992: Международный институт менеджмента Санкт-Петербурга, преподаватель, декан.

Личная информация: женат, четверо детей, увлекается плаванием и сноубордингом


Иван Просветов
13.07.2005  журнал Компания

13.07.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов