Экстриму быть
Региональная турфирма решила специализироваться на экстремальном туризме. Но за три года «Тур-экстриму» так и не удалось достичь намеченных целей: платежеспособного спроса в регионе не оказалось. Переориентации на традиционные для турфирмы услуги мешает история компании и характерное название. А понимания того, как из рядового игрока стать лидером, у «Тур-экстрима» пока нет.
Компания «Тур-экстрим» с 2002 года работает на туристическом
рынке города Череповца. В числе первых ее предложений были рыбалка
в Кении, а также отдых в России в стиле милитари – с катанием на
БТР, полосой препятствий и полевой кухней. Но спустя несколько
месяцев стало понятно, что экстрим-направление слишком дорого для
череповецких туристов и себя не окупит. Постепенно компания начала
уходить от экстрима и предлагать все больше стандартных туров:
Турция, Египет, Кипр, Арабские Эмираты. Этим же занялся и второй
офис «Тур-экстрима», открытый в Ярославле. Но турфирм в этих
городах масса, и в большинстве своем предложения их одинаковы: все
они продают одни и те же направления и виды туров.
Название компании тем временем все меньше отвечало изначальной
задумке. Некоторых потенциальных клиентов это сбивало с толку:
спрашивать в «Тур-экстриме» путевку в Анталию мало кому приходило в
голову. Случалось, что клиенты, вместо того чтобы узнать о компании
подробнее, шли прямиком к конкурентам. Однако сменить название в
турфирме не решились, аргументируя это привычкой людей иметь дело
со знакомой вывеской. Да и от идеи рано или поздно вернуться в
направление развлечений и приключений «Тур-экстрим» пока не
отказывается.
Сейчас, по словам исполнительного директора «Тур-экстрима» Марии
Исайкиной, компания работает по принципу «делай то, что закажут». В
неделю заключается около четырех-пяти контрактов в каждом из двух
офисов. 25–30% заказов составляют заявки на семейный и
корпоративный загородный отдых. Они же приносят примерно 60%
дохода. Собственно экстрим обеспечивает всего 2–8% прибыли. В
последнее время туристические компании отмечают большой спрос на
отдых на юге России, поэтому существует возможность заняться еще и
этим направлением. С другой стороны, есть риск окончательно
потеряться в нишах и услугах. Но «Тур-экстрим» хочет при этом
сохранить индивидуальность и развивать первоначально намеченное
направление «развлечения и приключения». Имеет ли смысл развивать
подобные услуги в регионе, и как компания может формировать спрос
на развлечения и приключения? Какую стратегию избрать региональной
туристической фирме? С этими вопросами компания обратилась к
читателям «Секрета фирмы».
Проблема была вынесена на обсуждение в СФ №23/2005 в
рамках совместного проекта «Секрета фирмы» и сообщества менеджеров
и профессионалов E-xecutive.ru «Банк идей». Мы получили 35 решений,
из них пять лучших были отобраны членами жюри. Вот как они
объясняют свой выбор.
Автор проблемы
Мария Исайкина, исполнительный директор «Тур-экстрима»:
– Большинство читателей согласно: название нужно оставлять и от
экстремального туризма не отказываться. Сергей Шпитонков,
например, предлагает заняться тим-билдингом и позиционировать
экстрим-туризм как услугу для корпоративного сектора. Идея хорошая,
обратить на нее внимание и активнее работать с корпоративными
клиентами стоит, не спорю, но это не решение проблемы. И еще у
этого автора есть отличный комментарий по поводу оформления офиса.
Действительно, клиентов надо привлекать не только рекламой, но и
соответствующим антуражем офиса. Кстати, недавно мы получили
результаты исследования, которое проводила местная консалтинговая
компания, и оказалось, что клиентам в офисах турфирм не хватает
именно ощущения праздника.
Андрей Малышев предлагает метод «шоковой терапии».
Поднять цены, предоставить элитные услуги, переориентироваться на
самую обеспеченную публику и сделать продукт недоступным для
массового клиента. Предложение неординарное, но я бы не рискнула
его реализовывать. Причина простая: региональный рынок и без того
невелик, а специализироваться на чем-то определенном – значит
ограничивать себя еще больше. Для этого нужно, по крайней мере,
быть уверенным, что это окупится. В нашем случае такой уверенности
нет: высокодоходных клиентов, может, наберется пара сотен, но этого
все равно будет мало.
К тому же зачем рубить сплеча? Менее шоковый, зато более
практичный совет дает Андрей Тутубалин: создать два брэнда –
один для экстремального туризма, другой для стандартных услуг – и
полностью их развести, вплоть до разных офисов. За это я и выделила
его решение как лучшее. Любопытно, что Евгений Якушко видит
это совершенно иначе: он полагает, что нам стоит сделать «три в
одном», объединив под одним названием и пляжный отдых, и экскурсии,
и экстрим. Лично мне ближе идея создания двух несвязанных брэндов,
чтобы избежать путаницы. Возможность такая в принципе есть:
«Тур-экстрим» развивать как специализированный брэнд, а стандартные
туры продавать под другим названием, скажем, продвигая их через
местную ассоциацию турагентств.
В нескольких решениях прозвучала идея создания сообщества
экстремальных туристов. Называли его по-разному: клуб, тусовка,
объединение. Это, безусловно, полезно, в том числе для
популяризации экстремального туризма. Но исполнение займет
несколько лет, и эффект будет только в отдаленном будущем.
Авторы |
самых |
интересных |
решений |
|
|
Место |
Балл |
Автор |
Компания |
Должность |
Город |
1 |
7,3 |
Георгий Леонтьев |
«Коллаж-сервис» |
директор по маркетингу |
Москва |
2 |
7 |
Андрей Тутубалин |
ОАО НКМК |
начальник отдела |
Новокузнецк |
3 |
6 |
Антон Капустин |
МГУ инженерной экологии |
студент |
Москва |
4 |
5,7 |
Наталья Ругачева |
ОАО «Карельский мясокомбинат» |
заместитель директора по маркетингу |
Петрозаводск |
5 |
5 |
Сергей Шпитонков |
ООО «Эксперт консалтинг» |
управляющий партнер |
Петрозаводск | |
Практик
Ольга Жеребкина, директор московского представительства отеля
«Вершина Селигера»:
– Предложение Сергея Шпитонкова продумать дизайн офиса компании я
тоже отметила. Я каждый день вижу подтверждения тому, что ни одна
реклама не работает так, как сарафанное радио. А чтобы человек
запомнил компанию и захотел о ней рассказать, он должен удивиться.
Приятно удивиться, естественно. Если я приду в офис и что-то мне
там не понравится, я не буду спешить с заказом. Если, к примеру,
мне предлагают дорогой тур, а сама турфирма при этом находится в
полуподвальном помещении, и договор заключается в закутке между
кипой бумаг и старым шкафом,– возникают неприятные ощущения. К тому
же психология человека такова, что он начинает отдыхать уже с
момента прихода в турфирму. Приветливые сотрудники, журналы,
картины в офисе – и клиент уже мысленно на курорте, надевает
купальный костюм. В решении Сергея Шпитонкова есть даже конкретные
советы, как создать «стиль приключений, романтики и мужественности
в офисе»: оживить его картами с маршрутами движения, поставить
горный велосипед, повесить альпинистское снаряжение на стенах, а
также фото крутых парней и отважных девушек из компании.
Поскольку, как было отмечено в кейсе, нередко несколько турфирм
находятся в одном здании, компании удобно будет выделить два
направления деятельности и повесить две разные вывески на соседних
офисах: «Тур-экстрим» направо и какой-нибудь «Спокойный отдых»
налево. Клиентам ведь все равно, одна это компания или разные.
Идею формирования сообщества любителей экстрима я бы уточнила.
Одной компании это будет сделать тяжело, а партнеров найти сложно.
Скорее, нужно организовать тусовку своих клиентов вроде «клуба
выпускников школы экстрима». Не всех, но постоянных и перспективных
– обязательно. И здесь то, о чем говорит Георгий Леонтьев,
на мой взгляд, очень подойдет. Одно из его предложений – вечера
презентаций для постоянных клиентов, примерно раз в полтора месяца,
с каким-то тематическим фоном. Вы устраиваете небольшой фуршет, что
всегда приятно. Люди там вспоминают о том, как с вашей помощью
отлично отдохнули, что тоже приятно. И, конечно, знакомятся. А
попутно вы сообщаете им о новых услугах и предложениях. Это вполне
посильно, и здесь вы работаете не на сообщество вообще, а на
лояльность клиентов и расширение их круга.
Можно заняться въездным туризмом: это очень многообещающее
направление. Людмила Сергеева абсолютно права: многие
иностранцы уже видели Москву и Питер и хотят новых впечатлений. Я
лично знаю таких, кто ездил на Камчатку, причем жили они там в
палатках, ели консервы, и им очень понравилось. Такие вам и нужны,
и они есть, например, среди экспатов – иностранцев, которые
работают в Москве или Питере длительное время и от этих городов уже
устали. В денежном отношении это выгодные клиенты, и заполучить их
не так сложно.
Создание собственного сайта, лучше с переводом на английский, о
необходимости которого говорит Алексей Зюзин,– это надо
делать немедленно. Также в этом решении очень грамотно
подчеркивается, что надо предлагать собственный продукт: свои туры,
свои автобусы, своих гидов. Для этого, безусловно, нужен
определенный размер компании, но как идея на будущее – супер.
«Компании необходимо сохранить инновационный дух»
Георгий Леонтьев, директор по маркетингу компании
«Коллаж-сервис», предлагает следующую стратегию развития компании
«Тур-экстрим»:
– Принимаю стремление компании сохранить собственное лицо. Кризис
сбыта в туризме привел к появлению одноликих «дискаунтеров»,
привлекающих клиентов скидками и спецпредложениями. Считаю, что
агентству необходимо поддерживать инновационный дух, не
ограничиваясь предложениями одного лишь экстремального отдыха.
«Тур-экстрим» может закрепиться на местном рынке как
агентство-новатор, активно предлагая все непохожее на традиционный
«отдых у лежака».
Оптимизация предложений по активному отдыху в собственном
регионе
Ориентироваться на турпродукт Вологодского региона
(«Северное ожерелье» – Вологда, Ферапонтово и т. д.). Установить
прямые контакты с «агентствами приключений» по России, например с
«Агентством Венгрова», компанией «Астревел» (всего их около 60).
Организовать приемный двух-трехдневный семинар для сотрудников этих
фирм в «низкий сезон». Создать сайт по примеру агентства экотуризма
на Урале: www.tengri.ru.
Оптимизация существующих предложений по экстремальному
активному отдыху за границей
Ориентироваться на
низкобюджетных перевозчиков в экзотические страны (авиакомпании
PIA, Qatar Air, чартеры, ежегодные специальные акции «Аэрофлота»).
Создать продукты-минимум по экзотическим странам совместно с
крупными туроператорами. Найти оригинальный «подтекст» в
традиционных турах.
Создание линии «неформатных» туров
Организовать
поездки в Москву на концерты звезд, финалы спортивных соревнований
и другие события. Поездки на плановые матчи футбольной команды
«Шексна» (г. Череповец). Сохранив в активе традиционные направления
(Египет, Турция, ОАЭ, Испания), настойчивее предлагать
альтернативные, быстро растущие (Марокко, Индия, Оман).
Теоретик
Дмитрий Даниленко, вице-президент информационной службы
«Банко»:
– Меня заинтересовало решение Антона Капустина, даже не
ожидал от студента такого глубокого подхода. Он считает, что нужно
разрабатывать не только корпоративный, но и семейный продукт. В
частности, развивать специальные детские программы, пробовать
сотрудничать с детскими спортивными лагерями. Ведь на детях обычно
не экономят. Тем более что они любят все
спортивно-командно-экстремальное. Марина Бондарева тоже
обращает внимание на детскую аудиторию и предлагает проводить
тематические экскурсии для детей и их родителей. В Москве,
например, это направление активно развивается. Тот же «Ванд
интернэшнл тур» делает однодневные туры по местам, связанным с
привидениями. Привидений там, конечно, не показывают, но зато
рассказывают разные байки. Это ведь, по сути, изложение обычной
краеведческой информации, но увлекательное и с интересными
деталями. Сейчас Пошехонье с успехом продвигает свой брэнд «родина
Водяного», Великий Устюг уже популярен среди туристов как родина
Деда Мороза.
Профессиональная организация праздников – тоже неплохой вариант
заработать, предложенный Мариной Бондаревой. Правда, это не должно
быть на уровне допотопных массовиков-затейников: нужны люди,
которые смогут все сделать со вкусом.
Мне понравилось, что Евгений Якушко обратил внимание на проблему
кадров. Именно сотрудники определят успех или неуспех любых
направлений деятельности или новых услуг и предложений компании.
Они должны хорошо знать то, что продает компания, должны быть
увлечены и заинтересованы. В других сферах деятельности это, может,
и необязательно. В туризме – необходимо.
Светлана Алешина
13.07.2005
Секрет фирмы