Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Креативное выживание

Виртуальному креативному агентству «Лаборатория идей» на каждый конкурс идей приходит несколько сотен творческих решений от различных авторов. С качеством предложений тоже все в порядке: заказчики не жалуются. Зато есть проблемы с раскруткой виртуального проекта и привлечением клиентов. Поэтому финансовые результаты деятельности агентства пока трудно прогнозировать, а говорить о его рентабельности можно лишь в удачные месяцы.


Рождение идеи
«У рекламных агентств расценки – $800–1000 за пять-десять идей. У нас – $400 за несколько сотен. В этом и уникальность нашего предложения»,– объясняет Василий Трубников, руководитель виртуального креативного агентства «Лаборатория идей». Соучредители проекта – информационное агентство «Финмаркет» и интернет-магазин «Колибри». А годом рождения «Лаборатории идей» можно считать 1999-й, когда один случай вдохновил на создание виртуального проекта и сайта. «В PR-службу „Финмаркета” обратился один из партнеров с просьбой придумать идеи для продвижения его интернет-портала,– рассказывает Василий Трубников.– PR-отдел не мог заниматься этим: у него просто ресурсов не хватило бы. Зато в компании были отличные веб-мастера – фрилансеры со всей России, всего около 55 человек. Тогда и была опробована схема виртуального заказа, по которой мы работаем сейчас. К концу года проект окончательно оформился, был создан сайт www.idealab.ru. В то время он, конечно, был не таким мощным по дизайну и сервисам, но с его помощью мы смогли наладить работу с первыми клиентами».

Поначалу круг заказчиков был узок: интернет-провайдеры и интернет-магазины. Сама же «Лаборатория идей» не имела четкой структуры, команда формировалась по мере необходимости под конкретные заказы партнеров «Финмаркета» и «Колибри». Но создателям «Лаборатории идей» роль «карманного проекта» казалась недостаточно амбициозной. Поэтому в конце 2003-го года агентство обзавелось бизнес-планом и стартовым капиталом от учредителей.

Первым делом руководители проекта решили заняться расширением клиентской базы: в 2004 году агентство заявило о себе. Поскольку денег на полномасштабные рекламные акции не было, использовались не слишком дорогостоящие каналы: реклама в интернете (60–70% всей кампании), PR-деятельность, информационное спонсорство рекламных фестивалей. В результате у «Лаборатории идей» появились клиенты из разных сфер бизнеса: шинный холдинг МВО заказал конкурс на сценарий радиоролика, «Миэль-недвижимость» – идеи проведения промоакции к 15-летию компании, «Газпром» – разработку сувенирной продукции.

Кухня креатива
Второе направление развития агентства – расширение спектра услуг. Сейчас «Лаборатория идей» проводит конкурсы по неймингу (разработке названия компании, товара или услуги), рекламным слоганам, сценариям телепрограмм, теле- и радиорекламы, нестандартному продвижению товаров и услуг. Достигнув первичной договоренности о проведении конкурса, заказчик предоставляет бриф, где указываются задачи конкурса и требования к работе креативных авторов. На сайте создается специализированная директория заказчика, где он сможет просматривать поступающие идеи, общаться с авторами, отбирать или отвергать идеи, определять призеров и победителя.

Авторы идей – фрилансеры из России и ближнего зарубежья. «В течение периода с 1999 по 2003 год специальных акций по привлечению авторов мы не проводили,– комментирует Василий Трубников,– но сарафанное радио работало неплохо. В итоге удалось сформировать костяк авторов. А в 2004 году мы наряду с кампанией по привлечению клиентов провели и акцию по привлечению авторов. Это повысило их число приблизительно в три раза. Сейчас в качестве креативных авторов в проекте зарегистрировано более 3,5 тыс. человек, а в конкурсе участвуют в среднем 100–500 человек».

За все годы работы «Лаборатория идей» организовала около 60 конкурсов. Проведение каждого обходится клиенту в $300–400, из которых половину получает агентство, а вторая половина составляет гонорар авторов: «Минимальное количество идей, полученных у нас заказчиком,– 52, а максимум был – 2281. Обычно клиент сразу оплачивает проведение конкурса. Но для новых заказчиков, которые не уверены, что идеи им понравятся, предлагается внести 50% предоплаты за услуги агентства, а гонорары авторам выплачивать после подведения итогов и определения победителя и призеров. Если же клиента интернет-креатив не устраивает, то вторую половину вознаграждения он не платит. Используя эту схему, мы хотели доказать клиентам результативность нашего проекта. Была, конечно, опасность, что, отказавшись на словах от присланных работ, заказчик тем не менее их реализует. Но, к счастью, ничего подобного пока не происходило. Наоборот: за все годы работы был всего один случай, когда ни одна из предложенных идей не понравилась заказчику».

Идеи на продажу
Свою целевую аудиторию агентство видит так: в первую очередь это малый и средний бизнес – компании, где бремя творчества в большинстве случаев ложится на руководство, а также крупные предприятия, отделы маркетинга и рекламы которых укомплектованы аналитиками, но креативностью не отличаются. Кроме того, услуги «Лаборатории идей» предназначаются рекламным и PR-агентствам, не имеющим собственных креативных отделов либо нуждающимся в подпитке идеями со стороны. В выбранной нише, по мнению руководителей агентства, прямых конкурентов у них нет. Так, проект www.konkurs.ru, схожий по концепции и схеме работы и открывшийся даже раньше «Лаборатории идей», специализируется исключительно на конкурсной разработке различного рода дизайна, чем «Лаборатория идей» не занимается.

Сейчас в месяц агентство проводит от четырех до восьми конкурсов. Основные расходы – зарплата PR-специалистов и модераторов, занимающихся сайтом и общением на форумах, затраты на рекламу. «В конце 2004 года у нас уже были месяцы, когда проект окупился и принес прибыль,– рассказывает Василий Трубников.– Но до того, чтобы выйти на безубыточность и дальше только расти в плюс, нам пока далеко. В этом бизнесе заметная амплитуда доходов. Она связана, в частности, с сезонностью, с которой мы пока не знаем, как бороться. Несмотря на успешность текущих проектов, заказчиков не хватает. Чтобы бизнес стал рентабельным, достаточно проводить 10–12 конкурсов в месяц, а лучше 15–25, нам это вполне по силам».

В целях сглаживания
С 2003 года «Лаборатория идей» ведет активную рекламную кампанию в интернете, использует рассылки через Subscribe.ru, участвует в рекламных фестивалях и конкурсах, обзавелась PR-службой. Однако преодолеть недоверие со стороны потенциальных заказчиков к качеству предлагаемых творческих решений пока не удается. Василий Трубников считает: «Скорее всего, играет роль психологический дискомфорт от получения креатива из интернета. Это словно дипломную работу из Всемирной паутины скачать – несолидно. При этом заказчики прошедших конкурсов остались довольны качеством полученных идей. Но стабильного притока заказов нет».

Обращалась «Лаборатория идей» и к креативным директорам рекламных агентств, выясняла их потребности в авторах со стороны: «Напрямую нам с ними конкурировать сложно, эффективнее выступать как субподрядчики. Например, они могли бы отдавать нам некоторые заказы, потом в случае необходимости дорабатывать наши идеи и забирать себе разницу от оплаты клиентом и стоимости наших услуг».

Поскольку получать прибыль за счет увеличения количества конкурсов агентству не удалось, «Лаборатория идей» стала искать дополнительные источники заработка, пусть даже менее креативные. Так появились новые виды услуг: проверка и регистрация новых товарных знаков и продажа уже готовых. Предполагается, что доходы от этой деятельности будут сглаживать сезонные колебания прибыльности проекта. «Но все это второстепенно,– уверен Трубников.– Главное – проведение конкурсов». А для этого нужно понять, как продвигать услуги виртуального креатива, чем привлекать новых клиентов и бороться с сезонностью заказов в этом бизнесе.


Светлана Алешина
15.07.2005  Секрет фирмы

15.07.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов