Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: В.Кулистиков, гендиректор телеканала НТВ

"Телевизор - это обычный бытовой прибор, как холодильник"

Лето на российском телевидении - традиционное время подготовки новых и совершенствования старых программ, которые зрители увидят осенью. "Известия" начинают цикл интервью с руководителями основных телеканалов о тенденциях развития отечественного телевидения, о современной конкурентной ситуации на медиа-рынке. Сегодня на вопросы обозревателя "Известий" Евгения Кузина ответил гендиректор НТВ Владимир Кулистиков, возглавивший телеканал в июле прошлого года.

"Я не пытался вернуть "Намедни", потому что у Парфенова не сложились отношения с акционерами"

известия: Год назад вы в третий раз пришли на НТВ. Каким вы застали канал и чем он отличался от того НТВ, на котором вы работали раньше?

Владимир Кулистиков: Главное, что мне не нравилось, - уменьшение зрительской аудитории НТВ. Поэтому основной задачей было найти те стабильные элементы, которые помогли бы поддержать интерес у той аудитории, которую мы считаем для себя основной, а рекламодатели называют "премиальной", то есть от 18 до 45 лет, преимущественно мужчины с высшим или незаконченным высшим образованием, люди с высоким профессиональным и материальным статусом. Пока нам удалось решить только одну задачу - мы не ухудшаем качество аудитории.

Что касается количества зрителей НТВ, то оно осталось на прежнем уровне. Это совсем неплохо, потому что раньше происходило устойчивое и заметное падение зрительского интереса к НТВ. Теперь важно найти основы для привлечения зрителей на канал.

известия: Означает ли то падение рейтинга, которое наблюдалось при вашем приходе на НТВ, что канал находился в плохом состоянии?

Кулистиков: Это была очевидная для всех проблема. Прежнее руководство тоже пыталось ее решить, и передо мной стояла та же задача. Можно было пойти в ту сферу, где работают наши коллеги-конкуренты, например, в сторону женской аудитории или в сторону пожилых зрителей. Я считаю этот путь стратегически неправильным. Утрата НТВ молодых сегментов - это утрата будущего.

Мы не гонимся за массовостью. На канале есть программы, которые заведомо не рассчитаны на большую аудиторию, но зато удерживают у экрана нашего целевого зрителя. Например, программа "Top Gear" или сериал "Секс в большом городе", которые своей аудиторией очень интересны рекламодателям.

известия: Качественная аудитория была и у закрытой прежним руководством НТВ программы "Намедни". Не было ли попыток вернуть программу в эфир?

Кулистиков: Я таких попыток не делал, потому что программа "Намедни" - это Леонид Парфенов, у которого не сложились взаимоотношения с акционерами, и поднимать этот вопрос мне, наемному работнику, было бы глупо и неэтично. Там была история трудового конфликта, спора на уровне дисциплины и порядка в компании. Поэтому я не стал вмешиваться, хотя я и участвовал в создании программы, и относился к ней очень хорошо.

известия: Рейтинги НТВ в уик-энд ослабило и закрытие вами последнего ток-шоу в прямом эфире "Свобода слова", и не сохранившийся "Личный вклад".

Кулистиков: "Личный вклад" делал один из бывших топ-менеджеров телеканала Александр Герасимов, и программа ушла из эфира в результате естественной смены руководства. Что же касается программы "Свобода слова", то тут я стоял перед необходимым выбором: оставить в эфире программу Владимира Соловьева "К барьеру" или ток-шоу Савика Шустера. Одна из проблем того периода в работе НТВ - это размывание брендов, когда создавались не разнообразные программы, а однотипные. В результате в эфире возникала внутренняя конкуренция, которая не способствовала росту канала, а только бестолковщине и неразберихе.

Еще одна проблема, которая имеет отношение и к программе Парфенова тоже, - все эти программы были разобщены и действовали в автономном режиме.

известия: Вы имеете в виду, что руководство НТВ не могло влиять на эти программы?

Кулистиков: Нет, речь не об этом. Каждая из программ жила своей жизнью и не вливалась в общий редакционный процесс. У меня же совершенно другой стиль руководства каналом, основанный на планировании. Я прекрасно знаю в понедельник, что у меня будет на неделе в разных программах, какие люди будут выступать, какие темы будут обсуждаться. Я против, чтобы на канале происходила толкотня, чтобы журналисты друг у друга вырывали людей, ссорились из-за гостей, а с этим я столкнулся. В этой ситуации я сделал выбор в пользу Владимира Соловьева.

известия: Почему?

Кулистиков: У Соловьева аудитория моложе, динамичнее и больше вписывается в понятие будущего телевидения. А программу Савика Шустера смотрели люди старше 55 лет, что не является характерным и целеполагающим для НТВ.

"Прямого эфира не стало не потому, что начальник не мог вмешаться - способы есть"

известия: Но вместе со "Свободой слова" на ТВ перестал существовать прямой эфир, что выглядит симптоматично...

Кулистиков: Прямой эфир на федеральном телеканале - это проблема технологии, а не контроля. У зрителей есть ощущение, что программы НТВ делаются для Москвы, где выходит все самое свежее, в прямом эфире, а всей остальной стране показывают программы, как попало: то на следующий день, то поздно ночью. Так что прямого эфира не стало не потому, что начальник не мог вмешаться - способы есть. Мы хотим всем зрителям страны показать одинаковый продукт.

Кстати, и программа Соловьева "К барьеру!" на Дальний Восток часто выходит в прямом эфире, и "Программа Максимум". А вот "Воскресный вечер" из-за громоздкой технологии всегда приходится записывать заранее. Но сейчас мы эту программу переводим в новую студию, и я надеюсь, что в новом сезоне она будет выходить в прямом эфире, но тоже только на Дальний Восток. НТВ хочет повернуться лицом к России, чтобы везде зрители воспринимали нас федеральным каналом, а не столичным проектом. Это задача будущего сезона.

известия: Не приведет ли ориентация на общероссийского зрителя к тому, что НТВ станет очень похожим на "Первый канал" и "Россию"? Например, в прошлом сезоне у вас появились концерты.

Кулистиков: Мы не хотим походить на другие каналы. Это бессмысленно. НТВ ищет свою нишу, в том числе и в музыкальном вещании. Здесь пока мы не нащупали какую-то осознанную политику.

Но вот где мы точно будем похожи с каналами-лидерами и хотим с ними конкурировать, так это в праздничные дни. У НТВ проблема праздников всегда существовала, потому что наша базовая аудитория мобильна и ей есть чем развлечься, кроме как сидеть у телеэкрана. Поэтому нам надо побороться за чужого зрителя, и должны появиться сегменты, которые сделают нас похожими на конкурентов, поэтому именно в праздники на НТВ может появиться неспецифический для нас продукт. Например, этой потребностью вызван наш интерес к конкурсу эстрады в Юрмале, который мы будем транслировать.

известия: Появятся ли у вас юмористические программы, которые на каналах-лидерах становятся праздничными хитами?

Кулистиков: Тут все уже схвачено, и трудно придумать что-то новое. Если будут предложения, мы посмотрим - никакого предубеждения к подобным развлекательным программам у нас нет.

известия: НТВ в прошедшем сезоне потерял лидерство в области телевизионной аналитики. Осознанная ли это сдача позиций?

Кулистиков: Так сложилось. Мы сделаем по крайней мере два проекта, которые будут интересны для любителей этого жанра.

известия: Говорят, что ведущим одной из таких программ будет околокремлевский политолог Глеб Павловский?

Кулистиков: То же самое говорят и про депутата Алексея Митрофанова. Я ничего не исключаю, но пока и подтвердить не могу - мы пробуем разных людей. Причем это не привычные для телевидения журналисты и ведущие. Я бы хотел, чтобы одну программу вел человек, который сам находится в политической среде и не понаслышке знает, как делается политика.

известия: Неужели НТВ позволят открыть всю правду политической кухни?

Кулистиков: Мне трудно определить, говорят люди всю правду или только ее часть. Моя задача, чтобы программа соответствовала интересам зрителей. Если же ее никто не станет смотреть, то какая бы там чистая правда ни говорилась, пользы не будет.

известия: Означает ли это, что серьезный разговор о проблемах будет заменен шоу?

Кулистиков: Телевидение - шоу по своей сути. Я не отношусь серьезно к телевидению - мы часть индустрии развлечений. Я не считаю, что телевидение мощно влияет на умы людей, как об этом говорят. Телевизор - это обычный бытовой прибор. Причем холодильник или стиральная машина, пожалуй, более важны в быту, нежели телевизор. И если государство установит контроль над холодильником, сможет лучше контролировать общество, чем посредством телевизора. Раньше религию называли опиумом народа. Так вот я думаю, что телевидение - это опиум элиты, которая думает, что оно сильно влияет на жизнь, управляет умами, а мы - телеканалы - эдакие жрецы. На самом деле все не так.

"Новости - это зрелище для людей с более высокими запросами"

известия: Странно слышать эти слова от вас, как человека, последние десятилетия занимавшегося информационным вещанием. Может, НТВ стоит отказаться от новостей - ведь они не развлекают?

Кулистиков: Почему же?! Информация состоит из целого ряда элементов. Среди них есть и познавательный, который может послужить основой для принятия человеком некоторых решений и для выводов. На телевидении общение строится по принципу равнения вниз. Мы должны быть поняты зрителем, как в Коране сказано: истина должна быть правдоподобной. Достигается это разными способами. Но это вовсе не значит, что информация является прямым побуждением людей к каким-то действиям. Например, к нужному голосованию на выборах. Чем тогда объяснить протестное голосование?

Я думаю, что если к телевидению подходить без мистики, то оно - часть проведения досуга. Отсюда - телевидение должно быть зрелищем. Почему зрелищем могут быть только концерты или юмор? Зрелище может быть и более интеллектуальным - любуются же люди картинами природы, так почему бы им не полюбоваться картинами заседания правительства?! Если человек испытывает любопытство к тому, как делается политика, какие взаимоотношения между министрами, кто во что одет, почему бы его интерес не удовлетворить.

известия: Но для телеканала новости - это большие расходы. Вы же еще и об экономической выгоде должны думать?

Кулистиков: Новости - это продукт для качественной аудитории, если хотите, это зрелище для людей с более высокими запросами, что напрямую влияет на бизнес.

известия: То есть новости для НТВ все еще остаются профессией?

Кулистиков: Обязательно!

известия: А как с этим лозунгом сочетаются явно пропагандистские фильмы "Миша", "Теракт с предоплатой", "Бригада из «ЮКОСа", в которых не было фактов и доказательств?

Кулистиков: Я уже не готов детально разобрать эти фильмы, но что касается соответствиям фактуры, в частности, "Теракт с предоплатой", то скажу одно: я знаю, что у героев фильма был интерес подать на НТВ в суд, но этого так и не было сделано по той причине, что каждый озвученный факт имеет документальные подтверждения. Они не все вошли в фильм.

Если же брать рубрику "Чистосердечное признание" в целом, то она делается в сотрудничестве с правоохранительными органами и там обычно рассказывается о не столь громких делах. Понятно, что это версия правоохранительных органов, которая доказывается в суде. Не НТВ инициирует те дела, о которых рассказывает, - рубрика не имеет амбиций заниматься самостоятельными расследованиями, как, например, господин Хинштейн, написавший о деле Михаила Касьянова, а идет по следам существующих уголовных дел. Там все вещи задокументированы, хотя это может кому-то и не нравиться.

известия: Не слишком ли много внимания НТВ уделяет уголовщине, крови и жестокости?

Кулистиков: Меня все это смущало бы, если бы мы ставили в эфир фильмы только ради показа крови и жестокости. Смысл же подобных рубрик только в одном - чтобы зрители были осторожны во всех отношениях, чтобы они понимали, какой ужас царит в разных жизненных ситуациях, и взвешивали последствия своих поступков. Мы всегда же говорим главное - преступления без наказания не бывает. Это заставляет людей задумываться над своими поступками.

"Очень много раз в сезоне я ошибался"

известия: В минувшем сезоне на НТВ было много экспериментов с развлекательными программами, часть из которых была закрыта. Будете ли вы выстраивать развлекательные линейки в будни - ведь сейчас у немногих программ есть постоянный зритель, аудитория на канал приходит от случая к случаю, на конкретные сериалы?

Кулистиков: Вы точно указали на главную проблему канала - у нас отсутствуют развлекательные форматы, которые воспитывают свою постоянную аудиторию. У нас есть отдельные удачи в умных развлечениях, например, давнее шоу "Своя игра". Популярные программы "Квартирный вопрос", "Растительная жизнь" - не чисто развлекательные, а носят прикладной характер. Пока я не могу назвать ни одного удачного эксперимента в этой части и сказать, что что-то определенное должно появиться - очень много раз в сезоне я ошибался.

известия: Означает ли это, что все появившиеся в сезоне развлекательные программы - "Стресс", "Юбилей", "Лжец", "Дети напрокат" будут закрыты?

Кулистиков: Все, что вы перечислили, мы закрыли.

известия: Говорят, ждут перемены и ток-шоу "Принцип домино".

Кулистиков: Мы сейчас работаем над концепцией дневного эфира. Программа останется, но, возможно, поменяет время выхода.

известия: А готовящееся дневное шоу Юлии Бордовских и Оксаны Робски не будет пересекаться с "Принципом домино"?

Кулистиков: Думаю, что нет. Но об этом проекте пока говорить рано - я жду "пилота".

известия: Правда, что на канал вернется Кирилл Набутов?

Кулистиков: Да. Мы реанимировали проект "Один день с...". Зрителей привлекает жанр подобного репортажа, который Кириллу Набутову удается. Сейчас идут съемки. Причем, персонажи его репортажей будут не обязательно знаменитостями - можем провести один день и с малоизвестными, но любопытными героями.

известия: Вечерние шоу в будни появятся?

Кулистиков: Пока могу сказать только, что сохранятся сериалы и кино. Из фильмов мы можем обещать новинки американского кинорынка, так как заключили сделку с кинокомпанией Warner Brothers. Будет и отечественное кино, которое украсит наши выходные.

известия: Почему НТВ, в отличие от конкурентов, в сезоне не показал ни одного заметного сериала?

Кулистиков: Другие каналы в этой области работают целенаправленно несколько лет, что приводит их к успеху. НТВ же в последние годы этой целенаправленности не хватало. Сериал выращивается несколько лет: находится тема, потом производитель, начинается работа. Сериальная полка НТВ год назад была вся в белых пятнах, поэтому мы весь год хаотично собирали с рынка все, что могло пойти в эфир. Продукта не хватало, и отсюда у меня было много ошибок и просчетов. Но в новом сезоне будет легче - уже есть любопытные работы.

известия: Вы имеете в виду "Дело о мертвых душах" по Гоголю и "Казус Кукоцкого" по Улицкой?

Кулистиков: Это сериалы интеллектуального порядка, которые могут быть не всем понятны. Но есть сериалы и классического жанра, например, лента Александра Митты "Лебединый рай" - большая работа с изумительной картинкой. А раз такие работы появились, то мы сможем работать уже не в авральном режиме.

известия: Появится ли на канале документалистика, о которой перестали говорить после ухода с канала Савика Шустера?

Кулистиков: Так как у нас в эфире уже присутствует много репортерских жанров, я думаю о появлении некой исторической программы, которая бы рассказывала о ключевых пунктах российской истории. Кроме того, мы будем делать специальные документальные проекты, посвященные датам или событиям. Например, Алексей Поборцев специализируется на этом и закончил фильм "Хасавюрт". Какие-то темы будут развиваться в документальной по сути программе "Профессия - репортер". Что касается документального цикла, то пока я не вижу идеи для него. Ведь идея ретроцикла про советские времена уже выглядит архаичной. Потом, мы не можем отвлекаться и от экономических проблем, а рекламодатели не хотят размещать свои ролики в документальных фильмах.

известия: Может ли НТВ достичь той славы, которая была у канала в конце девяностых годов?

Кулистиков: Сменилась эпоха, и сменилось отношение к нашей работе. Долгое время в России поэт считался больше чем поэт, журналист - больше чем журналист, телевидение больше - чем телевидение. Сейчас же та романтика ушла и все встало на свои места. Раньше даже кока-кола была символом, а оказалась сладкой газировкой. В этой ситуации славы будут достигать наши ведущие, журналисты, актеры и режиссеры сериалов, но как предприятие мы должны просто эффективно работать. Стремиться стоит не к славе, а к зрителю.

Сериалы и кино остановили падение рейтингов НТВ

Перемен в расстановке сил на телевизионном пространстве России за прошедший сезон не случилось. По-прежнему основная конкурентная борьба, судя по рейтингам TNS Gallup Media, происходит по парам, которые сформировались более года назад: "Первый канал" пытается удержать лидерство в соперничестве с "Россией", НТВ делает все, чтобы оторваться от ближайшего преследователя - СТС.

Для НТВ сезон начался с очередной смены руководства - в июле вместо перешедшего в "Газпром-Медиа" Николая Сенкевича телеканал возглавил Владимир Кулистиков. В результате сильно изменился топ-менеджмент НТВ: вместо Кирилла Набутова генпродюсером стал Александр Левин, канал покинули первые заместители гендиректора Александр Герасимов (информвещание) и Алексей Земский (производство), программным директором вместо Олега Точилина стал приглашенный с канала "Россия" Евгений Кучеренко, к концу сезона получивший фактический контроль над всем эфиром НТВ, за исключением информационных программ. Были закрыты "Свобода слова" и "Личный вклад", имевшие стабильные рейтинги. Савику Шустеру поручили курировать производство документальных фильмов, однако на НТВ так и не появилось отдельной линейки документалистики, успешно идущей на "Первом канале" и "России".

Назначение в середине лета не оставило новым руководителям времени на серьезную подготовку к телесезону. Из новых проектов, похоже, только "Профессия - репортер" пошла так, как рассчитывали. Новое шоу Александра Гордона "Стресс" двигалось по сетке - сначала переехало с пятницы на среду, а потом встало в воскресенье. Похожую историю пришлось пережить и "Школе злословия" (понедельник - суббота - воскресенье). "Короткие встречи" Юлии Бордовских отправили на доработку после первых выпусков. Также быстро закрыли и программу Василия Уткина "Хоббиты". Под занавес сезона на НТВ появилось еще несколько новых программ - развлекательные "Дети напрокат", "Лжец" и информационно-познавательные "Воскресный вечер" и программа "Максимум". Низкие рейтинги развлекательных программ привели к уходу с канала генпродюсера Александра Левина, а высокие показатели проектов Глеба Пьяных и Владимира Соловьева укрепили позиции НТВ в уик-энд.

Из новинок рейтинги четвертой кнопке приносили в основном сериалы и кино - именно эти жанры составляют двадцатку самых популярных программ НТВ. Самым успешным стал фильм "Бумер", получивший долю 35,4%. Успешными были и такие сериалы, как "Слепой" (25,1%), "Карусель" (21,6%), "Дальнобойщики-2" (21,7%), "Парни из стали" (21,6%). Выше средних рейтингов НТВ прошли "Кодекс чести", "Строптивая мишень", "Бальзаковский возраст".

Несмотря на общую нестабильность, НТВ удалось в прошедшем сезоне остановить падение доли аудитории, наблюдавшееся последние годы. Так, по данным TNS Gallup Media, в сезоне 2002-2003 годов доля НТВ составила 14,2% зрителей, а уже в сезоне 2003-2004 годов упала до 11,7%. По итогам прошедшего сезона доля НТВ не уменьшилась и также составила 11,7% (в аудитории старше 4 лет).

Известия
20.07.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов