Интервью: Константин Рыков - «"Взгляд" будет конкурировать с "Ведомостями" и "Коммерсантом"»
В понедельник, 25 июля, в интернете появилось новое издание для деловой аудитории — газета «Взгляд». В первый же день на сайте «Взгляда» побывало более 160 тысяч посетителей. Это как колонна пропутинских «Наших» на Ленинском, или как оранжевый Майдан в Киеве.
На вопросы «Вебпланеты» отвечает Константин Рыков, издатель «Буржуазного журнала», электронной газеты Дни.Ru и газеты «Взгляд», официально открывшейся 25 июля.
Константин, вас можно поздравить, — 167 тысяч читателей в первый день.
Да, спасибо. Мы готовились к такому старту несколько месяцев. Хотели сделать «информационный Майдан» в первый же день. Со временем «Взгляд» должен стать лидирующим изданием деловой прессы в России, и его читателям будет приятно думать: «Я читаю „Взгляд“ с самого первого дня, с первой недели, с первого месяца. С открытия».
Что вообще представляет собой «Взгляд»?
Проект состоит из двух больших частей. Первая, черно-белая — это сама газета. Вторая, цветная — «глянцевое» приложение к газете.
Что представляет собой газета?
Во-первых, это лента новостей — наших собственных и тех, которые мы покупаем у информационных агентств. Новости поступают в режиме реального времени, что позволяет «Взгляду» в подаче новостей на много часов опережать ежедневные печатные деловые газеты.
Во-вторых, в газете 5 рубрик: экономика, политика, общество, культура и спорт. В день выходит около 15 оригинальных развернутых материалов, несколько авторских колонок и обзор прессы. Одну из ставок мы сделали на визуальное оформление, и большинство материалов сопровождается очень качественным фоторядом.
Что представляет собой журнал, приложение к газете?
Журнал цветной. В нем семь рубрик: деньги, вещи, стиль, меню, отдых, дом и моторы. Фактически это онлайн-версия «Буржуазного журнала». Там будет появляться множество прекрасных фотоиллюстраций, посвященных жизни класса lux. Часы, яхты, рестораны, автомобили, светская хроника. Это — интернет-глянец в прямом смысле слова.
На какую аудиторию рассчитан «Взгляд»? Для кого он делается?
Мы ориентируемся на сотрудников офисов, менеджеров, топ-менеджеров, чиновников, политиков. В общем, на тех, кто принимает решения. Сам формат подачи информации, в общем-то, для людей, которые пришли не за easy reading и развлекательной информацией, а для тех, которые хотят знать.
Кому принадлежит «Взгляд»? Кто стоит за изданием?
Среди владельцев «Взгляда» нет каких-либо финансово-промышленных групп, корпораций и политических партий. ЗАО «Взгляд» принадлежит определенному кругу частных лиц, в том числе профессионалов, хорошо известных на рынке российской интернет-медиа, среди которых есть и я.
Кто возглавляет редакцию «Взгляда»? Кто входит в редакцию проекта?
Главный редактор «Взгляда» Алексей Гореславский. Организатор с хорошей журналистской школой, совершенно не интернетовский, если можно использовать такой термин. Опытный медийщик, который до этого работал в «Московском комсомольце», «Версии», издавал свой журнал «Вслух». Редакция состоит из талантливых людей, часть которых уже известна широкой аудитории, а молодая составляющая заявит о себе в ближайшем будущем. В редакции около 40 сотрудников, не считая колумнистов. Это те, кто ежедневно задействованы в работе над проектом. Современные интернет-СМИ в основном состоят из информационных отделов. У нас помимо информационного отдела будут отделы по направлениям, разного рода службы. То есть принцип построения — не интернетовский, а именно офлайновый, классический. Но дистрибуция информации — только через интернет.
Кто делал дизайн проекта?
Дизайн сделан в креатив-бюро Антона Болотова. Болотов — настоящий мастер. Сегодня он один из лучших интернет-дизайнеров на рынке, а для создания дизайна медиа-проекта — лучший. Он сам понимает, какими должны быть интернет-газета и интернет-журнал. Ему ничего не приходится объяснять, и с ним не надо «вместе искать пути решения». Он сам знает эти пути.
С кем конкурирует «Взгляд»?
«Взгляд» будет конкурировать с «Ведомостями» и «Коммерсантом». У «Взгляда» нет печатной версии, она просто не нужна. Работа газеты строится по тем же правилам, какие приняты в офлайне — наличие корреспондентской сети, собственной фотослужбы, качественных журналистских материалов, всего того, что в интернете редкость и принято называть «эксклюзивом». Это то, что роднит «Взгляд» с другими деловыми изданиями. В скорости подачи деловых новостей «Взгляд» обогнал конкурентов самим фактом своего открытия, с самого первого дня. В других важных составляющих успеха мы рассчитываем сместить конкурентов тоже достаточно быстро. В частности, в журналистике. Из-за чрезвычайно жесткой редакционной политики и «Ведомостей» и «Коммерсанта», они практически не порождают медиа-трендов. Даже если у них появляются очень качественные темы, медиа их не подхватывает, темы не развиваются — это «медиа в никуда», у которой нет будущего. Это серьезный изъян. Где-то примерно с событий катастрофы подводной лодки «Курск» у нас в России появилась большая ниша для нового делового издания. Сейчас эту нишу занимает «Взгляд».
Как вам удалось собрать на «Взгляде» в первый же день так много посетителей?
На самом деле, мы могли бы собрать в первый день и в два раза большую аудиторию. Но это было бы в 5 раз дороже из-за того, что роль наших собственных изданий в промоушене была бы ниже. А могли бы сделать в два раза меньшую — и все равно это было бы в Рунете замечено, а стоило бы почти столько же. Мы выбрали разумную середину.
Деликатный вопрос. Появилось несколько высказываний от интернет-профессионалов, которые утверждают, что цифра 167000 — липовая. Можно это как-то прокомментировать?
А это говорят те, кто и пять лет назад говорили то же самое, им нечего терять. Они не понимают, как можно с ходу запустить проект с сотней тысяч посетителей, потому что этого никогда никто не делал. Поэтому они думают, что такое невозможно. А почему никто не делал — они не знают. Мы все это знаем. На самом деле, невозможно сделать липовым старт проекта, в котором каждый день работают 40 человек, а задействованы в общей сложности больше сотни. Такое просто невозможно.
Каким будет число читателей «Взгляда», например к концу года?
Десятки тысяч в любом случае. Но задача, которую ставлю для себя лично — сделать «Взгляд» лидером не только в своей нише, но и в Рунете.
Скажи, каким будет «Взгляд» с точки зрения оппозиционности? Он будет критиковать власть, или он будет лояльный власти?
«Взгляд» в первую очередь профессиональная газета. Ее область — деловая информация. Заняв какую-то определенную позицию, мы теряем часть аудитории, которая придерживается других взглядов. Поэтому наше издание — открытая площадка для всех, кому есть, что сказать. Эта позиция очень жизнеспособна.
Какие традиционные СМИ, представленные в Интернете, ты мог бы отметить? Иначе говоря, какие СМИ тебе импонируют?
«Комсомольская правда». Это один из лучших сайтов. Больше 100 тыс. человек в день, посещающих сайт «Комсомолки» — хороший тому пример. Я думаю, ежемесячная аудитория сайта не меньше аудитории самой газеты. Еще отметил бы «Известия», но они сделали последний шаг вперед около года назад и остановились, не доведя до ума большинство задуманных сервисов. Отмечу также «Коммерсантъ», но у него, на мой взгляд, есть большой недостаток — платная информация. Чтобы посмотреть архив, скажем, за вчерашний день, надо платить. Эта модель ошибочная.
Чем сейчас живет твой проект Дни.Ru?
В «Днях» планируется реформа. Будет редизайн. Сейчас создается корреспондентская сеть, «Дни» будут работать в репортерском формате.
Какие успешные интернет-проекты ты можешь выделить?
Из новых за последние пять лет выстрелили только «Масяня», система дневников Livejournal.com и — в политизированной части сети — еще Владимир.Владимирович.ru. Это все, больше никаких новых проектов не вижу.
Что касается более зрелых проектов, то я восхищен, как компания Mail.Ru вышла из своего кризиса. Это произошло два года назад, когда они перебороли себя и научились продавать рекламу. Фактически, они были первыми, кто научился в Рунете продавать рекламу масштабно. Я знаю, что все три проекта — Яndex, Mail.Ru, Rambler — прибыльные, но я не знаю, когда инвесторы вернут свои деньги и в какой форме это будет происходить. Могу сказать, что Яndex — это замечательный проект. Mail.Ru, на мой взгляд, должна обновить оформление своего главного сервиса — почты. У Яndex почтовая служба оформлена современней.
Очень профессионально сейчас развивается РБК.
У Rambler невнятная стратегия. Время от времени они создают интересные проекты. И они очень хорошие бизнес-партнеры. Работая на Первом канале, я убедился в эффективности Rambler как большой площадки на том же «Ночном дозоре». Но, мне кажется, что серьезные изменения у них произойдут после IPO. Для того чтобы дать компании новый толчок, нужны финансовые вливания.
Чем живет твой проект «Буржуазный журнал»?
«Буржуазный журнал» у меня — первое бумажное СМИ. Он появился примерно тогда, когда у меня родилась дочка. Проект довольно успешный. За год он собрал свою аудиторию, у него сложилась хорошая система дистрибуции, что для журнала очень важно. Его знают, его читают, он работает как бизнес. При этом его нельзя сравнивать с интернет-проектами. По охвату аудитории он не такой весомый, как, скажем, Дни.Ru. Для меня он больше имиджевый проект.
Как ты считаешь, насколько влиятельны сейчас интернет-СМИ?
Если говорить по масштабу, по массовости влияния, они на втором месте — после телевизора. Но они очень уверенно завоевывают позиции и через какое-то время могут сравняться с телевизором. Для элиты они стали лидерами уже сейчас.
WEBPLANET.RU