Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Александр Файфман, генеральный продюсер "Первого канала"

"Я боюсь, что "кривое зеркало" будет еще долго приносить рейтинг"

"Известия" продолжают публиковать цикл эксклюзивных интервью с руководителями основных российских телеканалов, которые вспоминают прошедший телевизионный сезон и подводят его итоги. Сегодня на вопросы корреспондента "Известий" Андрея Лукина ответил первый заместитель генерального директора - генеральный продюсер "Первого канала" Александр Файфман.

известия: Телевизионный сезон завершился для "Первого канала" не очень удачно: согласно рейтингам, в апреле-июне он уступил лидерство "России", хотя по итогам сезона вы все же сохранили первое место. В чем причина? Видите ли вы в этом тенденцию или это случайная и недолговременная удача конкурентов?

Александр Файфман: Прежде всего "Первый канал" все 10 лет своего существования сохранял первенство на телевизионном рынке и в десятом, юбилейном, сезоне это первенство не утратил, что само по себе в новейшей истории России факт беспрецедентный. Если говорить о типологии телепродукта, благодаря которому наш ближайший конкурент - канал "Россия" - сократил рейтинговый разрыв и даже несколько раз обошел нас, следует отметить, с одной стороны, отечественные теленовеллы "Кармелита" и "Испытание любовью", с другой - победы в уик-энде благодаря формату "Кривое зеркало", который был создан на "Первом канале", но в силу определенных обстоятельств оказался у наших конкурентов.

Мы, безусловно, озабочены этой проблемой и понимаем, что в новом сезоне нам предстоит очень многое изменить в сетке. Последние 4 года она позволяла нам лидировать с огромным отрывом от всех конкурентов, но в погоне за лидером наши коллеги тоже учатся, перенимают наш и мировой позитивный опыт... В этой ситуации нам остается лишь предпринять новые шаги для того, чтобы историческое лидерство "Первого канала" ни у кого не вызывало сомнений.

известия: Быть может, дело в том, что канал с января отказался от официальных рейтингов TNS Gallup Media? Ведь именно руководитель "Первого канала" Константин Эрнст был единственным, кто открыто выражал сомнения в точности нынешних измерений?

Файфман: Мы давно и неоднократно подвергали сомнениям существующую систему измерений. Поэтому вряд ли есть прямая зависимость между нашей критикой и последними цифрами. Нас заботят не конкретные показатели, а сама методология медиа-измерений. Это колоссальный инструмент воздействия на телевидение - прежде всего с точки зрения распределения рекламных денег. Вряд ли мы найдем какую-то другую отрасль, совокупный оборот которой на сегодняшний день приближается к двум миллиардам долларов, а критерий оценки и распределения бюджетов опирается на достаточно условные методы измерения. Поэтому естественно, что они вызывают такое количество нареканий.

известия: Как вы видите разрешение неопределенной ситуации вокруг медиа-измерений? Поддержит ли канал инициативу "РусБренда" и АКАР по созданию нового индустриального комитета или есть другие варианты решения проблемы?

Файфман: Нам представляется, что решением проблемы может быть замена официального измерителя, а главное, смена методологии. Я имею в виду замену устаревших пипл-метров на приборы нового поколения, которые позволяют практически в реальном времени скачивать показания телевизионной аудитории. А также новые инвестиции в сам измерительный процесс, которые позволят расширить количество респондентов панели, сделать выборку более репрезентативной с точки зрения всего населения страны, без сдвига в сторону рекламоемкой аудитории, что в целом не отражает объективной картины. Ну и, конечно, увеличить количество населенных пунктов, где ведутся измерения, поскольку большие каналы вещают на всей территории страны, а замеры осуществляются только в крупных городах, да и то не во всех.

известия: Рейтинги показывают зрительский успех. А как собственную работу за прошедший телевизионный год оценили на "Первом канале"? Почему по сравнению с прошлыми сезонами почти не было новых форматов?

Файфман: Зрительский успех и есть оценка нашей работы. В этом смысле наиболее успешными проектами прошедшего сезона стали "Последний герой. Суперигра" (средний рейтинг 13,7%, доля 32,3%), "Новые песни о главном" (р. 12,2%, д. 31,2%), "Фабрика звезд-5" (средний рейтинг пятничных концертов - 11%, доля 26,8%). Ну и, конечно, кино. В этом сезоне у нас было особенно много телепремьер: и голливудских блокбастеров - "Убить Билла" и "Убить Билла-2", "Особое мнение", "Люди Х", "Мулен Руж" (я называю только главные), и отечественных лент - "72 метра", "Папа", "Свои", "Водитель для Веры", "Всадник по имени Смерть".

Что касается новых форматов, они, конечно, привлекают внимание зрителей, но в то же время не могут быть самоцелью. Аудитория, безусловно, хочет новизны, но вместе с тем она не готова отказываться от полюбившихся программ или их привычного расположения в сетке. Легендарное "Поле чудес" с Леонидом Якубовичем выходит в эфир полтора десятка лет и по-прежнему востребовано зрителем.

По этой же причине новых проектов не бывает одинаково много каждый сезон. Те успешные программы, которые вышли в прошлом или позапрошлом году, хоть и перестают быть новыми, но остаются любимыми зрителем и сохраняют свое место в эфире. Тем не менее каждый сезон мы обновляемся. К примеру, "Большая стирка" типологически вполне отвечала интересам зрителей. Но ощущение того, что проект себя исчерпал, заставило нас поставить ему на смену другое ток-шоу - "Пять вечеров".

известия: Если информация - это имидж и лицо канала, то популярность и деньги вам приносили сериалы и развлекательные программы. Что нового канал сделал в жанре телесериала?

Файфман: В этом сезоне у нас прошло множество заметных сериалов. Лидером жанра, причем не только на "Первом канале", но и на всем нашем ТВ, стал "Диверсант" (средний рейтинг 20,9%, доля 54%). Также пользовались успехом у зрителей сериалы "Близнецы" (р. 18,7%, д. 41,2%), "Хиромант" (р. 14,7%, д. 34,2%), "Брежнев" (р. 14,6%, д. 32,4%), "Кавалеры Морской звезды" (р. 13,5%, д. 30,9%), "Улицы разбитых фонарей" (р. 12,3%, д. 28,7%), "72 метра" (р. 11,7%, д. 28,2%), "Потерявшие солнце" (р. 11,3%, д. 28,4%). Особенно я бы отметил экранизации выдающихся литературных произведений - "Московскую сагу" (р. 14,3%, д. 32,9%) и "Детей Арбата" (р. 12,6%, д. 29,2%) - и работу Владимира Хотиненко "Гибель империи" (р. 9%, д. 21,5%).

известия: Почему очень качественный по съемке и довольно смелый по содержанию сериал "Гибель империи" имел невысокий рейтинг, при этом спорный во всех отношениях сериал "Звезда эпохи" был принят зрителем на ура? Почему массовый зритель не готов воспринимать сложные фильмы? Как канал определяет для себя соотношение в эфире качественных программ, работающих на имидж, и массовых, приносящих рейтинг?

Файфман: В вашем вопросе уже есть ответ. Высококачественный и сложный продукт в любом жанре массовый зритель пока принимает неохотно. Но, на мой взгляд, нельзя слепо идти за вкусами аудитории, надо двигаться ей навстречу. И где-то посередине пути в найденном компромиссе, я думаю, и есть залог зрительского успеха и респектабельного имиджа. Кстати, "Диверсант", на мой взгляд, как раз является примером такого удачного сочетания - это высокохудожественное произведение, не вызывающее никаких вопросов, и в то же время абсолютный лидер по рейтинговым показателям. Что же касается "Гибели империи", то, ставя такой фильм в сетку, мы абсолютно отдавали себе отчет в том, что к 10-летию канала переносим акцент на имиджевую составляющую. Кроме того, мы в свое время намеренно отказались от показа одной из двух успешных теленовелл, которые выходят на канале "Россия", - "Испытание любовью", посчитав ее качественно не соответствующей общей ткани вещания "Первого канала". В этом смысле высокие рейтинговые показатели наших конкурентов - это, как правило, следствие нашей озабоченности своим имиджем. Хотя часто жертвовать рейтингом мы не можем, поскольку "Первый канал", в отличие от всех остальных участников медиа-рынка, не имеет других источников финансирования кроме рекламных поступлений.

известия: Хотелось бы спросить о новостях. Вы удовлетворены тем, как информационная служба "Первого канала" освещала основные события, произошедшие с сентября до июня: трагедию в Беслане, выборы на Украине, процесс над "ЮКОСом"?

Файфман: В целом мы довольны работой нашей информационной службы. Ее новый руководитель Кирилл Клейменов довольно динамично проводит реорганизацию всей структуры, и это уже начинает давать результаты. Что же касается освещения наиболее острых моментов в жизни страны, таких как трагедия в Беслане, то пример Би-би-си во время недавних событий в Лондоне показал, что функция новостей и телевидения в целом выходит за рамки простого информирования аудитории. Здесь существует довольно много внутренних этических ограничений, которые мы просто обязаны учитывать в своей работе.

известия: Леонид Парфенов в интервью "Известиям" говорил, что прошлым летом он вместе с Владимиром Познером готовил для "Первого канала" новую программу. Что помешало проекту выйти в эфир? Есть ли шанс, что он появится в следующем сезоне?

Файфман: Мы сейчас не планируем обновление программы Владимира Познера. "Времена" - это устоявшийся бренд. Владимир Познер, на мой взгляд, нашел уникальную интонацию в обсуждении самых серьезных и острых политических тем, что делает программу на сегодняшний день единственной в своем роде на отечественном телевидении.

В преддверии предыдущего сезона мы действительно рассматривали возможность некоего видоизменения программы. Никто и ничто нам не мешало. Но мы пришли к выводу, что такой эксперимент вряд ли будет удачным, и по большому счету просто решили не рисковать.

известия: Есть ли потенциал у однообразного телевизионного юмора, когда одни и те же артисты выступают на двух главных каналах с однотипными номерами? Как долго "Кривое зеркало" может еще приносить рейтинг?

Файфман: Я боюсь, что "Кривое зеркало" будет еще долго приносить рейтинг, поскольку сам по себе жанр юмористических телевизионных программ востребован аудиторией на протяжении всего последнего десятилетия. А то, что одни и те же артисты с одними и теми же номерами не должны мигрировать по каналам, это совершенно очевидно. Как раз сейчас мы постепенно пытаемся предложить некое иное прочтение юмористического тележанра: обновить состав исполнителей за счет вливания свежей крови - мы провели юмористический фестиваль в Сочи, для того чтобы выявить новых талантливых артистов; разделить юмористическую и музыкальную палитру, чтобы ведущие каналы не были в сознании аудитории братьями-близнецами. Но поскольку и юмор, и музыка по-прежнему востребованы, то отказываться от этих жанров мы просто не можем.

известия: Почему каналы, и "Первый", в частности, отказываются от экспериментов с телеюмором и требуют от продюсеров программ исключительно с участием раскрученных юмористов? "Фабрика звезд" доказала, что с помощью телевидения можно быстро раскручивать неизвестных до этого персонажей. Разве невозможно эту технологию перенести и на юмор?

Файфман: "Фабрика звезд" - это не только и не столько технология, сколько талант авторов, продюсеров и самих участников, который в совокупности, умноженный на медиа-ресурс "Первого канала", дает определенный положительный результат. А в юмористическом цеху сегодня, на мой взгляд, большая проблема с авторской и продюсерской составляющими. Как правило, артисты совмещают все эти функции в себе и, если им это совмещение удается, становятся заметными фигурами. Поэтому подход, аналогичный музыкальной индустрии, к ним в принципе невозможен. А что касается экспериментов на ниве юмора, то мы никогда не замыкались на профессиональной разговорной эстраде. На канале много лет выходит КВН, который фактически является студенческим театром эстрадных миниатюр, не так давно появилась программа "Вне игры", в которой и нынешние, и бывшие участники клуба могут продолжать шутить в более широком спектре тем, плюс эстрадные монологи драматических артистов или музыкальные пародии, специально подготовленные для каких-то развлекательных программ, - это все, на мой взгляд, и есть эксперименты в рамках того самого юмористического тележанра.

известия: Почему КВН не становится школой юмористов и источником идей для новых развлекательных программ канала?

Файфман: Это, безусловно, возможно, такое случается, но мы очень часто сталкиваемся с тем, что студенческий юмор не может быть вырван из контекста, у него совершенно другая природа - и рождения шутки, и ее восприятия. На мой взгляд, он неразрывно связан с той атмосферой, которая царит в зале, когда тебя слушают не просто зрители, а единомышленники, люди, которые живут с тобой одной жизнью, читают одни книги и реагируют не только на тексты, но и на подтекст, и еще на множество нюансов.

известия: Музыкальная политика в эфире и вне эфира - в частности организация "Евровидения" и конкурса "5 звезд" в Сочи?

Файфман: В этом году мы организовали национальный отбор исполнителя, который представил Россию на конкурсе "Евровидение", - сделали это впервые и сделали во многом на базе еженедельного шоу "Фабрика звезд", которая дала нам возможность раз в неделю в прямом эфире организовать телефонное голосование зрителей. Более того, поскольку еженедельно в "Золотом граммофоне" аудитория выбирает национальные хиты, мы решили выбрать самого популярного исполнителя с самой понравившейся песней для участия в "Евровидении" таким же способом. Я считаю, что зрителям это должно быть интересно: переживать и болеть за артиста, которого они выбрали сами. Хотя по правилам "Евровидения" выбор исполнителя и песни остается за каналом, мы в праве изменить принцип отбора, но пока говорить об этом рано.

"5 звезд" - это наш новый проект, его транслировали сразу два ведущих канала страны. И, по мнению всех, кто принимал в нем участие, конкурс был отлично организован. Что касается уровня участников - вопрос, который всех волнует, - то, на мой взгляд, в этом году было несколько довольно ярких исполнителей, что уже очень хорошо для первого раза. Но главное, ясно - конкурсу есть куда развиваться, а значит, он будет жить.

известия: Зависит ли зрительский успех "Фабрики звезд" от творческого альянса с компаниями, которые потом занимаются продвижением молодых артистов? Зарабатывает ли телеканал от последующей раскрутки участников проекта?

Файфман: Канал, безусловно, заинтересован в продвижении любого продукта, в том числе и музыкального, созданного при его непосредственном участии. Но, конечно, во многом дальнейшая творческая судьба этих проектов зависит от продюсеров, которые курируют их по завершении эфира программы. Игорь Матвиенко, Максим Фадеев, Виктор Дробыш на сегодняшний день - лидеры отечественного рынка, и мы считаем, что в их собственных творческих карьерах работа с участниками "Фабрики звезд" - это не проходной эпизод, а серьезная страница.

известия: За кадром осталось важное для телевизионного рынка событие - последняя церемония "ТЭФИ". Когда на вручение "ТЭФИ" не пришли первые лица главных каналов, в том числе и Константин Эрнст, академия едва не раскололась. Каким вы видите судьбу главной телевизионной премии России? Среди телеакадемиков много людей, связанных с "Первым каналом", что дает повод для разговоров о корпоративном голосовании. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы результат "ТЭФИ" перестал вызывать споры в телесообществе?

Файфман: На мой взгляд, споры в телесообществе не прекратятся никогда. Это сообщество так устроено. Ведь не существует каких-либо объективных критериев в оценке качества телепродукта. Они абсолютно субъективны. И если говорить о численном составе академиков, то людей, каким-то образом аффилированных с "Первым каналом", там найдется от силы треть, а тех, кто связан с гигантской сетью ВГТРК, которая на сегодняшний день присутствует во всех регионах и на которую работает огромное количество телепроизводителей и деятелей отечественного ТВ, я думаю, наберется гораздо больше. Поэтому вопрос, который стоит сейчас перед академией: как сделать субъективное голосование более корректным. Церемония, которая пройдет в 2005 году, покажет, сумеет ли руководство академии найти правильный выход из сложившейся ситуации. На мой взгляд, очное голосование случайных выборщиков - один из вариантов такого выхода. А что касается возможности лоббировать чьи-либо интересы, то когда вся страна видит, кто и как голосует, цена репутации академика наверняка возьмет верх над желанием понравиться какому-то отдельному теленачальнику.

"Первый канал" не сдал сезон

Отдав первенство "России" в апреле и мае, "Первый канал" вновь, уже в десятый раз, по итогам сезона остался лидером. При этом в целом аудитория телеканала за год уменьшилась. Если в сезоне 2003/2004 года доля "Первого канала" составляла 25,9%, то в этом сезоне - 24,4.

Среди потерь, несмотря на традиционно сильное детское вещание, - юные зрители до 15 лет. Их доля сократилась более чем на 5%.

Год назад в своем интервью "Известиям" генеральный директор "Первого канала" Константин Эрнст пообещал "серьезно готовиться" к следующему юбилейному сезону. "Мы сняли массу фильмов и сериалов того качества, которое нас устраивает... Нам так же удалось подготовить несколько новых реалити-шоу, задействовать несколько новых форматов. Я надеюсь, они украсят наш эфир в новом сезоне и создадут возможность для следующего рывка", - говорил тогда Эрнст.

Заявленный кинопоказ оправдал себя, что касается успешных новых форматов, их оказалось меньше, чем можно было ожидать.

Стабильные цифры приносили уже проверенные форматы - очередной сезон "Фабрики звезд", "Последний герой", новый цикл "Розыгрыша" (доля 38%), музыкальный чарт "Золотой граммофон" (доля около 26%). Однако в этом сезоне проявлялась и усталость зрителя от знакомых форматов. "Фабрика" Аллы Пугачевой была успешной и получила долю в 26,7%, но пик популярности шоу пришелся на третий сезон проекта, когда доля равнялась 32,5%. "Последний герой. Суперигра" вошел в 20-ку самых популярных программ "Первого" с долей 32,6%, но стоит напомнить, что "ПГ-3" собрал 40,9% зрителей.

Лидерство в начале сезона "Первому каналу" обеспечивали повторы "Улиц разбитых фонарей", блокбастеры выходного дня и новости. "Ударными" проектами стали сериалы "Антикиллер-2" и "Диверсант". Доля зрителей последнего составила 51,3%, что в два раза превышает среднюю аудиторию "Первого канала". Помимо поддержки зрителей сериал получил лестные отзывы в прессе. В дальнейшем всплески внимания аудитории тоже были связаны с сериалами, такими, как, например, "Московская сага" (доля 31,5%) и "Дети Арбата" (27,7%).

Одним из самых значимых событий сезона стал показ сериала Владимира Хотиненко "Гибель империи". Фильм очень хвалили критики, и даже коллеги с других каналов признали, что этот проект "Первого канала" вывел сериальное производство на новый уровень. К большому сожалению, он не попал в 10-ку самых рейтинговых сериалов сезона. Самый большой рейтинг получил фильм Павла Чухрая "Водитель для Веры" (доля 48,5, рейтинг 30,6). Он занял 2-е место в топ-20 "Первого канала" по итогам сезона, уступив только новогоднему обращению президента Путина (доля 56,5, рейтинг 30,6).

Одной из заметных новинок сезона стало вечернее развлекательное шоу "Большая премьера" с Иваном Ургантом. Оно положило начало позитивным экспериментам в области юмора на нашем ТВ, однако поспорить по популярности с "Кривым зеркалом" программа не смогла. Безусловно, успешным экспериментом стало видоизменение "Большой стирки". Новая программа Андрея Малахова "Пять вечеров" стала менее "желтой". Смена имиджа пошла ей на пользу - рейтинги стремительно выросли. В конце сезона руководство перенесло программу в ранний вечерний прайм-тайм и перевело в режим прямого эфира. В результате - дополнительный рост рейтинга и доли качественной мужской аудитории.


автор
число  Известия

01.08.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов