Мышиная миссия
Три года назад доцент Уральского технического университета и предприниматель Иван Малыгин решил скрестить предметы техногенного быта с вековым искусством и начал продавать компьютерные мыши, украшенные хохломской, палехской и уральской росписью. Сегодня Russian Mouse является крупнейшим в России интернет-магазином по продаже компьютерных мышей с узорами народных промыслов и эксклюзивными рисунками на заказ. Сверхприбыльной фирму Малыгина назвать нельзя, но автор Russian Mouse убежден, что главное в его бизнесе не цифры, а миссия.
Расположенный в Екатеринбурге офис интернет-магазина Russian Mouse встретил меня странной вывеской: «Столовая радиофака работает до 17.00». Как оказалось, эксклюзивно разрисованные компьютерные мыши от Russian Mouse отправляются к покупателям со всей России из небольшого кабинета на радиотехническом факультете Уральского технического университета. Доцент кафедры технологий и средств связи, а по совместительству создатель Russian Mouse Иван Малыгин пояснил, что собственный офис «мышиной студии» и не нужен: «Заказы на роспись мышек мы размещаем непосредственно у мастеров Нижегородской области, художников Палеха и Нижнего Тагила и у свободных екатеринбургских «надомников». Отправляем им «чистые» мыши, клавиатуры и прочее почтой, получаем обратно готовую продукцию и рассылаем заказчикам или в торговые точки».
Созданная Малыгиным с культурологической целью – популяризировать народные промыслы – фирма сотрудничает с тремя известными артелями художников: хохломской в Нижегородской области, палехской в Ивановской и демидовской (так называется старинный уральский промысел – лаковая роспись по металлу) в Нижнем Тагиле. Помимо промысловых живописцев с Russian Mouse работают около 60 свободных художников Екатеринбурга, расписывающих мышей по индивидуальным пожеланиям заказчика.
«Все это только на первый взгляд выглядит солидно, но на самом деле заказы приходят нечасто, бизнес маленький»,– резюмирует Иван Малыгин. В месяц Russian Mouse продает от 30 до 300 мышей в зависимости от «праздничности» периода. А чистая прибыль предприятия редко превышает 40 тыс. руб. в месяц. Впрочем, для хобби – а именно так доцент Малыгин относится к своему бизнесу – заработок неплохой. Тем более что университетская зарплата преподавателя кафедры технологий и связи почти в десять раз меньше.
Предприятие «Институт радиотехники» образовано в Екатеринбурге на базе Уральского государственного технического университета в 1990 году. Продает импортные комплектующие для оргтехники. В 2002 году директор Иван Малыгин основал новое направление деятельности предприятия – роспись компьютерных мышей и других компонентов палехской, хохломской, традиционной уральской живописью и рисунками на заказ. В рамках проекта на базе «Института» появился интернет-магазин Russian Mouse, реализующий продукцию через почтовую доставку и собственную сеть из трех торговых точек. Штат сотрудников «Института радиотехники» состоит из 15 человек, из них трое заняты в проекте Russian Mouse. Для росписи мышей и комплектующих магазин сотрудничает с 85 внештатными художниками из разных регионов России.
Ниша для мыши
Идея росписи оргтехники узорами народных промыслов пришла к Ивану Малыгину чуть больше трех лет назад после посещения компьютерной выставки в Екатеринбурге. Один из местных умельцев представил там разноцветные системные блоки. «Художественными изысками они не отличались, но автор похвастал, что покупает корпуса за $30, раскрашивает их в разные цвета и легко продает за $100, получая колоссальную прибыль от этой нехитрой операции,– вспоминает Малыгин.– Тут меня осенило: отчего бы не перенести на компьютерные корпуса русские промысловые узоры, ту же хохлому? Ведь это настоящая революция, способная воскресить популярность традиционного народного искусства, которое сейчас переживает упадок. Да и бизнес, судя по всему, выгодный. Эта мысль стала для меня откровением».
Основные ресурсы для реализации этого замысла у Малыгина были: еще в 1990-м его коллеги-ученые создали на факультете «Институт радиотехники» – частное предприятие, готовящее на продажу технологические разработки для систем связи. К середине 1990-х, когда отечественные наукоемкие технологии окончательно перестали интересовать потенциальных покупателей, фирма занялась импортом компонентов для компьютеров. Продукцию – материнские платы, детали к принтерам и сканерам, клавиатуры и мыши – «Институт радиотехники» сбывал через собственную сеть: три киоска в крупных торговых центрах Екатеринбурга и интернет-магазин. Ко времени посещения судьбоносной выставки Малыгин был директором этого предприятия: прежнее руководство не смирилось с приоритетами рынка перед наукой.
Хохломские системные блоки Иван Малыгин счел слишком необычной инновацией, поэтому решил начать расписной бизнес с компьютерных мышей. Уральский энтузиаст пришел к выводу, что роспись должна быть не стилизованной, а подлинной.
Из четырех хохломских артелей, куда Малыгин обратился с предложением сотрудничества, отозвалась одна – с романтическим названием Племзавод имени Ленина в деревне Сухоноска Нижегородской области.
«Жители деревни живут натуральным хозяйством: выращивают скот, зерновые культуры, при этом все владеют хохломским ремеслом. Поначалу были сомнения, но я рискнул и отправил им пять мышек по почте,– рассказывает Малыгин.– Через три дня получил по электронной почте цифровые фотографии мышей в настоящей хохломской раскраске». Отказаться от сотрудничества с такой «продвинутой» деревней Иван Малыгин не смог.
Тренировки на мышах
Становление мышиной затеи Малыгина проходило тяжело и не раз находилось на грани провала. Для того чтобы окончательно придать расписной мыши товарный вид, ее нужно было покрыть несколькими слоями лака и обсушить в специальной печи. «Технологии росписи на пластмассовых поверхностях не знали ни я, ни хохломские мастера, привыкшие работать с деревом,– сетует Малыгин.– Первая же партия раскрашенных мышей не выдержала сушки в горячей печи, и обратно я получил искореженные останки». Вторая партия тоже пошла на выброс: мастера снизили температуру сушки, и внешний вид мышей был безукоризненным. Но работать на них было нельзя, потому что лак разливался по поверхности и склеивал кнопки.
Выставить инновационный продукт на продажу удалось спустя полгода. К этому времени художники постарались избежать технических огрехов, а Малыгин помимо хохломских мастеров договорился о сотрудничестве с палехскими ремесленниками и местными умельцами, готовыми также нанести на мышь любой рисунок на заказ.
– Вслед за решением реанимировать народный промысел, разместив его на предметах современного обихода, пришла идея, что мыши – универсальный объект для любого искусства. Поэтому я начал привлекать местных художников, чтобы они рисовали на мышах то, что у них лучше всего получается. А у моего бизнеса появилась еще и социальная миссия: ведь многие художники просто спиваются от безработицы и невозможности профессионально заниматься любимым делом. А роспись мышей позволяет им проявить себя и хоть немного, но заработать.
Так среди партнеров Ивана Малыгина появился мастер, копирующий в миниатюре картины Сальвадора Дали, художница, специализирующаяся на совах, специалист по рисованию персонажей популярных мультфильмов и десятки других живописцев в разных жанрах.
Спамовая лазейка
Мышиный проект Малыгин назвал Russian Mouse, отвез мышей в киоски «Института радиотехники» и разработал вместе со своими студентами сайт, на котором представил новый сервис – роспись на мышах и любой другой современной технике.
Рынок отреагировал на изобретение уральского энтузиаста гробовым молчанием. «Получилось согласно древней китайской мудрости: в ловушку, созданную по всем правилам, никто не попадает,– грустно усмехается Малыгин.– Видя наших мышей в киосках, люди приходили в восторг, смеялись, показывали пальцем, приводили знакомых, но ничего не покупали. И индивидуальные заказы к нам не поступали».
Затишье длилось несколько месяцев, пока кто-то из сочувствующих студентов не посоветовал Малыгину организовать спамовую рассылку. «Заняться спамом казалось мне последним делом, но было жаль потраченных на проект усилий и времени. Я решился и заказал две рассылки с периодичностью раз в полгода». Результат был, по словам Малыгина, ошеломительный: на следующий день после рассылки сайт Russian Mouse начал получать по 300–500 заказов в сутки. Правда, узнав о платной почтовой доставке и о том, что выполнение заказа займет от одной до трех недель, многие отказывались от покупки, но в целом рассылка на несколько месяцев обеспечила стабильный спрос на расписные изделия от Russian Mouse.
Первый же заказ поступил от фирмы «Интертех», которая решила подарить одному из топ-менеджеров компании ТНК-ВР монитор с изображением нефтяной вышки. Коллеги из правительства Москвы заказали в подарок одному из чиновников хохломской монитор. Потом поступил корпоративный заказ от Hewlett-Packard: для нее художники из Сухоноски разрисовали хохломой 50 мышей.
Палехские и хохломские компьютерные мыши вызвали большой интерес у иностранцев и стали основным «экспортным сувениром» жителей Екатеринбурга, выезжающих за рубеж. «Индивидуальные заказы на мышей начала активно делать молодежь, и чем дальше, тем необычнее»,– смеется Малыгин. Местным художникам пришлось срочно осваивать новые жанры: роспись мыши на основе словесного описания, автомобильную и эротическую стилистику. «Недавно нарисовали на мыши портрет одного функционера из окружения Чубайса,– перебирает заказы в уме Малыгин.– Еще сделали десяток мышей, расписанных под апельсиновые корки, для героев „оранжевой революции” в Киеве. Один мужчина прислал фотографию супруги и заказал изобразить на мыши обнаженное тело модели из журнала с лицом его жены. Над этой мышью работали сразу два художника: здесь требовалось и портретное искусство, и мастерство эротической живописи».
В присутствии корреспондента СФ Иван Малыгин долго размышлял над одним заказом: некая девушка из Новосибирска попросила нарисовать на мыши «бегемотика с розовыми ушками и цветочками в руке».
– Пытаюсь представить себе бегемота с руками и думаю, как растолковать это художнику,– сокрушается Малыгин.
За двухлетнюю историю своего небольшого, но увлекательного бизнеса Russian Mouse отказала клиенту всего один раз, когда одно из порнографических изданий за хорошее вознаграждение попросило компанию Малыгина оформить в соответствующем стиле партию мышей.
Тормоза торговли
Коммерческую составляющую работы Russian Mouse, в отличие от творческой, нельзя назвать успешной: рентабельности в 300%, какой добился в свое время безымянный продавец цветных корпусов, Ивану Малыгину достичь не удалось. Средняя розничная цена продаваемых им расписных мышей – 1 тыс. руб. без учета доставки. Самой дорогой продукцией являются палехские мышки ценой в 1,7 тыс. руб.
«Себестоимость обычных мышей, на которые мы потом наносим роспись, составляет 200–250 руб. Работаем с качественными мышками от фирм Logitech и Genius: ведь людям будет обидно, если мышь с авторской росписью выйдет из строя»,– говорит Малыгин. Гонорар автору с каждой мыши колеблется от 200 до 600 руб. в зависимости от сложности работы. Еще 300–400 руб. – наценка, составляющая доход самой фирмы. «В результате получается недешево, особенно для нестоличных регионов. А с учетом почтовой доставки выходит как минимум на 100 руб. дороже»,– констатирует Малыгин.
Пик спроса на мышей приходится на праздники – 23 Февраля, 8 Марта и Новый год, в остальное время поступает в среднем пять-семь заказов в неделю. «Сбыт, точнее, его отсутствие – самое слабое место в нашем бизнесе»,– соглашается Малыгин. Хозяев киосков в самых привлекательных местах продаж – на вокзале Екатеринбурга и в аэропорту Кольцово – палехские мыши не заинтересовали. Не увенчалось успехом и участие Russian Mouse во Всероссийской выставке производителей сувенирной продукции: единственным ее результатом стало появление торгового представителя в Москве, однако наладить стабильные поставки мышей в сувенирные магазины столицы и крупных городов партнер не сумел.
«По его словам, в магазинах Москвы нужно платить большие „входные билеты”, а в сувенирные лавки аэропортов нашим мышам без больших взяток попасть вообще невозможно. Денег на эти „билеты” у меня нет»,– разводит руками Малыгин. Разуверившись в покорении столичного сувенирного рынка, уральский предприниматель рассчитывает найти спрос за пределами России.
– Недавно по интернету нас нашел один американец. Обещает устроить нам колоссальные продажи в США и Канаде, просит стать эксклюзивным торговым представителем. Говорит, что уже нашел четырех дилеров. Будет здорово, если получится! – мечтает Малыгин. До сих пор осуществлять прямые продажи мышей зарубежным заказчикам Russian Mouse мешали трудности с денежными переводами. Сейчас Иван Малыгин внедряет эквайринг, позволяющий принимать электронные платежи с пластиковых карт. Немало надежд Малыгин возлагает на выставку CeBIT-2006 в Ганновере: обязательно повезет туда своих мышей, и там они наверняка вызовут интерес у иностранцев.
Беззащитная Mouse
Погруженный в развитие Russian Mouse и преподавательскую работу в вузе Иван Малыгин не сразу заметил, что у его бизнеса появились конкуренты. Перед встречей с главой Russian Mouse корреспондент СФ нашла в интернете еще четыре фирмы, предлагающие расписать компьютерных мышей хохломой или любым рисунком по желанию заказчика. Руководитель одной из них, созданной в конце 2003 года нижегородской сувенирной фирмы «Артакс НН», Сергей Захарченко рассказал, что идею росписи на мышах в его компании придумали случайно и уже после выпуска тестовой партии хохломских мышек узнали о существовании Russian Mouse. «Артакс» делает расписных мышей и на заказ, но основной и самый ходовой товар в фирме – манипуляторы с хохломской росписью. Они, по словам Захарченко, пользуются стабильным спросом у иностранцев.
Russian Mouse превосходит конкурентов по ассортименту: сегодня фирма предлагает 900 разнообразных мышек, не считая индивидуальных заказов. У нижегородского соперника свои преимущества: несравнимая с Екатеринбургом географическая близость к столицам и бесплатная доставка мышей клиенту. Цены у обеих компаний примерно одинаковые.
В свое время Иван Малыгин, изобретатель и автор четырех патентов на технические разработки, запатентовать расписные мыши не смог: «Мыши – запатентованное изобретение сотрудников Xerox. Хохлома, палеха и демидовская роспись существуют сотни лет. Получить патент на соединение того и другого и оградить себя от конкурентов было невозможно».
Между тем за идею росписи на оргтехнике ухватились крупные компании. Недавно один из ведущих российских производителей компьютеров и комплектующих Rover Computers ввел новую услугу – роспись ноутбуков на заказ. «В стране, где зима девять месяцев в году, этот тренд вполне закономерен: давно настало время раскрасить унылую серо-бело-черную технику поярче. К тому же это способ проявить свою индивидуальность. Думается, и бизнес на этом можно построить успешный и прибыльный»,– убежден председатель совета директоров «Евросети» Евгений Чичваркин.
Впрочем, сам Иван Малыгин утверждает, что конкуренции и подражателей не боится, потому что главное в его бизнесе – не объемы и цифры, а эксклюзивность работы и культурно-социальная миссия. Благодаря им уральский бизнес на мышках пока держится на плаву.
Мария ПЛИС
число
Секрет фирмы