Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Игры разума

Деловые игры – один из самых ярких и действенных методов бизнес-обучения. Менеджеры разного уровня уже успели оценить их практичность и высокую эффективность. «Секрет фирмы» изучил наиболее интересные формы деловых игр, которые сегодня востребованы рынком, и представляет пять самых популярных.

Российский образовательный рынок переживает небывалый всплеск интереса к деловым играм. «Топ-менеджеры компаний хотят что-нибудь нестандартное, новое,– говорит директор компании „Тренинг-бутик” Марк Кукушкин.– И формат деловой игры очень для них подходит».

Деловая игра – это модель какой-либо ситуации с непрерывно меняющимися условиями. Как правило, в ней действуют несколько групп участников с разными интересами, и каждая из них должна решить свою проблему. По своей сути деловые игры отличаются от любых других методов обучения. Их можно было бы сравнить с тренингами (частью которых они нередко являются), однако тренинги – это соединение теории с ее отработкой на практике. А в ходе деловой игры нарушается привычная цепочка – сначала теория, потом практика. Здесь знания, умения и навыки формируются у игроков почти одновременно, в ходе практической деятельности. Кроме того, ведущий с помощью специальных приемов создает определенный эмоциональный настрой участников, который активизирует процесс обучения.

Как метод обучения игры используют с XVII-XVIII веков, в документах того времени они названы «военными или предпринимательскими». Например, в 1780 году при подготовке офицеров использовали «военные шахматы». Доска здесь имела рельеф, король представлял крепость, ферзь – пехоту и т. д. С 1798 года игры проводились на карте, где фиксировались передвижение военных отрядов. Наполеон таким образом разыгрывал предстоящие сражения.

Современная деловая игра, моделирующая бизнес-процессы, появилась намного позже. В 1955 году Американская ассоциация управления разработала игру «Имитация решений в высшем управленческом звене» и через два года испытала ее на своем ежегодном семинаре. Именно там впервые появился термин «деловая игра», а уже через 10 лет этот метод обучения применялся почти во всех школах бизнеса.

В России, как считают некоторые эксперты, первая деловая игра была проведена еще в 1932 году исследовательницей Марией Бирнштейн. По выходным дням студенты вузов и руководители предприятий собирались на территории фабрики «Красный ткач» и обсуждали процесс перехода на выпуск новой продукции без остановки производства. Но всерьез деловыми играми начали заниматься в конце прошлого века. Организационно-деятельностные игры (ОДИ) философа и методолога Георгия Щедровицкого, а также управленческие поединки Владимира Тарасова, основателя Таллинской школы менеджеров, стали заметным явлением на российском рынке.

«Бизнес-игра – универсальный инструмент,– говорит бизнес-тренер и консультант Владимир Земсков.– Я изучал и западные, и российские их варианты и могу с уверенностью сказать, что они позволяют отработать любые, даже самые сложные бизнес-процессы. Игру можно использовать для решения практически любой проблемы, от формирования коммуникативных навыков до стратегии развития компании». Плюсом деловой игры, по мнению Владимира Земскова, является возможность изучить проблемную ситуацию всесторонне, оценить различные варианты ее решения. И если в реальном бизнесе любой неверный ход обращается финансовыми потерями, то игровая ошибка не грозит потерей клиента, контракта или денег. К тому же игра позволяет участникам получить порцию адреналина.

Сюжеты большинства игр подсматриваются на Западе, а потом адаптируются с учетом специфики задачи и русского менталитета. «Я играл в западные бизнес-игры, но уж слишком они правильные,– признался СФ один из тренеров.– Нашим менеджерам это не всегда интересно. Там не учитываются нечестная игра, дефолты и банковские кризисы. Можно, конечно, использовать сюжет, а условия игры придумать свои». Впрочем, некоторые компании, например, CBSD («Центр развития деловых навыков»), «Бизнес тренинг» и др. используют игры западных разработчиков по лицензии. Или создают игры сами, заимствуя сюжеты из книг, фильмов, обыгрывая исторические события.

Конечно, типология деловых игр достаточно обширна, однако некоторые виды игр пользуются особым успехом на российском рынке.

Управленческий поединок
– Пациент снова требует, чтобы мы вернули ему деньги за препараты, которые он у нас купил,– тихо объясняет главный специалист частной урологической клиники своему директору.– Улучшений действительно не наблюдается. Я думаю, деньги нужно вернуть.

– Вы к психиатру его не водили? – задает неожиданный вопрос директор.– Хуже ведь ему тоже не становится. Я по образованию технарь и поэтому подхожу к человеку системно. Раз ни хуже, ни лучше не становится, значит, сбой не здесь.

В зале раздается смех. Два человека, ведущие этот диалог, к урологии, да и к медицине вообще никакого отношения не имеют. Им просто достались роли главврача и администратора в одном из раундов управленческого поединка.

Управленческие поединки – это деловая игра, в ходе которой менеджеры соревнуются в управленческом мастерстве. Их придумал Владимир Тарасов, директор Таллинской школы менеджеров (см. СФ №6/2002). Главная цель каждого из игроков – показать свое мастерство и за четыре минуты довести переговоры до нужной точки. Дальше – роли меняются, и следует еще один четырехминутный раунд, после чего судьи подводят итоги.

Управленческие поединки на территории России проводит Федерация управленческой борьбы, и они приобретают все большую популярность. Помимо Москвы играют Пермь, Екатеринбург, Саратов, Красноярск и др. Председатель федерации Олег Вислов считает, что главная ценность и смысл таких поединков в быстрой демонстрации управленческого брака: «В жизни обычно сложно отследить, на каком именно этапе и почему руководитель принял неправильное решение. В поединке все предельно прозрачно. У человека есть уникальный шанс побыть в ситуации, когда судьи оценивают его, например, в роли потенциального работодателя или сотрудника, которому можно поручить проведение переговоров либо доверить собственность».

Имитация бизнеса
Игровой стол, рулетка, разложены фишки. Вокруг стола – серьезные люди, полностью сосредоточенные на происходящем. Идет «большая игра». Рулетка останавливается совсем не там, где хотелось бы тому или иному участнику, и один из них становится банкротом. От накала страстей и напряжения, кажется, звенит воздух.

Однако казино на самом деле не настоящее. За игровым столом сидят пять человек – топ-менеджеры региональных представительств крупной российско-американской торговой компании. Они отрабатывают продвижение новой торговой марки в условиях жесткой конкуренции. Каждый из игроков представляет собственную компанию с определенными стартовым капиталом, штатом персонала, связями и возможностями. И каждый из них получил задание – подготовить свой вариант вывода продукта на рынок. Наличие материальных ресурсов определили с помощью все той же рулетки и фишек, дающих право взять кредит на ту или иную сумму, пополнить штат нужными специалистами. Надписи на рулетке обозначают благоприятные или жесткие внешние условия.

«Бизнес-рулетка» – типичный пример деловой игры-имитации. Обычно она имеет отвлеченный от бизнеса сюжет, но воссоздает те условия, в которых должны будут действовать участники игры и в жизни. В подобных играх обязательно присутствуют все схемы, факторы и обстоятельства настоящего бизнеса. В частности, рулетка имитирует изменчивость и непредсказуемость рыночной среды вплоть до экономических кризисов, внезапного банкротства, требования дать крупную взятку и проигранных судебных исков. Высокую конкуренцию обеспечивают специальные правила, в соответствии с которыми каждый игрок представляет отдельную компанию и борется с остальными за определенный сегмент рынка. Иными словами, игроки в непривычной для них форме должны сделать те же шаги, что и в бизнесе: просчитать риски и, используя все возможности и ресурсы, достигнуть желаемых результатов.

Игры в сетях
В этих играх нет ни видимого накала страстей, ни специальных костюмов, ни каких-то особенных атрибутов. Главное действие компьютерных деловых игр происходит на экране монитора. Внешне это напоминает рутинную офисную работу, зато в сети порой разворачиваются настоящие баталии.

Компьютерные деловые игры традиционно считали играми-имитациями, но сегодня их стали относить к отдельной группе. Появились даже компании-производители компьютерных программ, которые становятся основой проводимых под руководством бизнес-тренера деловых игр. «Их сюжеты во многом похожи. Участники представляют несколько компаний, стремящихся завоевать тот или иной сегмент рынка, и игроки должны выработать комплекс действий по достижению цели,– говорит руководитель отдела маркетинга и рекламы компании „Техмаркет” Евгений Титов.– Поэтому для меня в такой игре главное, пожалуй, общение с коллегами».

Впрочем, организаторы компьютерных игр все-таки стремятся к разнообразию. Так, в игре «Стратегия и тактика бизнеса» помимо игроков были задействованы «правительство» и «случай». Функция «правительства» – решить, давать или не давать инвестиции. А роль «случая» выполняют два конверта, где может находиться, допустим, сообщение о землетрясении на Тайване, способное повлиять на рынок.

Более сложные компьютерные бизнес-игры – на Западе. Там существуют стратегические сетевые игры, участники которых ведут виртуальную войну на протяжении продолжительного времени. Как правило, они полностью имитируют деятельность определенного предприятия или компании. В России тоже есть подобная онлайн-игра «Бизнес по-русски», придуманная генеральным директором ООО «А-веб» Романом Карху. Цель игры – превратить свою фирму из небольшой мастерской в целую корпорацию и как можно выше поднять ее рейтинг. Сегодня в игре участвуют более 4 тыс. человек. Самый солидный по возрасту игрок владеет несколькими реальными фирмами.

Диктат ситуации
Сотрудникам банка, приехавшим за город для проведения деловой игры, был предложен необычный сюжет. В военное время группа российских ученых сделала секретное изобретение, и один из участников этой группы втайне от остальных решил его выгодно продать. Из разговоров коллег он слышал, что уже есть желающий приобрести изобретение, но не знал, кто именно. Задача этого игрока – определить потенциального покупателя. О готовящейся сделке узнали «немцы» и тоже начали поиски ученого. Согласно правилам, «продавцу» помогал его «телохранитель», а игроки, изображавшие «советских ученых», должны были сбивать с толку немцев.

Когда участники получили свои роли, они поняли, что играть им придется практически вслепую. И каждый игрок должен был выработать стратегию и тактику своего поведения.

Этот сюжет, на первый взгляд далекий от бизнеса, на самом деле лежит в основе ситуационной деловой игры. В отличие от игры-имитации здесь о маркетинговых стратегиях и построении бизнес-плана речь не идет: действия участников внешне никак не связаны с реальными трудностями, возникающими на работе. В данном случае менеджеры развивают у себя полезные навыки вроде умения вести переговоры, проводить презентацию и т. п.

Сюжеты для ситуационных игр обычно берутся из книг и фильмов: чем интереснее и необычнее исходная ситуация, тем лучше и ярче смогут себя проявить игроки. Так что организаторы подобных мероприятий вполне могут дать волю своей фантазии. «Каждый из нас провел сложные переговоры, это был хороший тренинг,– рассказывает один из участников игры.– А кроме того, здесь есть элементы тим-билдинга, и мы взглянули друг на друга по-новому. Например, в команде был сотрудник, с которым я раньше не общался. Однако в ходе игры он „прикрыл меня собой” и „погиб”. И сейчас мы с этим человеком подружились».

Результат любой ценой
Большинство деловых игр рассчитаны на выработку необходимых навыков или решение вероятных в будущем проблем. Но существует тип игр, конечной целью которых является решение реально существующей проблемы. По сути, это производственное совещание в форме деловой игры. Топ-менеджеры четырех операционных компаний ЗАО «Ситроникс» («Элакс», «Элион», «Квазар» и «Ситроникс»), к примеру, играли несколько дней.

«Задача перед нами стояла абсолютно реальная – разработка стратегии создания сборочного дивизиона и выход на запланированные обороты,– рассказывает Мина Хачатрян, директор по маркетинговым коммуникациям ЗАО „Ситроникс”.– Нас разбили на три группы: эксперты по продуктам и товарным группам, эксперты по технологии производства, специалисты по маркетингу. Каждый день мы решали определенную задачу. Например, проанализировать рынок и выяснить, нет ли на нем аналогичной продукции. А вечером сообщали о результатах работы. Причем должны были не только презентовать свое решение, но и объяснить логику наших рассуждений. Четвертый, последний, день был полностью посвящен анализу работы компании». Сам процесс игры-обучения Мина сравнивает с китайской гимнастикой у-шу: сложные элементы дробятся на более мелкие и осваиваются постепенно.

Такие игры по вполне понятным причинам проводят только для корпораций, чаще всего когда необходимо нестандартное, креативное решение, а компания зашла в тупик. Модератор обычно следит, чтобы топ-менеджеры не оказывали давления на подчиненных. Но в случае ЗАО «Ситроникс» группы состояли из топ-менеджеров компании, поэтому игра способствовала формированию умения работать сообща. В результате компания получила не одну, а целых две стратегии создания сборочного дивизиона, каждая из которых была принята во внимание и вполне может применяться на практике.


Галина ВАНИНА
04.08.2005  Секрет фирмы

04.08.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов