Роскошь передвижения
Мода на мотоциклы формирует новую «транспортную культуру»
Мотоцикл – модная игрушка политического, артистического и бизнес-бомонда. Советник президента Михаил Лесин, актер Валерий Николаев, экс-министр культуры Михаил Швыдкой… Все они – не только активные члены некогда мятежного и бунтарского, а теперь «дорогого и стильного» байкерского сообщества, но и – по совместительству – пропагандисты мотокультуры.
Недавно на Кутузовском проспекте торгующая роскошью группа компаний Mercury открыла официальный дилерский центр культовых мотоциклов Harley-Davidson (стоимость каждого из них – не менее $20 000). План продаж – 200 мотоциклов в год. Напомним, что первый российский салон «харлеев», появившийся в 1998 году, за год продал всего три штуки. Времена изменились. Иметь мотоцикл для бизнесменов теперь столь же привычно, как заниматься дайвингом. Байкерами со стажем являются, например, президент группы компаний Rover Computers Сергей Шуняев, гендиректор «Росно» Леонид Меламед.
Любовь к скорости
Рынок мотоциклов в России на пороге бума. Его развитие не останавливает ни короткий сезон, ни плохие дороги, ни практически полное отсутствие мотоциклетной культуры. До сих пор не существует официальной статистики ввозимых в Россию мотоциклов иностранного производства. В отличие от автомобильного бизнеса, где все посчитано «от и до», а представительства иностранных производителей бьются за первые строчки в рейтингах продаж, мотоциклетный рынок закрыт и не прозрачен.
«В 1997 году все стояли на смотровой площадке на Воробьевых горах (традиционное место сбора столичных мотоциклистов. – Прим. «Ко») в один ряд. Сейчас там уже троллейбус проехать не может», – говорит менеджер-консультант мотонаправления Yamaha компании «Панавто» Константин Бронников. По его мнению, продажи новых мотоциклов иностранного производства в России за последние три года выросли в три раза. Компания BMW – пожалуй, единственный импортер мотоциклов, не стесняющийся разглашать свою статистику – продала в 2003 году в России 233 экземпляра двухколесной техники. В этом году, судя по результатам первого полугодия (182 проданных мотоцикла), мотодилеры BMW достигнут отметки в 300 штук.
По мнению участников рынка, в 2005 году в России будет продано более 2000 новых мотоциклов иностранного производства. Объем рынка импортируемых мотоциклов (без пробега) составляет около $30 млн. Всего же в России зарегистрировано около 8 млн мотоциклов разных классов – в основном это модели, выпущенные еще в советские годы. Примерно десятая часть парка, по данным менеджеров мотонаправления компании «Панавто», колесит (или стоит на приколе) в московском регионе.
Конечно, 2000 машин в год – смешные цифры по сравнению с итальянским, например, рынком двухколесной мототехники, где ежегодно продается более 200 000 мотоциклов и скутеров. Однако продавцы мотоциклов весьма оптимистично смотрят в будущее. Сегодня ездить на двухколесном транспорте не только модно. Для многих людей он постепенно превращается из игрушки в доступное и незаменимое в городском трафике транспортное средство.
«Рынок мототехники в России переживает стремительный рост. Это связано не только с постепенным улучшением благосостояния граждан, но и со значительным расширением нашей целевой аудитории. По сравнению с 1999 годом российский покупатель стал более требовательным как к ассортименту, так и к качеству и уровню обслуживания. В этих условиях требуются новые подходы к ведению бизнеса», – говорит Борис Бурденко, основатель компании «Байк Ленд», крупного московского импортера и поставщика мототехники.
Литр – это мало!
Душа среднестатистического отечественного автомобилиста разрывается между двумя автомобильными культурами – американской и европейской. Мы любим быстрые и юркие машины, но при этом предпочитаем, чтобы они были большими и комфортными. Любуемся машинами броского дизайна, но все же чаще садимся за руль автомобилей строгих и сдержанных форм. Поэтому российский автомобильный рынок абсолютно самобытен. Похожая ситуация наблюдается и в мотоциклетном бизнесе. «Вычислить» вкусы российских покупателей мотоциклов совсем не просто: они абсолютно не соответствуют ни европейским, ни американским, ни азиатским взглядам.
В Европе все бренды и модели мотоциклов представлены примерно в одинаковой пропорции. В США – культ Harley-Davidson и «чопперов» – относительно тихоходных мотоциклов с длинной передней «вилкой» и прямой посадкой водителя. На экстремальных спортивных байках в Штатах передвигаются, главным образом, афроамериканцы и выходцы из Латинской Америки, которые часто используют свои транспортные средства, чтобы уйти от преследования полиции.
В Азии мотоцикл не более чем средство передвижения, и поэтому продаваемые там модели не отличаются ни большой мощностью, ни ярким дизайном – как правило, они предназначены лишь для перемещения из пункта А в пункт В.
В России своя специфика. По словам Константина Бронникова, около 50% ввозимых мотоциклов – это спортивные скоростные модели. Еще 40 – 45% рынка делят между собой «чопперы» и маневренные байки, которыми управляют в свободной прямой посадке. Оставшийся сегмент рынка – туристические модели (по своему техническому оснащению и комфорту они больше напоминают автомобиль) и эндурро – мотоциклы, которые можно использовать на бездорожье.
Еще одна особенность российского моторынка – наши байкеры предпочитают мощную технику. Количество проданных мотоциклов с моторами объемом 1 литр заметно больше в процентном соотношении, чем в Европе и тем более Азии. Данная ситуация похожа на историю с продажами Mercedes S-класса – у нас в стране до недавнего времени этот автомобиль должен был быть непременно «шестисотым».
Впрочем, в последние два года у мотоциклистов с долгим стажем появились новые потребности – они пересаживаются или покупают в дополнение к существующему спортбайку или чопперу легкий и маневренный мотоцикл. «Не будешь ведь каждый день ездить по московским пробкам на Dodge Viper. То же самое и с мотоциклами: для повседневной езды экстремальная Yamaha R1, разгоняющаяся до 100 км/ч за 2,7 сек., мало пригодна. Не удобны в пробках и чопперы. Для быстрого и комфортного передвижения по городу вполне достаточно «классики» с мотором в 600 куб. см» – полагает Константин Бронников.
Как отмечает региональный менеджер по продажам мотоциклов BMW компании «БМВ Русланд трейдинг» Владимир Видулов, сегодня не считается зазорным приехать на мотоцикле в офис. Ведь извиняться перед партнерами приходится лишь за свободный стиль одежды, а не за опоздание: в плане мобильности у этого транспортного средства альтернативы нет.
От «Явы» к Японии
80% покупаемых у нас в стране мотоциклов-иномарок – это японские модели: Yamaha, Suzuki, Kawasaki, Honda. По мнению Константина Бронникова, такое лидерство объясняется соотношением надежности, цены и качества японской мототехники. Говорят, что даже основатель байкерского движения в России – «ночной волк» Хирург ездит на «чоппере» Honda, стилизованном под классические американские модели.
Секрет популярности японских мотоциклов, по мнению коммерческого директора компании «Байк Ленд» Дмитрия Максимова, также и в том, что на рынке присутствует достаточно много подержанной мототехники из Японии (видимо, «серые» каналы поставок б/у мотоциклов из Японии налажены лучше, чем из Европы. – Прим. «Ко»). Таким образом, байкеры привыкают к мотоциклам японских марок и при покупке новой техники отдают предпочтение проверенным брендам.
Наконец, именно японские марки имеют в России наиболее развитую розничную сеть и сильных дистрибуторов: у Yamaha это «Панавто», у Suzuki – «Байк Ленд», у Honda – «Аояма Моторс», у Kawasaki – «Авто Концепт». Из европейских марок им может составить достойную конкуренцию только BMW в лице «Автодома». По оценкам участников рынка, оборот компаний-лидеров московского мотоциклетного рынка составляет около $3 млн в год.
Потребители делают свой выбор, исходя из соотношения «цена-качество»: итальянский мотоцикл легендарной марки Ducati с мотором объемом 1 литр будет стоить в России порядка $30 000. Зато его одноклассника марки Yamaha можно купить за $18 000. В результате продажи Ducati, одного из самых популярных мотоциклетных брендов в Европе, у нас в стране можно пересчитать по пальцам, а мотоциклы Yamaha продаются уже тысячами.
И дело даже не только в том, что Ducati до сих пор не открыла местного представительства. Как считает Константин Бронников, мотоциклетная культура в России не сформировалась, и многие потенциальные покупатели мотоциклов ничего не знают об истории таких престижных брендов, как Ducati, Aprilia, Benelli. Для них эти имена не обладают магическим притяжением, и они не готовы переплачивать 12 000 евро только за бренд.
До недавнего времени подобная ситуация складывалась с мотоциклами BMW. Они также значительно дороже аналогов из Японии и до сих пор не пользовались спросом у отечественных байкеров. Однако стараниями представительства BMW в России баварские мотоциклы становятся все более продаваемыми. Любопытно, что инициатором активного продвижения мотоциклов BMW на российском рынке был лично глава «БМВ Русланд трейдинг» Вольфганг Шлимме – заядлый байкер. Именно BMW стал первым давать рекламу своих мотоциклов по телевидению. По инициативе представительства был создан и активно функционирует клуб поклонников мотоциклов BMW, который устраивает зрелищные мотопробеги.
Финансовые результаты мотоциклетных дилеров могли бы быть и более впечатляющими, если бы не несколько факторов, серьезно сдерживающих развитие мотоциклетного рынка.
На первый взгляд продажам мотоциклов мешает, прежде всего, короткое московское лето. Но если вспомнить советские времена, когда в стране ежегодно продавалось 2 – 3 млн мотоциклов и мопедов отечественных марок, то становится ясно, что климатические условия не являются определяющими для продаж двухколесной техники. Кроме того, сегодня на рынке мотоциклетной экипировки предлагается всепогодная одежда, способная заметно увеличить продолжительность мотоциклетного сезона.
Возможно, куда более серьезным тормозом в развитии мотоциклетного рынка является отсутствие хороших дорог: это как с яхтами – удовольствие от обладания даже самым роскошным судном в рамках отдельно взятого Клязьменского водохранилища весьма сомнительно.
Заметно сдерживает продажи мотоциклов неразвитость кредитных программ: банки крайне неохотно ссужают деньги под залог мотоциклов, а страховые компании, в свою очередь, выставляют неподъемные тарифы.
Совсем не просто для занятого человека пройти обучение и открыть в водительском удостоверении категорию «А», дающую право на управление мотоциклом. По неофициальным данным, ее покупка через «нужного человека» обойдется как минимум в $500.
Наконец, в России до сих пор не построено ни одного мотодрома, на котором можно было бы проводить соревнования по кольцевым гонкам. А ведь мотоспорт является мощнейшим катализатором байкерской культуры. По словам известного российского мотогонщика, руководителя фирмы «Альпин» (дилера Yamaha) Александра Нифонтова, особенно популярен мотоспорт среди молодежи. Согласно исследованиям «Альпин», 7 из 10 мальчишек в возрасте до 18 лет интересуются мотоциклами и мотоспортом. Именно молодежь является сегодня основными покупателями скутеров и недорогих легких мотоциклов: за полгода мотосалон «Панавто» продал уже почти 500 моделей для нового поколения.
Стильная штучка
BMW – единственная мотоциклетная марка из Европы, успешно конкурирующая на местном рынке с японскими брендами. Недавно Россию посетил главный дизайнер мотоциклетного направления компании BMW Девид Робб. Он поделился с «Ко» наблюдениями о местном мотоциклетном рынке и особенностях мотоциклетного дизайна.
- С чем связан ваш визит в Россию?
- Это хорошая возможность в разговорах немного лучше узнать потребности рынка. Русский рынок мотоциклов, насколько я понял, очень необычен. Да, во многих странах, как и у вас, мотоциклы не считаются транспортным средством. Они воспринимаются, скорее, как средство досуга. Однако в России это не только досуг, но и элемент роскоши. Ту ситуацию, которая здесь сложилась, я не могу напрямую сравнить с каким-либо другим рынком.
- Насколько сильно влияет дизайн мотоцикла на продажи?
- Если мотоцикл будет работать ненадежно, то никакой дизайн не поможет. Однако значение дизайна в продажах нельзя недооценивать. Недавно мы проводили любопытный опрос. Мужчины обычно не любят признаваться в том, что внешний вид мотоцикла является одной из причин покупки. Но, расспросив их более подробно, мы выяснили, что около 60% покупок – это результат эмоционального восприятия мотоцикла. С 1993 года продажи мотоциклов BMW увеличились более чем в три раза. Я думаю, что дизайн – одна из составных частей этого успеха. На покупку влияют многие обстоятельства: качество, инновации, отношение с клиентом. Но ничего не поможет, если мотоцикл человеку просто не нравится. Очень интересно, что раньше один человек пользовался, как правило, одним мотоциклом. Сегодня ситуация меняется. Мотоциклы специализируются. Меня часто спрашивают: какой бы мотоцикл вы хотели бы иметь? Я говорю, что мне надо как минимум три, а еще лучше – пять моделей.
- В чем особенности мотоциклетного дизайна?
- Я и моя команда изучали прежде всего транспортный дизайн, мы рисуем движущиеся объекты. С другой стороны автомобиль состоит как бы из двух компонентов: это его внешняя оболочка и интерьер. У мотоциклов нет такого разделения. Он более цельный.
Кроме того, мотоцикл обычно демонстрирует свою техническую начинку, тогда как у автомобиля она скрыта. И поэтому мне нравится рисовать мотоциклы.
Игорь Комаров
05.08.2005
журнал Компания