Связной с общественностью
В России растет спрос на специалистов по PR
Российские кадровые агентства отмечают увеличение спроса на PR-специалистов. Но вместе со спросом увеличивается и предложение- сегодня более 100 вузов готовят студентов к работе в области общественных связей. Однако найти нужного сотрудника все равно очень сложно: работодатели ужесточают требования к PR-специалистам, профессионалов с опытом работы очень мало. Все это приводит к дисбалансу рынка труда в сфере PR.
PR, GR и Ко.
Кадровые агентства выделяют как минимум 11 типов вакансий в области public relations. По данным Penny Lane Consulting, наибольшую долю в структуре рынка труда занимают PR-менеджеры - 48%. Также немало на рынке менеджеров по маркетингу и PR - 13%, директоров по PR (руководителей направлений) - 10%, а также менеджеров по рекламе и PR - 8%.
5% приходится на пресс-секретарей. Среди остальных специальностей: Brand/PR-менеджер, GR-менеджер (специалист по связям с правительственными структурами), Sales/PR-менеджер, PR/Event-менеджер, PR/Product-менеджер. Позиции начального уровня существуют далеко не во всех PR-отделах: на них приходится только 6% соответствующего сегмента рынка.
Раньше подбор PR-специалистов был затруднен тем, что сотрудников, выполняющих одну и ту же работу, в разных компаниях могли называть поразному, причем работодатель не всегда мог четко перечислить его обязанности. Или, наоборот, за вывеской "PR-менеджер" могли скрываться любые функции: от традиционно присущих "пиарщикам" работы с прессой и организации акций на выставках и конференциях, до функций менеджера по рекламе - разработки рекламной кампании, оценки эффективности рекламы через изучение динамики продаж и т. д.
Сегодня же функции PRспециалиста более или менее определены: это организация работы с прессой, формирование имиджа компании, осуществление специализированных презентаций, а также внутренний PR. В некоторых случаях- участие в разработке стратегии развития компании. В классических учебниках по общественным связям все сотрудники PR-службы подразделяются на пять категорий: "человек, который думает"; "человек, который занимается связями"; "человек, который занимается СМИ"; "человек, который оформляет"; "человек, который организует".
Однако, например, Александр Вихров, директор по связямс общественностью финансовой корпорации "Уралсиб", утверждает, что все сотрудники его службы - универсалы: "Без этого работа PR-подразделения в принципе невозможна. Наши сотрудники отслеживают все события рынка, принимают участие во всех имеющих общественную значимость мероприятиях корпорации - как внешних, так и внутренних". Елена Гороховатская, руководитель направления "PR и реклама" хэдхантинговой компании Penny Lane Consulting, говорит, что на сегодняшнем рынке труда востребованы специалисты, работающие на стыке двух специализаций, например PR/Event-менеджер в сфере информационных технологий.
Профицит и дефицит
Требования к PR-специалистам становятся более четкими и жесткими. Татьяна Сосновская, партнер кадрового агентства Flex, добавляет к этому, что в последнее время наконец-то появились стандартные описания должностей в данной сфере.
Требования, предъявляемые PR-специалистам российскими работодателями, становятся также довольно разнообразными. Это подтверждает Елена Гороховатская: "На рынке требуется все больше ярких, креативных идей, к специалистам предъявляются все более высокие узкопрофессиональные требования. Помимо безусловного профессионализма и глубоких знаний в области PR ценен опыт и знание особенностей и продвижения продукта в своем сегменте, знание конкурентной среды". Недавно в Санкт-Петербурге прошел круглый стол "Идеальный PRменеджер глазами работодателя", участники которого сделали особый упор на то, что специалист по связям с общественностью должен быть психологически пригоден к этой деятельности. Выступающие подчеркнули, что PR-специалист- это "инженер и конструктор взаимодействия". Александр Вихров считает, что в ситуации, когда компании стремительно растут и развиваются, на авансцену выходят такие качества, как динамизм, инициативность, широкий кругозор и умение быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Татьяна Сосновская добавляет, что российские вузы все больше выпускают студентов с дипломом специалиста в области public relations и в сегменте молодых специалистов предложение уже превышает спрос. Подобная специальность была введена в вузах сравнительнонедавно, и именно сейчас появляются первые выпускники. Им не сразу удается найти работу по специальности. Участники круглого стола в Санкт-Петербурге подтверждают это, замечая, что "пиарщики" часто бывают вынуждены заниматься рекламой и маркетингом. Кстати, нередко в российских компаниях PR-подразделение как раз вынуждено заниматься и рекламой тоже. Александр Вихров такую позицию резко критикует: "Реклама - это всегда технология, вне зависимости от отрасли, рынка, а PR - это индивидуальная, я бы сказал- "штучная" работа, где очень многое зависит от личности".
Профицит молодых специалистов соседствует с дефицитом профессионалов. К примеру, на рынке довольно сложно найти PR-специалиста с хорошо отработанной функцией спичрайтера. "Это самое узкое звено,- сетует Александр Вихров.- Слишком мало людей в такой степени владеют русским языком, чтобы писать качественные тексты для прессы, выступлений, презентаций и т. д.
Боюсь, это пробелы в филологическом образовании".
Исследования Penny Lane Consulting показывают, что востребованы в основном сотрудники на должности высшего и среднего звена (PR-директора, PR-менеджеры, пресс-секретари) - то есть люди, которые должны обладать не только знаниями, но и опытом. Татьяна Сосновская приводит интересный факт: "В крупную английскую юридическую компанию на позицию PR-менеджера до финала дошла кандидат с многолетним опытом в PR в известном женском глянцевом журнале. То есть, PR-специалист с опытом работы в совершенно другой сфере заинтересовал англичан, которым обычно необходимо строгое соответствие всем требованиям вакансии. Но в случае российского рынка на окончательное решение повлиял все же опыт работы".
Сложившаяся ситуация позволяет уже работающим специалистам требовать лучших условий труда. "Девушка с отличным образованием и опытом работы побывала на собеседовании в трех кадровых агентствах, добилась хороших предложений, но не приняла ни одно из них,- рассказывает Елена Гороховатская.- В итоге она осталась в своей компании, получив повышение зарплаты в полтора раза".
PRоль
Карьерные перспективы PRспециалистов тесно связаны с функциями и ролью PR-отдела в компании. В российских фирмах довольно часто PR-отдел не участвует в разработке стратегии компании, и его работа полностью зависит от директив главы фирмы.
Результатом такого подхода часто является недостаточная эффективность работы отдела. Сегодня ситуация начинает постепенно меняться.
"Во всех сегментах рынка прослеживается тенденция роста и развития внутренних корпоративных PR-служб,- утверждает Елена Гороховатская.- Грамотные PR-менеджеры приобретают все больший вес, что приводит к росту их стоимости на кадровом рынке". Когда PR-директор входит в высшее руководство компании, это, несомненно, повышает авторитет всего подразделения. Именно так случилось в корпорации "Уралсиб". "Мы занимаемся управлением репутацией компании, а для финансовой структуры репутация - одно из главных условий успешной работы на рынке. PR - очень авторитетная служба,- рассказывает Александр Вихров.- Например, я, будучи главой службы общественных связей, являюсь также и исполнительным директором корпорации, поэтому участвую в решении всех важнейших бизнес-вопросов, а также являюсь официальным представителем президента компании в общении с прессой".
Развитие PR-служб сказывается и на зарплатах PR-специалистов. Эта тенденция четко прослеживается в исследовании Penny Lane Consulting.
Исследование показывает, что зарплаты за 2004 год выросли на 32%, 29% и 7% (соответственно, младший, средний и высший уровень). Невысокий рост зарплат руководителей PR-департаментов говорит о том, что существенный скачок произошел еще раньше и сегодня остается совсем мало пространства для роста. Средняя зарплата руководителя PRслужбы сегодня составляет $4200 в месяц, а простого PRменеджера - $840 в месяц.
На высшем уровне максимальные зарплаты - в промышленности ($5-10 тыс.), банковском секторе и компаниях FMCG (от $5 тыс.), правда, был случай, когда зарплата пресссекретаря в одной крупной FMCG-компании составила $10 тыс. На среднем уровне лидирует также промышленность ($3-6 тыс.) и банковский сектор ($2-4 тыс.).
На младшем уровне больше всего платят в сфере недвижимости ($800-1500).
Заманчивые вершины
PR-специалисты - это, конечно, в первую очередь творческие сотрудники. Высокая зарплата для них редкобывает важнее содержания работы.
"В нашей практике были случаи, когда кандидаты не принимали более выгодные предложения, поскольку их компания предлагала перспективы творческого роста и достаточную свободу действий",- вспоминает Елена Гороховатская.
PR-специалисты более бизнес-ориентированы и особенно лояльны к компании в том случае, если она активно развивается и лидирует в своем сегменте рынка. Для профессионала в области PR особенно важна репутация и положение компании на рынке: работа в успешной компании оказывает значительное влияние на развитие его карьеры. По словам Александра Вихрова, также большое значение имеет причастность к большому делу и возможность увидеть конечный результат: "Например, в настоящее время мы проводим беспрецедентную в истории финансового рынка России сделку по слиянию пяти банков, три из которых входят в тысячу крупнейших в мире.
Это же просто идеальная ситуация для PR-менеджеров проявить себя, свое творческое начало, мастерство и амбиции".
ВЛАДИМИР ПРАВОТОРОВ
Деловая газета "Бизнес" |