Интервью: Гия Гвичия, бывший совладелец и президент пивзавода "Степан Разин"
"Как с ними конкурировать, если у них обороты по $15 млрд"
У независимых российских пивоваров практически не осталось шансов на выживание. Их вытесняют пять глобальных компаний голландская Heineken, бельгийская InBev, британская SABMiller, турецкая Efes и холдинг BBH, принадлежащий британской Scottish & Newcastle пополам с датской Carlsberg. Эта пятерка, по данным российского Союза пивоваров, в 2004 г. контролировала более 75% российского пивного рынка, оборот которого оценивается в $8,3 млрд.
В нынешнем году эта доля должна увеличиться. Не выдержав конкуренции с мировыми лидерами, владельцы пивных заводов торопятся их продать, чтобы спасти торговые марки и производство. В июле Heineken купила свой шестой завод в России петербургский Степан Разин. В интервью Ведомостям Гия Гвичия, бывший совладелец и президент предприятия, c сожалением признает, что был вынужден продать завод, на котором проработал 18 лет. Полностью уйти из привычного бизнеса Гвичия пока не готов: свое будущее он связывает с производством пивного солода для заводов Heineken.
Три года назад в интервью Ведомостям вы говорили, что не продадите завод. Почему же это случилось?
Вопрос, почему мы отдали производство Heineken, возникает у тех, кто далек от пивного бизнеса. С 2002 г. у нас пошел спад, конкурировать с транснациональными компаниями стало невозможно. Конечно, мы построили крупное предприятие. Но сделали это не на свои деньги, как все, а на кредитные. Пришло время рассчитываться по кредитам, а при той ситуации на пивном рынке, которая сложилась сегодня в России, это практически невозможно. Все пивные заводы в Петербурге оказались под контролем крупных компаний, потому что им не выдержать конкуренции по ценам на сырье. Крупные компании могут покупать сырье сразу на шесть-семь заводов, на 100 млн дал, и сравните это с нашими закупками на 10-15 млн дал. Чем больше объем закупок, тем дешевле сырье. То же самое с рекламой. Разница между стоимостью региональной рекламной кампании и общероссийской не такая уж большая, где-то до 30% стоимости, а эффект выше: пиво можно разливать на шести заводах, а не на одном, как у нас. Теперь Степан Разин будет разливаться на всех заводах Heineken в России.
Вы не выдержали конкуренции?
Расстаться со Степаном Разиным мне было очень тяжело, и это решение я принимал с 2002 г. Прошло три года сомнений, мучений и переживаний. И когда я увидел, что я действительно ничего уже не могу сделать, то тогда я пошел на этот последний шаг. Ведь начиная с января у нас были бы уже большие проблемы с перекредитованием. Мы приняли решение закрыть наши кредиты и продали все свои основные средства и большинство торговых марок дочерней фирме Heineken в России. Деньги, вырученные от сделки, у нас идут на покрытие всех долгов.
Аналитики оценили сумму сделки в $80-120 млн. Похоже на правду?
По условиям сделки я не могу назвать сумму. Можно называть любые астрономические суммы. Могу только сказать, что это не те суммы, которые вы назвали. Во всяком случае, не больше их.
Сделка закрыта?
Практически сделка закрыта. Там осталось получить еще несколько разрешений. Часть денег мы уже получили, часть еще должны получить.
Кто именно из акционеров продал свою долю?
Структура акционерного капитала для этой сделки не имеет никакого значения. Фирма ОАО Комбинат Степан Разин переименовалась в ОАО Завод солода и пива и продала две производственные площадки и все, что находится на них, дочке Heineken.
А название сменили, потому что продали торговую марку?
Совершенно верно, потому что продали торговую марку.
далее...
Андрей Мусатов
Ведомости