Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Миллионы за "Алтын"

После шести лет ведения непрофильного бизнеса - развития сети супермаркетов "Алтын" - калининградская девелоперская группа "Автозапимпорт" распрощалась с ритейлом. Она продала 12 своих супермаркетов "Седьмому континенту" за $41,5 млн. В результате сделки московский оператор может начать региональную экспансию с Северо-Запада, а экс-владельцы "Алтына" получили в лице "Семерки" якорного арендатора своих будущих торговых центров.

Первое, что бросается в глаза посетившему Калининград "человеку с материка" - огромное количество иномарок. Второе - почти полное отсутствие безымянных магазинов типа "Продукты", которые в Калининграде в избытке заменены брэндированными супермаркетами. Заместитель председателя совета директоров группы компаний "Автозапимпорт" Александр Муталенко объясняет, что между первым и вторым отличительными свойствами Калининграда существует прямая связь: именно с автомобильного бума в Калининграде началось формирование цивилизованной розничной торговли.
После распада СССР наиболее популярным бизнесом в эксклаве стал импорт автомобилей, обходившихся калининградцам существенно дешевле, чем остальным россиянам. Уже к началу 1990-х Калининградская область разделила с Владивостоком первое место в стране по уровню автомобилизации населения, одному из ключевых показателей, способствующих развитию супермаркетов и торговых центров. В это же время у жителей эксклава и области большую популярность приобрели оптовые продуктовые склады: имея собственный автомобиль, многие калининградские семьи по образу и подобию европейских совершали закупки крупных партий продуктов раз в неделю.
Прижившийся западный стиль покупок и соседство с развитыми розничными рынками Польши, Германии и прибалтийских государств подтолкнули оптовиков к созданию собственных супермаркетов, а затем к их расширению до торговых сетей. В результате Калининград стал самым насыщенным продуктовыми сетями российским регионом: на долю сетевиков здесь приходится более 90% всей розничной торговли. Из них 84% занимают три ведущих оператора: "Виктория", "Вестер" и "Автозапимпорт" с сетью "Алтын", теперь уже, впрочем, отошедшей к "Седьмому континенту".
Группа компаний "Автозапимпорт" создана в Калининграде в 1993 году. Основой профиль деятельности группы - строительный и девелоперский бизнес, предприятие также занималось оптовой торговлей продуктами питания. В 1999 году "Автозапимпорт" запустила в Калининграде розничную сеть "Алтын", которую в июле 2005-го продала "Седьмому континенту". На момент сделки годовой оборот ГК "Автозапимпорт" составил $180 млн, сети "Алтын" - $60 млн.
Первые супермаркеты "Седьмой континент" появились в Москве в 1994 году. Сегодня сеть работает в четырех форматах: разноценовые супермаркеты "Седьмой континент - пять звезд", "Седьмой континент - универсам", "Семь шагов" и гипермаркет под маркой "Наш". В ноябре 2004-го компания провела IPO на РТС. К моменту покупки супермаркетов "Алтын" в состав "Седьмого континента" входил 91 магазин. Оборот сети за 2004 год составил $495,8 млн.

На ниве дефицита

Название оператора, владевшего "Алтыном", в полной мере иллюстрирует тесную связь между автомобилями и супермаркетами. Свой бизнес владельцы компании "Автозапимпорт" начинали на заре постсоветской эпохи с поставок в Калининград автомашин из Германии. А с 1993 года они занялись оптовыми поставками продуктов питания и строительством складских помещений.
По признанию Александра Муталенко, развивать столь далекие друг от друга бизнесы предпринимателей заставил хронический дефицит продуктов в регионе. В советское время продовольственное снабжение Калининграда происходило по следующей схеме: производимые на здешних предприятиях продукты и сырье вывозились в Центральную Россию, а затем доставлялись обратно, только в ограниченном количестве. После распада СССР были утрачены хозяйственные связи Калининграда с материком, и продуктовый дефицит стал критическим.
У калининградских предпринимателей появился шанс построить бизнес на обеспечении региона продуктами. Руководители "Автозапимпорта" не были одиноки в этом стремлении. Ведущий местный ритейлер, группа "Виктория", начинал свой бизнес с оптовых складов. Оптовые склады есть и у "Вестера". Но "Автозапимпорту" к 1997 году удалось выйти в лидеры рынка оптовых поставок, построить в Калининграде и области 15 складов и первый в городе крупный оптовый рынок, а затем несколько небольших магазинов под маркой "Алтын". Чуть позже в группе "Автозапимпорт" решили трансформировать оптовую торговлю в сеть супермаркетов. За образец будущей сети взяли литовских розничных операторов Rimi и Maksima. В 1999 году бывшие оптовики открыли первый супермаркет.
Развивая сеть, группа "Автозапимпорт" удачно совмещала строительный и девелоперский бизнес с ритейлом. В компании сформировался жесткий принцип: открывать магазины только в собственных помещениях и торговых центрах. В результате розничная сеть "Автозапимпорта" разрослась до 12 супермаркетов и 18 дискаунтеров "Алтын" формата "магазин у дома".
Ноздря в ноздрю
Ритейлерская деятельность "Автозапимпорт" развивалась столь успешно, что в 2002 году калининградские предприниматели вышли на московский рынок, открыв в столице два магазина "Алтын" в формате дискаунтера.
История развития калининградских розничных сетей - интенсивная конкурентная гонка. "Алтын", в свое время открывший в Калининграде первый супермаркет одновременно с "Викторией", и федеральную экспансию начал, когда "Виктория" вышла на столичный рынок (в том же году в Москве появились три ее дискаунтера "Дешево").
Возможно, экспансия "ноздря в ноздрю" шла бы и дальше, но в какой-то момент девелоперы почувствовали, что уже не в силах гнаться за "Викторией". "Бизнес дискаунтеров - это небольшая наценка и низкий средний чек. Учитывая нашу стратегию работать только в собственных помещениях, получить большую прибыль на московском рынке было сложно: для этого требовались создание крупной сети, солидные инвестиции и немножко другой потенциал",- объясняет Муталенко. Тем временем в Калининграде "Автозапимпорт" начал активно осваивать строительство крупных торговых комплексов площадью от 40 тыс. кв. м, и калининградские бизнесмены отказались от работы в дискаунт-формате.
Компания частично продала и сдала в аренду свои магазины формата "у дома", а московские "Алтыны" продала розничной сети "Самохвал". Затем хозяева "Алтына" пришли к выводу, что в больших городах выгоднее строить и сдавать в аренду крупные торговые центры, и будет лучше, если вместо магазинов с местечковой торговой маркой "Алтын" якорным арендатором объектов "Автозапимпорта" станет крупный ритейлер с раскрученным брэндом.

Якорь на "Континент"

Совпадение интересов "Седьмого континента" и "Автозапимпорта" было почти телепатическим: в то время как калининградские девелоперы искали якорного партнера для своих торговых центров, столичная "Семерка" вынашивала планы по экспансии в Северо-Западный регион. До сих пор один из старейших розничных операторов Москвы так и не сумел выйти за пределы столицы, тогда как конкуренты "Семерки", "Патэрсон" и "Перекресток", давно освоили крупные города не только России, но и Украины. Два года назад "Седьмой континент" заявил о планах открыть два гипермаркета в Петербурге и начать региональную экспансию по франчайзингу, но реализовать эти планы так и не удалось.
Перспектива регионального старта в Калининграде была для "Седьмого континента" весьма заманчивой, учитывая его территориальную близость к незавоеванному "Семеркой" Петербургу и особый экономический статус. Однако создать в этом городе собственную сеть с нуля в условиях жесточайшей конкуренции было невозможно.
Но "Семерке" повезло: как раз в тот момент руководство "Автозапимпорта" решило отказаться от ведения ритейлерского бизнеса, чтобы целиком сосредоточиться на строительстве крупных торгово-развлекательных комплексов в Калининграде и Санкт-Петербурге. Представители предпринимательских кругов Калининградской области и участники ритейлерского бизнеса, впрочем, называют другую причину отказа "Автозапимпорта" от розницы: по их мнению, сети "Алтын" в Калининграде не давали развиваться агрессивные конкуренты "Виктория" и "Вестер", пользующиеся покровительством местных властей.
Так или иначе, но переговоры "Алтына" о якоре с "Седьмым континентом" завершились продажей столичному оператору сети из 12 супермаркетов "Алтын" и договором об аренде "Семеркой" торговых площадей "Автозапимпорта" в Петербурге и других городах.
Покупка обошлась "Седьмому континенту" в $41,5 млн. $36 млн, по словам пресс-секретаря компании Анны Зайцевой, было потрачено на покупку помещений и $5,5 млн - на приобретение торгового оборудования калининградских магазинов. Теперь вместо "Алтына" в Калининграде появятся супермаркеты средней ценовой категории формата "Седьмой континент - универсам", а полностью завершить ребрэндинг новые владельцы "Алтына" планируют уже к сентябрю нынешнего года.
"Главным итогом сделки была не столько продажа всех магазинов "Алтын", сколько договоренность об участии "Седьмого континента" в наших строящихся торговых комплексах в Калининграде, Петербурге и других крупных городах",-подчеркивает Муталенко. Однако в тех же предпринимательских кругах Калининграда ходят слухи, что готовность, с которой "Автозапимпорт" продал "Алтын", была обусловлена долгами группы компаний. Участники сделки эту информацию не комментируют.

Континентальные замашки

Ассортименту магазинов "Алтын", пока не перешедших на рельсы "Седьмого континента", позавидовал бы любой московский гипермаркет: линейка продукции в супермаркетах "Алтына" выглядит гораздо выигрышнее, чем в московских сетях, не только по разнообразию, но и по цене. Более 50% ассортимента привозится из-за границы, а импортные товары в свободной экономической зоне Калининграда стоят дешевле, чем отечественные.
"Десятилетний опыт продовольственной торговли и шестилетний ритейла дает о себе знать",- улыбается Муталенко. За это время у "Алтына" сложились прочные связи с поставщиками из Чехии, Польши, Германии и Прибалтики, а отлаженная система дистрибуции свежих продуктов и продовольственного сырья позволила сети "Алтын" создать собственные производственные цеха: кондитерский, хлебопекарный, кулинарный и мясной.
Открывая новые торговые центры, "Автозапимпорт" получал скидки от поставщиков "Алтына". В результате сделки, заверяет Муталенко, все активы сети: контакты с поставщиками, система логистики, удобные для магазинов графики поставок, производственные цеха и персонал - отойдут "Седьмому континенту", и ассортимент останется прежним. Бывшие владельцы надеются, что в "Седьмом континенте" будут работать и менеджеры сети "Алтын".
Однако руководство "Седьмого континента" подчеркивает, что ритейлер приобрел не сам бизнес, а лишь помещения магазинов и торговое оборудование. Как сообщила СФ Анна Зайцева, сейчас в компании плотно обсуждают вопрос формирования ассортимента, а персоналу "Алтына" будет предложено перейти на работу в "Седьмой континент" после соответствующих собеседований.

"Алтын" под гребенку

Обнародовав сделку по покупке "Алтына", "Седьмой континент" поделился дальнейшими планами работы в Калининграде: помимо 12 магазинов, выкупленных у "Автозапимпорта", в следующем году в городе откроется еще один "Седьмой континент", а в 2007-м - два гипермаркета сети под брэндом "Наш". В ближайшие несколько лет "Седьмой континент" планирует опередить лидера рынка в регионе - группу "Виктория" - и занять 35-40% розничного товарооборота Калининграда.
Однако участники региональной розницы к этим планам относятся недоверчиво. Президент группы компаний "Виктория" Николай Власенко считает, что новоиспеченного конкурента группы на местном рынке ждет масса трудностей. "Прежде всего это сложности с логистикой. У всех калининградских ритейлеров есть специальные конторы, занимающиеся импортом, и организовать с нуля аналогичную службу и догнать по уровню отлаженности доставки давно работающих участников будет тяжело",- прогнозирует Власенко.
К тому же, добавляет он, у "Алтына" много лет действовали программы покупательской лояльности, например накопительные дисконтные карты постоянного клиента, поэтому недовольные приходом нового оператора наверняка найдутся. А если ценовая политика "Седьмого континента" будет аналогична московской, успех нового калининградского ритейлера окажется под большим вопросом. Каждый магазин сети "Алтын" имел суббрэнд, привязанный к территории ("Алтын Московский" на Московском проспекте) или к размеру магазина ("Алтын Большой"), и в каждом из них цены чуть разнились.
Участники калининградского ритейла считают: унификация брэндов сети под флагом "Седьмого континента" будет неразрывно связана с ее премиализацией, что приведет к повышению цен и отпугнет местных покупателей.
"Нельзя забывать и о специфических рисках,- отмечает аналитик ФК "Уралсиб" Марат Ибрагимов.- Не исключено, что местные ритейлеры вступят в сговор, чтобы затруднить работу московской сети".
Пока инвесторы в калининградский ритейл обещают не повышать цены. А бывшие владельцы "Алтына" на негативные прогнозы реагируют спокойно: по словам Муталенко, калининградские проблемы "Седьмого континента" ничуть не сложнее, чем при любой региональной экспансии. Впрочем, "Автозапимпорту" волноваться уже нечего: за "Алтын" бывшие ритейлеры купили спокойствие и возможность заниматься своим основным бизнесом.


Мария ПЛИС
10.08.2005  Секрет фирмы

10.08.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов