Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Сергей Зивенко, президент ТПГ «Кристалл»

«Шансов бороться с дешевым алкоголем пока нет»

Нелегальный алкоголь занимает 42% всего российского рынка. О перспективах алкогольного бизнеса в России, переделе известных брендов и конкуренции с Украиной «Газете.Ru» рассказал президент ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко.

Сергей, расскажите, пожалуйста, кому сейчас проще работать - частному алкогольному бизнесу или предприятиям под государственным контролем. Ведь у вас есть опыт руководящей работы в Росспиртпроме.

Задачи стоят разные: в Росспиртпроме мы собрали команду, которая поверила в нового президента страны. В 2000 году к власти пришел Путин. Все думали, что ситуация изменится к лучшему. Думали, что будут некие изменения и на этой волне мы отстроили весь рынок. Люди были увлечены, работали за идею, а не за деньги.

Потом, в какой-то момент, мы остановились и по сторонам посмотрели, оказалось, что мы одни куда-то бежим. Все остальные стоят.

Вы имеете в виду рынок в целом или только алкогольное направление?

Рынок в целом. Мы поняли, что ничего не меняется. Более того, профильные министерства не были заинтересованы в развитии госкомпании, которой я руководил. Мы боролись за государственный интерес, ведь была поставлена задача сформировать рынок и, действительно, много чего получилось: и порядок навели на рынке и с игроками крупными договорились, то есть большая работа была проделана.

Потом вдруг поняли, что это вообще никому не нужно, тот, кто должен был помогать, тот чинит препятствия.

Я тогда сказал: «Гребите, как хотите». Сейчас мы видим, что происходит в этом Роспиртпроме, там более 5 млрд рублей долгов на сегодняшний день, все развалено. Чем закончится - непонятно.

Какова доля ТПГ «Кристалл» на рынке сегодня?

Надо понимать, что Россия - это очень большой рынок и, к сожалению, еще не сформированный. Если на Западе можно считать доли рынка, потому, что там существуют крупные холдинговые компании, то в России крепкий алкоголь производится почти на 800 заводах. Многие из них региональные, убыточные, но они продолжают выпускать продукцию, занимают определенную долю рынка.

Раньше мы занимали около 7,5% рынка, но из-за скандалов с торговыми марками и в связи с тем, что российский рынок, по сути, сломан, у нас много проблем на сегодняшний день, мы свалились где-то на 4-4,5% - максимум.

Лишь потому, что существует очень много мелких заводов, которые забирают долю рынка некачественным продуктом.

Думаю, что со временем они, конечно, экономически умрут, но нужно дожить до этого времени. Они или мы - неизвестно, кстати, в нашей стране. Эта проблема мучает всех.

Сколько алкоголя вы произведете в этом году?

Я думаю, что эту информацию вы получите в конце года, чтобы не быть голословным. Прошлый год для нас был не очень хороший, мы поменяли дистрибутора, отстроили собственную систему дистрибуции, создали торговые дома. Миллиона три декалитров выпустили в целом. В основном водки.

Сергей, расскажите про конкуренцию со стороны Украины. Она влияет на ваш бизнес?

Мы находимся в неравных условиях. Зачастую их продукция оклеивается «левыми» марками, соответственно, они выигрывают в цене. При ввозе марка якобы клеится там, на заводе, но ее никто особенно не проверяет, все проверяют российскую «боковую». Поэтому выходит, они находятся в приоритетных ценовых условиях.

Я считаю, что все должны быть в единой ценовой категории.

При уплате 100% акциза минимальная цена водки составляет 63 рубля. Но на прилавках мы можем и по 50 рублей водку найти.

Можем и дешевле найти, если поискать...

Можем и за 40 рублей найти. Соответственно, это уже вопрос к правоохранительным органам.

А что с нелегальным оборотом спиртного? Приняли новый закон, который отменяет контроль за денатуратами. Как это повлияет на рынок?

Можно принять любой закон, но закон - это бумага. А существует рынок и соблюдение законности на рынке. Здесь придется совмещать, скажем так, бумагу уже принятую и возможности контроля этого закона на рынке, то есть это работа и правоохранительных органов и налоговой инспекции и многих других.

Если они возьмутся за это, то да, эти законы заработают, но если все останется так, как сегодня, то можно положить любую бумагу, и люди, скажем так, адаптируются под закон. То есть ничего не изменится. Соответственно, под новые задачи нужно набирать новых людей.

Так как стало с подделками, лучше или хуже?

Существует два понимания подделки: первое - люди не платят налоги, то есть они выпускают (не будем говорить название, чтобы не скомпрометировать никого), допустим, водку Х и просто не платят акцизы. У них получается дешевая продукция, соответственно, такой производитель более конкурентоспособен, потому что население у нас небогатое и покупает дешевую водку - это и есть теневой рынок.

А поддельная продукция - это когда эксплуатируется чей-то бренд, когда разливают, допустим, «Гжелку» на чужом заводе, то есть на «Ливизе» - вот это подделывают. Я вкладываю деньги в рекламу, а кто-то думает, что можно сделать такую же «Гжелку» и продавать под моим названием, зачем тогда тратить деньги на рекламу?! Соответственно, он зарабатывает мои деньги. К сожалению, жулики пытаются легализоваться, вот что самое страшное. Ну вот, например, наш скандал, вернее конфликт с заводом «Ливиз». Люди просто сделали два левых договора и пытаются доказать, что им принадлежит наша марка, и тем временем пытаются запустить свое производство. Конечно, у них ничего не продается, потому что те времена закончились, когда любой бренд продавался просто так.

А если в цифрах?

Нелегальный оборот, включая и поддельные марки и неуплаченный акциз занимает 42% всего рынка. Соответственно, если рынок у нас где-то 200 млн дал в год, то теневой рынок на сегодняшний день - $2,5 млрд.

Насчет всех этих дележек с брендами. Когда все это закончится? И есть ли, по-вашему, какие-то бренды, которые еще не поделили?

Я думаю, продолжаться это будет постоянно, пока будет существовать два фактора, вернее даже три: первое - несовершенство закона, к сожалению, оно налицо, второй фактор - присутствие недобросовестных чиновников в Роспатенте, судах, ну, все понимают, о чем мы говорим, и третий фактор - присутствие в алкогольном бизнесе недобросовестных коммерсантов.

Соответственно закончится этот скандал, начнется другой, с «Путинкой», еще с чем- нибудь. В любом случае, если есть возможность стащить, люди будут пользоваться этим.

А с «Путинкой», думаете, будет конфликт?

Думаю, что с «Путинкой» точно будет, потому что идет незаконная эксплуатация имени президента, а это запрещено законом. На самом деле не имели права даже регистрировать этот бренд. Поэтому рано или поздно кому-то это придет на ум, и, я думаю, что этот бренд оспорят. Насколько я в курсе, а я думаю, что я точно в курсе: президент разрешение на выпуск этого бренда не давал.

Для президента на самом деле это минус, потому что, допустим, выпил какой-нибудь мужичок в Норильске этой «Путинки» и отравился, соответственно, он начинает думать: «какой плохой президент», потому что водка плохая.

Эти вещи очень сильно имиджево связаны. Думаю, что этот проект скоро закроется.

А еще какие бренды самые рисковые, по-вашему?

У нас не только бренды, вся экономика рискованная. Грубо говоря, «Гжелку» в Роспатенте аннулировали лишь потому, что якобы есть река Гжелка более известная, чем водка. Ну, конечно, это не так. Более того, существуют две речки, мы нашли еще в Смоленске речку Гжелка.

Но никому это не интересно, вот мы сейчас по судам бегаем, доказываем, что в Роспатенте жулики сидят. Но на это время нужно, деньги, то есть мы теряем рынок, потом мы будем его восстанавливать.

Все это не способствует развитию экономики России в целом. Не знаю, кто там удваивать ВВП собирается таким образом. Поэтому надо власти помогать бороться с, мягко говоря, недобросовестной конкуренцией.

Ваши планы на будущее?

К концу этого года, где-то осенью, середина октября, выдадим на рынок новый водочный бренд «Олигарх», 20%-ные водочные коктейли. Еще два бренда в нижнеценовом сегменте объявим позже.

В последнее время мы сосредоточились на дорогом продукте, теперь пойдем в более дешевый сегмент. Это позволит нам занять внушительную долю рынка. Мы хотели бы, конечно, вначале свои позиции до 7% дотянуть. Но как получится, жизнь покажет.

В этом году дотянете?

В этом - нет. Ну вот сейчас акцизные склады отменят, думаю, что-то изменится. А пока и предпосылок в этом году к увеличению нет. Ни у кого нет, не только у нас. Сейчас левую марку уже ребенок клеит на этом акцизном складе. Так что шансов бороться с дешевым алкоголем пока нет.

И напоследок, что будет с рынком?

Рынок будет!

Но как же, ведь водки стали пить меньше?

Ну, ничего страшного, произойдет укрепление бизнеса: объединятся российские компании, придут иностранные, все это вместе станет основой цивилизованного рынка просто. Думаю, это произвойдет через 3-4 года. Не меньше. При нормальных условиях сотрудничества крупных компаний с правоохранительными органами.

Газета.RU
11.08.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов