Задачи стоят разные: в Росспиртпроме мы собрали команду, которая поверила в нового президента страны. В 2000 году к власти пришел Путин. Все думали, что ситуация изменится к лучшему. Думали, что будут некие изменения и на этой волне мы отстроили весь рынок. Люди были увлечены, работали за идею, а не за деньги.
Потом, в какой-то момент, мы остановились и по сторонам посмотрели, оказалось, что мы одни куда-то бежим. Все остальные стоят.
Вы имеете в виду рынок в целом или только алкогольное направление?Рынок в целом. Мы поняли, что ничего не меняется. Более того, профильные министерства не были заинтересованы в развитии госкомпании, которой я руководил. Мы боролись за государственный интерес, ведь была поставлена задача сформировать рынок и, действительно, много чего получилось: и порядок навели на рынке и с игроками крупными договорились, то есть большая работа была проделана.
Потом вдруг поняли, что это вообще никому не нужно, тот, кто должен был помогать, тот чинит препятствия.
Я тогда сказал: «Гребите, как хотите». Сейчас мы видим, что происходит в этом Роспиртпроме, там более 5 млрд рублей долгов на сегодняшний день, все развалено. Чем закончится - непонятно.Какова доля ТПГ «Кристалл» на рынке сегодня?
Надо понимать, что Россия - это очень большой рынок и, к сожалению, еще не сформированный. Если на Западе можно считать доли рынка, потому, что там существуют крупные холдинговые компании, то в России крепкий алкоголь производится почти на 800 заводах. Многие из них региональные, убыточные, но они продолжают выпускать продукцию, занимают определенную долю рынка.
Раньше мы занимали около 7,5% рынка, но из-за скандалов с торговыми марками и в связи с тем, что российский рынок, по сути, сломан, у нас много проблем на сегодняшний день, мы свалились где-то на 4-4,5% - максимум.
Лишь потому, что существует очень много мелких заводов, которые забирают долю рынка некачественным продуктом.Думаю, что со временем они, конечно, экономически умрут, но нужно дожить до этого времени. Они или мы - неизвестно, кстати, в нашей стране. Эта проблема мучает всех.
Сколько алкоголя вы произведете в этом году?
Я думаю, что эту информацию вы получите в конце года, чтобы не быть голословным. Прошлый год для нас был не очень хороший, мы поменяли дистрибутора, отстроили собственную систему дистрибуции, создали торговые дома. Миллиона три декалитров выпустили в целом. В основном водки.
Сергей, расскажите про конкуренцию со стороны Украины. Она влияет на ваш бизнес?
Мы находимся в неравных условиях. Зачастую их продукция оклеивается «левыми» марками, соответственно, они выигрывают в цене. При ввозе марка якобы клеится там, на заводе, но ее никто особенно не проверяет, все проверяют российскую «боковую». Поэтому выходит, они находятся в приоритетных ценовых условиях.
Я считаю, что все должны быть в единой ценовой категории.
При уплате 100% акциза минимальная цена водки составляет 63 рубля. Но на прилавках мы можем и по 50 рублей водку найти.
Можем и дешевле найти, если поискать...Можем и за 40 рублей найти. Соответственно, это уже вопрос к правоохранительным органам.
А что с нелегальным оборотом спиртного? Приняли новый закон, который отменяет контроль за денатуратами. Как это повлияет на рынок?
Можно принять любой закон, но закон - это бумага. А существует рынок и соблюдение законности на рынке. Здесь придется совмещать, скажем так, бумагу уже принятую и возможности контроля этого закона на рынке, то есть это работа и правоохранительных органов и налоговой инспекции и многих других.
Если они возьмутся за это, то да, эти законы заработают, но если все останется так, как сегодня, то можно положить любую бумагу, и люди, скажем так, адаптируются под закон. То есть ничего не изменится. Соответственно, под новые задачи нужно набирать новых людей.Так как стало с подделками, лучше или хуже?
Существует два понимания подделки: первое - люди не платят налоги, то есть они выпускают (не будем говорить название, чтобы не скомпрометировать никого), допустим, водку Х и просто не платят акцизы. У них получается дешевая продукция, соответственно, такой производитель более конкурентоспособен, потому что население у нас небогатое и покупает дешевую водку - это и есть теневой рынок.
А поддельная продукция - это когда эксплуатируется чей-то бренд, когда разливают, допустим, «Гжелку» на чужом заводе, то есть на «Ливизе» - вот это подделывают. Я вкладываю деньги в рекламу, а кто-то думает, что можно сделать такую же «Гжелку» и продавать под моим названием, зачем тогда тратить деньги на рекламу?! Соответственно, он зарабатывает мои деньги. К сожалению, жулики пытаются легализоваться, вот что самое страшное. Ну вот, например, наш скандал, вернее конфликт с заводом «Ливиз». Люди просто сделали два левых договора и пытаются доказать, что им принадлежит наша марка, и тем временем пытаются запустить свое производство. Конечно, у них ничего не продается, потому что те времена закончились, когда любой бренд продавался просто так.
А если в цифрах?
Нелегальный оборот, включая и поддельные марки и неуплаченный акциз занимает 42% всего рынка. Соответственно, если рынок у нас где-то 200 млн дал в год, то теневой рынок на сегодняшний день - $2,5 млрд.
Насчет всех этих дележек с брендами. Когда все это закончится? И есть ли, по-вашему, какие-то бренды, которые еще не поделили?
Я думаю, продолжаться это будет постоянно, пока будет существовать два фактора, вернее даже три: первое - несовершенство закона, к сожалению, оно налицо, второй фактор - присутствие недобросовестных чиновников в Роспатенте, судах, ну, все понимают, о чем мы говорим, и третий фактор - присутствие в алкогольном бизнесе недобросовестных коммерсантов.
Соответственно закончится этот скандал, начнется другой, с «Путинкой», еще с чем- нибудь. В любом случае, если есть возможность стащить, люди будут пользоваться этим.
А с «Путинкой», думаете, будет конфликт?
Думаю, что с «Путинкой» точно будет, потому что идет незаконная эксплуатация имени президента, а это запрещено законом. На самом деле не имели права даже регистрировать этот бренд. Поэтому рано или поздно кому-то это придет на ум, и, я думаю, что этот бренд оспорят. Насколько я в курсе, а я думаю, что я точно в курсе: президент разрешение на выпуск этого бренда не давал.
Для президента на самом деле это минус, потому что, допустим, выпил какой-нибудь мужичок в Норильске этой «Путинки» и отравился, соответственно, он начинает думать: «какой плохой президент», потому что водка плохая.
Эти вещи очень сильно имиджево связаны. Думаю, что этот проект скоро закроется.А еще какие бренды самые рисковые, по-вашему?
У нас не только бренды, вся экономика рискованная. Грубо говоря, «Гжелку» в Роспатенте аннулировали лишь потому, что якобы есть река Гжелка более известная, чем водка. Ну, конечно, это не так. Более того, существуют две речки, мы нашли еще в Смоленске речку Гжелка.
Но никому это не интересно, вот мы сейчас по судам бегаем, доказываем, что в Роспатенте жулики сидят. Но на это время нужно, деньги, то есть мы теряем рынок, потом мы будем его восстанавливать.
Все это не способствует развитию экономики России в целом. Не знаю, кто там удваивать ВВП собирается таким образом. Поэтому надо власти помогать бороться с, мягко говоря, недобросовестной конкуренцией.
Ваши планы на будущее?
К концу этого года, где-то осенью, середина октября, выдадим на рынок новый водочный бренд «Олигарх», 20%-ные водочные коктейли. Еще два бренда в нижнеценовом сегменте объявим позже.
В последнее время мы сосредоточились на дорогом продукте, теперь пойдем в более дешевый сегмент. Это позволит нам занять внушительную долю рынка. Мы хотели бы, конечно, вначале свои позиции до 7% дотянуть. Но как получится, жизнь покажет.
В этом году дотянете?
В этом - нет. Ну вот сейчас акцизные склады отменят, думаю, что-то изменится. А пока и предпосылок в этом году к увеличению нет. Ни у кого нет, не только у нас. Сейчас левую марку уже ребенок клеит на этом акцизном складе. Так что шансов бороться с дешевым алкоголем пока нет.
И напоследок, что будет с рынком?
Рынок будет!
Но как же, ведь водки стали пить меньше?
Ну, ничего страшного, произойдет укрепление бизнеса: объединятся российские компании, придут иностранные, все это вместе станет основой цивилизованного рынка просто. Думаю, это произвойдет через 3-4 года. Не меньше. При нормальных условиях сотрудничества крупных компаний с правоохранительными органами.
Газета.RU